Методическая разработка
«Коррекционная работа с детьми ОВЗ»
автор:
Учитель-логопед
Капитан елена юрьевна
Дети ОВЗ – Это кто?
Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющими временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
к категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся следующие группы детей:
Дети с нарушениями слуха
Дети с нарушениями зрения
Дети с нарушениями речи
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с задержкой психического развития
Дети с нарушением интеллекта
Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы
Дети со сложной структурой нарушения
Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование призвано учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья каждой из групп.
общие проблемы для детей с Овз:
Ограниченные представления об окружающем мире.
Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении.
Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут делать перерыв, интересоваться самочувствием ребенка).
У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность.
ключевые направления работы
с детьми овз:
*диагностическое,
* коррекционная и развивающая работа,
* профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
соблюдение интересов ребенка;
доступность;
непрерывность;
вариативность;
принцип создания ситуации успеха;
принцип психологической комфортности;
гуманность и реалистичность.
коррекционно – развивающее
направление
Основными направлениями коррекционно – развивающей работы с детьми ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
п.2.11.2
ФГОС ДО:
содержание коррекционной работы
и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с овз.
ДАННЫЙ РАЗДЕЛ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ:
1.специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2.механизмы адаптации Программы для детей ОВЗ.
3. использование специальных образовательных программ и методов.
4.специальные методические пособия с дидактическим материалом.
5. проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
6. осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
работа учителя-логопеда с детьми овз имеет ряд особенностей:
Учитель - логопед при обследовании детей выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка.
На основе диагностики составляет план индивидуального развития, определяется индивидуальный маршрут.
Привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности детей с ОВЗ.
В центре внимания остается наиболее пострадавший компонент речи.
Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата.
С одной стороны, принцип доступности, с другой стороны – не допускать излишнего упрощения материала.
Специфика логопедической работы с детьми с Овз:
Работа над речевой системой в целом.
Максимальное использование сохранных анализаторов.
Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).
Длительное закрепление направленных речевых навыков.
Частый повтор упражнений с элементами новизны.
Частая смена видов деятельности, т.к. у детей с ОВЗ быстрая утомляемость.
Дозировка знаний и речевого материала (постепенное усложнение).
Постоянное поддержание интереса к занятиям.
формы работы учителя-логопеда с родителями детей овз:
Беседы.
Консультации.
Родительские собрания.
Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.
Проведение совместных викторин, конкурсов.
задачи работы с родителями:
Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком.
Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики, психологии развития, логопедии.
Сформировать адекватную самооценку.
советы родителям :
Чаще разговаривайте со своим ребенком, читайте ему.
Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную по вопросам ОВЗ детей.
Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ, передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, Вы не виноваты! Никто от этого не застрахован.
Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
Нам, взрослым, не нужно забывать главное: дети с ОВЗ- это тоже дети, только требующие к себе больше внимания и усилий, без нас им не обойтись. Нам нужно набраться терпения для работы с такими детьми. Работая с ними, начинаешь по – новому смотреть на жизнь, свои проблемы уходят на второй план. Такие дети доверчивые, добрые и ждут от нас того же.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мио «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка – допускает лишь СВОИХ!