СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка математической игры «Математика – ваш выход».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка математической игры «Математика – ваш выход».»

ГКОУ «Центр образования Самарской области»

















Методическая разработка математической игры «Математика – ваш выход».







Выполнила учитель математики филиала №1

Игуменова Марина Александровна














Г. Новокуйбышевск, 2024 год

Математическая игра «Математика – ваш выход».

Цель игры: Развитие логического мышления, интереса к предмету, активизация познавательной деятельности учащихся, формирование дружеских, товарищеских отношений, умение работать группой.

Ход игры.

Демонстрация двух видеороликов.

1. Разминка для команд

(на обдумывание одного вопроса – 1-2 секунды)

Вопрос 1.

Команды

Вопрос

Ответ

1-ая

Как называется кратчайшее расстояние от точки до прямой?

Перпендикуляр

2-ая

Фигура, образованная двумя лучами с общим началом?

Угол

1-ая

Сумма длин всех сторон многоугольника?

Периметр

2-ая

Как называются стороны прямоугольного треугольника?

Катеты и гипотенуза

1-ая

Числа, расположенные правее нуля?

Положительные

2-ая

Выражение, находящееся над дробной чертой?

Числитель

1-ая

Не положительное и неотрицательное число?

Нуль

2-ая

Число, содержащее в записи запятую?

Десятичная дробь

1-ая

Результат вычитания?

Разность

2-ая

Результат деления?

Частное

1-ая

Результат сложения?

Сумма

2-ая

Результат умножения?

Произведение

1-ая

График линейной функции?

Прямая

2-ая

График квадратичной функции?

Парабола

1-ая

Независимая переменная?

Аргумент

2-ая

График функции у=к/х?

Гипербола

1-ая

Величина, выраженная равенством С=2πR

Длина окружности

2-ая

Угол с вершиной в центре окружности?

Центральный

1-ая

60 часть градуса?

Минута

2-ая

Прямая, имеющая с окружностью две общие точки?

Секущая


  1. Конкурсы для команд

1) Конкурс на внимание (Командам на 3 секунды показывается карточка, на которой изображены разноцветные фигуры с написанными на них числами:

серый квадрат (19); зеленый круг (27); красный треугольник (45); желтый ромб (36).


Задание ложное (на самом деле будет другое): найти сумму чисел.

Задание настоящее:

Команда

Вопрос

Ответ

1-ая

Какое число записано в квадрате?

19

2-ая

Какого цвета круг?

Розового

1-ая

Какая фигура последняя?

Ромб

2-ая

В какой фигуре число 45?

В треугольнике


2) Конкурс «Не собьюсь!»

Ведущий: до скольких вы умеете считать? Ну, смелее. До 100? До 1000000000? Попросим посчитать одного представителя из команды вслух до 30. Сумеете? Начнем, но с одним условием. Вы не должны называть «три», числа, делящиеся на три, и в название которых входит «три», например, 13; 30 и т.п. Вместо этих чисел вы должны говорить: «Не собьюсь!»

(1; 2; не собьюсь; 4; 5; не собьюсь; 7; 8; не собьюсь; 10; 11; не собьюсь; 14; не собьюсь; 16; 17; не собьюсь; 19; 20; не собьюсь; 22; не собьюсь; 25; 26; не собьюсь; 28; 29; не собьюсь)


3) Конкурс «Спички».

Ведущий: переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.

Класс

Вопрос

Ответ

1-ая

VII + III = V

VII –III=IV или VII + III = X

2-ая

V = II + VIII

X = II + VIII

1-ая

VI = X + I

VI = V+ I

2-ая

VII = IV + I

VII = V + II


4) Конкурс «Художников».

В это время для остальных математические фокусы.


1. Угадай число

Содержание фокуса. Попросите любого зрителя задумать число. Потом это число зритель должен умножить на 2, прибавить к результату 8, разделить результат на 2 и задуманное число отнять. В результате вы смело называете число 4.


2. Угаданный день рождения

Содержание фокуса. Объявите зрителям, что вы сможете угадать день рождения любого незнакомого человека, сидящего в зале. Вызовите любого желающего и предложите ему умножить на 2 число дня своего рождения. Затем пусть зритель сложит получившееся произведение и число 5 и умножит на 50 полученную сумму. К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1), вслух назвать полученное число. Через секунду вы называете день и месяц рождения зрителя.


Секрет. Все очень просто. В уме от того числа, которое назвал зритель, отнимите 250. У вас должно выйти трехзначное или четырехзначное число. Первая и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц.


Дмитрий Коробченко:


Фокус относится к случаю (2). Загадан день рождения. День — X, месяц — Y. Оба числа являются не более чем двузначными. Зритель выполняет следующие операции:


В уме отнимаем 250:


Так как Y — не более чем двузначное число, в получившемся числе [W=X*100+Y] месяц Y и день X никак не перемешаются. Поэтому последние две цифры числа W — это месяц Y, остальные — день X.

Ответ: X, Y


5) Конкурс “Кто быстрее сосчитает”.

1. Две дюжины умножили на 3 дюжины. Сколько всего дюжин получилось?

Ответ: 72 дюжины. (2•12)• (3•12)=(2•12•3) •12=72•12

2.Сколько раз встречается цифра 7 при записи чисел от 1 до 100?

Ответ: 20 раз.


6) Составь слово.

Время выполнения 3-4 мин. Каждое правильно составленное слово- 1 жетон.


-ЬДОБР -ДРОБЬ

-ИЕЕУАВНРН -УРАВНЕНИЕ

-АААДЧЗ -ЗАДАЧА

-СИЛИЧЕЛЬТ -ЧИСЛИТЕЛЬ

-НАНАМЗЕТЕЬЛ -ЗНАМЕНАТЕЛЬ


Математический парадокс: «2х2=5»


7) Учитель: Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.


1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? №1. Л.Н. Толстой. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».

2) С кем из них произошёл следующий случай: «… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда … – Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» №2. М.В. Ломоносов.

3) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. №1. Л.Н. Толстой.

4) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? №3. А.С. Пушкин.

5) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»? №2. М.В. Ломоносов.

6) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя? №2. М.В. Ломоносов.


8) ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ:  
1.Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов: "Яд, мудрецом тебе предложенный прими. Из рук же дурака не принимай бальзама!" ( Омар Хайям) 
2.Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (А.С. Грибоедов) 
3.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола) 
4.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н. Толстой) 
5."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин) 

Математический парадокс: «63=64=65»


9) Вопросы командам:

1. Леонардо да Винчи записывал в блокнот числа после встречи с людьми, которые представляли для него художественный интерес. Что означали эти числа? (это был способ запомнить их лица)

2. Петр Первый издал указ: " Учить всех дворянских детей "цифири и геометрии", а тем, кто не усваивал этих премудростей он запрещал (жениться)

3. Как назывался прибор, используемый для арифметических вычислений в Др. Греции, Риме? (абак)

4. Какая дробь находится между каникулами? (1/4-четверть)

5. Сколько десятков получится, если умножить 3 десятка на 3 десятка? (90 десятков)

6. Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто произносите на уроках геометрии. (что и требовалось доказать)

7. Какая страна является родиной арабских цифр? ( Индия) 

10) Юмористическое видео


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!