СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Сохраним первоцветы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа предназначена для учащихся 4 класса, может использоваться в рамках экологической недели в школе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Сохраним первоцветы"»

Классный час. 4 класс.

Тема: «Сохраним первоцветы»

Цель: изучение первоцветов, занесённых в Красную книгу РФ ; воспитание бережного отношения к окружающей среде; развитие познавательного интереса к природе родного края и проблемам ее охраны.

Учащимся заранее предлагается выучить стихотворения о первоцветах и подготовить небольшие сообщения о них.



Ход классного часа.



Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты!

Учитель.

Как только кое-где сходит снег, тут же к свету тянутся первые весенние растения, белые, желтые, розовые, голубые. Это первоцветы - удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли. После каждой долгой зимы, истосковавшиеся по солнцу и теплу, люди радуются каждому зеленому ростку. Выезжая в апрельский лес, горожане непременно хотят привезти домой букетик первоцветов. Но такие букетики быстро вянут, а вокруг городов этих замечательных растений становится все меньше. Первоцветы - очень нежные и уязвимые растения, они требуют к себе бережного отношения. Они - украшение наших весенних лесов, но численность их неуклонно сокращается. Поэтому в настоящее время особенно остро встает проблема охраны раннецветущих растений. С каждой весной первоцветов становится всё меньше и меньше. Растение беззащитно. Накрепко связанное с почвой, оно не может ни убежать, ни постоять за себя. В ряде мест эти растения могут и вовсе исчезнуть. Первоцветам нужно помочь, они ждут охраны и защиты.


Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки...

Это мы срывали без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет.

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

"Наслаждайтесь нашей красотою —

Только очень просим нас не рвать!"

И. Абдулаева


Ребята! Послушайте, пожалуйста, сказку и ответьте на вопросы.

Жили - были отец с сыном. Домик их был расположен около леса. А недалеко была лужайка, на которой начали появляться первые весенние цветы-пролески. Однажды, когда пригрело солнышко, они раскрыли свои небесные головки. Эти цветы были похожи на голубое небо. Глядя на них, люди приходят в восторг и радуются наступлению весны. Ведь недаром говорят, что пролеска - это первый весенний цветок. С приходом весны они появляются на лужайках, как этот. И люди любуются ими. А на лужайке, что находилась невдалеке от дома, где жили отец с сыном, всё произошло наоборот. Они радовались цветам по-своему. Эти люди не смогли любоваться цветами на лужайке. И решили порвать все цветы и поставить их у себя в доме, чтобы было красиво. Эту красоту могли видеть только они, но не другие люди. Красиво ли так будет? Ведь лужайка стала просто клочком земли, на котором теперь пусто. Раньше у людей аж пела душа, что рядом с ними был прекрасный уголок. А теперь стало пусто и голо, даже не осталось ни одного цветочка. А ведь они тоже живые, как люди! Пролески тоже поняли, что их весёлая жизнь закончилась и им предстоят муки и гибель. Всё как у людей: человек рождается, растёт, пока молодой, цветущий, но вот, когда человек начинает стареть, у него появляются болезни, и человек понимает, что жизнь его подходит к концу - так и у цветков. Только цветы цветут до тех пор, пока их никто не трогает, а если их рвут охапками, цветы погибают и даже вымирают, то есть уже встречаются мало в нашей местности. Отец с сыном живут в своё удовольствие и не обращают внимание на других. Они радуются цветам, которые были достоянием всех, а теперь украшают только их дом. И вот, однажды, отец заболел. Сын испугался и побежал за врачом, но врач не смог им помочь. Эта болезнь стала у отца развиваться и укрепляться от старости, и вылечить её уже было невозможно. Когда отцу стало сильно плохо, он перед своей смертью сказал сыну, что его мучила совесть и угнетала долгие годы за тот поступок. Он сказал: «Мы просто варвары, так как лишили людей прекрасного». Он завещал сыну беречь природу и охранять её. «Я перед смертью, - сказал отец, - читал книгу поэта Самида Вургуна, и у него есть такое стихотворение о природе:

...Давай пройдёмся медленно по лугу,

И «здравствуй» скажем каждому цветку,

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать».

И сын стал жить один, но на всю жизнь запомнил те слова, что завещал ему отец. Он стал бережно относиться к природе и охранять её. И говорил всем, что лес - это краса нашей земли, олицетворяющая мудрую вечность природы, помогающая нам постигать тайны жизни и всякий раз с немым удивлением заново открывать то прекрасное, что казалось давно открытым. Лес и то, что в нём растёт - красота извечно любимая и уважаемая русским человеком и извечно великолепная во все времена года.



Вопросы к сказке:

1. Что вы узнали из сюжета сказки?

2. Что можете сказать о её главных героях?

3. Чему учит сказка?

4. Ваше отношение к героям?

5. Как бы вы поступили на месте героев сказки?

6.Что вы узнали о первых весенних цветах?

7. Что завещал отец сыну?

А теперь мы с вами разгадаем кроссворд.

По мере отгадывания кроссворда демонстрируются фотографии с видами отгаданных первоцветов (слайд-шоу).

В вертикальном столбце написано слово «первоцветы». Чтобы убедить меня в том, что вы их знаете, вы должны будете отгадать 8 слов – названий первоцветов. Кстати, а почему это их так назвали?

Дети. Эти цветы называются так потому, что они цветут первыми.

1. Ну что ж, слушайте мои вопросы. Какое растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик»? Почему?

Дети. Это медуница. Когда она распускается, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

Это прозвище недаром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте,
Медунице поклонится.

Е.Кожевников.

2. Какое растение цветет только в сезон сильных весенних ветров?

Дети. Это растение называется ветреница.

3. Видела я однажды по весне в лесу, как медведь выдрал из земли какое-то растение и начал его лизать. Лизал, лизал, да так и уснул. Что это было за растение? Почему его так называют?

Дети. Медведь выкопал корень сон-травы (прострела), который обладает снотворным действием. Поэтому он и заснул.

Стихотворение И. Токмаковой «Усни-трава»

Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.

4. Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.

Дети. Это растение называется хохлатка.

5. Какое растение называют «золотыми ключиками весны»?

Дети. Первоцвет.  

Стихотворение «Первоцвет весенний»

Первоцвет весенний,
Желтенький цветок.
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.
Первоцвет весенний –
Ключик от весны,
Не тебе ли снятся
Золотые сны?
Будь же осторожен,
Не сорви его,
Мягкого, душистого
Друга моего.

6. Какое травянистое растение без листьев цветет? За что его так прозвали?

Дети. Это растение мать-и-мачеха. Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.

Первым вылез из землицы,
на проталинке,
Он мороза не боится,
хоть и маленький.

7. А это растение выглядит этаким крепышом: бодрым, свежим, умытым, полным здоровья.

Дети. Это растение называется чистяк.

8. Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.

Дети. Ландыш.

Стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш»:

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят,
А уж на кончиках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

Дети.

Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.

А что это за Красная книга такая?

Дети. В Красную книгу природы заносят названия тех растений и животных, которые находятся на грани вымирания. Под угрозой исчезновения – сон-трава, гусиный лук, ветреница, хохлатка, медуница, ландыш. Все они взяты под охрану! Но это вовсе не означает, что все остальные растения можно спокойно рвать и вытаптывать.

Фиалки, ландыши для нас
Веселый лес весной припас.
Но мы их рвать не будем –
Пусть дарят радость людям!




Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с видами первоцветов, узнали, что они нуждаются в охране. Собирая первоцветы, мы губим их, а покупая — поощряем браконьеров. К природе надо относиться с исключительной бережливостью! Мы с вами выяснили, что редкие весенние цветы лучше не трогать: они красивее в естественной среде. Не стоит рвать их на букеты, лучше любоваться ими в природе, этим мы сохраним красоту для будущего поколения. Охрана первоцветов - дело каждого из нас!

Не рви цветов, не надо!


Их нежный аромат, наполнит воздух сада,


Они так красят сад!


...Дерево, цветок, трава и птица,


Не всегда умеют защититься,


Если будут уничтожены они,


На планете мы останемся одни!






Подведение итогов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!