СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Лабораторная работа № 1. Знакомство с химическими свойствами основных классов неорганических соединений.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа № 1.Знакомство с химическими свойствами основных классов неорганических соединений.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Лабораторная работа № 1. Знакомство с химическими свойствами основных классов неорганических соединений.»

Лабораторная работа № 1. Знакомство с химическими свойствами основных классов неорганических соединений.

Цель: изучить важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты и соли; их способы получения и свойства;

Задачи:

  • провести реакции, которые характерны для различных веществ;

  • работать в лаборатории с соблюдением правил ТБ;

  • научиться составлять УХР и делать выводы.

Студент должен:

  • иметь практический опыт: составления уравнений химических реакций в молекулярном и ионном видах;

  • уметь: работать в лаборатории с соблюдением правил ТБ;

  • знать: химические свойства и способы получения неорганических кислот;

  • владеть: навыками экспериментальной работы при работе в кабинете химии.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  • Сборник методических указаний для студентов по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине «Химия».

  • Таблица «Растворимость кислот, солей и оснований в воде».

  • Тетрадь для лабораторных работ в клетку.

  • Ручка.

  • Простой карандаш.

  • Линейка.

  • Оборудование и реактивы

  • Оборудование и реактивы: cпиртовка, держатель, предметное стекло, пробирки, пипетка, стеклянная палочка, универсальная индикаторная бумага

  • растворы: серной кислоты; соляной кислоты; раствор гидроксида натрия; растворы индикаторов: фиолетовый лакмус, индикатор фенолфталеин; растворы солей: сульфата меди, нитрат бария;

  • оксид кальция; стружка магния

Краткие теоретические сведения

Известно около 300 тысяч неорганических соединений; их можно разделить на четыре важнейших класса – оксиды, основания, кислоты и соли.

Оксиды – продукты соединения элементов с кислородом. Различают солеобразующие и несолеобразующие оксиды.

Несолеобразующих оксидов немного (например, CO, NO, N2O), они не образуют солей ни с кислотами, ни с основаниями.

Солеобразующие оксиды подразделяют на основные, кислотные и амфотерные.

Основные оксиды образуют металлы с низшими степенями окисления +1, +2, их гидратами являются основания. Основания щелочноземельных металлов (Ca, Sr, Ba) также образуются при растворении в воде соответствующих оксидов, но их растворимость меньше, к щелочам приближается только гидроксид бария Ba(OH)2.

Основные оксиды реагируют с кислотными оксидами и кислотами, образуя соли:

CaO + CO2 = CaCO3, CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

Неметаллы (B, C, N, P, S, Cl и др.), а также металлы, расположенные в побочных подгруппах больших периодов в высших степенях окисления +5, +6, +7 (V, Cr, Mn и др.), образуют кислотные оксиды, взаимодействие которых с основными оксидами и основаниями приводит к солям:

SO2 + Na2O = Na2SO3 , N2O5 + 2NaOH = 2NaNO3 + H2O

Металлы главных и побочных подгрупп средних степеней окисления +3, +4 (Cr, Mn, Sn и др.), иногда +2 (Sn, Pb) образуют амфотерные оксиды.

Их гидраты проявляют как основные, так и кислотные свойства, реагируя как с кислотами, так и с основаниями:

Cr2O3 + 6HCl = 2CrCl3 + 3H2O, Cr2O3 + 2NaOH = 2NaCrO2 + H2O

Оксиды можно получить реакцией соединения элемента с кислородом: 2Mg + O2 = 2MgO, 4P + 5O2 = 2P2O5

или реакцией разложения сложного вещества: CaCO3 = CaO + CO2, 2Zn(NO3)2 = 2ZnO + 4NO2 + O2

Продукты взаимодействия оксидов с водой называют гидроксидами. Их состав выражают общей формулой Э(ОН)n, где Э – атом элемента, n – индекс соответсвующий степени окисления Э. В зависимости от природы атома элемента Э гидроксиды диссоциируют по связи Э–ОН и по связи ЭО–Н с образованием основных (основания), кислотных (кислоты) и амфотерных гидроксидов (амфолиты).

Основания при диссоциации в растворе в качестве анионов образуют только гидроксид-ионы:

NaOHDNa+ + OH

Кислотность основания определяется числом ионов OH. Многокислотные основания диссоциируют ступенчато:

Ca(OH)2 D (CaOH)+ + OH,(CaOH)+ D Ca2+ + OH

Водные растворы хорошо растворимых оснований называют щелочами. Щелочи получают растворением оксидов в воде:

Na2O + H2O = 2NaOH

Индикаторы в щелочных растворах меняют окраску: так фиолетовый лакмус приобретает синий цвет, бесцветный фенолфталеин становится малиновым, метиловый оранжевый – желтым.

Основания реагируют с кислотами, образуя соль и воду:

NaOH + HCl = NaCl + H2O

Если основание и кислота взаимодействуют в эквивалентных отношениях, то среда становится нейтральной - реакция нейтрализации.

Многие нерастворимые в воде основания при нагревании разлагаются: Cu(OH)2 ⎯⎯t→ CuO + H2O

Нерастворимые в воде основания обычно получают действием щелочей на растворимые соли металлов:

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Различают кислоты бескислородные (HCl, HI, H2S, HCN) и кислородсодержащие (HNO3, H2SO4, H2SO3, H3PO4).

В растворах кислот лакмус становится красным, метиловый оранжевый – розовым, фенолфталеин остается бесцветным.

Кислоты получают растворением кислотных оксидов в воде: P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

или по реакции обмена соли с кислотой:

Ca3(PO4)2 + 3H2SO4 = 3CaSO4 + 2H3PO4

Амфотерные гидроксиды проявляют в реакциях как основные, так и кислотные свойства. К ним относятся Be(OH)2, Al(OH)3, Zn(OH)2, Cr(OH)3 и др. Амфотерные гидроксиды реагируют с основаниями как кислоты, с кислотами – как основания:

Сr(OH)3 + 3HCl = CrCl3 + 3H2O, Сr(OH)3 + 3NaOH = Na3[Cr(OH)6]

Различают средние, кислые и основные соли. Существуют также двойные соли, образованные разными металлами и одним кислотным остатком KAl(SO4)2.

Средние соли можно рассматривать как продукты полного замещения атомов водорода в кислоте атомами металла или гидроксогрупп основания кислотными остатками: NaCl, K2SO4, AlPO4.

Кислые соли (гидросоли) являются продуктами неполного замещения атомов водорода многоосновных кислот атомами металла: NaHSO4, Al(H2PO4)3, KHCO3.

Основные соли (гидроксосоли) являются продуктами неполного замещения гидроксогрупп многокислотного основания на кислотные остатки: AlOHSO4, MgOHCl, (CuOH)2SO4.

Средние соли могут быть получены многими способами:

1) соединением металла и неметалла: 2Na + Cl2 = 2NaCl

2) соединением основного и кислотного оксидов:

CaO + CO2 = CaCO3

3) вытеснением активным металлом водорода или менее активного металла:

Zn + 2HCl = H2 + ZnCl2, Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu

4) реакцией нейтрализации: NaOH + HCl = NaCl + H2O

5) реакцией обмена: Ba(NO3)2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaNO3

Кислые соли могут быть получены в кислой среде: NaOH + H2SO4 (избыток) = NaHSO4 + H2O

Na3PO4 + 2H3PO4 (избыток) = 3NaH2PO4

Основные соли могут быть получены в щелочной среде: H2SO4 + 2Cu(OH)2 (избыток) = (CuOH)2SO4 + Na2SO4, 2CuSO4 + 2NaOH(недостаток) = (CuOH)2SO4 + Na2SO4

Кислые соли при избытке щелочи и основные соли при избытке кислоты переходят в средние соли:

NaHSO4 + NaOH (избыток) = Na2SO4 + H2O, (CuOH)2SO4 + H2SO4 (избыток) = 2CuSO4 + 2H2O

Задания для лабораторной работы:

  1. Задание № 1. Экспериментально исследуйте свойства кислот и оснований.

  2. Задание №2. Составьте соответствующие уравнения химических реакций в молекулярном и ионном видах, заполните таблицу.

  3. Подготовьтесь к ответу на вопросы для закрепления материала.

Инструкция по выполнению лабораторной работы

  1. Ознакомьтесь с правилами по технике безопасности при работе в химической лаборатории и распишитесь в журнале по ТБ.

2.Опыт № 1. Изучения свойств кислот.

В 4 пробирки поместите по 1 мл серной кислоты, Затем добавьте в пробирку

№ 1. индикатор лакмус фиолетовый

№ 2. стружку магния

№ 3. оксид кальция

№ 4. соль бария

Опыт № 2. Изучение свойств оснований.

В 3 пробирки поместите по 1 мл щёлочи, затем добавьте в пробирку

№ 1. индикатор лакмус фиолетовый

№ 2. индикатор фенолфталеин, а далее кислоту

№ 3. соль меди.

Запишите наблюдаемые явления и составьте УХР.

Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе

  1. Какие вещества называют кислотами?

  2. Какие вещества называют основаниями?

  3. Какие вещества называют оксидами?

  4. Какие вещества называют солями?

  5. С какими из перечисленных веществ взаимодействует соляная кислота: MgO; AgNO3; SO3; CuSO4; Ca(OH)2; Cu; Fe; KOH?

  6. С какими из перечисленных веществ взаимодействует гидроксид калия: MgO; AgNO3; SO3; CuSO4; Ca(OH)2; Cu; Fe; KOH?

  7. Укажите валентность кислотных остатков, входящих в состав солей, формулы которых MgBr2; Ca3(PO4)2; KMnO4; Na23; AlPO4; CuSO4; Fe(NO3)3; Al2S3; PbCl4; KI.

  8. От чего зависит число гидроксильных групп в основаниях?

  9. Как получить гидроксид кальция, исходя из кальция, кислорода и воды? Напишите уравнения реакций.

Порядок выполнения отчёта по лабораторной работе

  1. В тетради для практических занятий и лабораторных работ напишите номер, название и цель работы.

  2. Выполнив опыты № 1, 2, запишите наблюдения в таблицу и выполните задание.

  3. Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе. C 5 по 9 вопрос письменно.

  4. Запишите вывод о проделанной работе, отразите, на сколько успешно Вы справились с учебными задачами лабораторной работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!