СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конкурса знатоков русского языка "Путешествие по стране Словесность"для обучающихся 5-6 классов с ОВЗ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  конкурса знатоков русского языка составлена для обучающихся 6 класса. Основной целью данного мероприятия является систематизация знаний, полученных обучающимися в ходе изучения раздела "Лексика. Культура речи."

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конкурса знатоков русского языка "Путешествие по стране Словесность"для обучающихся 5-6 классов с ОВЗ»


Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

для обучающихся 5-6 классов с ОВЗ

«Путешествие по стране Словесность»

Конкурс знатоков русского языка



Цели:

I Образовательная:

- повторить знания по изученным разделам: лексике, орфоэпии и фразеологии.

II Развивающие:

-формировать умение давать четкие и правильные ответы;

-закрепить умение группировать слова в зависимости от их лексического значения.

III Воспитательная:

-воспитывать культуру умственного труда на основе анализа, синтеза и группировки.

Оборудование: мультимедийная установка, нос корабля, капитанский мостик, штурвал, сундучок, бутылка, сачок, магнитофон, карта, чайки, трап.

Ход мероприятия

Ведущий. Уважаемые пассажиры! Просим вас занять свои места.

Сегодня мы отправимся в лингвистический круиз, посетим Поэтический остров и полуостров Лексика, остановимся в заливе Литературных героев, совершим путешествие в город Фразеологизмов.

(Выходит хор и поёт 1 куплет и припев песенки о капитане. В это время выходит капитан и восходит на капитанский мостик. С ним – юнга).

Капитан. Внимание! Внимание! Корабль отправляется.

Юнга. На палубе всё готово. Команды на месте.

Капитан. Команда «Знатоки» готова?

Ребята. Готова! Словесность для нас не загадка,

Не будем играть с ошибками в прятки

Мы правила знаем и их применяем.

Капитан. Команда «Умники и умницы» готова?

Ребята. Готова! «Нет ошибкам!» – наш девиз.

Мы грамотны – и это лучший приз!

Капитан. Тогда в путь!

(Включается фонограмма: шум моря, крик чаек, гудок парохода. Вновь выходит хор, и вместе с капитаном и юнгой они поют песенку на мелодию «Если нравится тебе, то делай так …»)

Юнга. Капитан, куда на сей раз лежит путь?

Капитан. В страну Словесность! Расскажу тебе по секрету, что едем мы туда за сокровищем. Карта есть, дорогу мы знаем.

Юнга. А что за сокровище?

Капитан. А вот что за сокровище, не знаем. Знаем только, что очень ценное. Право руля! Лево руля! Держи правильный курс, юнга!

Юнга. Прямо по борту какой-то неопознанный объект!

(Появляется старшеклассник, исполняющий роль представителя таможни.)



Представитель таможни. Таможня! Предъявите документы!

Капитан. Вот карта.

Представитель таможни. Карта- это не документ!

Капитан. А что за документы- то нужны?

Представитель таможни. Либо свидетельство, что с начальным курсом Словесности знакомы, либо рассказывайте и показывайте какую-нибудь интересную историю по орфоэпии.

Ведущий. Приглашаем представителей 1 команды на палубу.

(Каждая команда показывает сценку)

I команда показывает сценку «Волшебник Ударение».

Рассказчик. Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг откуда-то выскочило.

Ударение. Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения некоторых из вас!

Рассказчик. Слова, конечно, не поверили. Вышел ЗАМОК.

Замок. Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что легко справлюсь с каким-то хвастунишкой-Ударением. Ведь Ударение – это же просто чёрточка!

Ударение. Ах, вот, значит, как вы почитаете меня!? По-вашему, я просто чёрточка!? Увидим, увидим…

Рассказчик. Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗАМОК, и возник ЗАМОК. Слова зашумели.

(Выходят вперед БЕЛКИ)

Белки. Мы самые главные части любого живого организма, и уж с нами Ударение ничего не сделает.

Ударение. Самоуверенность ещё никого до добра не доводила. (Хитро улыбается и передвигается на первый слог).

Все. Ой, кто это?

Белки. Да это ж мы сестрички-невелички.

Все. Уважаемое Ударение! Простите нас – мы были не правы.

Ударение. То-то же!

Рассказчик. Отвели слова Ударению почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к нему с большим уважением.

Ведущий. Вторая команда.


II команда показывает сценку «Ударение»

Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.

- Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по одной столовой ложке. После приёма пищи».

Начинает пищать.

Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает).

- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма пищи, а не пищи.

- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

Занавес.

Ведущий. Теперь, ребята, вы понимаете, что лексическое значение слова зависит от правильной постановки ударения.

Дети. Да.

Представитель таможни. Я вижу, что к путешествию вы готовы. Таможня дает добро.

Капитан. Право руля! Лево руля! Держи правильный курс, юнга!

(Звучит фонограмма)

Юнга. Прямо по курсу – остров Поэтический.

Капитан. Стоп, машина!

Юнга. Возникла на пути преграда.

Чтоб поплыть нам дальше, надо

Стихи красивые создать,

Не на «4», а на «5».

Выходит житель острова Поэтический.

Житель острова Поэтический. Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады, что вы посетили наш уютный уголок! Дорогие ребята, жители нашего острова просят вас выполнить задание.

(Раздаёт командам карточки с заданием.)

Ведущий. Четверо из команды выполняют первое задание, а трое – второе.

Задание I команде.

Восстановите поэтический текст из сказки А.С.Пушкина, определите стихотворный размер и рифму.

Этим нас не удивишь, правду ль, нет ли говоришь. В свете есть иное диво: море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, разольётся в шумном беге, и очутятся на бреге, в чешуе,

как жар горя, тридцать три богатыря…

Задание II команде.

Восстановите поэтический текст из сказки А.С.Пушкина, определите стихотворный размер и рифму.

Но царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, королевич Елисей. Сват приехал, царь дал слово, а приданное готово…

ОСТРОВ ПОЭТИЧЕСКИЙ

Житель острова Поэтический. Оставшимся членам команд необходимо выразительно прочесть отрывок из стихотворения и определить изобразительно-выразительные средства языка.

Итак, представитель первой команды.

Задание I команде.

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.


А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна…

(С.А.Есенин)

Задание II команде.

В небе зоренька,

Занимается,

Золотой рекой

Разливается, -

А кругом лежит

Степь широкая,

И стоит по ней

Тишь глубокая…

Ковылём густым

Степь белеется,

Травкой шёлковой

Зеленеется…

(А.В.Кольцов)

Житель острова Поэтический. Я доволен вами, ребята! Как много слов вы знаете! Спасибо вам! Приезжайте к нам ещё!

Капитан. Молодцы! Я и не думал, что у меня такой умный экипаж.

Юнга. Ну что, продолжим круиз?

Капитан. Отдать швартовый!

Полный вперёд!

( Звучит шум моря)

Капитан. Юнга, посмотри, какой красивый полуостров! Я его что-то не припомню!

Юнга. Да что вы, капитан! Это же Лексический полуостров!

(Выбегает Лексика)

Лексика. Помогите! Помогите! Я - Лексика, на мой полуостров напали пираты и отняли у моих жителей-слов начальный слог.

Капитан. Успокойся, Лексика, мы тебе поможем!

Юнга. Лексика, ты не сомневайся в нашем экипаже. Ребята всё знают. Поможем Лексике?

Дети. Да.

(Лексика подаёт 2 свёртка 1 и 2 команде.)

Лексика. Рыдают буквы в каждой строчке:

- От наших слов – одни кусочки.

У всех у нас одно начало,

И, как на зло, оно пропало.

Но если вы его найдёте,

То сразу все слова прочтёте.

Задание I команде.

Подберите слог, который сможет восстановить слова.

-жик, - зина, - пус, -мушка, -ма



Задание II команде.

Подберите слог, который сможет восстановить слова.

- тина, - тошка, - та, - ман, - тон

Лексика. Спасибо вам, ребята, за помощь!

Благодаря вам мои жители-слова обрели своё начало.

2-е задание

Лексика. А теперь я прошу вас подумать, с какими из прилагательных, записанных в скобках, может сочетаться каждое из указанных существительных.

( Каждая команда получает листок с заданием).

Задание I команде.

Собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо (понятливый - понятный)


Задание II команде.

День, охотник, охота, торговля, торговец, (удачливый – удачный)

Лексика. Какие вы, ребята, молодцы!

Вы настоящие знатоки словесности!

Капитан. До свидания, Лексика! Нам пора продолжить путешествие по стране Словесность.

(Включается фонограмма).

Юнга. Капитан, мы прибываем к заливу Литературных героев.

Капитан. Стоп, машина!

Юнга. Капитан, смотрите «морская почта»!

Капитан. Доставить морскую почту!

( За бортом в воде плавает бутылка со свитком внутри. Юнга сачком вытаскивает её из воды и подаёт капитану. Капитан вскрывает бутылку, из которой появляется Джинн.)

Капитан (кланяется). Приветствуем тебя, глубокоуважаемый Джинн. Мы рады встретить тебя в этих героических краях.

Джинн (кланяется). Приветствую вас, о, алмазы моего сердца, сапфиры моей души!

Капитан. Что-то слишком тихо в вашем волшебном заливе: не летают пегасы, куда-то подевался летучий корабль, где же ваш знаменитый кит, на котором град-стольный стоит.

Джинн. Да, рассердился что-то Водяной

Да разогнал героев враз долой.

И плавает теперь с поникшей головой

В надежде, что вернутся все домой.

Юнга. Дорогой Джинн, а что может вернуть наших любимых героев домой?

Джинн. Вам необходимо угадать литературного героя.

Ведущий. Ребята, вам поочерёдно будет предлагаться описание литературного героя, вы же должны назвать его имя и произведение, персонажем которого он или она является


Джинн. Задание I команде.

  1. «Сильный и здоровый ребёнок рос не по дням, а по часам. Никто не мог сравниться с ним в беге, стрельбе из лука, борьбе, метании копья, верховой езде… Правда, науки и музыка давались нелегко. Стоило взять в руки музыкальный инструмент – кифару, как струны лопались от одних только прикосновений…» (Геракл. «Жизнь и подвиги Геракла».)

  2. «… Забыл свой долг и стыд;

Он растерял в пылу сраженья

Винтовку, шашку – и бежит!...» (Гарун. Поэма М.Ю.Лермонтова «Беглец».)

3) «Волосы у неё ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх…» (Настя. М.М.Пришвин. «Кладовая солнца»)

4) «Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит…»

(Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина)


Задание II команде.

  1. «…Ужасен был страж… Три собачьи головы на громадном туловище, ядовитые змеи в виде гривы, а вместо хвоста – длинная шея дракона. Пасти клацали зубами, ядовитые змеиные клыки пытались прокусить львиную шкуру, голова дракона изрыгала огонь…» (Цербер. Одиннадцатый подвиг Геракла. «Цербер»)

  2. «… Его добрый конь …

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холму стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.»

(Илья Муромец. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

3) «Ему было всего только 10 лет с хвостиком. Он был коротенький, но о чень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.» (Митраша. М.М.Пришвин. «Кладовая солнца»)

4) «Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…»

(Царица-мачеха из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина)

(Шум. Голоса вдалеке.)

Джинн. Слышу, слышу: вернулись мои товарищи домой. Спасибо вам, алмазы моего сердца! Попутного ветра вам!

Капитан. Ох, и смышленые же вы, ребята! Продолжим путь!

(Фонограмма)

Капитан. Право руля! Лево руля!

Юнга. Смотрите, смотрите! Какой большой и красивый город впереди!

Капитан. Мы прибываем в город Фразеологизмов!

Причаливаем!

Стоп машина!

(Житель города встречают с хлебом, с солью.)

Житель города Фразеологизмов. Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады видеть вас в нашем городе!

Просим вас раскрыть историю происхождения жителей нашего города. А поможет вам в этом словарь фразеологизмов.

Вот фразеологизмы, происхождение которых вы должны объяснить.

( Жители города на подносах подают листочки с заданием.)

Задание для 1 команды.

Откуда пошло выражение «тянуть канитель»?

Что такое канитель?

а) Грустная песня;

б) блюдо, на приготовление которого требуется много времени;

в) золотые нити.

Задание для 2 команды.

Что обозначает выражение «бить баклуши»?

а) Бездельничать;

б) громко смеяться;

в) сидеть нога на ногу.

( Дети читают в словарях историю возникновения каждого фразеологического оборота.)

Житель города Фразеологизмов. Спасибо вам, ребята! Вы такие умные! Приезжайте ещё к нам в гости!

Капитан. Полный вперёд!

(Включается фонограмма)

Юнга. Капитан, Капитан, по карте видно, что наше путешествие подходит к концу. Именно здесь на карте отмечено место нахождения сокровища.

Капитан. Сыщики экипажа! Предлагаю отправиться на поиски клада.

( Все ищут и находят сокровище, находят сундучок.)

Капитан. Посмотрим, посмотрим, что это за сокровище.

Юнга. Письмо какое-то.

(Капитан читает письмо.)

Дорогие шестиклассники!

Вам в руки попало самое большое сокровище, каким только может владеть человек. Это сокровище – слово. Оно приведет вас к новым открытиям, поможет вам в безвыходных ситуациях. Слово - ваш друг, наставник, советчик.

Бережно относитесь к слову, любите русский язык - и он ответит вам тем же!

Королева Словесности.

(Ведущий читает приказ по стране Словесность.)

Учащихся 6-х классов за особые успехи в изучении лингвистики признать знатоками русского языка и литературы и вручить им почетные грамоты.

(Награждение команд грамотами.)

Юнга. Капитан, неужели наше путешествие закончилось?

Капитан. Мой юный друг, путешествие в Словесность у нашего экипажа только началось!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!