СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему "Информационно-коммуникационные технологии в современной начальной школе"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматриваются аспекты использования ИКТ в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Информационно-коммуникационные технологии в современной начальной школе"»

Информационно-коммуникационные технологии в современной начальной школе

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом процессе начальной школы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), отражающий необходимость приведения системы образования в соответствие с тенденциями развития современного общества, предполагают деятельностное участие обучаемых в учебно-воспитательном процессе. Перед педагогами ставиться очень непростая задача: обеспечить овладение учащимися такими видами универсальных учебных действий, как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Решение этих задач в современном высокотехнологическом мире невозможно без широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и последних достижений в области компьютерной техники .

Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

1) поддержка и развитие системности мышления обучаемого;

2) поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

3) реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Большое значение в обучении младших школьников играют информационно-коммуникационные средства обучения.

Под средствами информационно-коммуникационных технологий в настоящее время понимают целый комплекс технических, программных средств, систем и устройств, функционирующих на базе средств вычислительной техники, современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, хранения, обработки, передачи и оперативного управления информацией .

Средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

  1. средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

  2. средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

  3. вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

  4. комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

    1. информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

    2. интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

    3. поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

    1. электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

    2. электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

    3. электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

    4. электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

    5. электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе (урочные и внеурочные).

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

    1. технология асинхронного режима связи – «offline»;

    2. технология синхронного режима связи – «online».

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

    1. максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

    2. широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

    3. раскрытия творческого потенциала обучающихся;

    4. освоения школьниками современных информационных технологий.

2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:

    1. при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

    2. для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

    3. для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы школьников.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

  1. при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;

  2. при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникационную технологию.

В основе коммуникационных технологий лежит обмен информации. Обмен информацией производится по каналам передачи информации. Каналы передачи информации могут использовать различные физические принципы. Так, при непосредственном общении людей информация передается с помощью звуковых волн, а при разговоре по телефону – с помощью электрических сигналов. Компьютеры могут обмениваться информацией с использованием каналов связи различной физической природы: кабельных, оптоволоконных, радиоканалов и др.

Общая схема передачи информации включает в себя отправителя информации, канал передачи информации и получателя информации.

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в начальной школе создает особую информационную обстановку, которая стимулирует интерес и пытливость ребенка, способствует раскрытию заложенных природой потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого ребенка.

ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках усиливает: положительную мотивацию обучения; эмоциональную насыщенность; формирование универсальных учебных действий контроля и самоконтроля; возможность самостоятельной деятельности; навык исследовательской деятельности; доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; рост качества образования.

Особенностью учебного процесса с применением ИКТ является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Современные ИКТ должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям младших школьников. Они должны обеспечивать: развитие интереса к самостоятельному получению учащимися новых знаний (проблемные ситуации); расширение деятельностных форм обучения (предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности); выработку базовых навыков самоорганизации, самоопределения (обеспечивающих переход от стихийного поведения к специально сконструированной деятельности); использование во всех классах начальной школы оценочной системы, ориентированной на обучение детей само- и взаимооцениванию; освоение учащимися и педагогами современных информационно-коммуникационных технологий, которое включает приобретение базовых навыков работы с различной компьютерной техникой,

выработку основ информационной культуры (умение отбирать и умело использовать полученную информацию); применение дистанционного обучения (в случаях оперативности общения учителя и ученика, находящихся в одном помещении, а также работы с учащимися, не посещающими школу и одаренными детьми).

При этом нужно не забывать, что используемые информационно-коммуникационные технологии должны не только решать задачи данной возрастной группы, но и обеспечивать преемственность и плавность перехода к ступени основного образования.

Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования нацелены на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Для эффективного использования ИКТ в начальной школе необходимо в образовательном учреждении проектировать информационно-образовательную среду.

ИКТ помогает достичь ряда педагогических эффектов в образовательном процессе начальной школы:

  1. Экономия учебного времени, которая достигается за счет использования новых видов информационных коммуникаций.

  2. Переход к информационному образу жизни.

  3. Демократизация образовательного процесса.

  4. Преодоление возрастных, временных и пространственных барьеров.

Таким образом, использование ИКТ повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность учащихся в глубоком изучении программного материала.

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования универсальных учебных действий

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий наряду с традиционными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно­образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационно­коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся наступени начального общего образования.

ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационно-коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

Одновременно ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно­образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.

Информационно-образовательная среда – это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектном образования Можно сказать, что информационно-образовтаельная среда представляет собой созданную субъектами процесса обучения интеграцию: информации на традиционных и электронных носителях; ИКТ-технологий взаимодействия, включающих в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных; дидактико-методических комплексов. К основным характеристикам информационно-образовательной среды, значимым для процесса обучения, можно отнести: открытость, целостность, полифункциональность. Кроме того, она обладает: личностной заданностью, мультимедийностью, адаптивностью, многоаспектностью.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий.

При освоении личностных действий формируются:

  1. критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  2. уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

  3. основы правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечиваются:

  1. оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

  2. использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

  3. создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

  1. поиск информации;

  2. фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

  3. структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

  4. создание простых гипермедиасообщений;

  5. построение простейших моделей объектов и процессов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

  1. обмен гипермедиасообщениями;

  2. выступление с аудиовизуальной поддержкой;

  3. фиксация хода коллективной (личной) коммуникации;

  4. общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно­деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.

Целенаправленная работа по формированию ИКТ-компетентности может включать следующие этапы (разделы).

Знакомство со средствами ИКТ. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Выполнение компенсирующих упражнений. Организация системы файлов и папок, запоминание изменений в файле, именование файлов и папок. Распечатка файла.

Запись, фиксация информации. Ввод информации в компьютер с фото и видеокамеры. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введённого как изображение. Учёт ограничений в объёме записываемой информации, использование сменных носителей (флеш-карт).

Создание текстов с помощью компьютера. Составление текста. Клавиатурное письмо. Основные правила и инструменты создания и оформления текста. Работа в простом текстовом редакторе. Полуавтоматический орфографический контроль. Набор текста на родном и иностранном языках, экранный перевод отдельных слов.

Создание графических сообщений. Рисование на графическом планшете. Создание планов территории. Создание диаграмм и деревьев.

Редактирование сообщений. Редактирование текста фотоизображений и их цепочек (слайд­шоу), видео- и аудиозаписей.

Создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное и устное сообщение. Использование ссылок из текста для организации информации. Пометка фрагмента изображения ссылкой. Добавление объектов и ссылок в географические карты и «ленты времени». Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация).

Создание структурированных сообщений. Создание письменного сообщения. Подготовка устного сообщения c аудиовизуальной поддержкой, написание пояснений и тезисов.

Представление и обработка данных. Сбор числовых и аудиовизуальных данных в естественно­научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото­ или видеокамеры, цифровых датчиков. Графическое представление числовых данных: в виде графиков и диаграмм.

Поиск информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых источниках. Поиск информации в Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Организация поиска по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Поиск в базах данных. Заполнение баз данных небольшого объёма.

Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности. Передача сообщения, участие в диалоге с использованием средств ИКТ – электронной почты, чата, форума, аудио­ и видеоконференции и пр. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ – поддержкой. Размещение письменного сообщения в информационной образовательной среде. Коллективная коммуникативная деятельность в информационной образовательной среде. Непосредственная: фиксация хода и результатов обсуждения на экране и в файлах. Ведение дневников, социальное взаимодействие. Планирование и проведение исследований объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Проектирование объектов и процессов реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы. Моделирование объектов и процессов реального мира и управления ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.

Основное содержание работы по формированию ИКТ-компетентности обучающихся реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно связано с его применением. Тем самым обеспечиваются:

  1. естественная мотивация, цель обучения;

  2. встроенный контроль результатов освоения ИКТ;

  3. повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;

  4. формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета.

При этом специфика ИКТ-компетентности заключается и в том, что зачастую сам учитель не обладает достаточным уровнем профессиональной ИКТ-компетентности. Поэтому естественным образом создаётся контекст, в котором учитель сам осуществляет универсальные учебные действия и демонстрирует обучающимся, «как это делается».

Распределение материала по различным предметам не является жёстким, начальное освоение тех или иных технологий и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. Предлагаемое в данной программе распределение направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих умений в различных предметах.

Универсальные учебные действия определяют готовность ребенка учиться в школе. Выражением личной готовности к школе является сформированность внутренней позиции как готовности принять новую роль ученика. Учитель должен использовать такие виды работ, которые сближают детей. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя каждому ребенку. Детям становится интереснее заниматься в коллективе, растет положительное отношение ребят к школе. Уроки, тематические классные часы, экскурсии, внеклассные мероприятия помогают младшему школьнику осознать свою принадлежность к социальной общности, поэтому формы и методы работы учителя, образовательные технологии должны носить деятельностный, продуктивный характер и сопровождаться информационно-коммуникативными технологиями.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня универсальных учебных действий не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!