СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка, мастер-класс для педагогов. (Пед. совет ) Творческая лаборатория учителей начальных классов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка, мастер-класс для педагогов. (Пед. совет ) Творческая лаборатория учителей начальных классов»

Педагогический совет

на тему:

«Контекстное обучение

как средство реализации ФГОС

второго поколения.»



МАСТЕР-КЛАСС



Творческая лаборатория учителей начальных классов





Разработала: учитель начальных классов

Ахмедова Шаитханум Абдулмаликовна











г.Буйнакск 2019 г.

Участие в мероприятиях (открытые уроки, доклады,

мастер классы, семинары, конференции) по обмену педагогическим опытом, в ходе которых осуществлялась работа по презентации, продвижению, оценке представленной методической разработки.

Творческая лаборатория

«Контекстное обучение как средство реализации ФГОС второго поколения»

Лаборатория учителей МБОУ СОШ №4

Цель: формирование системы компетентностей выпускника начальных классов по ФГОС второго поколения.

Ведущая идея: методологический подход, положенный в основу новых стандартов, не только определяет изменения в построении образовательного процесса, но и оказывает влияние на использование педагогами иных форм, методов обучения и воспитания, поскольку формирование компетенций выпускника начальных классов образовательного учреждения невозможно в рамках традиционных технологий, направленных на формирование знаний, умений, навыков.

Гипотеза: педагогическая наука обладает достаточной теоретической базой в области компетентностного подхода, вместе с тем пути его внедрения в привычную образовательную практику остаются неясными для педагогов школ.

Результат: объединение компетенций в группы позволяет определить результат обучения- выпускник, наделенный знаниями в своей учебной деятельности, обладающий опытом в учебной деятельности характеризующийся развитыми духовно-нравственными качествами, любящий свою Родину, свой край, достойный гражданин России, Дагестана.

Творческая мастерская учителя

Ахмедова Ш.М., учитель начальных классов, учитель Гуманной педагогики, учитель высшей категории, победитель конкурса «Учитель года 2011г.», Почетный работник Образования РФ 2018г., Отличник образования РД 2011г.

Акаева А.И. , учитель высшей категории, учитель Гуманной педагогики, учитель года 2012, Почетный работник Образования РФ 2018г.

Давыдова Р.К. , завуч по УВР начальных классов, учитель начальных классов, учитель высшей категории, учитель года 2000, учитель Гуманной педагогики, Почетный работник Образования РФ 2016г.





Структура лаборатории

Первая часть определяет значение ключевых слов: компетентность, компетенции, компетентностный подход, контекстное обучение, общие и функциональные компетенции.

Вторая часть: исследовательская, практическое обоснование содержания первой части, формирование системы компетентностей выпускника начальных классов.

Принципы работы лаборатории:

Уча- учимся.

Совершенствуя себя,

устремлять к совершенству других.

Ш. А. Амонашвили

К совершенству можно только стремиться…

Обращаем внимание участников на цитаты.

« Лучший способ воспитать человека - развивать его рассуждение, а не убеждать его в правильности своих доводов, как делают многие»

Хазрат Инайят Хан (философ, мудрец, музыкант, поэт и просто настоящий человек, стремящийся и пришедший к совершенству)

Привлекаем к нашим рассуждениям по теме творческой лаборатории сознание, которое имеет два крыла: анализ и синтез.

Мета – в переводе с иностранного языка означает «сознание».

Мета-греч. «вместе с чем либо», а также «после чего либо», «потом»), чрезвычайно распространенная приставка к различным терминам биологического, химического и патологического характера. Присоединение приставки мета ... Большая медицинская энциклопедия

Мета... — (с греч. meta между, после, через), часть сложных слов, обозначающая промежуточность, следование за чем либо, переход к чему либо другому, перемену состояния, превращение (например, метагалактика, метацентр). Википедия

Мета — См. цель... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений, под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мета знак, цель, метка, отметка, пометка; зарубка, клеймо, отметина, сделка, мятва, заметина, помета, заметка, тавро, признак,……

Метапредмет-это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

Метапредмет-это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.

Метапредметность - конкретные действия и универсальные понятия, освоенные при совокупном изучении нескольких предметов.

Педагоги-психологи утверждают, что школьники усваивают

10% оттого, что они читают;

26% оттого, что они слышат;

30% оттого, что они видят;

50% оттого, что они видят и слышат;

70% оттого, что они обсуждают с другими;

80% оттого, что основано на личном опыте;

90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

95% оттого, чему они обучаются сами.

  1. Первая часть

  • В основу Федерального государственного Стандарта (ФГОС) нового поколения положен компетентностный подход, целью которого является обновление содержания образования и повышение качества обучения. Педагогическая наука обладает достаточной теоретической базой в области компетенстного подхода, вместе с тем пути его внедрения в привычную образовательную практику остаются неясными для учителей школы.

  • Смена методологических идей повлияла на изменение понятийного аппарата. Новые термины «компетенция», «компетентность» заменили привычные «знание», «умения», «навыки».

  • Под компетентностью понимают готовность человека к той или иной социальной роли: учащегося, члена общества, гражданина. С этих позиций компетентность есть результат образования, а следовательно и цель, достижение которой обеспечивается реализацией требований стандарта.

  • Понятие «компетентность» следует отличать от понятия «компетенции», которые представляют собой обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение учебной деятельности или иной другой, т.е. «компетенции» обнаруживаются и проявляются в конкретных ситуациях, социальных, учебных обстоятельствах.

  • В теории компетентностного подхода выделяют ключевые и функциональные компетенции.

  • Под ключевыми понимают компетентности, необходимые для жизнедеятельности учащегося и связанные с его успехом в учебной деятельности в быстроизменяющемся обществе. В этом смысле они становятся универсальными. Э. Ф. Зеер считает, что правильнее называть их базовыми компетенциями, поскольку они многофункциональны, междисциплинарны, надпредметны и первичны по отношению к другим. В стандартах 2-го поколения ключевые компетенции обозначены как общие компетенции (ОК)

  • Функциональные (специальные) компетенции представляют собой совокупность характеристик определенной учебной деятельности и выступают как набор функций конкретного предмета. В стандарте данная группа компетенций обозначена как функциональная компетенция (или специальная).

  • Структурным элементом стандартов 2-го поколения является не предмет, а предметная область, представленная в виде учебных модулей, междисциплинарных предметов.

Методологический подход, положенный в основу новых стандартов, не только определяет изменения в построении образовательного процесса, но и оказывает влияние на использование педагогами иных форм, методов обучения и воспитания, поскольку формирование компетенций выпускника образовательного учреждения невозможно в рамках традиционных технологий, направленных на формирование знаний, умений, навыков.

В качестве одной из возможных педагогических технологий, в рамках которых реализуется компетентный подход в образовании, выступает контекстное обучение. Смыслообразующей категорией контекстного обучения является контекст, который отражает влияние условий учебной деятельности учащихся на смысл учебной деятельности, его процесса и результат.

Контекст (от лат.сontextus – соединение, связь) – законченный отрывок письменной или устной речи (текст) общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений.

Говорить, опираясь на контекст – значит, придерживаться установившегося в разговоре уровне абстракции и использовать понятия заданного в нем семантического поля.

Контекст- это смысловая ситуация.

Вербицкий Андрей Александрович, член- корр. РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. Кафедрой МГОПУ им. М.А. Шолохова.

Внутренняя жизнь человека – это прежде всего эмоциональная жизнь.

С.Л. Рубенштейн подчеркивает, что в эмоциях представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения (или того, что с ним происходит) его потребности.

«Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания» С.Л. Рубенштейн

Эмоциональная реакция всегда показывает настоящее отношение школьника к происходящему, в том числе и к своему собственному поведению, своим решениям ситуация нравственного или профессионального выбора, что является важной составляющей процесса социализации.

В этой связи основной единицей содержания образования выступает проблемная ситуация, решение которой требует от участников образовательного процесса привлечении знаний из разных областей. Тем самым создается возможность для интеграции дисциплин учебного плана.

Основным элементом деятельности обучающегося в контекстном обучении является поступок, совершение которого приводит к получению определенного опыта.

Овладение деятельностью осуществляется с помощью системы задач, учебных проблем, профессионально подобранных проблемных ситуации. В процессе решения проблемной ситуации учащийся включается в активную деятельность, становится ее субъектом. При этом учащийся присваивает социальный опыт, развиваются его психические функции и способности.

Таким образом, теория контекстного обучения созвучна идеям компетентстного подхода и адекватна целям и логике процесса, регламентируемого стандартами нового поколения.

Итоги классификации оформим в виде таблицы.

Таким образом, объединение компетенций в группы позволяет определить результат обучения – выпускник наделенный знаниями в своей учебной сфере обладающий практическим опытом учебной деятельности, характеризующийся развитыми личностными качествами активный член общества, достойный гражданин государства.

Вторая часть.

Практическое обоснование первой части, исследовательская.

Творческая мастерская учителей совместно с учителями школы проводит анализ понятий «контекст», показывает примеры обучения учащихся, в классической парадигме сравнивая с примерами обучения учащихся по новой образовательной парадигме (ФГОС 2поколения);

Формируется система компетентностей выпускника начальной школы, выпускника основной школы, т.е. итоги классификации оформляются в виде таблиц «Система компетентностей выпускника начальной школы»; система компетентностей выпускника основной школы.





Контекстное обучение в новой образовательной парадигме.



Классическая парадигма

Новая парадигма

Основная миссия образования: подготовка подрастающие поколения жизни и труд

Основная миссия образования: обеспечение условий самоопределения личности в любом возрасте

Человек- простая система

Человек- очень сложная система

Знания из прошлого (школа памяти)

Знания из будущего ( « школа мышления»)

Образование- передача ученика известных образцов знаний, умений, навыков (образования)

Образование – созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя, в мир интеллектуальной, предметной, социальной и духовной культуры.

Ученик, студент- объект педагогического воздействия, обучаемый

Ученик, студент – субъект познавательной деятельности, обучающийся.

Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого

Субъект – субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося.

«Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого

Активная, инициативная, творческая деятельность обучающегося.



Ученик действует в целостном пространственно-временном контексте «прошлое- настоящее – будущее»

Традиционное обучение исходит из того, что учащимся достаточно воспринять и повторить заданные образцы знаний и действий, чтобы их запомнить и воспроизвести при контроле («школа памяти»)

Описанные недостатки преодолеваются в контекстном обучении (А.А. Вербицкий), теория и технология которого разрабатывалась в течение 20 лет Вербицким А.А..

Компетенции, перечисленные в стандарте, объединим в группы компетентностей:

  • мотивационная компетентность, служит связующим звеном в процессе развития учащегося. Мотивы, потребности, цели, ценностные установки определяют уровень заинтересованности учащегося в приобретении учебных компетенций. Доминирующие мотивы обуславливают направленность личности учащегося, которая выражается в его волевом поведении, в прилагаемых им усилиях для достижения определенной цели. В этой связи к данной группе компетентностей отнесем общие компетенции ОК1, ОК2.

  • рефлексивная компетентность. Уровень развития самооценки; ответственности за результат своей деятельности, познания себя и самореализации в учебной деятельности. Она является регулятором личностных достижений, побудителем самопознания, саморазвития, самосовершенствования человека. Рефлексивное осознание себя в учебной деятельности способствует развитию потенциала учащихся. В качестве рефлексивной компетенции в стандарте выступает общая компетенция ОК3.

  • проявление и развитие внутренних , духовно-нравственных качеств учащихся возможно при целевом его обучении с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками). Умение устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями одноклассников, учителей, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, организовывать и поддерживать диалог, разрешать конфликты-компоненты коммуникативной компетентности.

  • В современных условиях неотъемлемым показанием эрудированности учащегося является умение учащегося осуществлять поиск информации её отбор эффективное применение в учебной деятельности, что заключается в овладении информационной компетентностью.

  • Техническая подготовленность учащегося к выполнению учебных функций определяет наличие у него учебной компетентости.

  • Выпускник образовательного учреждения - это не только компетентный учащийся, но и гражданин своего государства, Дагестана. Его права и обязанности определяются гражданской компетенцией.



Примерная система компетентностей выпускника начальной школы.

Компетентность

Содержание компетентности – компетенции (ФГОС)

Мотивационная

Понимать сущность и социальную значимость своей деятельности проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, проявлять к ней устойчивый интерес

Примерами могут служить творческие работы: «страница настроения», «что я делаю с удовольствием», «беру курс на...»

Рефлексивная

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Уровень развития оценочного компонента: способность к рефлексии, оценка своей и чужой деятельности, умение анализировать. Примером могут служить следующие творческие работы: "что меня радует, мои достижения", что оказалось самым трудным"," если бы я был педагогом..."," педагогические странички".

Информационная

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач, а так же ее отбор и применение в учебной деятельности.

Техническая

Использовать информационно - коммуникационные технологии в учебной деятельности.

Сформированность этой компетентности (деятельностный компонент) выражается в практических умениях ( конструктивно общаться, эффективно включаться разные виды деятельности, умение составлять презентации, проекты). Виды творческих работ: "что я делаю с удовольствием»

Коммуникативная

Работать в команде, эффективно общаться с товарищами, учителем.

Сформированность этой компетентности (познавательный компонент): знания о себе и окружающей действительности, знания о феномене «творчество», знания о способах общения с людьми, знания о саморегуляции; обладать нравственным сознанием. Примером могут служить творческие работы: «мой паспорт» , «кто я, какой я», «я о друзьях, друзья обо мне», «семья о моих увлечениях».

Гражданская

Быть законопослушным гражданином, любить свою Родину, проявлять гордость за свой край, иметь чувство ответственности перед Родиной, с уважением относиться к своему народу, и к представителям других национальностей и конфессий.



На основе проведенного анализа компетенций, объединения их в группы компетентностей можно создать систему методических компонентов контекстного бучения для всех дисциплин учебного плана. В основу данной системы положено система методических компонентов, обеспечивающих проектирование и реализацию технологии контекстного обучения.



Методические компоненты,

реализуемые учителем

в контекстном обучении

Действия обучающихся,

обеспечивающие становление

практического опыта



Компетентности

Циклы дисциплин ФГОС второго поколения

Знания, требующие

использования дополнительной информации

Освоение способов целенаправленного поиска информации



Информационная

Общий цикл, функциональный (специальный) профессиональный цикл

Задания на составление рефератов, сообщений, тестов разных видов

Самостоятельная обработка, структурирование, минимизация информации

Информационная.

Мотивационная

Общий цикл, функциональный (специальный) профессиональный цикл

Деловые игры, разыгрывание ситуаций

Исполнение ролей, анализ и сравнение способов деятельности разных людей. Совместная работа над заданием в группе

Коммуникативная.

Мотивационная

Общий цикл, функциональный (специальный) профессиональный цикл

Диспуты, споры, дискуссии, соревнования

Работа в малых и средних группах, развитие критического мышления; освоение способов совместных действий

Мотивационная. Рефлексивная. Коммуникативная.

Гражданская

Общий цикл, функциональный (специальный) профессиональный цикл

Разработка коллективных или индивидуальных учебных проектов

Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения; освоение способов совместных действий, работа в команде; осуществление поиска информации для эффективного выполнения задачи

Мотивационная.

Коммуникативная.

Информационная.

Рефлексивная.

Техническая

Общий цикл, функциональный (специальный) профессиональный цикл

Выполнение индивидуальных практических заданий на компьютере (практикум)

Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения; осуществление поиска необходимой информации

Техническая.

Мотивационная.

Рефлексивная.

Информационная

Общий цикл, функциональный (специальный) профессиональный цикл

Школьные, городские, республиканские библиотеки, музеи изобразительного искусства, боевой и революционной славы, ДДТ; детские научные центры

Знакомство с возможностями использования теоретических знаний, практических умений в профессиональной деятельности; обогащение практического опыта


Мотивационная.

Рефлексивная.

Информационная.

Техническая.

Коммуникативная.


Гражданская

Общий цикл, функциональный (специальный) профессиональный цикл



Выводы , обобщения, подведение итога педсовета- творческая лаборатория.

Рекомендации.

Итак, изучения теоретических основ компетентностного подхода, а также возможностей использования компетентного обучения в подготовке системы компетентностей выпускника начальной школы позволяет сформулировать следующие выводы:

  • В основу стандартов нового поколения положен компетентностный подход, определяющий цель образования – компетенции, в совокупности формирующие компетентность;

  • Общие и специальные компетенции, обозначенные в стандарте, определяют систему обобщенных компетентностей, состоящую из групп: мотивационной, рефлексивной, информационной, технической, коммуникативной, гражданской;

  • Для освоения учащимися компонентов в каждой из групп компетентностей целесообразно использовать технологии контекстного обучения, позволяющие обучающемуся выступать в роли субъекта учебной деятельности, на основе которого выстраивается система компетентностей учащегося начальной, основной школы выступать в роли субъекта учебной деятельности, на основе которой выстраивается будущая деятельность…



Примерная система компетентностей выпускника начальной школы.

Компетентность

Содержание компетентности – компетенции (ФГОС)

Мотивационная

Понимать сущность и социальную значимость своей деятельности проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, проявлять к ней устойчивый интерес

Примерами могут служить творческие работы: «страница настроения», «что я делаю с удовольствием», «беру курс на...»

Рефлексивная

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Уровень развития оценочного компонента: способность к рефлексии, оценка своей и чужой деятельности, умение анализировать. Примером могут служить следующие творческие работы: "что меня радует, мои достижения", что оказалось самым трудным"," если бы я был педагогом..."," педагогические странички".

Информационная

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач, а так же ее отбор и применение в учебной деятельности.

Техническая

Использовать информационно - коммуникационные технологии в учебной деятельности.

Сформированность этой компетентности (деятельностный компонент) выражается в практических умениях ( конструктивно общаться, эффективно включаться разные виды деятельности, умение составлять презентации, проекты). Виды творческих работ: "что я делаю с удовольствием»

Коммуникативная

Работать в команде, эффективно общаться с товарищами, учителем.

Сформированность этой компетентности (познавательный компонент): знания о себе и окружающей действительности, знания о феномене «творчество», знания о способах общения с людьми, знания о саморегуляции; обладать нравственным сознанием. Примером могут служить творческие работы: «мой паспорт» , «кто я, какой я», «я о друзьях, друзья обо мне», «семья о моих увлечениях».

Гражданская

Быть законопослушным гражданином, любить свою Родину, проявлять гордость за свой край, иметь чувство ответственности перед Родиной, с уважением относиться к своему народу, и к представителям других национальностей и конфессий.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!