Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку
для обучающихся 5-6 классов с ОВЗ
«Путешествие по стране Словесность»
Конкурс знатоков русского языка
Цели:
I Образовательная:
- повторить знания по изученным разделам: лексике, орфоэпии и фразеологии.
II Развивающие:
-формировать умение давать четкие и правильные ответы;
-закрепить умение группировать слова в зависимости от их лексического значения.
III Воспитательная:
-воспитывать культуру умственного труда на основе анализа, синтеза и группировки.
Оборудование: мультимедийная установка, нос корабля, капитанский мостик, штурвал, сундучок, бутылка, сачок, магнитофон, карта, чайки, трап.
Ход мероприятия
Ведущий. Уважаемые пассажиры! Просим вас занять свои места.
Сегодня мы отправимся в лингвистический круиз, посетим Поэтический остров и полуостров Лексика, остановимся в заливе Литературных героев, совершим путешествие в город Фразеологизмов.
(Выходит хор и поёт 1 куплет и припев песенки о капитане. В это время выходит капитан и восходит на капитанский мостик. С ним – юнга).
Капитан. Внимание! Внимание! Корабль отправляется.
Юнга. На палубе всё готово. Команды на месте.
Капитан. Команда «Знатоки» готова?
Ребята. Готова! Словесность для нас не загадка,
Не будем играть с ошибками в прятки
Мы правила знаем и их применяем.
Капитан. Команда «Умники и умницы» готова?
Ребята. Готова! «Нет ошибкам!» – наш девиз.
Мы грамотны – и это лучший приз!
Капитан. Тогда в путь!
(Включается фонограмма: шум моря, крик чаек, гудок парохода. Вновь выходит хор, и вместе с капитаном и юнгой они поют песенку на мелодию «Если нравится тебе, то делай так …»)
Юнга. Капитан, куда на сей раз лежит путь?
Капитан. В страну Словесность! Расскажу тебе по секрету, что едем мы туда за сокровищем. Карта есть, дорогу мы знаем.
Юнга. А что за сокровище?
Капитан. А вот что за сокровище, не знаем. Знаем только, что очень ценное. Право руля! Лево руля! Держи правильный курс, юнга!
Юнга. Прямо по борту какой-то неопознанный объект!
(Появляется старшеклассник, исполняющий роль представителя таможни.)
Представитель таможни. Таможня! Предъявите документы!
Капитан. Вот карта.
Представитель таможни. Карта- это не документ!
Капитан. А что за документы- то нужны?
Представитель таможни. Либо свидетельство, что с начальным курсом Словесности знакомы, либо рассказывайте и показывайте какую-нибудь интересную историю по орфоэпии.
Ведущий. Приглашаем представителей 1 команды на палубу.
(Каждая команда показывает сценку)
I команда показывает сценку «Волшебник Ударение».
Рассказчик. Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг откуда-то выскочило.
Ударение. Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения некоторых из вас!
Рассказчик. Слова, конечно, не поверили. Вышел ЗАМОК.
Замок. Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что легко справлюсь с каким-то хвастунишкой-Ударением. Ведь Ударение – это же просто чёрточка!
Ударение. Ах, вот, значит, как вы почитаете меня!? По-вашему, я просто чёрточка!? Увидим, увидим…
Рассказчик. Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗАМОК, и возник ЗАМОК. Слова зашумели.
(Выходят вперед БЕЛКИ)
Белки. Мы самые главные части любого живого организма, и уж с нами Ударение ничего не сделает.
Ударение. Самоуверенность ещё никого до добра не доводила. (Хитро улыбается и передвигается на первый слог).
Все. Ой, кто это?
Белки. Да это ж мы сестрички-невелички.
Все. Уважаемое Ударение! Простите нас – мы были не правы.
Ударение. То-то же!
Рассказчик. Отвели слова Ударению почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к нему с большим уважением.
Ведущий. Вторая команда.
II команда показывает сценку «Ударение»
Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.
- Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по одной столовой ложке. После приёма пищи».
Начинает пищать.
Вбегает мама.
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает).
- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма пищи, а не пищи.
- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
Занавес.
Ведущий. Теперь, ребята, вы понимаете, что лексическое значение слова зависит от правильной постановки ударения.
Дети. Да.
Представитель таможни. Я вижу, что к путешествию вы готовы. Таможня дает добро.
Капитан. Право руля! Лево руля! Держи правильный курс, юнга!
(Звучит фонограмма)
Юнга. Прямо по курсу – остров Поэтический.
Капитан. Стоп, машина!
Юнга. Возникла на пути преграда.
Чтоб поплыть нам дальше, надо
Стихи красивые создать,
Не на «4», а на «5».
Выходит житель острова Поэтический.
Житель острова Поэтический. Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады, что вы посетили наш уютный уголок! Дорогие ребята, жители нашего острова просят вас выполнить задание.
(Раздаёт командам карточки с заданием.)
Ведущий. Четверо из команды выполняют первое задание, а трое – второе.
Задание I команде.
Восстановите поэтический текст из сказки А.С.Пушкина, определите стихотворный размер и рифму.
Этим нас не удивишь, правду ль, нет ли говоришь. В свете есть иное диво: море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, разольётся в шумном беге, и очутятся на бреге, в чешуе,
как жар горя, тридцать три богатыря…
Задание II команде.
Восстановите поэтический текст из сказки А.С.Пушкина, определите стихотворный размер и рифму.
Но царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, королевич Елисей. Сват приехал, царь дал слово, а приданное готово…
ОСТРОВ ПОЭТИЧЕСКИЙ
Житель острова Поэтический. Оставшимся членам команд необходимо выразительно прочесть отрывок из стихотворения и определить изобразительно-выразительные средства языка.
Итак, представитель первой команды.
Задание I команде.
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна…
(С.А.Есенин)
Задание II команде.
В небе зоренька,
Занимается,
Золотой рекой
Разливается, -
А кругом лежит
Степь широкая,
И стоит по ней
Тишь глубокая…
Ковылём густым
Степь белеется,
Травкой шёлковой
Зеленеется…
(А.В.Кольцов)
Житель острова Поэтический. Я доволен вами, ребята! Как много слов вы знаете! Спасибо вам! Приезжайте к нам ещё!
Капитан. Молодцы! Я и не думал, что у меня такой умный экипаж.
Юнга. Ну что, продолжим круиз?
Капитан. Отдать швартовый!
Полный вперёд!
( Звучит шум моря)
Капитан. Юнга, посмотри, какой красивый полуостров! Я его что-то не припомню!
Юнга. Да что вы, капитан! Это же Лексический полуостров!
(Выбегает Лексика)
Лексика. Помогите! Помогите! Я - Лексика, на мой полуостров напали пираты и отняли у моих жителей-слов начальный слог.
Капитан. Успокойся, Лексика, мы тебе поможем!
Юнга. Лексика, ты не сомневайся в нашем экипаже. Ребята всё знают. Поможем Лексике?
Дети. Да.
(Лексика подаёт 2 свёртка 1 и 2 команде.)
Лексика. Рыдают буквы в каждой строчке:
- От наших слов – одни кусочки.
У всех у нас одно начало,
И, как на зло, оно пропало.
Но если вы его найдёте,
То сразу все слова прочтёте.
Задание I команде.
Подберите слог, который сможет восстановить слова.
-жик, - зина, - пус, -мушка, -ма
Задание II команде.
Подберите слог, который сможет восстановить слова.
- тина, - тошка, - та, - ман, - тон
Лексика. Спасибо вам, ребята, за помощь!
Благодаря вам мои жители-слова обрели своё начало.
2-е задание
Лексика. А теперь я прошу вас подумать, с какими из прилагательных, записанных в скобках, может сочетаться каждое из указанных существительных.
( Каждая команда получает листок с заданием).
Задание I команде.
Собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо (понятливый - понятный)
Задание II команде.
День, охотник, охота, торговля, торговец, (удачливый – удачный)
Лексика. Какие вы, ребята, молодцы!
Вы настоящие знатоки словесности!
Капитан. До свидания, Лексика! Нам пора продолжить путешествие по стране Словесность.
(Включается фонограмма).
Юнга. Капитан, мы прибываем к заливу Литературных героев.
Капитан. Стоп, машина!
Юнга. Капитан, смотрите «морская почта»!
Капитан. Доставить морскую почту!
( За бортом в воде плавает бутылка со свитком внутри. Юнга сачком вытаскивает её из воды и подаёт капитану. Капитан вскрывает бутылку, из которой появляется Джинн.)
Капитан (кланяется). Приветствуем тебя, глубокоуважаемый Джинн. Мы рады встретить тебя в этих героических краях.
Джинн (кланяется). Приветствую вас, о, алмазы моего сердца, сапфиры моей души!
Капитан. Что-то слишком тихо в вашем волшебном заливе: не летают пегасы, куда-то подевался летучий корабль, где же ваш знаменитый кит, на котором град-стольный стоит.
Джинн. Да, рассердился что-то Водяной
Да разогнал героев враз долой.
И плавает теперь с поникшей головой
В надежде, что вернутся все домой.
Юнга. Дорогой Джинн, а что может вернуть наших любимых героев домой?
Джинн. Вам необходимо угадать литературного героя.
Ведущий. Ребята, вам поочерёдно будет предлагаться описание литературного героя, вы же должны назвать его имя и произведение, персонажем которого он или она является
Джинн. Задание I команде.
«Сильный и здоровый ребёнок рос не по дням, а по часам. Никто не мог сравниться с ним в беге, стрельбе из лука, борьбе, метании копья, верховой езде… Правда, науки и музыка давались нелегко. Стоило взять в руки музыкальный инструмент – кифару, как струны лопались от одних только прикосновений…» (Геракл. «Жизнь и подвиги Геракла».)
«… Забыл свой долг и стыд;
Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку – и бежит!...» (Гарун. Поэма М.Ю.Лермонтова «Беглец».)
3) «Волосы у неё ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх…» (Настя. М.М.Пришвин. «Кладовая солнца»)
4) «Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит…»
(Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина)
Задание II команде.
«…Ужасен был страж… Три собачьи головы на громадном туловище, ядовитые змеи в виде гривы, а вместо хвоста – длинная шея дракона. Пасти клацали зубами, ядовитые змеиные клыки пытались прокусить львиную шкуру, голова дракона изрыгала огонь…» (Цербер. Одиннадцатый подвиг Геракла. «Цербер»)
«… Его добрый конь …
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.»
(Илья Муромец. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)
3) «Ему было всего только 10 лет с хвостиком. Он был коротенький, но о чень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.» (Митраша. М.М.Пришвин. «Кладовая солнца»)
4) «Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»
(Царица-мачеха из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина)
(Шум. Голоса вдалеке.)
Джинн. Слышу, слышу: вернулись мои товарищи домой. Спасибо вам, алмазы моего сердца! Попутного ветра вам!
Капитан. Ох, и смышленые же вы, ребята! Продолжим путь!
(Фонограмма)
Капитан. Право руля! Лево руля!
Юнга. Смотрите, смотрите! Какой большой и красивый город впереди!
Капитан. Мы прибываем в город Фразеологизмов!
Причаливаем!
Стоп машина!
(Житель города встречают с хлебом, с солью.)
Житель города Фразеологизмов. Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады видеть вас в нашем городе!
Просим вас раскрыть историю происхождения жителей нашего города. А поможет вам в этом словарь фразеологизмов.
Вот фразеологизмы, происхождение которых вы должны объяснить.
( Жители города на подносах подают листочки с заданием.)
Задание для 1 команды.
Откуда пошло выражение «тянуть канитель»?
Что такое канитель?
а) Грустная песня;
б) блюдо, на приготовление которого требуется много времени;
в) золотые нити.
Задание для 2 команды.
Что обозначает выражение «бить баклуши»?
а) Бездельничать;
б) громко смеяться;
в) сидеть нога на ногу.
( Дети читают в словарях историю возникновения каждого фразеологического оборота.)
Житель города Фразеологизмов. Спасибо вам, ребята! Вы такие умные! Приезжайте ещё к нам в гости!
Капитан. Полный вперёд!
(Включается фонограмма)
Юнга. Капитан, Капитан, по карте видно, что наше путешествие подходит к концу. Именно здесь на карте отмечено место нахождения сокровища.
Капитан. Сыщики экипажа! Предлагаю отправиться на поиски клада.
( Все ищут и находят сокровище, находят сундучок.)
Капитан. Посмотрим, посмотрим, что это за сокровище.
Юнга. Письмо какое-то.
(Капитан читает письмо.)
Дорогие шестиклассники!
Вам в руки попало самое большое сокровище, каким только может владеть человек. Это сокровище – слово. Оно приведет вас к новым открытиям, поможет вам в безвыходных ситуациях. Слово - ваш друг, наставник, советчик.
Бережно относитесь к слову, любите русский язык - и он ответит вам тем же!
Королева Словесности.
(Ведущий читает приказ по стране Словесность.)
Учащихся 6-х классов за особые успехи в изучении лингвистики признать знатоками русского языка и литературы и вручить им почетные грамоты.
(Награждение команд грамотами.)
Юнга. Капитан, неужели наше путешествие закончилось?
Капитан. Мой юный друг, путешествие в Словесность у нашего экипажа только началось!