СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Методические принципы подготовки школьников к олимпиадам по истории и обществознанию"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка поможет учителю подготовить обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников по истории и обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Методические принципы подготовки школьников к олимпиадам по истории и обществознанию"»

   Методические принципы подготовки школьников к олимпиадам по истории и обществознанию

  Методические принципы подготовки школьников к олимпиадам по истории и обществознанию

Реализуемый в нашей стране национальный проект «Образование», предполагает поддержку талантливой молодёжи, в частности победителей и призеров олимпиады по истории и обществознанию. Важной частью учителя по обществознанию и истории является организация и проведение олимпиад. Они помогают активизировать познавательные и творческие способности учащихся, выявить талантливых детей, интересующихся обществознанием и историей. Такие олимпиады дают учителю возможность проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.

Реализуемый в нашей стране национальный проект «Образование», предполагает поддержку талантливой молодёжи, в частности победителей и призеров олимпиады по истории и обществознанию. Важной частью учителя по обществознанию и истории является организация и проведение олимпиад. Они помогают активизировать познавательные и творческие способности учащихся, выявить талантливых детей, интересующихся обществознанием и историей. Такие олимпиады дают учителю возможность проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.

В целях эффективной по подготовки учащихся к олимпиадам по обществознанию и истории учитываются следующие положения: отработка с учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиадах (используются материалы олимпиад прошлых лет) переход от заданий репродуктивного характера к заданиям проблемным и творческим развитие практических умений, необходимых для выполнения заданий разных видов, т.е. практическая направленность проводимых занятий

В целях эффективной по подготовки учащихся к олимпиадам по обществознанию и истории учитываются следующие положения:

  • отработка с учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиадах (используются материалы олимпиад прошлых лет)
  • переход от заданий репродуктивного характера к заданиям проблемным и творческим
  • развитие практических умений, необходимых для выполнения заданий разных видов, т.е. практическая направленность проводимых занятий
В целях эффективной по подготовки учащихся к олимпиадам по обществознанию и истории учитываются следующие положения: индивидуальный подход в подготовке к олимпиадам (учет предпочтений учащихся, их познавательных потребностей и ориентации на выбор будущей профессии) деятельностный подход, выражающийся в самостоятельном поиске, отборе, анализе и использовании информации, создании на занятиях условий, способствующих высказыванию своих взглядов, идей

В целях эффективной по подготовки учащихся к олимпиадам по обществознанию и истории учитываются следующие положения:

  • индивидуальный подход в подготовке к олимпиадам (учет предпочтений учащихся, их познавательных потребностей и ориентации на выбор будущей профессии)
  • деятельностный подход, выражающийся в самостоятельном поиске, отборе, анализе и использовании информации, создании на занятиях условий, способствующих высказыванию своих взглядов, идей
Для реализации этих задач наиболее эффективными формами организации учебной деятельности являются: самостоятельная групповая работа с источниками, индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий, коллективное обсуждение процесса и результатов работы.

Для реализации этих задач наиболее эффективными формами организации учебной деятельности являются: самостоятельная групповая работа с источниками, индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий, коллективное обсуждение процесса и результатов работы.

Индивидуальное выполнение учащимися тестовых заданий закрытого типа с выбором одного правильного ответа показало, что ученики достаточно глубоко усвоили содержание основных обществоведческих и исторических понятий. Больше проблем учащимся доставили тестовые задания закрытого типа с множественным выбором ответа.

Индивидуальное выполнение учащимися тестовых заданий закрытого типа с выбором одного правильного ответа показало, что ученики достаточно глубоко усвоили содержание основных обществоведческих и исторических понятий. Больше проблем учащимся доставили тестовые задания закрытого типа с множественным выбором ответа.

Особое место в процессе подготовки к олимпиаде занимали практические занятия по решению юридических, экономических, исторических задач и выполнению проблемно-познавательных заданий. При подведении итогов занятий анализировались альтернативы: различные решения юридических и экономических задач, варианты выполнения проблемно-познавательных заданий. Следует отметить, что некоторые учащиеся с большим интересом работали над заданиями преобразующего уровня, где необходимо было сформулировать причинно-следственные связи, выделить общие черты и отличительные особенности того или иного явления, процесса.

Особое место в процессе подготовки к олимпиаде занимали практические занятия по решению юридических, экономических, исторических задач и выполнению проблемно-познавательных заданий. При подведении итогов занятий анализировались альтернативы: различные решения юридических и экономических задач, варианты выполнения проблемно-познавательных заданий. Следует отметить, что некоторые учащиеся с большим интересом работали над заданиями преобразующего уровня, где необходимо было сформулировать причинно-следственные связи, выделить общие черты и отличительные особенности того или иного явления, процесса.

Поскольку задания туров Всероссийской олимпиады по обществознанию и истории предполагают написание эссе на выбранную тему, его рецензирование и защиту, значительное внимание в процессе подготовки было уделено выполнению заданий данного типа. В качестве тем эссе использовались различные афоризмы писателей, поэтов, философов.

Поскольку задания туров Всероссийской олимпиады по обществознанию и истории предполагают написание эссе на выбранную тему, его рецензирование и защиту, значительное внимание в процессе подготовки было уделено выполнению заданий данного типа. В качестве тем эссе использовались различные афоризмы писателей, поэтов, философов.

Психологическая готовность школьника  Очень важную роль при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня играет психологический тренинг. Любой участник олимпиады испытывает стресс, причем, чем выше уровень олимпиады, тем стресс больше. Поэтому нужно стараться привлекать школьных психологов к работе с участниками олимпиады. Помощь нужна участнику не только до, но и после участия в олимпиаде, особенно в случае неудачи.

Психологическая готовность школьника

Очень важную роль при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня играет психологический тренинг. Любой участник олимпиады испытывает стресс, причем, чем выше уровень олимпиады, тем стресс больше. Поэтому нужно стараться привлекать школьных психологов к работе с участниками олимпиады. Помощь нужна участнику не только до, но и после участия в олимпиаде, особенно в случае неудачи.

Примеры заданий 1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.  1. Обычай, прецедент, закон.  2. Эпос, былины, предания, сказки.  3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание. Ответ: 1. Источники права. 2. Формы народной культуры. 3. Социальные санкции.

Примеры заданий

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их. 1. Обычай, прецедент, закон. 2. Эпос, былины, предания, сказки. 3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.

Ответ: 1. Источники права. 2. Формы народной культуры. 3. Социальные санкции.

Примеры заданий 2. Что является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово ПОДЧЕРКНИТЕ и ОБЪЯСНИТЕ, почему вы так решили.  1. Республика, монархия, федерация.  2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.  3. Административное право, гражданское право, семейное право.   Ответ:   1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли частного права.

Примеры заданий

2. Что является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово ПОДЧЕРКНИТЕ и ОБЪЯСНИТЕ, почему вы так решили. 1. Республика, монархия, федерация. 2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм. 3. Административное право, гражданское право, семейное право.

Ответ: 1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли частного права.

Примеры заданий 3. Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию .  Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон».   Ответ: Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Примеры заданий

3. Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию . Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон».

Ответ: Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Примеры заданий 4. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.  1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.  2. М…н…т…ризм – экономическая теория.  3. Д…в…рс…фикация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые отрасли.  4. Д…в…ден… – доход, выплачиваемый акционерам.  5. …кси…логия – учение о ценностях.  6. Д…скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам.  7. Стр…т...ф..кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.  8. Л…г…тимность – законность.  9. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.  10. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.

Примеры заданий

4. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. 1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей. 2. М…н…т…ризм – экономическая теория. 3. Д…в…рс…фикация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые отрасли. 4. Д…в…ден… – доход, выплачиваемый акционерам. 5. …кси…логия – учение о ценностях. 6. Д…скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам. 7. Стр…т...ф..кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице. 8. Л…г…тимность – законность. 9. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению. 10. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.

Примеры заданий Ответ:  Конформизм. 2. Монетаризм. 3. Диверсификация. 4. Дивиденд. 5. Аксиология. 6. Дискриминация. 7. Стратификация. 8. Легитимность. 9. Сепаратизм. 10. Глобализация.

Примеры заданий

Ответ: Конформизм. 2. Монетаризм. 3. Диверсификация. 4. Дивиденд. 5. Аксиология. 6. Дискриминация. 7. Стратификация. 8. Легитимность. 9. Сепаратизм. 10. Глобализация.

Примеры заданий 5. Подготовка мини-проекта  Выберите из предложенных тем одну для выполнения мини-проекта  А. Построение в Российской Федерации правового государства невозможно без формирования в стране гражданского общества. Какой план содействия его развитию Вы могли бы предложить?  Б . В соответствии со ст. 19 Конституции РФ мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. В тоже время реальное гендерное равенство (положение, когда женщины и мужчины пользуются равными правами, возможностями и привилегиями в гражданской и политической сферах) в нашей стране не достигнуто.  Какой план сближения декларируемого и гендерного равенства Вы могли бы предложить. В своей работе Вы должны отразить следующие позиции:  1. Каково реальное положение дел по обозначенной проблеме?  2. Какие объективные препятствия и противоречия мешают ее решению?  3. Возможно ли использование зарубежного опыта в ее решении?  4. Какие действия могли бы содействовать скорейшему решению данной проблемы?  5. Какими могут быть результаты указанных действий?

Примеры заданий

5. Подготовка мини-проекта Выберите из предложенных тем одну для выполнения мини-проекта А. Построение в Российской Федерации правового государства невозможно без формирования в стране гражданского общества. Какой план содействия его развитию Вы могли бы предложить? Б . В соответствии со ст. 19 Конституции РФ мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. В тоже время реальное гендерное равенство (положение, когда женщины и мужчины пользуются равными правами, возможностями и привилегиями в гражданской и политической сферах) в нашей стране не достигнуто. Какой план сближения декларируемого и гендерного равенства Вы могли бы предложить.

В своей работе Вы должны отразить следующие позиции: 1. Каково реальное положение дел по обозначенной проблеме? 2. Какие объективные препятствия и противоречия мешают ее решению? 3. Возможно ли использование зарубежного опыта в ее решении? 4. Какие действия могли бы содействовать скорейшему решению данной проблемы? 5. Какими могут быть результаты указанных действий?

Примеры заданий Критерии оценивания:  - раскрытие обоснованности темы  - представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы  - внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений  - раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса  - аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт  - свободная композиция и непринужденность повествования  - соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалам  - четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам

Примеры заданий

Критерии оценивания: - раскрытие обоснованности темы - представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы - внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений - раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса - аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт - свободная композиция и непринужденность повествования - соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалам - четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!