СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: «Музыкальное занятие как недирективный метод развития творческих и критического мышления личности через слушание и восприятие музыки»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Недирективный подход – это особое отношение к человеку, его уникальному внутреннему миру, дающему возможность ощутить собственную ценность. Создание отношений, в которых это становится возможным, - серьезная и трудная, но очень плодотворная работа, развивающая всех участников процесса.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Музыкальное занятие как недирективный метод развития творческих и критического мышления личности через слушание и восприятие музыки»»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

дом детского творчества № 2
















Методическая разработка:

«Музыкальное занятие как недирективный метод развития творческих и критического мышления личности через слушание и восприятие музыки»











Составила: Андреева Н.Н. –

Педагог дополнительного образования















Заполярный, 2018

«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим»

Б.Асафьев


Недирективный подход – это особое отношение к человеку, его уникальному внутреннему миру, дающему возможность ощутить собственную ценность. Создание отношений, в которых это становится возможным, - серьезная и трудная, но очень плодотворная работа, развивающая всех участников процесса.


Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем без исключения людям, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще. Приобщение ребёнка к музыкальному искусству является важной составляющей процесса развития человека как личности. Музыка способна воспитывать высокую гражданственность, духовную красоту и творческие начала личности каждого ребёнка. Чтобы этот сложный процесс стал интересным, увлекательным и результативным, важно помнить, каким бы видом музыкальной деятельности не занимался ребёнок, он должен делать это с удовольствием и интересом.

Совсем недавно читала интервью с Денисом Мацуевым1. Статья из газеты АиФ №45 «Совсем невеСЕЛО»: «На вопрос, кто герои нашего времени, сразу отвечаю: учителя музыкальных школ, музейщики и библиотекари», - говорит Денис Мацуев. От себя бы добавила ещё и педагогов дополнительного образования и учителей музыки в общеобразовательных школах. Если сравнить количество детей нашего времени, занимающихся в музыкальных школах, с детьми, обучающимися музыке лет 15 назад, любой педагог посетует на то, что детей стало гораздо меньше. Увы, это абсолютно так.

Денис Мацуев: «О России судят по уровню её культуры, а не по количеству ракет».

Валерий Гергиев2 сумел добиться того, чтобы было принято решение вернуть в школы хоровое пение. И вот уже слышатся голоса: «А нужна ли детям обязаловка?» Я прекрасно помню: в моей школе, в которой я училась, хор был. Уж не говорю о том, что в советское время чуть ли не в каждой второй семье дома стояло пианино и ребёнок ходил в музыкальную школу. Да, 90% из них не стали выдающимися музыкантами или певцами. Но даю гарантию - после занятий музыкой у человека раскрывается второе полушарие мозга! И мы должны каким-то образом приучать детей к хорошему - в школьном ли хоре, на концертах ли…»

2014 год в России был объявлен Годом культуры. Помогло ли это кардинально изменить то положение, в котором оказалась культура в постперестроечную эпоху?

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг детей существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических, духовных и физических потребностей и присущих им социально-психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижности, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое и неизвестное. К специфическим чертам молодости относятся преобладание у неё поисковой активности. Главная задача любой формы работы с детьми - простота организации, массовость, и реализация развивающих программ.

Возможность «свободного маневрирования» при ориентации на «тематический компас» дается педагогу не только для улучшения учебно-воспитательного процесса в целом, но, прежде всего, чтобы помочь ему в решении одной из важнейших задач музыкального образования - творческого развития учащихся.

Важным условием, позволяющим решать задачи современного музыкального образования и воспитания, является использование интегрированного подхода к обучению и освоению искусства.

Преподавание музыки надо рассматривать во всем объеме ее существования как вида искусства, включающего в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является ее деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Более того, раздел, связанный с постижением детьми основ музыкальной культуры и самих произведений искусства, прежде всего, предполагает собственно музыкальную деятельность в ее различных проявлениях как на занятиях музыкой, так и в процессе участия в музыкально-художественных событиях класса, школы, общественно-значимых проектах. Значение хорового пения как наиболее доступной формы приобщения детей к музыке не только не умаляется, но его функции в рамках целостного урока искусства расширяются.

Активное использование в практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий (ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии и формы интегрированного обучения, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, театральные технологии, диспуты, дискуссии и т.д.) помогут педагогу успешно осуществлять педагогическую деятельность.

Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих передо мной.

Музыкальные занятия являются одним из самых удачных в плане воздействия на духовную жизнь ребенка. Правильно выбранные методы, яркое проведение через разные виды деятельности зачастую дают более глубокие результаты, чем нудные нотации и рассуждения на тему правильного выбора жизненного пути.

Я выбрала простую и доступную форму проведения нескольких уроков, на мой взгляд, понятную и интересную детям 13-15 лет – «Музыкальный интернет-клуб». Большая привязанность молодёжи к компьютерным технологиям открыла широкие горизонты освоения нового. Вечерами, просиживая у компьютера, дети зачастую не задумываются, что, кроме игр, в интернете можно найти кладезь интересной информации о современной музыке, её разновидностях и музыкальных направлениях.

Я задалась целью углубить знания детей, полученных на уроке через самостоятельную работу в интернете. Моя основная задача – выработать эмоциональные отношения как стимул к дальнейшему, более глубокому изучению музыки. Пробудить желание ребят самим участвовать в создании урока и получить радость от того, что самообразование обогащает жизненные опыт и культуру тех, кто в постоянном поиске. Личный опыт важнее любого примера. На таких уроках обучение происходит посредствам личного участия, и так закрепляются знания. В результате складывается собственный опыт жизни, а не потребительское отношение к ней.

Форма проведения урока музыки в виде заседания музыкального интернет-клуба даёт возможности неформального общения – интерактивность участников процесса, то есть активные взаимоотношения учащихся между собой и активные отношения учителя с каждым из учеников. В такой среде поведение одного из субъектов стимулирует действия других. Сохранение собственной индивидуальности облегчает аккумуляцию новых взглядов, их оценку и переоценку, преодоление индивидуализма в поведении.

Я считаю, что на таких уроках у детей пробуждается любознательность, нестандартность мышления, умение вести дискуссии и задавать вопросы. Очень важно научить слушать не только музыку, но и друг друга, правильно реагировать на высказывания, уметь формировать свой взгляд на проблему. Все это, в первую очередь, пригодится в жизни. В качестве образца можно взять тему: «Диалог поколений – от русской народной песни к фолк-року», «От классики к арт-року» и т.д. Темы могут предлагать сами ребята, это именно то, что их интересует, о чем они хотят поговорить, при этом они становятся активными участниками и создателями урока. Где найти материал? - спросите вы. Конечно, в интернете, именно там огромное количество информации и музыкального материала. Самостоятельность рождает интерес.

Следует обратить внимание и на такой аспект образования, как формирование обстановки доброжелательности и взаимной поддержки. Позитивные чувства будут только способствовать самоопределению учеников.

Подвести итог хочется словами великого французского композитора Дж. Бизе, которые я часто цитирую детям: «Не существует никаких родов музыки кроме двух – хорошей и дурной». Научиться выбирать и отличать плохое от хорошего – это и есть главная задача на уроках и в жизни, которые предстоит решать нашим детям. Задача же учителя научить детей делать правильный выбор.



1 Дени́с Леони́дович Мацу́ев (р.11 июня 1975, Иркутск, РСФСР, СССР) ― российский пианист и общественный деятель. Народный артист России (2011)[1]. Лауреат Государственной премии России (2009).

2 Вале́рий Абиса́лович Ге́ргиев — советский и российский дирижёр.Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра.

Народный артист России (1996)[1]. Герой Труда Российской Федерации (2013). Лауреат четырёх Государственных премий России (1993, 1994, 1998, 2001).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!