Муниципальное казенное образовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская
общеобразовательная школа «Надежда»
Методическая разработка
Конспект урока
«Основы композиции во флористике. Закон пропорций, правило Золотого сечения».
Разработала: Волокитина Я. В. Педагог ИЗО 1 КК.
Руководитель ШМО учителей-дефектологов: Денисова А.Л.
Дата проведения: 15 ноября 2021г.
2021-2022учебный год
Конспект урока.
«Основы композиции во флористике. Закон пропорций, правило Золотого сечения».
Цель: изучить и применить на практике основные флористические законы построения композиций.
Задачи.
Образовательные:
- познакомиться с основами теории флористики;
- освоить технологические приемы и алгоритмы создания флористических композиций;
- создать варианты декоративных и линейно-массивных композиций с цветами.
Развивающие:
- развивать творческие способности и воображение, художественный вкус;
- расширять и углублять знания по рисунку, живописи, флористике и цветоводству.
Воспитательные:
- стимулировать интерес к культурным традициям нашей родины и мира;
- прививать навыки трудолюбия, взаимоуважения, поощрять инициативность и креативность.
Тип занятия: комбинированное.
Вид проведения занятия: коллективное, индивидуальное.
Форма проведения: урок-беседа, практическая работа.
Метод организации занятия: объяснительно-иллюстративный метод, метод практической демонстрации и практической работы, словесные методы (урок, беседа.
Оборудование и используемые материалы: тетради, карандаши, компьютер, презентация.
Методический и дидактический материалы: иллюстрации.
Описание мероприятия:
На занятии учащиеся знакомятся с основными флористическими законами дизайна и композиции, композиционными формами. Дети изучают основы флористической композиции. Знакомство с законом Золотого сечения.
План занятия:
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Вступительное слово. Объяснение нового материала. Основы композиции во флористике. Закон пропорций, правило Золотого сечения.
4. Демонстрация приемов и техник работы основанных на законе пропорций и принципах Золотого сечения.
5. Практическая работа зарисовка основных композиционных решений на принципах Золотого сечения.
6. Анализ выполненной работы. Подведение итогов.
Ход занятия.
1. Организация группы и рабочих мест. Приветствие.
2. Объявление темы и цели занятия, знакомство с задачами и планом занятия. Инструкции для всех участников учебного процесса.
3. Вступительное слово. Объяснение нового материала. Теория флористики.
Флористика — это искусство составления красочных букетов из цветов, листьев, травы и украшений.
Замысел, конструкция - основной план аранжировки, на основе которого она создается. Конструкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину. Это форма композиции.
Пропорция. Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах Золотого сечения, они уравновешивают различные элементы в целой работе.
Пропорциональность отражает соотношение размеров отдельных элементов композиции. Выбрать гармоничное соотношение размеров растений (их высоту) можно с помощью классического принципа «золотого сечения», используемого в архитектуре и изобразительном искусстве.
Правило пропорционального сечения впервые открыли древние греки, взяв за основу соотношение частей тела человека (греческого атлета с развитой мускулатурой). Размеры греческих храмов соответствуют таким пропорциональным измерениям. Эту закономерность используют в строительстве домов, храмов, в искусстве составления цветочных букетов и по сей день.
Правило пропорционального сечения означает, что меньшая часть относится к большей части так, как большая часть относится к целому.
Итак: A : B = D : C,
Где A - меньшая часть, B - большая часть, C - целое, т. е. A + B.
Во флористике применяют чаще всего соотношение 1:2, 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой — пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.
При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.
Пропорции в работах: по высоте или длине, в распределении материала в работе.
Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.
Если работа имеет горизонтальное направление, за основу в расчетах берется высота вазы.
По длине. Измеряется высота вазы, или диаметр, и вычисляется ширина будущей работы.
По высоте и длине Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы (закон рычага – чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести). Главное соблюдать опрический баланс.
На иллюстрации – высота вазы – 1 часть, длина работы – 5 частей.
Распределение материала в работе, чаще всего наблюдается в ассиметричных постановках, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположены 3 части, и дальняя 5 частей.
Фокусная точка - центр внимания композиции, такое место, куда притягивается взгляд. Это могут быть более крупные цветы или группа мелких цветов, расположенных у краев вазы. Фокусная точка не должна быть большой, иначе она может испортить всю композицию.
Ритм - это движения в композиции, которое можно достигнуть чередованием формы и цвета, сменой размеров цветов. Без ритма аранжировка выглядит однообразной и статичной.
Баланс - имеет важное значение, несбалансированная ассиметричная композиция может опрокинуться. Визуальная сбалансированность, это не много другое, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она ассиметрична. Существует несколько приемов зрительного утяжеления более легкой стороны аранжировки - темные цветы более тяжелые, чем светлые, круглые более тяжелые, чем трубчатые. Существует баланс между верхом и низом. Крупные цветы в середине или в низу аранжировки создают впечатление уравновешенности.
Гармония - это эстетическое качество композиции, эстетическая ценность, при которой все части аранжировки, их форма и цвет дополняют друг друга.
Цвет. Существует четыре основных способа гармоничного сочетания цветовой гаммы.
1. Контрастные сочетания цветовой гаммы. В контрастных (или дополнительных) сочетаниях используются противоположные в цветовом круге цвета. Хорошо сочетать светлые оттенки цветов и создать композицию в пастельных тонах — розовое с приглушенным голубым, желтовато-коричневое с лиловым. Можно также использовать сочетание светлого оттенка одного цвета с темным оттенком контрастного цвета.
2. Аналогичные сочетания цветовой гаммы. В аналогичных (соседних) сочетаниях используют цвета, расположенных на цветовом круге рядом. Здесь важны оттенки, благодаря которым композиция приобретает особую изысканность. Один из них доминирует.
3. Монохроматические сочетания цветовой гаммы. Если в букете преобладает один вид цветов, одна окраска с различными оттенками, степенью интенсивности и очертанием их, то такая гармония называется монохроматической. Ограниченный выбор цвета предъявляет большие требования к форме композиции — старайтесь использовать растительный материал разной формы, размера, текстуры и т.п.
4. Полихроматические сочетания цветовой гаммы. В полихроматических (или радужных) сочетаниях используют цвета из всех или из разных частей цветового круга. Чтобы композиция не выглядела пятнистой — избегайте равномерного распределения цветов в букете.
Основные формы флористических композиций.
Простые формы: овал, прямоугольник, куб, треугольник, шар, круг, цилиндр.
По постановке материала существует симметричная и асимметричная форма.
Симметрия бывает: зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), оптическая (добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), вертикальная, горизонтальная, радиальная или лучевая ( наблюдается в круглых работах, например венках). Асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Первый, и самый важный принцип – акцентный материал нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа.
Симметрия Асимметрия.
Техника сборки композиций.
Флористическая техники( способ работы с материалом): натуральные стебли, искусственные стебли или тейпирование, втыкание, приклеивание, плетение, трансформация, пришпиливание.
Радиальный способ – композиции собираются так, что зрительно кажется, что растения выходят из одной точки.
Параллельный способ – стебли ставятся параллельно друг другу.
Спиральная техника - растения в букете собираются по спирали на естественных стеблях. Идеально выполненный букет должен стоять без поддержки на плоскости.
Основные крепежные материалы для создания композиций: пиафлор, оазис, кензан, проволочные плетеные основы, распорки для живых и искусственных материалов, пеноплекс и пенопласт для искусственных материалов.
4. Демонстрация приемов и техник работы с цветочным материалом.
Практическая демонстрация техник и способов постановки материала. Изготовление крепежных основ. Создание композиции- образцов.
5. Практическая работа по созданию композиций.
Закрепляем пенопласт, проволочную основу и распорки в вазы.
Отрабатываем приемы закрепления декоративных цветов на проволочных или древесных стеблях. Для этого оформляем бумагой разных сортов проволоку, ветки и прутики, разрабатывая авторские варианты стеблей в процессе работы.
Основываясь на полученных знаниях, создаем варианты композиций в вазе. Из предлагаемых форм желательно отработать вертикальную, горизонтальную и радиальную постановки, создать композиции в параллельной и спиральной (радиальной) техниках сборки. Учащиеся выбирают три формы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ:
«Основы композиции во флористике. Закон пропорций, правило Золотого сечения».
Тема урока | Основы композиции во флористике. Закон пропорций, правило Золотого сечения. |
Цель | изучить и применить на практике основные флористические законы построения композиций. |
Задача | Задачи. Образовательные: - познакомиться с основами теории флористики; - освоить технологические приемы и алгоритмы создания флористических композиций; - создать варианты декоративных и линейно-массивных композиций с цветами. Развивающие: - развивать творческие способности и воображение, художественный вкус; - расширять и углублять знания по рисунку, живописи, флористике и цветоводству. Воспитательные: - стимулировать интерес к культурным традициям нашей родины и мира; - прививать навыки трудолюбия, взаимоуважения, поощрять инициативность и креативность. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы. |
Вид занятия | Урок-беседа |
Планируемый результат | На занятии учащиеся знакомятся с основными флористическими законами дизайна и композиции, композиционными формами. Знакомство с законом Золотого сечения. |
Основные понятия | Композиция, флористика, пропорция, закон Золотого сечения. |
Межпредметные связи | История, Математика. |
Ресурсы: - основные - дополнительные Инструменты и материалы: | Тетрадь, карандаш, цветные карандаши. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа. |
Ход урока | Флористика — это искусство составления красочных букетов из цветов, листьев, травы и украшений. Замысел, конструкция - основной план аранжировки, на основе которого она создается. Конструкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину. Это форма композиции. Пропорция. Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе. Пропорциональность отражает соотношение размеров отдельных элементов композиции. Выбрать гармоничное соотношение размеров растений (их высоту) можно с помощью классического принципа «золотого сечения», используемого в архитектуре и изобразительном искусстве. Правило пропорционального сечения впервые открыли древние греки, взяв за основу соотношение частей тела человека (греческого атлета с развитой мускулатурой). Размеры греческих храмов соответствуют таким пропорциональным измерениям. Эту закономерность используют в строительстве домов, храмов, в искусстве составления цветочных букетов и по сей день. Правило пропорционального сечения означает, что меньшая часть относится к большей части так, как большая часть относится к целому. Итак: A : B = D : C, Где A - меньшая часть, B - большая часть, C - целое, т. е. A + B. Во флористике применяют чаще всего соотношение 1:2, 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой — пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках. При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы. Пропорции в работах: по высоте или длине, в распределении материала в работе Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части. Если работа имеет горизонтальное направление, за основу в расчетах берется высота вазы. По длине. Измеряется высота вазы, или диаметр, и вычисляется ширина будущей работы. По высоте и длине Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы (закон рычага – чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести). Главное соблюдать опрический баланс. На иллюстрации – высота вазы – 1 часть, длина работы – 5 частей. Распределение материала в работе, чаще всего наблюдается в ассиметричных постановках, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположены 3 части, и дальняя 5 частей. Образовательные: Общеучебные: планирование деятельности для достижения результата; выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий; выделение и формулирование учебной цели; умение структурировать знания. Логические: анализ объектов; синтез, как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; логические рассуждения с причинно-следственными связями; фиксирование результатов труда с помощью инструментов ИКТ. Развивать: мышления и речи детей, внимания, памяти, мышц руки, чувства прекрасного; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах; воспитывать положительное отношение к труду и результатам труда, аккуратность в работе. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы. |
Физкультминутка (1 мин) Цель - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. | Дети выполняют упражнения за учителем. |
Практическая работа | Дети повторяют зарисовки предложенные учителем на доске и самостоятельно выполняют их в тетради. По возможности они закрашивают рисунки. |
Рефлексия. Цель: оценка проделанной работы | Осуществляют: самооценку; самопроверку, предварительную оценку. Знать алгоритм выполнения задания. Знать правила работы. Уметь анализировать и делать выводы. Уметь оценивать свою деятельность и деятельность своих сверстников. Удовольствие о проделанной работе! |