СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка лекционного занятия на тему"Основные фонды предприятия"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В предложенной методической разработке представлены: методика проведения интерактивного занятия и активных методов работы со студентами с использованием решения производственных ситуаций, презентаций, рефлексии; логично структурированный и подробно описанный ход проведения лекционного занятия.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка лекционного занятия на тему"Основные фонды предприятия"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СНЕЖНЯНСКИЙ ГОРНЫЙ ТЕХНИКУМ»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого лекционного занятия

по дисциплине ОП.12 Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности

тема: «Основные фонды предприятия»


специальность: 15.02.08. Технология машиностроения













Снежное, 2020


Методическая разработка лекционного занятия по теме «Основные фонды предприятия» по дисциплине ОП.12 «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности».

Подготовила Маловик Н.Н – преподаватель квалификационной категории «Специалист первой категории» ГПОУ «Снежнянский горный техникум» - 2020 год..





Аннотация: В предложенной методической разработке представлены: методика проведения интерактивного занятия - одного из лекционных занятий по теме «Основные фонды предприятия» и активных методов работы со студентами с использованием решения производственных ситуаций, презентаций, рефлексии; логично структурированный и подробно описанный ход проведения лекционного занятия.

Проведение занятия предусматривает использование мультимедийных технологий (компьютера и проектора), презентаций, разработанных в программе

Методическая разработка может быть использована в процессе обучения преподавателями экономических дисциплин.





Рецензенты:

1. Миськив Е.П. – заведующий учебно-методическим кабинетом, преподаватель ГПОУ «Снежнянский горный техникум», специалист высшей категории;

2.








Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Протокол № _____ от____________ 2020 г.

Председатель цикловой комиссии ____________ Я.Г.Минакова




СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие 4

1. Основная часть 6

1.1. Методическое обоснование вида занятия 6

1.2. Методические рекомендации по проведению

лекционного занятия 7

1.3. План проведения занятия 11

1.4. Структура и ход занятия 14

2. Заключительная часть 18

2.1. Выводы 18

2.2. Рефлексия 18

2.3. Список литературы (для преподавателей), интернет-ресурс 18

Приложения: 20

1. Дидактический материал (конспект лекции, тесты для

актуализации опорных знаний, карточки-задания

производственных ситуаций, критерии оценивания знаний и

умений студентов на лекционном занятии)



















ВСТУПЛЕНИЕ


В данной методической разработке представлен опыт проведения открытого лекционного занятия с применением инновационных технологий обучения по дисциплине ОП.12 «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности».

В современной системе среднего профессионального образования лекция – это методологическая и организационная основа для всех форм учебных занятий, в том числе самостоятельных.

Методологическая основа лекций состоит в ведении обучающегося в суть курса вообще, придавая учебному курсу междисциплинарную связь, а организационная - так как все другие формы учебных занятий так или иначе «завязаны» на лекцию, чаще всего логически следуют за ней, опираются на нее содержательно и тематически.

Назначение современной лекции в учебном процессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить курс, овладеть теоретическими знаниями с практическим применением сначала на практических занятиях, а в дальнейшем применять на практике с возможным решением не стандартных ситуаций.

В учебном процессе лекция выполняет методологическую, организационную и информационную функции. В ряде случаев лекция является основным источником информации, например, при отсутствии учебников, учебных пособий по новым курсам. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, ее проблемы, дает цельное представление о предмете, показывает взаимосвязь с другими дисциплинами.

В современных условиях преподаватель должен постоянно совершенствовать не только сам процесс обучения, но и формы и методы преподавания учебной дисциплины. Поэтому поиск разных методик, которые бы обеспечили получение объективной, своевременной и достаточно полной информации о качестве приобретенных знаний и умений, их практическом использовании, является актуальной проблемой профессионального образования.

В условиях рыночных отношений и информатизации общества возникают процессы, направленные на практическое применение получаемых знаний и умений, способных удовлетворять потребности человека. Подготовить студентов к быстрейшей адаптации в жизни можно, предоставив им возможность овладеть такими основами профессиональных знаний и умений, которые помогут сориентироваться в условиях рыночной экономики, грамотно вести свое дело, найти свое место в жизни. В связи с этим важно обеспечить экономическую грамотность обучающихся, создать адекватную систему экономической подготовки, ставящей своей целью не только овладение студентами необходимыми профессиональными знаниями, но и создание условий для формирования активного субъекта экономической деятельности.

В процессе изучения дисциплины «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности» студенты получают теоретические знания и практические навыки по экономике предприятий, представление об их роли в национальной экономике, в удовлетворении потребностей в товарах и услугах, в повышении качества продукции, осуществлении инновационной политики. Одной из тем, входящих в содержание программы дисциплины, является тема «Основные фонды предприятия». Знания, полученные в результате изучения темы, дадут возможность студентам анализировать материально-техническое состояние предприятия и уровень их оснащенности, производить необходимые действия, связанные с оценкой основных средств предприятия, формами их износа, определять виды и методы воспроизводства основных средств

Цель проведения данного открытого занятия по теме «Основные фонды предприятия» состоит в том, чтобы показать формы и методы проведения лекции с использованием активных форм и методов обучения, что предусматривает достижение дидактической цели занятия по углублению, систематизации и закреплению знаний студентов по изучаемой теме.

В результате изучения данной темы студенты должны:

знать: понятие об основных средствах организации: сущность, их характеристика, классификации основных средств, видах и методах воспроизводства основных средств

уметь: находить и использовать необходимую экономическую информацию; определять классификацию основных средств, характеристику, оценку основных средств.

Ход занятия сопровождается демонстрацией слайдов по каждому этапу занятия. В конце студенты имеют возможность выставить себе оценку, высказать свои впечатления о занятии короткими фразами и пожелания на будущее.

Данное лекционное занятие разработано для студентов 4 курса специальности: 15.02.08 «Технология машиностроения».

Тема занятия «Основные фонды предприятия» входит в учебную программу дисциплины ОП.12 «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности». В разработке занятия изложена методика проведения интерактивного лекционного занятия.

Данная разработка может быть использована преподавателями дисциплины ОП.12 «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности» в учебных заведениях среднего профессионального образования.







1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВИДА ЗАНЯТИЯ

Для изучения данной темы студентам необходимо не только воспринимать новый теоретический материал от преподавателя, но и активно вовлекать студентов в учебный процесс, т.е. позволяет привлекать внимание обучающихся к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Участие студентов в лекции обеспечивается вопросами к аудитории, которые могут быть как элементарными, так и проблемными.

В современных условиях образовательные учреждения профессионального образования предпринимают немало усилий для того, чтобы учебно-воспитательный процесс стал более динамичным и интенсивным, наглядным.

Лекция – это ведущая форма группового обучения. Ведущей она является потому, что именно с нее начинается изучение каждой новой дисциплины, темы. И только после лекции следуют другие, подчиненные ей формы обучения: семинары, практические занятия.

Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы учебной дисциплины и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления и производственные процессы. В целом можно сказать, что лекции как форме и методу обучения присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности и достоинства в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.

Несомненно, лекция требует высокого профессионализма и педагогического мастерства преподавателя.

Нужно отметить, что современное поколение студентов, живущих в постиндустриальном обществе, уже не воспринимает классические лекции, традиционно организованные виды практической и самостоятельной работы, оно рассчитывает на более высокий уровень – обучение с использованием современных образовательных технологий. Одним из таких методов обучения является проведение интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологии обучения.

Лекция, построенная по предлагаемой методике, имеет важное преимущество – интерактивность. Интерактивность дает обучающимся возможность активно включаться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам темы и фрагментам излагаемого преподавателем учебного материала.

Лекции с мультимедийным сопровождением предполагают демонстрацию слайдов, содержащих ключевые фразы, определения, наиболее важный учебный материал. Показ слайдов сопровождается речью лектора или аудиозаписью текста лекции (при дистанционной форме обучения).

При проведении лекционного занятия мною выбрана интерактивная лекция с использованием мультимедийных технологий и решение производственных ситуаций.

Используемая на занятии презентация на тему «Основные фонды предприятия» служит необходимым визуальным сопровождением при подаче учебного материала.

Решение проблемных вопросов способствует совершенствованию навыков работы с полученной информацией и развитию логического мышления, а также самостоятельному поиску необходимой информации. В сотрудничестве с преподавателем обучающиеся получают новые знания, постигают теоретические особенности своей специальности, профессии.


1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

Порядок подготовки лекционного занятия:

– изучение требований программы дисциплины,

– определение целей и задач лекции,

– разработка плана проведения лекции,

– подбор литературы (ознакомление с методической литературой, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия),

– отбор необходимого и достаточного по содержанию учебного материала,

– определение методов, приемов и средств поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого мышления студентов,

– написание конспекта лекции,

– моделирование лекционного занятия.

– осмысление материалов лекции, уточнение того, как можно поднять ее эффективность.


Порядок проведения лекционного занятия

Лекция как элемент образовательного процесса должна включать следующие этапы:

формулировку темы лекции;

– указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;

– изложение вводной части;

–изложение основной части лекции;

– краткие выводы по каждому из вопросов;

–заключение.

Рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Начальный этап каждого лекционного занятия – оглашение основной темы лекции с краткой аннотацией предлагаемых для изучения вопросов. Преподаватель должен сообщить о примерном плане проведения лекции и предполагаемом распределении бюджета времени. Если очередное занятие является продолжением предыдущей лекции, необходимо кратко сформулировать полученные ранее результаты, необходимые для понимания и усвоения изучаемых вопросов.

В вводной части достаточно кратко характеризуется место и значение данной темы в курсе, дается обзор важнейших источников и формулируются основные вопросы или задачи, решение которых необходимо для создания стройной системы знаний в данной предметной области.

В этой части лекции демонстрируются основные педагогические методы, которые будут использоваться при изложении материала и устанавливается контакт с аудиторией. Основная часть лекции имеет своей целью раскрытие содержания основных вопросов или разделов и определяется логической структурой плана лекции. При этом используются основные педагогические способы изложения материала: описание-характеристика, повествование, объяснение и др. Преподаватель должен также умело использовать эффективные методические приемы изложения материала – анализ, обобщение, индукцию, дедукцию, противопоставления, сравнения и т.д., обеспечивающие достаточно высокий уровень качества учебного процесса. В заключительной части лекции проводят обобщение наиболее важных и существенных вопросов, делаются выводы, формулируются задачи для самостоятельной работы слушателей и указывается рекомендуемая литература. Оставшееся время используют для ответов на вопросы, задаваемые слушателями, и для возможной дискуссии о содержании лекции. Содержание лекционного материала должно строго соответствовать содержательной части утвержденной рабочей учебной программы дисциплины.

Содержание лекционного занятия как важнейшего элемента учебного процесса должно выполнять следующие функции:

информационную – изложение системы знаний, какого-либо объема научной информации;

мотивационную – формирование познавательного интереса к содержанию учебной дисциплины и профессиональной мотивации будущего специалиста, содействие активизации мышления студентов;

установочную – обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала;

воспитательную – формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению профессиональными навыками.

Содержание и форма проведения лекционного занятия должны соответствовать требованиям, определяющим качественный уровень образовательного процесса. К ним относятся:

– научная обоснованность, информативность и современный научный уровень дидактических материалов, излагаемых в лекции;

– методически отработанная и удобная для восприятия последовательность изложения и анализа, четкая структура и логика раскрытия излагаемых вопросов;

– глубокая методическая проработка проблемных вопросов лекции, доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

– яркость изложения, эмоциональность, использование эффективных ораторских приемов – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

– вовлечение в познавательный процесс аудитории, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для творческой деятельности;

– использование возможностей информационно-коммуникационных технологий, средств мультимедиа, усиливающих эффективность образовательного процесса.

Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.

Принцип наглядности содержания лекции требует использования при чтении лекции визуальных носителей информации в виде презентаций, наглядных пособий, плакатов, таблиц и т.п., поскольку основной поток информации в учебном процессе воспринимается обучаемым зрительно. Демонстрационный материал во всех случаях должен играть подчиненную роль и не подменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения.

Использование вспомогательных средств демонстрационные материалы желательно делать крупными, неяркими, без второстепенных деталей, которые рассеивают внимание студентов. И хотя они помогают выделить в лекции главное, не нужно их представлять слушателям заранее – это отвлекает внимание аудитории. Педагогический эффект достигается единством системы информационного обеспечения и технических средств обучения.

Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, формой методической работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.

Для каждого преподавателя, независимо от того, какой он имеет опыт, стаж работы, открытое занятие – ответственное и волнительное мероприятие, поскольку по качеству подготовки учащихся присутствующие зачастую определяют уровень учебного занятия, его содержательную и методическую наполненность.

Методические цели открытого занятия:

- демонстрация педагогического опыта по применению эффективных технологий, методов, приёмов и средств обучения;

- развитие профессиональной компетентности педагогов;

- совершенствование навыков рефлексии собственной, диагностической деятельности;

- организация конструктивного профессионального диалога.

Основные требования к открытому занятию: 

- занятие должно проходить в привычной для преподавателя и студентов форме, только тогда они смогут чувствовать себя уверенно и комфортно;

- чётко структурироваться;

- строиться с применением эффективных педагогических технологий, рациональных приёмов и методов преподавания;

- должен быть динамичным, чтобы один вид деятельности сменялся другим.

Для достижения цели открытого занятия необходимо, чтобы педагог сделал его своеобразным произведением, со своим замыслом, завязкой и развязкой.

Как построить занятие так, чтобы материал вызывал у обучаемых искренний интерес и подлинную увлечённость, чтобы работа педагога была эффективной?

В современном обществе источником знаний может выступать не только преподаватель, но и компьютер, телевизор, видео. Студенты должны уметь осмысливать полученную информацию, трактовать ее, применять в конкретных условиях; одновременно думать, понимать суть вещей, уметь выразить мнение.

Именно этому способствуют интерактивные технологии. Интерактивные занятия должны захватывать студентов, пробуждать в них интерес и мотивацию, обучать самостоятельному мышлению и деятельности.

Обучение, которое проводится интерактивными методами, требует наличия, как минимум, компьютера и мультимедийного проектора, который дает возможность проецировать на экран информацию с компьютера, значительно увеличивает наши возможности.

Для достижения качественного уровня усвоения учебного материала студентами, используются различные формы организации отдельных этапов занятия по теме «Основные фонды предприятия».

На данном занятии актуализация опорных знаний студентов проводится в сочетании нескольких форм: письменного тестирования, фронтального опроса.

При изучении нового материала применяются следующие формы: метод презентаций, беседа со студентами.

Занятия требует предварительной подготовки (актуализации опорных знаний) студентов к изучению материала новой темы.

Изложение нового материала сопровождается демонстрацией слайдов презентации изучаемой темы «Основные фонды предприятия».

Закрепление материала проходит в форме письменного тестирования, фронтального опроса и решением производственных ситуаций.

Использование современных инновационных технологий, в частности технологии интерактивного обучения, в значительной степени повышает эффективность учебного процесса, способствует высокому интеллектуальному развитию студентов, обеспечивает овладение навыками саморазвития личности, возможность думать и творить.

Безусловно, открытое занятие предполагает аккумуляцию лучшего из того, что может предложить преподаватель своим учащимся и что поможет присутствующим оценить возможности педагога.

Но при любом индивидуальном методическом почерке должны соблюдаться основные требования, вытекающие из объективных закономерностей образовательного процесса.























1.3 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ


Дисциплина: ОП.12 «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности»

Дата проведения: 07.12. 2020г.

Группа: ТМ.17

Специальность: 15.02.08 «Технология машиностроения»

Тема: «Основные фонды предприятия»

Цели занятия:

Методическая: демонстрация методики проведения лекционного занятия с помощью эффективных форм и инновационных методов образовательного процесса, оптимального использования дидактических и технических средств обучения, применения информационно-коммуникационных технологий. Дидактическая: формировать систему знаний и основных понятий об основных средствах организации: понятие, сущность, их характеристика, классификации основных средств, оценки основных средств, износе и амортизации основных средств, видах и методах воспроизводства основных средств.

Развивающая: развивать и способствовать формированию у студентов познавательного интереса к содержанию темы лекционного занятия, дисциплины в целом и профессиональной мотивации будущего специалиста, обеспечить основу для дальнейшего усвоения учебного материала.

Воспитательная: способствовать формированию сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.

В результате проведения занятия обучающийся должен:

знать: понятие об основных средствах организации: сущность, их характеристика, классификации основных средств, видах и методах воспроизводства основных средств

уметь: находить и использовать необходимую экономическую информацию; определять классификацию основных средств, характеристику, оценку основных средств.

Вид занятия: лекционное занятие с элементами использования ИКТ

Место проведения: аудитория 311 (кабинет экономики, статистики, финансов и менеджмента)

Междисциплинарные связи: Экономическая теория, Математика, МДК.02.01 «Планирование и организация работы структурного подразделения», Технология машиностроения.

Продолжительность занятия: 80 мин

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран.

Учебно - методическое обеспечение занятия: рабочая программа, календарно-тематический план, план занятия, конспект занятия, материалы для актуализации опорных знаний и закрепления изученного материала.

Литература:

Основная:

1. Баскакова О.В. Экономика предприятий (организации): Учебник/О.В.Баскакова, Л.Ф.Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 372с.

2. Горфинкель В.Я., Швандар В.А.. Экономика предприятия: Учебник. − 3-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ−ДАНА, 2012.- 718 с.

Дополнительная:

3. Электронный ресурс «Экономика: Учебник». Форма доступа:  htt:e.lanbook.com/


1.4 СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ


Структура занятия


Номер элемента

План занятия, элементы, формы и методы обучения, основные вопросы

Примечания

1

Организационная часть

2 мин.

1.1

Приветствие студентов.


1.2

Подготовка аудитории к занятию, создание рабочей атмосферы.


1.3

Проверка присутствующих.


2.

Объявление темы и плана занятия. Мотивация занятия

5 мин.

2.1

Значение темы занятия и её практическое значение


2.2

Междисциплинарные связи


2.3

Сообщение темы, целей занятия


3.

Актуализация опорных знаний

10 мин.

3.1

Тестирование (кроссворды), блиц-опрос (приложения)


3.2

Карточки-задания, (другая форма) в приложении -


4.

Изложение нового материала

55 мин.

4.1

План лекции



1. Основные средства организации: понятие, сущность, их характеристика

10 мин.

2. Классификация основных средств. Оценка основных средств.

10 мин

3. Износ и амортизация основных средств.

15 мин

4. Виды и методы воспроизводства основных средств.

10 мин

4.2

Ответы на вопросы студентов

3 мин.

4.3

Блиц-опрос (контрольные вопросы) по новой теме

7 мин.

5.

Заключительная часть

8 мин.

5.1

Рефлексия, оценивание ответов, комментирование, подведение итогов занятия

5 мин.

5.2

Выставление оценок

1 мин.

5.3

Выдача индивидуальных заданий, вопросов по самостоятельной работе, пояснения к их выполнению

1 мин.

5.4

Заключительное слово преподавателя

1 мин.



СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ


1. Организационный этап. ……………………………………………(2 мин.)

1.1. Приветствие студентов.

1.2. Подготовка аудитории к занятию, создание рабочей атмосферы.

1.3. Проверка присутствующих.

2. Объявление темы и плана занятия. Мотивация занятия……….(5 мин.)

Тема занятия: Основные фонды предприятия

План занятия:

1) Основные средства организации: понятие, сущность, их характеристика

2) Классификация основных средств. Оценка основных средств.

3) Износ и амортизация основных средств.

4) Виды и методы воспроизводства основных средств.

Мотивация учебной деятельности

В современных экономических условиях хозяйствования одним из главных вопросов является оснащение предприятий основными средствами, так как это важнейший элемент национального богатства страны.

От эффективного использования основных средств зависит, как финансовое, так и имущественное состояние организации. Чтобы происходила нормальное функционирование предприятия, необходимо наличие определенных средств и их источников. Основные производственные средства – являются основой деятельности организации. Имея ясное представление о каждом элементе основных средств в производственном процессе, об их физическом и моральном износе, о факторах, которые влияют на использование основных средств, можно выявить методы, при помощи которых повышается эффективность использования основных средств и производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и, конечно, рост производительности труда.

Знания, полученные в результате изучения данной темы, необходимы Вам, будущим специалистам, так как в процессе профессиональной деятельности Вам нужно будет иметь ясное представление о роли основных средств в производственном процессе, а их рациональное использование способствует не только улучшению технико-экономических показателей, а и снижению себестоимости продукции и услуг что, в конечном счете, увеличивает прибыль организации.


3. Актуализация опорных знаний (10 мин)

Преподаватель:

Как мы уже отмечали ранее на прошлых занятиях, любая деятельность по производству товаров, работ или предоставлению услуг сопряжена с наличием и использованием производственных факторов, которые в свою очередь являются собственностью предприятия.

Основой существования любой экономической системы выступают отношения собственности. Отношения собственности определяют, кто и как будет использовать производственные факторы и получать от их использования полезный эффект.


Давайте вспомним сущность понятия «собственность»?


Ответ студента:

Собственность — обладание исключительными правами, определяющими владение, исключение и ограничение доступа, передачи, контроля и ответственности за то, чем владеешь. При этом, собственнику должно быть предоставлено реальное права собственности. Только в этом случае собственник может получать выгоду от экономической эксплуатации объекта собственности.


Ответ студента:

Существует два основных понятия собственности: с юридической и экономической точек зрения.

Собственность как юридическая категория выражает отношение юридического или физического лица к владению, распоряжению и пользованию имуществом.

Собственность как экономическая категория выражает систему производственных отношений между людьми, определяющую владение, пользование и распоряжение имуществом, при этом основу составляют отношения с точки зрения присвоения создаваемых в процессе производства материальных благ.


Вопрос преподавателя:

Кто является субъектами отношений собственности ?


Ответ студента:

Субъектами отношений собственности выступают физические и юридические лица, а также государственные и муниципальные образования.


Вопрос преподавателя:

Перечислите объекты собственности?


Ответ студента:

Объектами собственности являются:

- движимое имущество (оборудование, деньги, транспортные средства);

- недвижимое имущество (земля, здания, сооружения);

- труд (рабочая сила);

- объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, авторские права).


Выберите все верные ответы.

1.Что Вы понимаете под экономической категорией «собственность»:

а) обладание человеком материальными и духовными благами;

б) юридически закрепленное право владеть, распоряжаться, использовать принадлежащие людям материальные или духовные блага;

в) отношения между людьми по поводу присвоения материальных и духовных благ;

г) комплекс прав владельца благ.

2. Является ли право собственности нормой поведения, которую…

а) можно соблюдать, но не нести ответственности;

б) совсем необязательно соблюдать и нести ответственность;

в) нужно соблюдать и нести ответственность за его нарушение;

3. Что является нематериальным объектом права собственности?

а) вещь;

б) земля;

в) интеллектуальная собственность +;

г) животное

4. Объектами интеллектуальной собственности являются?

а) авторские права;

б) торговые марки;

в) произведения искусства;

г) промышленные образцы.

5. Предприятие, как имущественный комплекс в целом признается…

а) движимым имуществом;

б) недвижимым имуществом;

в) верны ответы «а» и «б».

6. Что относится к внеоборотным активам:

а) уставный капитал, добавочный капитал, специальные фонды, нераспределенная прибыль;

б) запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства;

в) нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения.

7. Выберите из представленных вариантов основные формы собственности, существующие в Донецкой Народной Республике?

а) общественная;

б) государственная;

в) кооперативная;

г) муниципальная;

д) личная;

е) частная;

ж) смешанная

4. Изложение нового материала (55 мин)

Итак, мы кратко повторили материал, который изучили на прошлом занятии. Перейдем к изучению нового материала.


1. Основные средства организации: понятие, сущность, их характеристика.


Успешное функционирование любой производственной деятельности во многом определяется эффективностью использования всех факторов производства и в первую очередь основных фондов (средств труда).

Основные фонды стоимостной оценке основные средства, основной капитал) — это материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда, которые действуют в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени (более одного года) и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции по частям по мере изнашивания.

В зависимости от характера участия в производственном процессе основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные основные фонды.

Основные производственные фонды функционируют в сфере материального производства, неоднократно участвуют в производственном процессе, изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт по частям по мере использования. Пополняются они за счет капитальных вложений.

Непроизводственные основные фонды — жилые дома, детские и спортивные учреждения, другие объекты культурно-бытового назначения, которые находятся на балансе предприятия. В отличие от производственных основных фондов они не участвуют в процессе производства, их стоимость исчезает в потреблении. Воспроизводятся они за счет национального дохода.

Роль основных фондов в процессе труда определяется тем, что в своей совокупности они образуют производственно-техническую базу и определяют возможности предприятия по выпуску продукции, уровень технической вооруженности труда. Накопление основных фондов и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер, повышают культурно-технический уровень общества.

В соответствии с назначением в производственном процессе и правилами учета отдельные элементы основных фондов классифицируются в относительно однородные группы при помощи натуральных показателей.


2. Классификация основных средств.




Рисунок 1 - Классификация основных фондов предприятия


По действующей классификации основные производственные фонды состоят из следующих групп:

1) земельные участки и объекты природопользования, принадлежащие предприятию на правах собственности;

2) здания;

3) сооружения;

4) передаточные устройства;

5) машины и оборудование;

6) измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование;

7) вычислительная техника;

8) транспортные средства;

9) инструменты и приспособления со сроком службы более 12 месяцев;

10) производственный и хозяйственный инвентарь;

11) внутрихозяйственные дороги;

12) капитальные вложения на улучшение земель и в арендованные здания, помещения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным фондам.

Соотношение отдельных групп основных фондов в их общей стоимости представляет видовую (производственную) структуру основных фондов.

Рисунок 2 – Классификация основных фондов предприятия


Собственнику не безразлично, в какую группу основных фондов вкладывать средства. Он заинтересован в оптимальном повышении удельного веса машин и оборудования, которые считаются активно действующей частью основных фондов.

К активной части можно отнести также транспортные средства, вычислительную технику, инструменты. Эти элементы основных фондов принимают непосредственное участие в технологических процессах, оказывают прямое воздействие на производственную мощность и производительность труда.

Другие группы основных фондов способствуют выполнению производственных функций и относятся к пассивной части. Это здания, сооружения, передаточные устройства, инвентарь.

Чем выше доля активной части основных производственных фондов, тем больше выпуск продукции, соответственно рост производства, увеличение прибыли и денежных накоплений организании.

Улучшить структуру основных производственных фондов позволяют:

• обновление и модернизация оборудования;

• совершенствование структуры оборудования за счет увеличения доли прогрессивных видов станков и машин, особенно станков для выполнения финишных операций, автоматических и полуавтоматических станков, универсальных агрегатных станков, автоматических линий, станков с числовым программным управлением;

• лучшее использование зданий и сооружений, установка дополнительного оборудования на свободных площадях;

• правильная разработка проектов строительства и высококачественное выполнение планов строительства предприятий;

• ликвидация лишнего и малоиспользуемого оборудования и установка оборудования, обеспечивающего более правильные пропорции между его отдельными группами.


3. Оценка основных средств.

Для эффективного управления основными фондами большое значение имеет их обоснованная оценка.

В практике учета и анализа основных фондов используют натуральную и денежную формы.

При оценке основных фондов в натуральной форме устанавливаются число машин, их производительность, мощность, размер производственных площадей и другие количественные величины. Эти данные используют для расчета производственной мощности предприятия и отраслей, планирования производственной программы, резервов повышения выработки на оборудовании, составления баланса оборудования. С этой целью ведутся инвентаризация и паспортизация оборудования, учет его выбытия и прибытия.

Денежная, или стоимостная, оценка основных фондов необходима для планирования расширенного воспроизводства основных фондов, определения степени износа и размера амортизационных отчислений.

Существует несколько видов оценок основных фондов, связанных с длительным участием их и постепенным изнашиванием в процессе производства и изменением за этот период условий воспроизводства, — по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость основных производственных фондов — это сумма затрат на изготовление или приобретение фондов, их доставку и монтаж. Она применяется для определения нормы амортизации и размеров амортизационных отчислений, прибыли и рентабельности активов предприятия, показателей их использования.

С течением времени оценка основных фондов по первоначальной стоимости в современных условиях хозяйствования не отражает действительной стоимости, и поэтому возникает необходимость переоценки основных фондов и приведения их к единым стоимостным измерителям.

Для этой цели используется оценка основных фондов по восстановительной стоимости.

Восстановительная стоимость — это затраты на воспроизводство основных фондов в современных условиях; как правило, она устанавливается во время переоценки фондов.

Предприятия имеют право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных фондов по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал фирмы, если иное не установлено действующим законодательством.

В процессе эксплуатации основные фонды изнашиваются и постепенно теряют свою первоначальную (восстановительную) стоимость. Для оценки их реальной стоимости необходимо исключить из них стоимость изношенной части фондов. Это и будет остаточная стоимость основных фондов, представляющая собой разность между первоначальной или восстановительной стоимостью основных фондов и суммой их износа.

Ликвидационная стоимость основных фондов — это стоимость реализации изношенных и снятых с производства основных фондов (часто это цена лома).

Для расчета экономических показателей определяется среднегодовая стоимость основных фондов.

где ОФн.г. – основные производственные фонды на начало года, руб.;

ОФвв и ОФвыв – соответственно стоимость введенных и выведенных основных производственных фондов в течение года, руб.;

n 1 , n2 – количество месяцев в году с момента ввода (вывода) основных производственных фондов до конца года.


Например


4. Износ и амортизация основных средств.

Особенностью основных фондов является их многократное использование в процессе производства. Но время их функционирования все же имеет определенные границы, обусловленные их износом.

Различают два вида износа — физический и моральный.



Рисунок 3 – Виды износа основных средств предприятия


Под физическим износом понимают постепенную утрату основными фондами своей первоначальной потребительной стоимости, происходящую не только в процессе их функционирования, но и при их бездействии (разрушение от внешних воздействий, атмосферного влияния, коррозии).

Физический износ основных фондов зависит от качества основных фондов, их технического совершенствования (конструкции, вида и качества материалов, качества постройки зданий и монтажа станков), особенностей технологического процесса (скорости и силы резания, подачи и т.п.), времени их действия (числа рабочих дней в году, смен в сутки, часов работы в смену), степени зашиты основных фондов от внешних условий, качества ухода за основными фондами и их обслуживания, от квалификации рабочих и их отношения к основным фондам.

Физический износ происходит неравномерно даже по одинаковым элементам основных фондов. Различают полный и частичный износ основных фондов. При полном износе действующие фонды ликвидируются и заменяются новыми (капитальное строительство или текущая замена изношенных основных фондов). Частичный износ возмещается путем ремонта.

Физический износ основных фондов может быть исчислен отношением фактического срока службы к нормативному, умноженному на 100. Наиболее правильный метод — это обследование состояния объекта в натуре.

Моральный износ — это уменьшение стоимости машин и оборудования под влиянием сокращения общественно необходимых затрат на их воспроизводство (моральный износ первой формы) или уменьшение их стоимости в результате внедрения новых, более прогрессивных и экономически эффективных машин и оборудования (моральный износ второй формы). Под влиянием этих форм морального износа основные фонды становятся отсталыми по своим техническим характеристикам и экономической эффективности.

Моральный износ второй формы можно рассматривать как частичный и полный износ, а также как его скрытую форму.

При частичном моральном износе происходит частичная потеря потребительной стоимости и стоимости машины. Постепенно увеличивающиеся его размеры на отдельных операциях в конце концов достигают таких значений, когда целесообразным становится использовать ее на других операциях, в иных условиях производства, где она будет еще достаточно эффективной.

Полный моральный износ означает полное обесценение машины, когда ее дальнейшая эксплуатация становится убыточной. Устаревшую машину либо разбирают на запасные части, либо списывают в металлолом.

Скрытая форма морального износа подразумевает угрозу обесценения машины вследствие того, что имеется задание на разработку новой, более производительной и экономичной техники.

В современных условиях все большее значение приобретает учет морального износа. Появление новых, более совершенных видов оборудования с повышенной производительностью, лучшими условиями обслуживания и эксплуатации часто делает экономически целесообразным замену старых основных фондов еще до их физического износа. Несвоевременная замена морально устаревшей техники приводит к тому, что на ней производится более дорогая и худшего качества продукция по сравнению с изготовляемой на более совершенных машинах и оборудовании. А это совершенно недопустимо в условиях рыночной конкуренции.

Основным источником покрытия затрат, связанных с обновлением фондов являются собственные средства предприятий. Они накапливаются в течение всего срока службы основных фондов в виде амортизационных отчислений.

Амортизация — это денежное возмещение износа основных фондов путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции. Следовательно, амортизация есть денежное выражение физического и морального износа основных фондов.

Процесс амортизации означает перенесение по частям стоимости основных фондов в течение срока службы на производимую продукцию и последующее использование этой стоимости для возмещения потребленных основных фондов. Перенесенная стоимость основных фондов в составе продукции покидает сферу производства и поступает в сферу обращения. После реализации продукции часть денежной суммы, соответствующая перенесенной стоимости основных фондов, поступает в амортизационный фонд, в котором накапливается до величины, соответствующей первоначальной стоимости (за вычетом изношенных основных фондов). Амортизационный фонд используется для приобретения новых основных фондов взамен изношенных.

В хозяйственной практике для учета амортизации используются амортизационные отчисления и нормы амортизации. Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение перенесенной стоимости и включаются в себестоимость продукции по установленным нормам амортизации.

Норма амортизации — это установленный в процентах балансовой стоимости размер амортизации за определенный период времени по конкретному виду основных фондов.

Уровень норм амортизации определяет объем ресурсов, необходимых для восстановления изношенной части основных фондов.

С помощью норм амортизации регулируются скорость оборота основных фондов, интенсифицируется процесс их воспроизводства.

Через нормы амортизации и их дифференциацию по группам основных фондов осуществляется техническая и производственная политика на предприятии.

Сумма амортизационных отчислений определяется тремя методами: равномерной, ускоренной и неравномерной амортизации.

Метод равномерной амортизации ориентирован на равномерный физический и моральный износ основных фондов. Такое допущение вполне правомерно по отношению к физическому износу. Однако не так обстоит дело с моральным износом. Наука, техника, технология производства развиваются неравномерно. Моральный износ основных фондов в большинстве случаев происходит ускоренными, а не равномерными темпами, как это предусмотрено в нормах амортизации. Поэтому предприниматель должен иметь амортизационные отчисления, обеспечивающие ему возможность замены имеющихся основных фондов при возникновении ускоренного их морального износа. Решить эту проблему можно, используя метод ускоренной амортизации основных фондов, когда в первые три года применяются повышенные нормы, позволяющие перенести на себестоимость продукции порядка 2/3 их первоначальной стоимости. Оставшаяся после этого стоимость переносится по одинаковым (стабильным) нормам амортизации по каждому из оставшихся лет службы в пределах принятого амортизационного периода.



Рисунок 4 – Методы амортизации основных средств


Ускоренная амортизация основных фондов представляет собой целевой метод более быстрого, сравнительно с нормативным сроком службы основных фондов, полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства. Применяется он к активной части основных производственных фондов в целях создания финансовых условий для ускорения внедрения в производство научно-технических достижений и повышения заинтересованности предприятий в более быстром обновлении и техническом развитии производства. Метод ускоренной амортизации не распространяется на машины, оборудование и транспортные средства с нормативным сроком службы до 3 лет.

Ускоренную амортизацию активной части основных фондов могут производить и малые предприятия. Кроме того, они могут в первый год эксплуатации списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной (балансовой) стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет. Однако при прекращении деятельности малого предприятия до истечения одного года сумма дополнительно начисленной амортизации подлежит восстановлению за счет увеличения балансовой стоимости предприятия.

Получает распространение метод неравномерной амортизации, при котором большая часть стоимости оборудования включается в издержки производства в первые годы эксплуатации. Например, в первый год — 50, во второй — 30, в третий — 20%. Это позволяет предприятию в условиях инфляции быстрее окупить сделанные затраты и направить их на дальнейшее обновление парка оборудования.

При данных техническом уровне и структуре основных производственных фондов увеличение выпуска продукции, снижение себестоимости и рост накоплений предприятий зависит от степени их использования.


5. Формы воспроизводства основных средств.


В условиях конкуренции основной из задач, стоящих перед предприятием, является формирование долгосрочных конкурентных преимуществ, что невозможно без капиталообразующих инвестиций, т. е. без вложений средств в основные фонды.

Воспроизводство — это процесс возмещения в натуральном и стоимостном выражении изношенных и устаревших основных фондов.

Существуют следующие формы воспроизводства основных средств: простое и расширенное.

Простое воспроизводство это возмещение в натуральном и стоимостном выражении изношенных и устаревших основных фондов до прежнего уровня.

Формы простого воспроизводства — ремонт и замена физически изношенных и технически устаревших средств труда.

В процессе эксплуатации основных фондов износ отдельных деталей и частей объекта происходит неравномерно, в результате чего снижается потребительная способность объекта в целом. Поэтому возникает необходимость в проведении комплекса работ по поддержанию основных фондов в работоспособном состоянии в течение всего срока их службы.

Ремонт - это обновление основных средств с целью компенсации физического износа.

Капитальный ремонт — это полная разборка объектов, замена износившихся элементов новыми или их восстановление.

Различают комплексный и выборочный капитальные ремонты.

Комплексный капитальный ремонт — это ремонт, связанный с остановкой производства. Выборочный капитальный ремонт осуществляется без остановки производства.

Для оценки эффективности проведения капитального ремонта рассчитываются и сопоставляются следующие показатели:

• затраты на проведение капитального ремонта;

• стоимость нового (аналогичного) объекта основных фондов;

• разность суммы расходов по эксплуатации нового и отремонтированного объекта с учетом межремонтного периода.

Для поддержания основных фондов в рабочем состоянии и простого воспроизводства основных фондов на предприятии проводят не только капитальный, но текущий и планово-предупредительные ремонты.

Текущий ремонт — ремонт, который выполняется с периодичностью до 1 года для поддержания работоспособности машин, оборудования, зданий, сооружений. Различают следующие виды текущего ремонта:

• текущий ремонт активной части — это замена быстроизнашивающихся сменных деталей новыми или восстановленными, устранение неполадок, мелких дефектов;

• текущий ремонт пассивной части — это работы по своевременному предохранению отдельных частей зданий и сооружений.

Планово-предупредительный ремонт включает все виды ремонтных работ, осуществляемых в целях профилактики поломок основных фондов. Данный вид ремонта способствует нормальной эксплуатации основных фондов и эффективному их использованию.

Расширенное воспроизводство предполагает количественное и качественное увеличение действующих и создание новых основных фондов.

К формам расширенного воспроизводства относятся новое строительство, расширение предприятия, реконструкция, техническое перевооружение и модернизация оборудования.

Новое строительство — это строительство новых предприятий, зданий и сооружений на новых площадках с целью создания новых производственных мощностей.

Расширение предприятия — это строительство дополнительных площадей, цехов на территории действующих предприятий с целью создания дополнительных производственных мощностей.

Реконструкция это полное или частичное переоборудование действующего предприятия с заменой морально устаревшего и(или) физически изношенного оборудования с целью увеличения уже существующих площадей.

Техническое перевооружение — это внедрение новой техники и технологий, модернизация и замена устаревшего оборудования, улучшение организации и структуры производства с целью увеличения производственных площадей.

Модернизация — это совершенствование действующего оборудования за счет внесения различных конструктивных изменений.

Источники финансирования воспроизводства основных фондов могут быть как собственные, так и заемные.

К собственным средствам, используемым для воспроизводства основных средств, относятся: амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на финансирование капитальных вложений. При недостатке собственных средств для реальных инвестиций, а также при реализации проектов с небольшим периодом эксплуатации или с высокой степенью изменяемости технологий предприятия используется лизинг.

В некоторых случаях предприятия для расширения объемов деятельности используют аренду зданий, помещений, производственных площадей.

К заемным источникам финансирования воспроизводства основных фондов относятся: кредиты банков, средства, полученные от долевого участия в строительстве, бюджетные средства и средства внебюджетных фондов. Источником финансирования воспроизводства основных средств могут быть также заемные средства других предприятий, которые предоставляются предприятию на возмездной или безвозмездной основе.

Займы предприятиям могут предоставляться также индивидуальными инвесторами (физическими лицами).

Вопрос о выборе источников финансирования капитальных вложений решается с учетом многих факторов: стоимости привлекаемого капитала; эффективности отдачи от него; соотношения собственного и заемного капиталов, определяющего финансовое состояние предприятия; степени риска различных источников финансирования; экономических интересов инвесторов и кредиторов.


2.2.3. Закрепление новых знаний (25 мин)

Итак, мы рассмотрели вопросы лекции.

Давайте вспомним основные понятия и определения относительно сущности основных фондов, их классификации, износа и воспроизводства.

Для этого выполним небольшое творческое задание. Тест «Проверь себя».

Закрепление материала происходит путем тестирования (приложение Б). Тестовые задания выводятся на мультимедийный экран, а правильные ответы обучающиеся заносят в карточку участника. После всех ответов подсчитывают количество баллов. На выполнение тестов отводится 5 минут.

А теперь выполним практическое задание – решим несколько задач. (Приложение В)

5. Заключительная часть (5 мин)

5.1 Рефлексия, оценивание ответов, комментирование, подведение итогов занятия

Сегодня мы проделали большую работу, ознакомились со многими понятиями. Вы были достаточно активны, проявили заинтересованность материалом, умение воспринимать информацию, логически мыслить.

5.2. Выставление оценок

5.3. Выдача индивидуальных заданий, вопросов по самостоятельной работе, пояснения к их выполнению

Вам необходимо проработать теоретический материал лекции. Кроме того, в рамках самостоятельной работы по изученной теме необходимо выполнить индивидуальное задание.

5.4. Заключительное слово преподавателя

Всем спасибо за работу! До свидания.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном экономики, поскольку именно оно создает необходимые обществу продукты и услуги, использует производственные результаты, применяет прогрессивную технику и технологию. На практике в современных экономических условиях хозяйствования одним из главных вопросов является оснащение предприятий основными средствами, так как это важнейший элемент национального богатства страны.

От эффективного использования основных средств зависит, как финансовое, так и имущественное состояние организации. Чтобы происходила нормальное функционирование предприятия, необходимо наличие определенных средств и их источников. Основные производственные средства – являются основой деятельности организации. Имея ясное представление о каждом элементе основных средств в производственном процессе, об их физическом и моральном износе, о факторах, которые влияют на использование основных средств, можно выявить методы, при помощи которых повышается эффективность использования основных средств и производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и, конечно, рост производительности труда.

Основное задание внедрения активных форм обучения – воспитание личности, готовой к конкуренции, самостоятельной в решении жизненных проблем. Необходимо совершенствовать не только систему преподавания новых знаний, но и методику формирования у студентов разных умений и навыков.

С целью активизации познавательной деятельности студентов, развития экономического мышления на лекции по теме «Основные фонды предприятия» были использованы элементы интерактивных технологий, мультимедийные средства, творческие проблемные задания.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями экономики, а также студентами для самостоятельного изучения материала.









Нормативно-правовые источники:

1.Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление № I -233П-НС)

2.Методические рекомендации для педагогических работников по подготовке и проведению открытого занятия/урока в образовательном учреждении среднего профессионального образования (УМЦ СПО, приказ от 02.09.2016 г. №33)


Основные источники:

1. Баскакова О.В. Экономика предприятий (организации): Учебник/О.В.Баскакова, Л.Ф.Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 372с.

2. Горфинкель В.Я., Швандар В.А.. Экономика предприятия: Учебник. − 3-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ−ДАНА, 2012.- 718 с.


Дополнительные источники:


1.Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В. Экономика предприятия: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

2.Чечевицына Л.Н., Терещенко О.Н. Практикум по экономике предприятия: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.


Информационные ресурсы:


1.http://nashol.com/2014070578707/ekonomika-predpriyatiya-organizacii-baskakova-o-v-seiko-l-f-2013.html - Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник/ О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.

2. Электронный учебник «Экономика организации (предприятия)» http://www.e-college.ru/education/lib/abc.htm/

3. Электронный ресурс «Экономика: Учебник». Форма доступа:  htt:e.lanbook.com/









ПРИЛОЖЕНИЕ А


Задачи «Экономическая эстафета»

1 вариант

Стоимость основных производственных фондов на начало 2016 года составляет 2 800 тыс. руб. В плановом году ожидается 1мая демонтаж устаревшего оборудования стоимостью 214 тыс. руб., а 1 июня ввод нового оборудования на сумму 360 тыс. руб.

Определить :

1) среднегодовую стоимость основных фондов;

2) стоимость основных фондов на конец года?

Сделать выводы.


2 вариант

Стоимость основных производственных фондов на начало 2016 года составляет 3100 тыс. руб. В плановом году ожидается 1 марта демонтаж устаревшего оборудования стоимостью 300 тыс. руб., а 1 августа ввод нового оборудования на сумму 410 тыс. руб. Стоимость товарной продукции планируется в размере 3250 тыс.руб.

Определить:

1) среднегодовую стоимость основных фондов;

2) стоимость основных фондов на конец года?

Сделать выводы.

















ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Тестовые задания «Проверь себя»

Вопрос 1. Производственные фонды предприятия состоят из:

а) основных фондов и запасов;

б) основных и оборотных фондов.

Вопрос 2. Годовая величина износа основных средств, выраженная в процентах, называется...

а) рентабельностью;

б) амортизацией;

в) нормой амортизации;

г) физическим износом.

Вопрос 3. Непосредственно участвующие в производственном процессе ОФ

относят к

а) рабочим;

б) пассивным;

в) промышленно-производственным;

г) непроизводственным.

Вопрос 4. Основные фонды при зачислении на баланс предприятия в результате их приобретения или строительства оцениваются:

а) по полной первоначальной стоимости;

б) по восстановительной стоимости;

в) по остаточной стоимости.

Вопрос 5. Амортизация основных фондов - это:

а) износ основных фондов;

б) восстановление основных фондов;

в) процесс перенесения стоимости ОФ на себестоимость изготовляемой продукции;

г) расходы по содержанию основных фондов.

Вопрос 6. Норма амортизации

а) устанавливается собственником произвольно;

б) устанавливается в % от стоимости ОФ;

в) устанавливается определённым коэффициентом.

Вопрос 7. Влияние природных факторов на ОФ выраженное в денежной форме называют?

а) физическим эксплуатационным износом;

б) естественным физическим износом.


* правильные ответы выделены подчёркиванием.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Тема: " Основные фонды предприятия"

Цель: Закрепить теоретические знания. Овладеть навыками самостоятельного решения задач.

_________________________________________________ ___________ группа___курс (Ф.И.О студента )

І. Ответить на вопросы для проверки теоретической подготовки

1. Как происходит расширенное воспроизводство основных фондов?

2. Какие факторы влияют на величину производственной мощности предприятия?

ІІ. Дать ответы на тесты

1. Признаками основных фондов как экономической категории являются:

а) функционируют в сфере материального производства;

б) используются в производственном процессе более1 года;

в) переносят свою стоимость на готовую продукцию за один производственный цикл;

г) в процессе эксплуатации изменяют свою форму и размеры;

д) теряют стоимость.

2. К активной части основных фондов принадлежат:

а) здания;

б) измерительные приборы;

в) рабочие машины;

г) транспортные средства;

д) сооружения;

е) силовые машины.

ІІІ. Решить задачи

Задача № 1 Рассчитать коэффициент сменности работы ткацких станков в цеху, если 30 из них работает в одну смену, 80-в две смены, 20-в три смены.

Задача № 2 Исходя из данных таблицы определить , на каком предприятии более прогрессивная структура основных фондов.

Группа основных фондов

Структура основных производственных фондов, %

Предприятие

1

Предприятие

2

Предприятие

3

Предприятие

4

Здания

39

38

42

40

Сооружения

4

6

3

1

Передаточные устройства

7


7


5


5


Силовые и рабочие машины

40

39

42

45

Контрольно-измерительные приборы

2


2


3


1


Транспортные средства

4

1

1

3

Инструменты

1

2

1

3

Инвентарь

3

5

3

2



Список рекомендованной литературы

1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник / – М.: НФРА-М, 2011. – 414 с.

2. .Ребрин Ю.И..Экономика предприятия. Основы экономики и управления производством,

Конспект лекций, Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2011, http://www.aup.ru/books/m47/.__


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!