СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Конспект урока «Основы композиции во флористике. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока.

  

«Основы композиции во флористике. Закон пропорций, правило Золотого сечения».

Цель: изучить и применить на практике основные флористические законы построения композиций.

Задачи.

Образовательные:

- познакомиться с основами теории флористики;

- освоить технологические приемы и алгоритмы создания флористических композиций;

- создать варианты декоративных и линейно-массивных композиций с цветами.

Развивающие:

- развивать творческие способности и воображение, художественный вкус;

- расширять и углублять знания по рисунку, живописи, флористике и цветоводству.

Воспитательные:

- стимулировать интерес к культурным традициям нашей родины и мира;

- прививать навыки трудолюбия, взаимоуважения, поощрять инициативность и креативность.

Тип занятия: комбинированное.

Вид проведения занятия: коллективное, индивидуальное.

Форма проведения: урок-беседа, практическая работа.

Метод организации занятия: объяснительно-иллюстративный метод, метод практической демонстрации и практической работы, словесные методы (урок, беседа.

Оборудование и используемые материалы: тетради, карандаши, компьютер, презентация.

Методический и дидактический материалы: иллюстрации.

Описание мероприятия:

На занятии учащиеся знакомятся с основными флористическими законами дизайна и композиции, композиционными формами. Дети изучают основы флористической композиции. Знакомство с законом Золотого сечения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Конспект урока «Основы композиции во флористике. "»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская

общеобразовательная школа «Надежда»
















Методическая разработка

Конспект урока



«Основы композиции во флористике. Закон пропорций, правило Золотого сечения».










Разработала: Волокитина Я. В. Педагог ИЗО 1 КК.

Руководитель ШМО учителей-дефектологов: Денисова А.Л.

Дата проведения: 15 ноября 2021г.


















2021-2022учебный год


Конспект урока.

«Основы композиции во флористике. Закон пропорций, правило Золотого сечения».

Цель: изучить и применить на практике основные флористические законы построения композиций.

Задачи.

Образовательные:

- познакомиться с основами теории флористики;

- освоить технологические приемы и алгоритмы создания флористических композиций;

- создать варианты декоративных и линейно-массивных композиций с цветами.

Развивающие:

- развивать творческие способности и воображение, художественный вкус;

- расширять и углублять знания по рисунку, живописи, флористике и цветоводству.

Воспитательные:

- стимулировать интерес к культурным традициям нашей родины и мира;

- прививать навыки трудолюбия, взаимоуважения, поощрять инициативность и креативность.

Тип занятия: комбинированное.

Вид проведения занятия: коллективное, индивидуальное.

Форма проведения: урок-беседа, практическая работа.

Метод организации занятия: объяснительно-иллюстративный метод, метод практической демонстрации и практической работы, словесные методы (урок, беседа.

Оборудование и используемые материалы: тетради, карандаши, компьютер, презентация.

Методический и дидактический материалы: иллюстрации.

Описание мероприятия:

На занятии учащиеся знакомятся с основными флористическими законами дизайна и композиции, композиционными формами. Дети изучают основы флористической композиции. Знакомство с законом Золотого сечения.

План занятия:

1. Организационная часть.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Вступительное слово. Объяснение нового материала. Основы композиции во флористике. Закон пропорций, правило Золотого сечения.

4. Демонстрация приемов и техник работы основанных на законе пропорций и принципах Золотого сечения.

5. Практическая работа зарисовка основных композиционных решений на принципах Золотого сечения.

6. Анализ выполненной работы. Подведение итогов.

Ход занятия.

1. Организация группы и рабочих мест. Приветствие.

2. Объявление темы и цели занятия, знакомство с задачами и планом занятия. Инструкции для всех участников учебного процесса.

3. Вступительное слово. Объяснение нового материала. Теория флористики.

Флористика — это искусство составления красочных букетов из цветов, листьев, травы и украшений.

Замысел, конструкция - основной план аранжировки, на основе которого она создается. Конструкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину. Это форма композиции.

Пропорция. Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах Золотого сечения, они уравновешивают различные элементы в целой работе.

Пропорциональность отражает соотношение размеров отдельных элементов композиции. Выбрать гармоничное соотношение размеров растений (их высоту) можно с помощью классического принципа «золотого сечения», используемого в архитектуре и изобразительном искусстве.

Правило пропорционального сечения впервые открыли древние греки, взяв за основу соотношение частей тела человека (греческого атлета с развитой мускулатурой). Размеры греческих храмов соответствуют таким пропорциональным измерениям. Эту закономерность используют в строительстве домов, храмов, в искусстве составления цветочных букетов и по сей день.

Правило пропорционального сечения означает, что меньшая часть относится к большей части так, как большая часть относится к целому.

Итак: A : B = D : C,

Где A - меньшая часть, B - большая часть, C - целое, т. е. A + B.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 1:2, 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой — пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.

При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.

Пропорции в работах: по высоте или длине, в распределении материала в работе.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.

Если работа имеет горизонтальное направление, за основу в расчетах берется высота вазы.

По длине. Измеряется высота вазы, или диаметр, и вычисляется ширина будущей работы.

По высоте и длине Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы (закон рычага – чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести). Главное соблюдать опрический баланс.

На иллюстрации – высота вазы – 1 часть, длина работы – 5 частей.

Распределение материала в работе, чаще всего наблюдается в ассиметричных постановках, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположены 3 части, и дальняя 5 частей.

Фокусная точка - центр внимания композиции, такое место, куда притягивается взгляд. Это могут быть более крупные цветы или группа мелких цветов, расположенных у краев вазы. Фокусная точка не должна быть большой, иначе она может испортить всю композицию.

Ритм - это движения в композиции, которое можно достигнуть чередованием формы и цвета, сменой размеров цветов. Без ритма аранжировка выглядит однообразной и статичной.

Баланс - имеет важное значение, несбалансированная ассиметричная композиция может опрокинуться. Визуальная сбалансированность, это не много другое, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она ассиметрична. Существует несколько приемов зрительного утяжеления более легкой стороны аранжировки - темные цветы более тяжелые, чем светлые, круглые более тяжелые, чем трубчатые. Существует баланс между верхом и низом. Крупные цветы в середине или в низу аранжировки создают впечатление уравновешенности.

Гармония - это эстетическое качество композиции, эстетическая ценность, при которой все части аранжировки, их форма и цвет дополняют друг друга.

Цвет. Существует четыре основных способа гармоничного сочетания цветовой гаммы.



1. Контрастные сочетания цветовой гаммы. В контрастных (или дополнительных) сочетаниях используются противоположные в цветовом круге цвета. Хорошо сочетать светлые оттенки цветов и создать композицию в пастельных тонах — розовое с приглушенным голубым, желтовато-коричневое с лиловым. Можно также использовать сочетание светлого оттенка одного цвета с темным оттенком контрастного цвета.

2. Аналогичные сочетания цветовой гаммы. В аналогичных (соседних) сочетаниях используют цвета, расположенных на цветовом круге рядом. Здесь важны оттенки, благодаря которым композиция приобретает особую изысканность. Один из них доминирует.

3. Монохроматические сочетания цветовой гаммы. Если в букете преобладает один вид цветов, одна окраска с различными оттенками, степенью интенсивности и очертанием их, то такая гармония называется монохроматической. Ограниченный выбор цвета предъявляет большие требования к форме композиции — старайтесь исполь­зовать растительный материал разной формы, размера, текстуры и т.п.

4. Полихроматические сочетания цветовой гаммы. В полихроматических (или радужных) сочетаниях используют цвета из всех или из разных частей цветового круга. Чтобы композиция не выглядела пятнистой — избегайте равномерного распределения цветов в букете.

Основные формы флористических композиций.

Простые формы: овал, прямоугольник, куб, треугольник, шар, круг, цилиндр.

По постановке материала существует симметричная и асимметричная форма.

Симметрия бывает: зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), оптическая (добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), вертикальная, горизонтальная, радиальная или лучевая ( наблюдается в круглых работах, например венках). Асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Первый, и самый важный принцип – акцентный материал нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа.

Симметрия Асимметрия.





Техника сборки композиций.

Флористическая техники( способ работы с материалом): натуральные стебли, искусственные стебли или тейпирование, втыкание, приклеивание, плетение, трансформация, пришпиливание.

Радиальный способ – композиции собираются так, что зрительно кажется, что растения выходят из одной точки.

Параллельный способ – стебли ставятся параллельно друг другу.

Спиральная техника - растения в букете собираются по спирали на естественных стеблях. Идеально выполненный букет должен стоять без поддержки на плоскости.

Основные крепежные материалы для создания композиций: пиафлор, оазис, кензан, проволочные плетеные основы, распорки для живых и искусственных материалов, пеноплекс и пенопласт для искусственных материалов.

4. Демонстрация приемов и техник работы с цветочным материалом.

Практическая демонстрация техник и способов постановки материала. Изготовление крепежных основ. Создание композиции- образцов.

5. Практическая работа по созданию композиций.

Закрепляем пенопласт, проволочную основу и распорки в вазы.

Отрабатываем приемы закрепления декоративных цветов на проволочных или древесных стеблях. Для этого оформляем бумагой разных сортов проволоку, ветки и прутики, разрабатывая авторские варианты стеблей в процессе работы.

Основываясь на полученных знаниях, создаем варианты композиций в вазе. Из предлагаемых форм желательно отработать вертикальную, горизонтальную и радиальную постановки, создать композиции в параллельной и спиральной (радиальной) техниках сборки. Учащиеся выбирают три формы.



















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ:

«Основы композиции во флористике. Закон пропорций, правило Золотого сечения».


Тема урока

Основы композиции во флористике. Закон пропорций, правило Золотого сечения.

Цель

изучить и применить на практике основные флористические законы построения композиций.


Задача

Задачи.

Образовательные:

- познакомиться с основами теории флористики;

- освоить технологические приемы и алгоритмы создания флористических композиций;

- создать варианты декоративных и линейно-массивных композиций с цветами.

Развивающие:

- развивать творческие способности и воображение, художественный вкус;

- расширять и углублять знания по рисунку, живописи, флористике и цветоводству.

Воспитательные:

- стимулировать интерес к культурным традициям нашей родины и мира;

- прививать навыки трудолюбия, взаимоуважения, поощрять инициативность и креативность.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Вид занятия

Урок-беседа

Планируемый результат

На занятии учащиеся знакомятся с основными флористическими законами дизайна и композиции, композиционными формами. Знакомство с законом Золотого сечения.

Основные понятия

Композиция, флористика, пропорция, закон Золотого сечения.

Межпредметные связи

История, Математика.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Инструменты и материалы:

Тетрадь, карандаш, цветные карандаши.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ход урока

Флористика — это искусство составления красочных букетов из цветов, листьев, травы и украшений.

Замысел, конструкция - основной план аранжировки, на основе которого она создается. Конструкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину. Это форма композиции.

Пропорция. Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.

Пропорциональность отражает соотношение размеров отдельных элементов композиции. Выбрать гармоничное соотношение размеров растений (их высоту) можно с помощью классического принципа «золотого сечения», используемого в архитектуре и изобразительном искусстве.

Правило пропорционального сечения впервые открыли древние греки, взяв за основу соотношение частей тела человека (греческого атлета с развитой мускулатурой). Размеры греческих храмов соответствуют таким пропорциональным измерениям. Эту закономерность используют в строительстве домов, храмов, в искусстве составления цветочных букетов и по сей день.

Правило пропорционального сечения означает, что меньшая часть относится к большей части так, как большая часть относится к целому.

Итак: A : B = D : C,

Где A - меньшая часть, B - большая часть, C - целое, т. е. A + B.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 1:2, 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой — пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.

При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.

Пропорции в работах: по высоте или длине, в распределении материала в работе

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.

Если работа имеет горизонтальное направление, за основу в расчетах берется высота вазы.

По длине. Измеряется высота вазы, или диаметр, и вычисляется ширина будущей работы.

По высоте и длине Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы (закон рычага – чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести). Главное соблюдать опрический баланс.

На иллюстрации – высота вазы – 1 часть, длина работы – 5 частей.

Распределение материала в работе, чаще всего наблюдается в ассиметричных постановках, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположены 3 части, и дальняя 5 частей. Образовательные:

Общеучебные: планирование деятельности для достижения

результата; выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий; выделение и формулирование учебной цели; умение структурировать знания.

Логические: анализ объектов; синтез, как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование;

логические рассуждения с причинно-следственными связями; фиксирование результатов труда с помощью инструментов ИКТ.

Развивать: мышления и речи детей, внимания, памяти, мышц руки, чувства прекрасного;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах; воспитывать положительное отношение к труду и результатам труда, аккуратность в работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Физкультминутка

(1 мин)

Цель - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Дети выполняют упражнения за учителем.

Практическая работа

Дети повторяют зарисовки предложенные учителем на доске и самостоятельно выполняют их в тетради.

По возможности они закрашивают рисунки.

Рефлексия.

Цель: оценка проделанной работы

Осуществляют: самооценку; самопроверку,

предварительную оценку.

Знать алгоритм выполнения задания.

Знать правила работы.

Уметь анализировать и делать выводы.

Уметь оценивать свою деятельность и деятельность своих сверстников.

Удовольствие о проделанной работе!






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!