СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка курса "Выбор профессии" 8 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка курса внеурочной деятельности педагога  по профориентации "Выбор профессии". Предназначена для учеников 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка курса "Выбор профессии" 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»



РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании

педагогического совета

протокол № 1

«_30» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ № 49

Торопова С.А.

приказ № 163_

от «31 » августа 2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Выбор профессии»

8 класс на 2022-2023 учебный год


Направление: социальное

Срок реализации: 1 год








Автор – составитель: Денисенко Н.Г.

классный руководитель 8г



Рассмотрено на методическом

объединение

классных руководителей

протокол № 1

«29_» августа_2022 г.











Новокузнецкий городской округ, 2022



Содержание

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 3

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации

и видов деятельности 7

3. Тематическое планирование 9

Информационно – методическое обеспечение рабочей программы 10

Приложение 11




































Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.

Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной деятельности.

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных образовательных результатов.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В сфере гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Профориентация»;

готовность к разнообразной совместной деятельности;

выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе взаимопонимания и взаимопомощи. В  сфере патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятия своего региона.

В сфере духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.

В сфере эстетического воспитания:

осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;

стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;

стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.

В сфере физического воспитания:

формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

В сфере трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения курса «Профориентация»;

внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

В сфере экологического воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

В сфере понимания ценности научного познания:

ориентация в деятельности, связанной с освоением курса «Профориентация», на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере;

овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку;

Программа курса развивает умение действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;

выявлять способность, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное;

умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы;

использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;

аргументировать свою позицию, мнение;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе работы с интернет-источниками;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии;

выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых условиях;

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением; внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных участников курса «Профориентация».

В  сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в курс «Профориентация»;

выражать свою точку зрения;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;

понимать намерения других участников занятий курса «Профориентация»,

проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению:

распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких участников курса «Профориентация», проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других участников курса «Профориентация».

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии; M

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения;

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения курса по профориентации, уметь находить позитивное в любой ситуации;

уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

различать, называть и управлять собственными эмоциями;

уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним.












8 класс

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п


Наименование разделов и тем

Формы организации

Вид деятельности


1

Раздел: Мир профессий

Введение. Знакомство. Мир профессий. Предмет и задачи курса.

Мои личные профессиональные планы профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Ценностные ориентации

Самооценка и уровень притязаний

Познавательная беседа. Круглый стол.


Познавательная. Проблемноценностное общение.

2.

Раздел: Профессиональные интересы и склонности

Определение понятий «воображение». способности. Виды способностей: общие и специальные. условия развития способностей

Познавательная беседа.

Познавательная. Проблемноценностное общение.

3

Раздел: Профессиограмма Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Понятие профессиограммы. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности.

Познавательная беседа.

Познавательная

4

Раздел: Выбор профессии Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Формула профессии. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Познавательная беседа.

Познавательно-спортивнооздоровительная

5

Раздел: Рабочие профессии

Определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «рынок труда», «работодатель», «работник». виды профпригодности; компоненты и субъекты рынка труда.

Познавательная беседа.

Познавательная

6

Раздел: Где учиться?

Подготовка к будущей карьере Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

Познавательная беседа. Круглый стол.


Познавательная Проблемноценностное общение.























































3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов

Количество часов

ЭОР / ЦОР

Раздел 1. Мир профессий


4

https://bel.cultreg.ru/events/151204/interaktivnaya-igra-vernisazh-professii

Тема: Введение. Знакомство. Мир профессий

1

Тема: Мои личные профессиональные планы

1

Тема : Ценностные ориентации

1

Тема: Самооценка и уровень притязаний -

1

Раздел 2 Профессиональные интересы и склонности

6


Тема: Интересы и склонности в выборе профессии

1

https://www.kem.by/proforientir/interesy-sposibnosti-v-vybore-prof/


Тема: Как готовить себя к будущей профессии?

1

Тема : Исследование современных профессий

1

Тема : Встреча с интересной личностью.

1

Тема: Великие личности нашей страны и путь их становления.

1

Тема: Игра: «Если бы я был президентом…»

1

Раздел 3: Профессиограмма

4


Тема : Что такое профессиограмма?

1

https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/

organizatsionn

Тема : Классификация профессий по Климову

1

Тема : Отвечаем на вопросник Климова

1

Тема : Концепция индивидуальности Голланда

1

Раздел 4: Выбор профессии

10


Тема: Правила выбора профессии

1

http://www.myshare

http://www.moeobrazovanie.ru

Тема : Ошибки и затруднения при выборе профессии

1

Тема : Профессии моих родных

1

Тема: Схема анализа профессий, разработанная Н.С. Пряжниковым

1

Тема : «Секреты» выбора профессии

1

Тема : Сочинение – рассуждение « Самая нужная профессия»

1

Тема : Исследование « Необычная творческая профессия»

1

Тема : Жизненно важная профессия.

1

Тема : Профессия, охраняющая общественный порядок.

1

Тема : На работу устраиваемся по правилам

1

Раздел 5. Рабочие профессии

6


Тема: Рынок труда

1

https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/rabochie-professii/

Тема : Рабочие профессии и карьера

1

Тема : Творческий конкурс сочинений «Мои родители хотят, чтобы я был похож на….и работал………»

1

Тема : Экскурсия на предприятия нашего района

1

Тема : Отчет о посещении предприятий

1

Тема : Творческий проект "Моя будущая профессия"

1

Раздел 6: Где учиться?

4


Тема : В каких учебных заведениях можно получить профессию?

1

https://college.edunetwork.ru/42/92/

Тема : Учебные заведения г.Новокузнецка

1

Тема: Экскурсия в учебное заведение нашего района

1

Тема : Итоговая пресс-конференция «Мир профессий»

1

Итого

34




Информационно – методическое обеспечение рабочей программы

Литература основная

1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой

выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д:

Феникс, 1996.

3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11

классы). — М.: ВАКО, 2005.

4. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2,

М., 2006.

5.Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального

самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.

«Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.

6. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к

экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и

школьных психологов / Под науч. ред. Л.А.Обуховой.- М.: «Вако», 2005.

7. Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11

классов). М.: «Вако», 2005.


Для обучающихся:

1. Зуева, Ф. А., Предпрофильная подготовка: Основы профессионального

самоопределения: Учеб. Пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. / Ф. А. Зуева. –Челябинск: Взгляд, 2006. – 47 с.

3. Павлова Т. Л., Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие

профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

4. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.:

Генезис, 2005. – 140 с.

5. Резапкина Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального

самоопределения для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис - 80с.

6. Твоя профессиональная карьера: учеб.для 8 – 9 кл. общеобразоват.

учреждений / П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.; под ред.

С. Н. Чистяковой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 159 с.







Приложение 1

Календарно – тематический план

8 класс 2022 – 2023 учебный год

п/п

Дата


Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Раздел 1. Мир профессий

4

1.1


Тема: Введение. Знакомство. Мир профессий

1

2.2


Тема: Мои личные профессиональные планы

1

3.3


Тема: Ценностные ориентации

1

4.4


Тема: Самооценка и уровень притязаний -

1

Раздел 2 Профессиональные интересы и склонности

6

5.1


Тема: Интересы и склонности в выборе профессии

1

6.2


Тема: Как готовить себя к будущей профессии?

1

7.3


Тема: Исследование современных профессий

1

8.4


Тема : Встреча с интересной личностью.

1

9.5


Тема: Великие личности нашей страны и путь их становления.

1

10.6


Тема: Игра: «Если бы я был президентом…»

1

Раздел 3: Профессиограмма

4

11.1


Тема: Что такое профессиограмма?

1

12.2


Тема: Классификация профессий по Климову

1

13.3


Тема: Отвечаем на вопросник Климова

1

14.4


Тема: Концепция индивидуальности Голланда

1

Раздел 4: Выбор профессии

10

15.1


Тема: Правила выбора профессии

1

16.2


Тема: Ошибки и затруднения при выборе профессии

1

17.3


Тема : Профессии моих родных

1

18.4


Тема: Схема анализа профессий, разработанная Н.С. Пряжниковым

1

19.5


Тема: «Секреты» выбора профессии

1

20.6


Тема: Сочинение – рассуждение « Самая нужная профессия»

1

21.7


Тема: Исследование « Необычная творческая профессия»

1

22.8


Тема: Жизненно важная профессия.

1

23.9


Тема: Профессия, охраняющая общественный порядок.

1

24.10


Тема: На работу устраиваемся по правилам

1

Раздел 5. Рабочие профессии

6

25.1


Тема: Рынок труда

1

26.2


Тема: Рабочие профессии и карьера

1

27.3


Тема: Творческий конкурс сочинений «Мои родители хотят, чтобы я был похож на….и работал………»

1

28.4


Тема: Экскурсия на предприятия нашего района

1

29.5


Тема: Отчет о посещении предприятий

1

30.6


Тема: Творческий проект "Моя будущая профессия"

1

Раздел 6: Где учиться?

4

31.1


Тема: В каких учебных заведениях можно получить профессию?

1

32.2


Тема: Учебные заведения г.Новокузнецка

1

33.3


Тема: Экскурсия в учебное заведение нашего района

1

34.4


Тема: Итоговая пресс-конференция «Мир профессий»

1



Итого

34










































Приложение 2


В помощь учителю


Тема. Введение. Знакомство. Мир профессий – 1 час

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и

построение личного профессионального плана. Основные теоретические сведения.

Тема. Мои личные профессиональные планы - 1 час

Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение

личного профессионального плана.

Тема. Ценностные ориентации – 1 час

Основные теоретические сведения. Изучение понятий «Ценность»,

«Профессиональная ориентация». Внутренний мир человека и возможности его

самопознания. Что такое психодиагностика, как она помогает в выборе профессии.

Тема. Самооценка и уровень притязаний - 1 час

Знакомство и просмотр фильма ВВС «Человеческие возможности». Аналитическая

беседа с учащимися по увиденному материалу. Общее представление о самооценке,

памяти, ее видах, процессах. Роль памяти в различных видах профессиональной

деятельности. Знакомство с приемами запоминания и возможностями развития памяти.

Выполнение упражнений на развитие памяти, разучивание стихотворений и их

воспроизводство на уроке (конкурс – «Кто лучше запоминает?»).

Тема. Интересы и склонности в выборе профессии – 1 час

Профессиональное самоопределение. Склонности и интересы в профессиональном

выборе («хочу»). Основные теоретические сведения Понятия «склонности», «интересы».

Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере.

Тема. Классификация профессий по Климову – 1 час

Мир профессий Классификация профессий. Формула профессии. Понятие

профессиограммы Основные теоретические сведения Классификация профессий. Цели

труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову. Формула профессии.

Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма.

Тема. Отвечаем на вопросник Климова – 1 час

Характеристика профессий типа «Человек – человек». Основные теоретические

сведения Характеристика профессий типа «человек-человек». Подтипы профессий типа

«человек-человек». Понятие «профессионально важные качества».

ПВК профессий типа «человек-человек». Анализ характеристик профессий

различных подтипов типа «человек-человек».

Характеристика профессий типа «Человек – техника» Основные теоретические

сведения Характеристика профессий типа «человек-техника» ПВК профессий типа

«человек-техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человектехника».

Характеристика профессий типа «Человек – знаковая система». Основные

теоретические сведения Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

ПВК профессий типа «человек - знаковая система». Анализ характеристик профессий

различных подтипов типа «человек - знаковая система».

Характеристика профессий типа «Человек – природа». Основные теоретические

сведения Характеристика профессий типа «человек-природа» ПВК профессий типа

«человек-природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человекприрода».

Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ». Основные

теоретические сведения Характеристика профессий типа «человек - художественный

образ» ПВК профессий типа «человек – художественный образ ». Анализ характеристик

профессий различных подтипов типа «человек- художественный образ».

Тема.Концепция индивидуальности Голланда – 1 час.

Самооценка, ее роль в жизни. Основные теоретические сведения. Сформировать у

учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека

(общение, здоровье, профессиональный выбор).

Тема. Правила выбора профессии – 1 час

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные

способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Основные

теоретические сведения. Понятия «специальные способности», «профессиональная

пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их

сущность. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Основные

теоретические сведения Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный

заказ». Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда.

Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий.

Тема. Ошибки и затруднения при выборе профессии – 1 час

Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися

после просмотра. Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!».

Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» –

«надо». Основные теоретические сведения Взаимосвязь содержания «хочу» - «могу» -

«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих

желаний («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями

рынка труда («надо»).

Тема. Профессии моих родных. Кем работают мои родители?– 1 час

Пресс-конференция с родителями и учителями школы по теме, составление

учащимися в группах памятки «Профессии в моей семье».

Тема. Схема анализа профессий, разработанная Н.С. Пряжниковым – 1 час

Парная работа учащихся по классификации профессий по предмету труда, по целям

труда, по орудиям труда, по условиям труда. Знакомство с профессиограммами.

Тема. Что такое профессиограмма?

Типы профессий. Матрица выбора профессий Основные теоретические сведения

Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессий. Матрица выбора

профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся.

Тема. В каких учебных заведениях можно получить профессию?

Изучение интернет-сайтов с ведущими ссузами и вузами Санкт-Петербурга.

Составление списка ранжированных вузов по степени привлекательности в конкретной

деятельности.

Тема. На работу устраиваемся по правилам.

Деловая игра «Приѐм на работу» Проведение викторины на знание и выбор

профессии. Составление синквейна учащимися на тему «Моя любимая профессия».

Тема. «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»).

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.

Рекомендации по выбору профессии. Основные теоретические сведения Мотивационные

факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору

профессии.

Тема. Сочинение – рассуждение « Самая нужная профессия» - 1 час

Тема. Как готовить себя к будущей профессии? – 1 час

Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Основные

теоретические сведения Перспективы изменения мира профессий. Развивающие

процедуры. Деловая игра «Малое предприятие». Практическая работа. Определение

изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.

Тема. Исследование « Необычная творческая профессия» - 1 час

Какие творческие профессии существуют в нашем городе. Где учатся художники,

актѐры, журналисты. От чего зависит выбор профессии? Что такое темперамент? Опросник.

Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл, Дисней Уолт,

Шанель Коко, Федоров Святослав Николаевич. Выбор будущей профессиональной сферы.

Известные люди региона.

Тема. Исследование современных профессий « … - это призвание!» - 1 час

«Я – это…». Выявление самооценки и планирование своего будущего.

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих

«хочу» - «могу» - «надо». Подготовка учащимися проекта «Я бы смог стать…».

Тема. Рабочие профессии и карьера – 1 час

Понятие карьеры. Виды карьеры. Основные теоретические сведения Построение

карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного

самообразования и профессионального совершенствования. Построение и обоснование

учащимися вариантов будущей карьеры. Профессиональный рост. Основные теоретические сведения Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры.

Тема. Жизненно важная профессия.

Факторы здоровья при выборе профессии. Медицинские противопоказания при

выборе профессии. «Анкета здоровья».

Тема. Профессия, охраняющая общественный порядок.

Виды профессий правоохранительных органов: полиция. Встреча с представителями

правоохранительных органов, беседа, интервью. Просмотр видео фрагментов из

кинофильмов о работе правоохранительных органов.

Тема. Встреча с интересной личностью.

Организация встречи и беседы с выпускниками школы. Беседа и рассказ о том, какие

профессии они освоили, кем они сейчас работают, где учились.

Тема. Великие личности нашей страны и путь их становления.

Психологический портрет великой личности. Ролевая игра ―Встреча через 10 лет‖.

Тема. Творческий конкурс сочинений «Мои родители хотят, чтобы я был

похож на….и работал………»

Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства

достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей. Запасные варианты,

пути их достижения. Как получить хорошую работу в современной России.

Тема. Игра: «Если бы я был президентом…»

Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на

собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).

Тема. Экскурсия на предприятия нашего района

Наиболее востребованные профессии в нашем городе. Перечень учебных заведений.

Тема. Отчет о посещении предприятий

Выводы о понятии «образовательная карта». Информация о средних

профессиональных и среднетехнических училищах, высших учебных заведениях.

Основные понятия о рынке труда и учебных мест. Узнают об основных работодателях на

территории Приморского района.

Тема. Подготовка к пресс- конференции. «Представим, что я…»

Научить подростков выделять важные вопросы, необходимые для выбора будущей

профессии (Кто я? Чего хочу? Что могу?). Развивать способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны.

Тема. Итоговая пресс-конференция «Мир профессий»

Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для

принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути. Алгоритм принятия решения

Тема. Творческий проект "Моя будущая профессия"

Совместная разработка плана проекта «Моя будущая профессия». Обсуждение в

группах наиболее успешного плана и возможности его реализации.

Тема. Творческий проект "Моя будущая профессия"

Презентация проектов учащимися «Моя будущая профессия». Дискуссия между

ними по разработанным проектам.

Тема. Итоговое занятие. «Выставка профессий»

Организация теоретического материала в форме мини-презентации по одному

направлению профессии.


29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!