СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка квест-игры "По следам соли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия про соль с опытами, играми, эспериментами для детей 9-10 лет.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка квест-игры "По следам соли"»

Квест-игра «По следам Соли»


Подготовила: педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДОИРД Кузнецова Е.П.

Цель:

способствовать научному познанию детей;

Образовательные задачи:

уточнить знания детей о соли, о способах её добычи, об использовании человеком в быту;

познакомить с видами (пищевая, техническая, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение);

познакомить детей с одним из способов покраски соли; обогащать и активизировать словарь: кристаллизация, минеральное вещество, соледобывающий комбайн.

Развивающие задачи:

развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

развитие творческих способностей детей;

Воспитательные задачи:

воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;

воспитывать любознательность и умение работать вместе.

Методы и приемы:

рассказ воспитателя; рассматривание иллюстраций, слайдов; вопросы; обследование предмета.

Предварительная работа:

беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли, дидактические игры «Определи на ощупь»«Узнай на вкус»«Солёный - несолёный» "Соль полезна для того, чтобы

Материалы и оборудование:

слайдовая презентация на тему«Добыча соли и её применение», мешочек с солью, карточки по теме.

Ход занятия:

По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.

Педагог: С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.

Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб.

Педагог:Садитесь удобнее, мы начинаем наше путешествие.

(Дети рассаживаются на стулья за столы)

Все расселись по местам?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу:

"Будет интересно!”

Ребята, вы любите путешествовать? Но, чтобы узнать куда мы с вами отправимся, нужно отгадать, что спрятано в моем чудесном мешочке.

Без нее ,ребята, повар, просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет- испытаешь боль

Вы, конечно догадались. Ну конечно это (Соль)

12 января 1705 года по указу Петра I в России была введена государственная монополия на торговлю солью. Сегодня поваренная соль совершенно необходима при производстве мясных и рыбных консервов; она используется в металлургической промышленности, при обработке мехов и различных кож, в процессе приготовления мыла; идет для получения кальцинированной соды; применяется в медицине. Основной потребитель соли - химическая промышленность. В этой области используется не только сама соль, но и элементы, составляющие ее. В процессе электролиза ее раствора получают хлор, водород и едкий натр. Из раствора едкого натра получают твердую щелочь - каустик. Соединяя водород с хлором, получают соляную кислоту.


Педагог Ребята , а что такое соль? Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил. У кого была соль на столе, тот считался самым богатым человеком. К соли относились очень уважительно. В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

Педагог:Скажите, какого цвета соль? (Соль белого цвета);

Имеет ли соль запах? (Соль не имеет запаха)

Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Соль сыпучее вещество)

А кто из вас знает, где и как добывают соль? (Соль добывают в соляных шахтах)

А сейчас мы с вами продолжим путешествие по следам Соли, чтобы узнать о ней ещё больше.

Есть три вида соли:

Пищевая;

Техническая;

Морская.

 Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. А ещё она отличный консервант

 Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному:

в медицине;

в косметологии.

Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.

 Соль ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

 В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.

 Прошло много времени, прежде чем люди научились добывать соль из морской воды. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном, грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу.

 В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).

Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.

 Каменную соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины. 

Где, кроме еды, используют соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.

Дидактическая игра" Солёный несоленый"

Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый». Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Дидактическая игра : "Соль полезна для того,чтобы"

Педагог: Я предлагаю поиграть в игру " Соль полезна для того, чтобы (С мешочком солью, передаем соседу и говорим)

1) Чтобы консервировать овощи.

2)Чтобы посолить суп

3)чтобы посыпать дорожки весной.

4)Чтобы посолить салат.

5)Чтобы засолить грибы.

6)чтобы делать компрессы.

7)Чтобы полоскать горло.

Дидактическая игра : "Собери пословицу"

Без соли не сладко, без хлеба не сытно

Без соли и хлеб не естся

Из пресного сделаешь соленое,

а соленого не опреснишь

И старая лошадь до соли лакома

Солью сыт не будешь слезами горя не избудешь

Без соли, без хлеба — половина обеда

Без соли, без хлеба — худая беседа

Друга узнать – вместе пуд (куль) соли съесть.

Лень добра не делает, без соли обедает.

От хлеба-соли и царь не отказывается.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

Сердись, бранись, дерись,

а за хлебом-солью сходись.


Творческая работа.

Педагог: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль.

Опыт №1 "Соль поглощает воду"

Насыпим в стакан ложку соли и нальём ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? (Вода впиталась в соль). Значит соль поглощает воду.

Добавьте ещё воды, размешайте.Что произошло с солью. она исчезла? (Соль растворилась в воде)

Вывод: Соль растворяется в воде

Опыт №2. "Плавающее яйцо"

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду.А в обычной реке вода тоже соленая? (Нет в речке вода пресная)

а вы знаете ,что в соленой воде легче плавать. Хотите проверить? А поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо опустим его в стакан с пресной водой.Что вы видете? (Яйцо утонуло)

А теперь опустим яйцо в стакан с соленой водой. Что теперь вы видете?(Яйцо не тонет)

Какой вывод мы сделаем?

Вывод: В соленой воде легче плавать. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее утонуть. Поэтому в морской воде легче научиться плавать.

Опыт №4 "Выращивание кристалов"

Рассматривание кристаллов нарощенных на нитку.

Вывод: Соль не исчезает, а только растворяется в воде.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!