ГКОУ «Центр образования Самарской области»
Методическая разработка математической игры «Математика – ваш выход».
Выполнила учитель математики филиала №1
Игуменова Марина Александровна
Г. Новокуйбышевск, 2024 год
Математическая игра «Математика – ваш выход».
Цель игры: Развитие логического мышления, интереса к предмету, активизация познавательной деятельности учащихся, формирование дружеских, товарищеских отношений, умение работать группой.
Ход игры.
Демонстрация двух видеороликов.
1. Разминка для команд
(на обдумывание одного вопроса – 1-2 секунды)
Вопрос 1.
Команды | Вопрос | Ответ |
1-ая | Как называется кратчайшее расстояние от точки до прямой? | Перпендикуляр |
2-ая | Фигура, образованная двумя лучами с общим началом? | Угол |
1-ая | Сумма длин всех сторон многоугольника? | Периметр |
2-ая | Как называются стороны прямоугольного треугольника? | Катеты и гипотенуза |
1-ая | Числа, расположенные правее нуля? | Положительные |
2-ая | Выражение, находящееся над дробной чертой? | Числитель |
1-ая | Не положительное и неотрицательное число? | Нуль |
2-ая | Число, содержащее в записи запятую? | Десятичная дробь |
1-ая | Результат вычитания? | Разность |
2-ая | Результат деления? | Частное |
1-ая | Результат сложения? | Сумма |
2-ая | Результат умножения? | Произведение |
1-ая | График линейной функции? | Прямая |
2-ая | График квадратичной функции? | Парабола |
1-ая | Независимая переменная? | Аргумент |
2-ая | График функции у=к/х? | Гипербола |
1-ая | Величина, выраженная равенством С=2πR | Длина окружности |
2-ая | Угол с вершиной в центре окружности? | Центральный |
1-ая | 60 часть градуса? | Минута |
2-ая | Прямая, имеющая с окружностью две общие точки? | Секущая |
Конкурсы для команд
1) Конкурс на внимание (Командам на 3 секунды показывается карточка, на которой изображены разноцветные фигуры с написанными на них числами:
серый квадрат (19); зеленый круг (27); красный треугольник (45); желтый ромб (36).
Задание ложное (на самом деле будет другое): найти сумму чисел.
Задание настоящее:
Команда | Вопрос | Ответ |
1-ая | Какое число записано в квадрате? | 19 |
2-ая | Какого цвета круг? | Розового |
1-ая | Какая фигура последняя? | Ромб |
2-ая | В какой фигуре число 45? | В треугольнике |
2) Конкурс «Не собьюсь!»
Ведущий: до скольких вы умеете считать? Ну, смелее. До 100? До 1000000000? Попросим посчитать одного представителя из команды вслух до 30. Сумеете? Начнем, но с одним условием. Вы не должны называть «три», числа, делящиеся на три, и в название которых входит «три», например, 13; 30 и т.п. Вместо этих чисел вы должны говорить: «Не собьюсь!»
(1; 2; не собьюсь; 4; 5; не собьюсь; 7; 8; не собьюсь; 10; 11; не собьюсь; 14; не собьюсь; 16; 17; не собьюсь; 19; 20; не собьюсь; 22; не собьюсь; 25; 26; не собьюсь; 28; 29; не собьюсь)
3) Конкурс «Спички».
Ведущий: переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
Класс | Вопрос | Ответ |
1-ая | VII + III = V | VII –III=IV или VII + III = X |
2-ая | V = II + VIII | X = II + VIII |
1-ая | VI = X + I | VI = V+ I |
2-ая | VII = IV + I | VII = V + II |
4) Конкурс «Художников».
В это время для остальных математические фокусы.
1. Угадай число
Содержание фокуса. Попросите любого зрителя задумать число. Потом это число зритель должен умножить на 2, прибавить к результату 8, разделить результат на 2 и задуманное число отнять. В результате вы смело называете число 4.
2. Угаданный день рождения
Содержание фокуса. Объявите зрителям, что вы сможете угадать день рождения любого незнакомого человека, сидящего в зале. Вызовите любого желающего и предложите ему умножить на 2 число дня своего рождения. Затем пусть зритель сложит получившееся произведение и число 5 и умножит на 50 полученную сумму. К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1), вслух назвать полученное число. Через секунду вы называете день и месяц рождения зрителя.
Секрет. Все очень просто. В уме от того числа, которое назвал зритель, отнимите 250. У вас должно выйти трехзначное или четырехзначное число. Первая и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц.
Дмитрий Коробченко:
Фокус относится к случаю (2). Загадан день рождения. День — X, месяц — Y. Оба числа являются не более чем двузначными. Зритель выполняет следующие операции:
В уме отнимаем 250:
Так как Y — не более чем двузначное число, в получившемся числе [W=X*100+Y] месяц Y и день X никак не перемешаются. Поэтому последние две цифры числа W — это месяц Y, остальные — день X.
Ответ: X, Y
5) Конкурс “Кто быстрее сосчитает”.
1. Две дюжины умножили на 3 дюжины. Сколько всего дюжин получилось?
Ответ: 72 дюжины. (2•12)• (3•12)=(2•12•3) •12=72•12
2.Сколько раз встречается цифра 7 при записи чисел от 1 до 100?
Ответ: 20 раз.
6) Составь слово.
Время выполнения 3-4 мин. Каждое правильно составленное слово- 1 жетон.
-ЬДОБР -ДРОБЬ
-ИЕЕУАВНРН -УРАВНЕНИЕ
-АААДЧЗ -ЗАДАЧА
-СИЛИЧЕЛЬТ -ЧИСЛИТЕЛЬ
-НАНАМЗЕТЕЬЛ -ЗНАМЕНАТЕЛЬ
Математический парадокс: «2х2=5»
7) Учитель: Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.
1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? №1. Л.Н. Толстой. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».
2) С кем из них произошёл следующий случай: «… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда … – Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» №2. М.В. Ломоносов.
3) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. №1. Л.Н. Толстой.
4) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? №3. А.С. Пушкин.
5) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»? №2. М.В. Ломоносов.
6) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя? №2. М.В. Ломоносов.
8) ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ:
1.Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов: "Яд, мудрецом тебе предложенный прими. Из рук же дурака не принимай бальзама!" ( Омар Хайям)
2.Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (А.С. Грибоедов)
3.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)
4.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н. Толстой)
5."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)
Математический парадокс: «63=64=65»
9) Вопросы командам:
1. Леонардо да Винчи записывал в блокнот числа после встречи с людьми, которые представляли для него художественный интерес. Что означали эти числа? (это был способ запомнить их лица)
2. Петр Первый издал указ: " Учить всех дворянских детей "цифири и геометрии", а тем, кто не усваивал этих премудростей он запрещал (жениться)
3. Как назывался прибор, используемый для арифметических вычислений в Др. Греции, Риме? (абак)
4. Какая дробь находится между каникулами? (1/4-четверть)
5. Сколько десятков получится, если умножить 3 десятка на 3 десятка? (90 десятков)
6. Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто произносите на уроках геометрии. (что и требовалось доказать)
7. Какая страна является родиной арабских цифр? ( Индия)
10) Юмористическое видео