СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка модульного урока. 6 класс «Побег и почки»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для успешного усвоения знаний учащимися о побеге- как сложном органе растения, познакомить с типами листорасположения, типами и строением почек

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка модульного урока. 6 класс «Побег и почки»»

Алтухова Татьяна Александровна

Учитель биологии высшей квалификационной категории

МКОУ Большевистской СОШ

Села Сарапулка Мошковского района.




Методическая разработка модульного урока.

6 класс «Побег и почки»


Цель: Образовательная - Создать условия для успешного усвоения знаний учащимися о побеге- как сложном органе растения, познакомить с типами листорасположения, типами и строением почек.

Развивающие - развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в парах.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся знакомятся со строением побега и почек, развитием побега из почки.

Метапредметные: учащиеся развивают умения проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основании делать выводы.

Личностные: у учащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия урока: побег, почка, верхушечная, пазушная, придаточная почки, вегетативная, генеративная почки, конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с обучающимися класса при обсуждении вопроса о листорасположении и росте побега, работа в парах, выполнение лабораторной работы.

Тип урока: комбинированный

Формы и методы работы: фронтальная, парная, индивидуальная; беседа, частично-поисковый метод, беседа, составление моделей побега и листорасположения.

Применение педагогических технологий: - Модульная технология с элементами Проблемно – поисковой; - Информационно – коммуникативной;

Оборудование: Компьютер, учебник В. В. Пасечник «Биология 6 класс», Таблицы «Строение почки», «Листорасположение», презентация.

Учащиеся будут знать: -определение побега, что называется узлом, междоузлием, пазухой листа; Что такое листорасположение и у каких растений очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение; Чем верхушечная почка отличается от боковой; строение почки; где у растений могут находится придаточные почки; разницу между вегетативными и генеративными почками;

Учащиеся будут уметь: различать верхушечные и пазушные почки; уметь определять вегетативные и генеративные почки; определять виды листорасположения на гербарных экземплярах, у комнатных растений.









Ход урока

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Цель: Сформировать понятие о побеге; изучить строение вегетативных и генеративных почек, развитие побега из почки, ветвление растений.

Прочти цель урока

УЭ-1

Цель этапа: Выявить уровень усвоения знаний по теме «Корень»

-Какой орган растения мы изучали на последнем уроке?

-Давайте посмотрим, какие знания вы получили о корне.

Выбрать правильные утверждения

1.Корень - орган почвенного питания.

2.Существуют корневые системы: мочковатая, верхушечная, придаточная.

3.Боковые корни отходят от главного.

4.Придаточные корни образуются только на боковых корнях.

5.Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.

6.Кончик корня покрыт корневым чехликом.

7.В корне за зоной всасывания идет зона деления.

8.Корневые волоски - это выросты клеток покровной ткани.

9.Главный корень одуванчика похож на стержень.

10.У пшеницы, кукурузы – стержневая корневая система.

Самооценка: в лист оценки 1.-Д.З –поставьте себе балл- «2» –если нет ошибок или 1 ошибка, «1»- если 2-3 ошибки, если 4-5 ошибок ставим 0.





Обсудите коллективно



Выберите правильные утверждения

















Проведите самооценку, выставите балл в лист оценки




УЭ-2

Цель: Самостоятельно определить цель урока и составить план урока.

Мы с вами уже хорошо знаем особенности подземной части растения, сегодня нам предстоит узнать много о надземной части растения.

- Что трогается в рост после корня? (стебель)

- А что располагается на стебле? (листья и почки)

- Как будет называться стебель с листьями и почками? (побег)


Исходя из темы урока, определите учебные задачи.

- познакомиться с понятием побег и его строением;

- выяснить, какие бывают почки, как они расположены на стебле, чем отличаются друг от друга;

- как происходит рост молодого побега из почки.






Тема сегодняшнего урока «Побег и почки»

Исходя из темы урока поставьте цели.

-Что мы должны - узнать, изучить, выявить?

Подземная часть растения – это корень, а надземная часть – это побег? Внимательно посмотрите на побег. – Что мы можем изучить? Почки - это тоже орган растения, что мы можем узнать о почках?

План «Побег и почки»

- виды побегов, -строение, -значение.

-Виды почек, - строение, значение.

-Что нам нужно чтобы реализовать план и достичь поставленных целей?




Самооценка: в лист оценки поставьте балл.

Активно участвовал в постановке цели – 2

Моя цель совпала с целью большинства ребят, но я был не активен -1

Я не смог сформулировать для себя цель урока -0













Поставьте задачи











Выдвените цели урока.





Составьте план изучения темы, определите способы деятельности по достижению цели.


Проводите самооценку постановки цели планирования деятельности.


УЭ-3

Цель: Сформировать понятие о побеге


Работа с учебником. Изучим статью и вставьте пропущенные слова.

Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют ………….

Осевая часть побега……………

Боковая часть побега………….

Участки стебля на которых развиваются листья называют …………..

Участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега называют …………………

Угол между листом и находящимися выше междоузлием называется …………………………


Учитель демонстрирует два предмета (ручка простая и ручка автоматическая).

-Скажите, какой из представленных предметов простой, а какой сложный?

-Побег это сложный орган? - объясните почему?


Виды побегов.

Побеги могут быть вегетативные и цветоносные.

Объясните, почему они получили такое название?

 



Физкультминутка: - Представьте, что мы с вами молодые деревья в роще, и вдруг налетел ветер, клонит нас в разные стороны. Ветер стих, а листочки на деревьях шелестят.


Листорасположение.

Рассмотрите растения (демонстрирует два растения)

-Одинаково расположены листья на стебле? –Что такое листорасположение?

-Какие типы листорасположения существуют?

-Дайте характеристику каждому типу листорасположения.


Строение почек Выполнение лабораторной работы

«Строение почек. Расположение почек на стебле»


Закончите фразу.

-По местоположению на побеге почки разделяют на ?.

-Почему их так назвали?

-Что помогает почкам пережить зиму?

- Расскажите, почки,
Что у вас внутри?
- Клейкие листочки!
Хочешь, подсмотри,
Как чешуйки сдвинув,
Выглянут на свет.
И дивнее дива -
У природы нет!

-В почке можно различить не только зачаточный стебель, листья или бутоны, здесь расположен конус нарастания.

Как вы думаете, что это такое и зачем он нужен?


Рост и развитие побега.

-На верхушке, сбоку побега находятся почки – зачаточные побеги из которых будут развиваться новые побеги, ветви.


Физкультминутка. Опустите головы на парту. Медленно поднимите голову, встаем, руки в стороны. Повторяем несколько раз.

Какой процесс мы показали?


-Ростом растения можно управлять. Подумайте как?




Подумайте. -Какое значение имеют побег и почки?






Самооценка: в лист оценки поставьте балл

Активно работал -2

Работал, но не активно или не по всем вопросам урока -1

Не работал на уроке -0

Работа индивидуальная в тетрадях

Внимательно прочитайте текст учебника стр.52










Побег это сложный орган, потому что состоит из нескольких частей.

На вегетативных побегах есть листья, на цветочных- цветки

Выполните движения.



Изучите рисунок 34 на стр. 52








Изучите инструкцию на стр.55 учебника

















Используя материал учебника на стр 53 Статья «Рост и развитие побега» запишите этапы развития побега из почки.


Выполните движения.

Прочитайте материал учебника на стр 53 Статья «Управление ростом и развитием побега»



Проведите самооценку постановки цели планирования деятельности.




УЭ-4

Цель: выявить степень участия и эмоциональной удовлетворенности, учащихся в процессе занятия.


Подведем итоги урока.

-Вам было интересно на уроке?

-Что вы узнали нового на уроке?

-Что у вас не получилось на уроке?

-Что вы теперь умеете?

- Как вы считаете, вам пригодятся знания о побеге в вашей жизни?

- Как бы вы оценили свою деятельность на уроке?



Закончим самооценку на уроке. В листах оценки проставьте, баллы и посчитайте общее количество. Поставьте себе оценку соответствующую набранным баллам.

Домашнее задание

Параграф 10. Задания в рабочей тетради 4,6 .

По желанию: Творческое задание со свободным выбором:

Решить кроссворд;

Составить тест по теме




Обсудите коллективно

Участие в беседе









Проведите самооценку и выставите себе оценки.



Приложение: Лист самооценки.


Тема урока: «Побег и почки»


Этапы деятельности

Критерии


самооценка


ЭУ- 1

«2 балла» –если нет ошибок или 1 ошибка,

«1 бал»- если 2-3 ошибки,

«0 баллов» если 4-5 ошибок.



ЭУ - 2

Активно участвовал в постановке цели – 2

Моя цель совпала с целью большинства ребят, но я был не активен -1

Я не смог сформулировать для себя цель урока -0



ЭУ - 3

Активно работал -2

Работал, но не активно или не по всем вопросам урока -1

Не работал на уроке -0



ЭУ - 4

Справился со всеми заданиями -2

Справился, но не со всеми заданиями -1

С заданиями не справился -0



Оценка 5, если вы набрали – от 9 до 10 баллов.

Оценка 4 если вы набрали - от 7- до8 баллов

Оценка 3 если вы набрали – от 5 до 6 баллов

Оценка 2 если вы набрали – меньше 5 баллов










Самоанализ модульного урока.

6 класс «Побег и почки»

Цель: Образовательная - Создать условия для успешного усвоения знаний учащимися о побеге- как сложном органе растения, познакомить с типами листорасположения, типами и строением почек.

Развивающие - развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в парах.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся знакомятся со строением побега и почек, развитием побега из почки.

Метапредметные: учащиеся развивают умения проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основании делать выводы.

Личностные: у учащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия урока: побег, почка, верхушечная, пазушная, придаточная почки, вегетативная, генеративная почки, конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с обучающимися класса при обсуждении вопроса о листорасположении и росте побега, работа в парах, выполнение лабораторной работы.

Тип урока: комбинированный

Формы и методы работы: фронтальная, парная, индивидуальная; беседа, частично-поисковый метод, беседа, составление моделей побега и листорасположения.

Применение педагогических технологий: - Модульной;- Проблемно – поисковые; - Информационно – коммуникативные;

Оборудование: проектор, компьютер, учебник В. В. Пасечник «Биология 6 класс», Таблицы «Строение почки», « Листорасположение», презентация.

Учащиеся будут знать: -определение побега, что называется узлом, междоузлием, пазухой листа; Что такое листорасположение и у каких растений очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение; Чем верхушечная почка отличается от боковой; строение почки; где у растений могут находится придаточные почки; разницу между вегетативными и генеративными почками;

Учащиеся будут уметь: различать верхушечные и пазушные почки; уметь определять вегетативные и генеративные почки; определять виды листорасположения на гербарных экземплярах, у комнатных растений.

Содержание урока соответствовало теме и целям. Использованы фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.

На уроке применялись различные методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные, игровые. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

На уроке осуществлены межпредметные связи с химией, медициной, валеологией, обеспечением безопасности жизнедеятельности, а также прослеживается взаимосвязь с жизненными ситуациями.

Важным этапом на уроке была актуализация опорных знаний учащихся, с этой целью была проведена фронтальная и индивидуальная работы.

Целесообразно использованы наглядные пособия, дидактический материал, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, созданию ситуации успеха, формированию интереса к изучению материала темы.

С целью развития познавательных процессов учащихся были использованы различные приемы: поисковая работа с учебником, постановка проблемы, выдвижение гипотез и их обсуждение.

Активность учащихся была достаточно высокой, этому способствовали игровые и соревновательные моменты, элементы занимательности.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом и правильно выполняли задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!