Квест-игра «По следам Соли»
Подготовила: педагог дополнительного образования
МБУДО ЦДОИРД Кузнецова Е.П.
Цель:
способствовать научному познанию детей;
Образовательные задачи:
уточнить знания детей о соли, о способах её добычи, об использовании человеком в быту;
познакомить с видами (пищевая, техническая, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение);
познакомить детей с одним из способов покраски соли; обогащать и активизировать словарь: кристаллизация, минеральное вещество, соледобывающий комбайн.
Развивающие задачи:
развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
развитие творческих способностей детей;
Воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;
воспитывать любознательность и умение работать вместе.
Методы и приемы:
рассказ воспитателя; рассматривание иллюстраций, слайдов; вопросы; обследование предмета.
Предварительная работа:
беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли, дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный - несолёный» "Соль полезна для того, чтобы…
Материалы и оборудование:
слайдовая презентация на тему: «Добыча соли и её применение», мешочек с солью, карточки по теме.
Ход занятия:
По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.
Педагог: С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.
Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб.
Педагог:Садитесь удобнее, мы начинаем наше путешествие.
(Дети рассаживаются на стулья за столы)
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
"Будет интересно!”
Ребята, вы любите путешествовать? Но, чтобы узнать куда мы с вами отправимся, нужно отгадать, что спрятано в моем чудесном мешочке.
Без нее ,ребята, повар, просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет- испытаешь боль
Вы, конечно догадались. Ну конечно это (Соль)
12 января 1705 года по указу Петра I в России была введена государственная монополия на торговлю солью. Сегодня поваренная соль совершенно необходима при производстве мясных и рыбных консервов; она используется в металлургической промышленности, при обработке мехов и различных кож, в процессе приготовления мыла; идет для получения кальцинированной соды; применяется в медицине. Основной потребитель соли - химическая промышленность. В этой области используется не только сама соль, но и элементы, составляющие ее. В процессе электролиза ее раствора получают хлор, водород и едкий натр. Из раствора едкого натра получают твердую щелочь - каустик. Соединяя водород с хлором, получают соляную кислоту.
Педагог: Ребята , а что такое соль? Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил. У кого была соль на столе, тот считался самым богатым человеком. К соли относились очень уважительно. В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
Педагог:Скажите, какого цвета соль? (Соль белого цвета);
Имеет ли соль запах? (Соль не имеет запаха)
Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Соль сыпучее вещество)
А кто из вас знает, где и как добывают соль? (Соль добывают в соляных шахтах)
А сейчас мы с вами продолжим путешествие по следам Соли, чтобы узнать о ней ещё больше.
Есть три вида соли:
Пищевая;
Техническая;
Морская.
Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. А ещё она отличный консервант
Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному:
в медицине;
в косметологии.
Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.
Соль ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.
Прошло много времени, прежде чем люди научились добывать соль из морской воды. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном, грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу.
В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).
Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.
Каменную соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины.
Где, кроме еды, используют соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.
Дидактическая игра" Солёный несоленый"
Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый». Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Дидактическая игра : "Соль полезна для того,чтобы"
Педагог: Я предлагаю поиграть в игру " Соль полезна для того, чтобы (С мешочком солью, передаем соседу и говорим)
1) Чтобы консервировать овощи.
2)Чтобы посолить суп
3)чтобы посыпать дорожки весной.
4)Чтобы посолить салат.
5)Чтобы засолить грибы.
6)чтобы делать компрессы.
7)Чтобы полоскать горло.
Дидактическая игра : "Собери пословицу"
Без соли не сладко, без хлеба не сытно
Без соли и хлеб не естся
Из пресного сделаешь соленое,
а соленого не опреснишь
И старая лошадь до соли лакома
Солью сыт не будешь слезами горя не избудешь
Без соли, без хлеба — половина обеда
Без соли, без хлеба — худая беседа
Друга узнать – вместе пуд (куль) соли съесть.
Лень добра не делает, без соли обедает.
От хлеба-соли и царь не отказывается.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Сердись, бранись, дерись,
а за хлебом-солью сходись.
Творческая работа.
Педагог: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль.
Опыт №1 "Соль поглощает воду"
Насыпим в стакан ложку соли и нальём ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? (Вода впиталась в соль). Значит соль поглощает воду.
Добавьте ещё воды, размешайте.Что произошло с солью. она исчезла? (Соль растворилась в воде)
Вывод: Соль растворяется в воде
Опыт №2. "Плавающее яйцо"
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду.А в обычной реке вода тоже соленая? (Нет в речке вода пресная)
а вы знаете ,что в соленой воде легче плавать. Хотите проверить? А поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо опустим его в стакан с пресной водой.Что вы видете? (Яйцо утонуло)
А теперь опустим яйцо в стакан с соленой водой. Что теперь вы видете?(Яйцо не тонет)
Какой вывод мы сделаем?
Вывод: В соленой воде легче плавать. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее утонуть. Поэтому в морской воде легче научиться плавать.
Опыт №4 "Выращивание кристалов"
Рассматривание кристаллов нарощенных на нитку.
Вывод: Соль не исчезает, а только растворяется в воде.