МБУ ДО «Дом детского творчества» города Сорска
Методическая разработка мероприятия
туристско-краеведческой направленности
квест-игра с элементами спортивного ориентирования
«По страницам Красной книги».
Номинация: методическое пособие
Разработали: зам. директора по ВР Кожуховская Е.И.
педагоги дополнительного образования: Бандяева Е.Г.
Кожуховский А.В.
г.Сорск 2018г.
Методическая разработка.
I. Интегрированное спортивное мероприятие «По страницам Красной книги».
II. Соревнование проводится в форме прохождения этапов, на каждом этапе – задания.
III.Пояснительная записка.
Мероприятие проводится для расширения и закрепления знаний по программному материалу объединений «Спортивное ориентирование» «Туризм», для воспитания гражданских и патриотических чувств, укрепления здоровья. Задачей курсов «Спортивное ориентирование» и «Туризм» является отработка ориентирования обучающихся на местности по карте, умения работать с компасом, прохождения этапов пешеходного туризма. Мероприятие позволяет в интересной для детей форме донести знания по предлагаемым программам. Возраст участников 8-14 лет. Мероприятие проходит в форме игры. Жюри подводит итоги конкурса, учитывается время прохождения этапа и все ответы во время прохождения контрольных пунктов. После подведения итогов все участники получают грамоты.
Новизна мероприятия: каждая команда должна знать навыки пешеходного туризма, уметь ориентироваться на месте по карте. Проявить эрудицию в теоретической части.
Педагогическая целесообразность.
Мероприятие воспитывает патриотизм, любовь к малой родине, укрепляет дружеские связи, формирует нравственные качества, уважительное отношение к природе, подготавливает детей к взрослой жизни. Укрепляет физически, воспитывает волю и характер.
Педагогические технологии:
В данной работе используется технология сотрудничества и здоровьесберегающие технологии.
Технология сотрудничества-
Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Эта технология предполагает распределение этих функций между учителем и учениками. http://knowledge.allbest.ru
Здоровьесберегающая технология - здоровьесберегающие технологии в образовании – фактически это школы, в организации самого процесса обучения и воспитания тех условий, того комплекса мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни http://xn----7sbbbom5ai0ao7a5d.xn--p1ai/zdorovesberegayushhie-tehnologii-i-ih-primenenie-v-obrazovatelnom-protsesse
IV. Оборудование: Контрольные пункты в количестве 5 штук, карты, готовые задания, ручки, проверочные листы.
V.Методические советы: в подготовительный период обучающимся на занятиях выдается теоретический материал в разных формах: лекция, викторина, беседа, реферат, исследовательская работа, экскурсия в музей, сообщения. На занятиях «Спортивное ориентирование» отрабатываются навыки хождения на местности по карте, изучаются условные знаки, изучаются навыки пешеходного туризма.
VI. Сценарий мероприятия:
Квест-игра «По страницам Красной книги»
Тема: История Республики Хакасия
Тип мероприятия: интеллектуальная игра.
Цель: активизация познавательного интереса к изучению истории родного края.
Задачи:
Образовательная: повторить, закрепить и расширить знания по истории Республики Хакасия, умение работать по карте, навыки работы в группе.
Развивающая: развивать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, осуществлять связь с учебными предметами.
Воспитательная: способствовать воспитанию любви к своей малой родине, уважения к традициям народа, повышать культурный уровень.
Оборудование: карта, наглядный материал, оценочный лист, презентация, оборудование для показа презентации.
Реквизит: футболки для команд, фломастеры.
Планируемые результаты:
Личностные
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе игры.
Метапредметные
развитие умения работать с информацией;
развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками в процессе игры.
Предметные
– формирование умений применять предметные знания по истории, русскому языку, географии, литературе на практике.
План игры:
1.Вводное слово педагога.
2.Подготовка к игре.
3.Мозговой штурм.
4.Прохождение этапов по карте.
5.Подведение итогов.
Ход игры:
1.Вводное слово педагога.
-Здравствуйте, уважаемые и гроки и все присутствующие. Начинаем квест-игру «По страницам Красной книги». Игра рассчитана на ребят, знающих историю Хакасии, умеющих ориентироваться на местности. Обычно такие игры проводятся на природе вот по таким специальным картам (показываю). Бежать можно в заданном направлении или без направления, каждый найденный пункт отмечается на карте. Посмотрите небольшую презентацию о работе объединений «Спортивное ориентирование» и « Туризм».
2.Подготовка к игре.
Ведущий:
- Поделитесь на две команды. Даю 5 минут, чтобы вы выбрали капитана, название команд, девиз.
- К сдаче рапорта приготовьтесь! Рапорт сдать капитанам.
Капитан команды: Команда равняйсь, смирно!
- Уважаемый ведущий игры, Команда ------ наш девиз ------------
к началу игры построена. Капитан команды---------------------
Ведущий : Рапорт принят. Занять свое место в строю.
3.Мозговой штурм.
Первое задание получают капитаны. Карточка с вопросами.
Карточка №1
1.На территории нашей республики есть заповедник «Хакасский»
Когда он был создан?
( ответ: в 1999г. на базе государственных заповедников «Чазы» и «Малый Абакан»)
2. Жарки – это народное название растения, а научное? (ответ: купальница азиатская)
3 Абакан – столица Хакасии. На гербе города изображён жарок. А какое растение и животное изображено на гербе республики?
(ответ: ветвь березы и крылатый барс)
4. Другое название животного снежный барс?
( ответ: Ирбис)
Карточка № 2
1.Как по-другому называют сосну сибирскую? (ответ: кедр)
2. В каком году была принята Красная Книга Республики Хакасия? (ответ: 1999г.)
3. В подтаёжной зоне Хакасии население сочетало скотоводство с земледелием. Поэтому в пищу употреблялись мучные изделия. Самым популярным злаком является «коче». Из него делали знаменитый талган. Назовите эту злаковую культуру. (ответ: ячмень)
4. Занесено ли растение Венерин башмачок в Красную книгу? (ответ: да)
Ведущий: Разминка закончилась. Капитанам получить маршрутную карту.
4.Прохождение командами этапов.
5.Подведение итогов. Награждение.
Выдаются командам карточки по истории Хакасии с пропущенными буквами. Вставляют слова и капитаны зачитывают текст. Команды получают грамоты.
VII. Литература.
1.Научно-редакционный совет издательства «Советская энциклопедия»,1985
2.Энциклопедия для детей. Т.5 История России и ее ближайших соседей. Ч3 XX век-3-е изд., перераб. и испр./ Глав.ред.М.Д.Аксенова-М.Аванта +,1999-704 с.
3.Красная книга Республики Хакасия, 2-е издание , переработанное и дополненное. Ответственный редактор кандидат биологических наук Е.С.Анкипович, Новосибирск «Наука», 2012
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%8Fttp://900igr.net/prezentatsii/geografija/Priroda-KHakasii/015-Na-territorii-KHakasii.html (время посещения 01.03.2018г.16.00