СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа «семья и семейные ценности» (для студентов 3-4 курсов)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома Л.Н. Толстой.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа «семья и семейные ценности» (для студентов 3-4 курсов)»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Соликамский автомобильно-дорожный колледж»






Методическая разработка классного часа

«Семья и семейные ценности»

(для студентов 3-4 курсов)






Преподаватель: Т.Ю.Скачкова









Соликамск, 2022

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Л.Н. Толстой



Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества

Задачи:

  1. Формирование понятия семьи как исходной общественной ячейки государства;

  2. Определение роли семьи в современном обществе и роли государства в укреплении семьи;

  3. Отображение семьи в искусстве;

  4. Развитие способности коммуникативного общения.

Справочный материал: словарь терминов, семейная политика, разновидности семей, вопросы для учащихся.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: медиапроектор, музыкальные колонки, краски, фломастеры по комплекту на парту, листочки для рисования (белые), листочки для записей (желтые), презентация



План

  1. Вступление (видеоклип «Родительский дом»)

  2. Основная часть

- Сообщение темы и цели занятия- 1 слайд

- Работа с эпиграфом- 2 слайд

- свободная беседа

- подбор прилагательных к слову семья- 3 слайд

- исторические типы семей, история появления семьи- 4 слайд

- отражение семьи в искусстве-5,6,7 слайды

- дополни пословицу- 8 слайд

- смена исторического типа семьи, современная семья-9,10 слайд

- рассказ студента о своей семье- 11 слайд

- брак, рождение семьи- 12 слайд

- просмотр видеоролика «Семейные ценности», обсуждение

- тренинг «Слагаемые семейного счастья», 13 слайд

- анализ результатов опроса, 14 слайд, свободная беседа

- роль матери в семье (видеоролик)

3. Заключительная часть

-возвращение к эпиграфу, 16 слайд

- создание группового коллажа «Счастливая семья» (видеоролик «Не забывайте тех, кто любит вас и ждет»)


Ход классного часа

Студенты садятся вокруг стола под видеоклип "Родительский дом" (слова М. Рябинина, музыка В. Шаинского)

Классный руководитель: Народная мудрость гласит:


Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Л.Н. Толстой



Тема нашего классного часа «Семья и семейные ценности»

У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. ·

- А что же такое семья? Как вы понимаете это слово?

- Какая семья называется счастливой?

- Что такое семейные ценности?

- Давайте подберем прилагательные на каждую букву слова «Семья»

«С» -счастливая, спортивная, современная

«Е» - единая, единственная, единомыслящая

«М» - милая, музыкальная, многодетная

«Я» - ясная, языковедческая, яркая

Студент 1: - Обратимся к толковому словарю Ожегова (Царьков)

Из толкового словаря С.И. Ожегова: «Семья – группа живущих вместе близких родственников»


Да, семья -это люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

Учитель: Семья – одна из самых древних форм объединения людей, один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. В процессе исторического развития общества брачные отношения, семья и формы её менялись. Семейные отношения возникли раньше брачных, на первое место люди ставили важность кровных и родственных отношений. С развитием общества, вместе с усложнением социальной организации жизни людей и накоплением материальных богатств возникла необходимость законного оформления отношений между людьми в семье. Для того чтобы регулировать распределение семейного богатства, ответственности за благополучие всех членов семьи между родственниками.

Так возникли брачные отношения, которые так же, как и семья изменились с течением времени. Брак принимал различные формы, которые сохранились до сих пор, наиболее известными являются полигамия и моногамия.

Во все времена семья считалась важным элементом общества. Благодаря семейному воспитанию из поколения в поколение передавались семейные и культурные ценности, правила поведения в обществе, трудовые навыки.

Поэтому с течением времени семья всё больше и больше попадала в поле зрения государства, которое взяло на себя задачу регулировать семейные отношения граждан. Отношения семьи и государства нельзя назвать безоблачными – с одной стороны, государство приняло обязательства заботиться о семье, что закреплено в Основном законе – Конституции - практически каждой страны, с другой стороны, регулируя семейные отношения государство через семью осуществляет функцию социального контроля, подталкивая граждан вести себя согласно представлениям государства о «правильном» поведении людей.

Семья – величайшая человеческая ценность. Тема семьи находит своё отражение и в литературе, и в музыке, и в изобразительном искусстве.

Портрет семейства московского купца представлен художником Рябушкиным как привычная к концу XIX века групповая фотография. В центре полотна восседает статный купец - глава семейства, изображенный художником в позе, полной самодостаточности и властности крепкого хозяина и успешного торговца. Нарядная купчиха с ребенком на руках приветлива и мила, несмотря на чересчур раскрашенное согласно моде той поры румянами лицо. Герои полотна создают довольно статичную композицию, где лишь живость ребенка, грызущего калач, вносит динамику.

Картину Бориса Кустодиева «На террасе» можно назвать гимном тихой семейной жизни, простым человеческим радостям. Палитра мастера чиста и легка, краски светлы и свежи. Становится ясно, что в семье художника царят любовь, взаимопонимание и уважение.

Юрий Кугач. «В семье. Первые шаги». Картина сильна своей глубиной, правдивостью и душевной проникновенностью. Бабушка, мама и старшая сестра с нежностью наблюдают за робкими шажками маленькой девочки. Сколько тепла и простого человеческого счастья в этом незамысловатом сюжете.


Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье. 
Сейчас мы проведем с вами небольшую разминку «Добавь пословицу». Я буду произносить начало пословицы, а вы – ее окончание.

  • Яблочко от яблони …(недалеко падает).

  • Яйца курицу …(не учат).

  • Где любовь и совет …(там горя нет).

  • В гостях хорошо… (а дома лучше).

  • Чтоб узнать человека, надо с ним …(пуд соли съесть).

  • Не красна изба углами…(а красна пирогами).

  • Три друга: отец, да мать, да… (верная жена).

  • Нет лучше дружка, чем родная... (матушка).

  • При солнышке тепло, а при матери... (добро).

  • Не нужен и клад, когда... (в семье лад).

  • Не красна изба углами, а... (красна пирогами).

  • Как родители жили, так и нас... (благословили).

  • Родители берегут дочь до венца, а муж жену... (до конца).

  • Маленькие дети спать не дают, а с большими … (сам не уснешь).

В нашей стране, как и во всём мире, уже на протяжении длительного времени идёт процесс смены исторического типа семьи. Преобладающая патриархальная, сельская, сложная по составу, многодетная семья всё больше уступает место городской, малой, состоящей из родителей и их детей. Почему?

В Европе наблюдается развитие такой тенденции как семья на выходные (пояснить суть). Растет число семей чайлд-фри, семей, где один родитель.

В современном мире изменяются:

- образ жизни семей

- потребности семей

- характер взаимоотношений в семье

- положение в семье отдельных её членов

- семейная мораль

Семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. Достаточно не соблюдать традиции, отталкивать их, насмехаться над ними, чтобы разрушить семью.

О своей семье нам хотел рассказать Саша Ковалевский. (рассказ студента)

Рождение семьи сопровождается красивой традицией – бракосочетанием, молодоженам преподносят хлеб с солью, желают долгих лет счастья. В наше время довольно часто нарушается такая традиция: молодые люди живут в «гражданском браке», что само по себе сложно назвать семьей.


Просмотр видеоролика «Семейные ценности»

Обсуждение видеоролика. Формирование чувства ответственности.

«Мы в ответе за тех, кого приручили» говорил Маленький принц.

Где же те составляющие семейного счастья, которые дают возможность укреплять семью?

Учитель: (проводит тренинг). Оцените перечисленные факторы по пятибалльной системе: (раздать каждому)

1. Семейный уют. 2. Общность взглядов. 3. Материальное благополучие. 4. Сексуальная близость. 5. Привычка супругов друг к другу. 6. Супружеский долг. 7. Любовь к детям. 8. Взаимная забота супругов. 9. Общая жилплощадь. 10. Культурный уровень супругов.

Обсуждение результатов.


- Давайте познакомимся с результатами опроса студентов 3-4 курсов по теме нашего кл.часа.

(сделать диаграмму)

…………………………………

Обычно молодые люди завышают значение эмоциональных факторов для семейной устойчивости. Они представляют для себя семейные ценности только идеально, поэтому романтизируют брак. И их неудачи в браке связаны с собственным невежеством в вопросах семейных отношений.

Мера удовлетворенности отношениями в браке зависит еще и от тех мотивов, по которым люди вступают в брак. Более прочные браки основаны на общих интересах и потребностях.

Учитель: По результатам анкетирования явно просматривается, что некоторые из вас, требуя от своей половины чего-то большого и стоящего, не особенно беспокоятся о том, чтобы совместить свои запросы и представления о себе и другой половине.

А ведь в любви не должно быть только «я» (я такая распрекрасная, поэтому ты меня любишь и я позволяю тебе себя любить). В любви не должно быть только «ты» (ты - это все и даже больше, а меня как личности уже практически нет). В каждой семейной паре должны быть «ты», «я» и «мы». Кто не понял этого, у того все трепетные чувства ранней влюбленности разбиваются о ссоры, разочарование и непонимание. Злость, нервозность и боль приходят на смену любви.

Многое происходит потому, что люди, вступающие в брак, часто, по существу, не знают друг друга. Сексуальная совместимость, конечно, важна в супружеских отношениях, и именно этот мотив часто выбирают молодые люди для вступления в брак. Но сексуально привлекательными вы можете быть для многих. А вот совместить свои характеры, превратить ваше чувство любви еще и в настоящую дружбу, сделать взаимопонимание нормой семейной жизни - это дано не каждой паре.

Часто возникающие вопросы лидерства в семье тоже добавляют своих трещин в супружеские взаимоотношения. Принимая на себя роль лидера, необходимо помнить, что глава семьи не только получает дополнительные права, но и возлагает на себя дополнительные обязанности. Психические и физиологические перегрузки тоже значительно увеличиваются, поэтому «мы» в семье - это лучший выход.

Студент 2: Думаю, что, как бы ни любили люди друг друга, ссор и размолвок им не избежать. Семейная адаптация не может происходить без размолвок. Я читал о том, что именно в первые годы брака супруги особенно ранимы. Каждое сказанное слово и брошенная без задней мысли шутка могут вызвать обиды и ссоры. Наверное, спасет высокая культура взаимоотношений и память о том, что рядом с тобой человек, которого ты любишь, с которым ты решила прожить всю жизнь.

Учитель: Это действительно так. Культура взаимоотношений предполагает в первую очередь внимание к любимому человеку, понимание его внутреннего мира, учет его вкусов, интересов, желаний. Мы уже много говорили с вами о методах улаживания конфликтных ситуаций. Не спешите делать негативные выводы о словах и поступках любимого человека, сумейте разобраться, проявите снисходительность к мелочам. Вам помогут откровенность и доверчивость, желание всегда увидеть в человеке лучшее, что есть в нем.

Быть друг с другом - это целое искусство. Не пытайтесь «перекраивать» друг друга. Каждая личность неповторима. Постарайтесь уверовать в то, что именно тот человек, который идет с вами по жизни рядом, ценен и значим для вас, как никто другой.

Студент 3: От искусства ведения хозяйства зависит во многом экономика семьи. Это касается умения приготовить великолепный обед из сравнительно недорогих продуктов, сшить или связать, испечь самой, а не переплачивать и т. д. Немаловажным условием для правильного налаживания быта является разумное ведение семейного бюджета. Большинство семей в качестве главного источника семейного бюджета рассматривают зарплату. Значит, ссоры и упреки по поводу того, что кто-то просиживает на работе, просто неуместны. Ведь именно профессиональный рост даст возможность улучшить материальное положение семьи. Надо думать не только о дне сегодняшнем, но и о перспективе тоже. При этом только помощь друг другу и взаимопонимание помогут молодой семье сдать экзамен на прочность чувств. Ведь не всегда есть возможность пополнить бюджет семьи за родительский счет. Так что многим молодым семьям просто необходимо считать и рассчитывать, планировать и уступать.

Планирование своих доходов и расходов, учет истраченных средств (питание, одежда и обувь, хозтовары, досуг и отдых), разумный контроль - это тоже необходимые составные семейного бюджета. Планируя и подсчитывая расходы, надо обращать внимание на то, что деньги из семейного бюджета чаще всего уходят неизвестно куда не крупными, а именно небольшими суммами. Модный журнал или аксессуар, перчатки, фаст-фуд и жевательная резинка, а в результате вопрос: «Куда деньги пропадают?» Умейте отказаться от того, что необязательно. Стоит еще помнить и о том, что принцип «ты заработал, а я истрачу» не укрепит ни ваш быт, ни семейные отношения.

Учитель: Многие строят семью по образу и подобию своих родителей. Родители- те люди, которым мы должны быть благодарна за все, даже если периодами наши отношения не складываются должным образом. Порой мы стесняемся своих родителей, их профессии, но мы ровно настолько остаемся детьми, пока живы наши родители. Предлагаю Вам к просмотру видеоролик о маме, о том, как порой мы несправедливы к нашим родителям.

Просмотр видеоролика о маме.

Я думаю, что нет смысла обсуждать увиденное, а стоит верить, что никто из Вас не поступит подобным образом и постарается правильно воспитать своих детей.

Заключение

Сегодняшний разговор, я считаю, очень важный, доверительный и очень своевременный. Вам сейчас по 18лет и вы стоите на пороге взрослой семейной жизни. Я думаю, что в обозримом будущем ни один из вас не мыслит себя без семьи. Недаром эпиграф нашего мероприятия «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Давайте посмотрим, с какими же цветами у вас ассоциируется семейное счастье. На ватмане вам предлагается нарисовать картину в тех тонах, которыми, по их мнению, можно передать состояние счастья. Это может быть мазок цветом, смайл, изображение, пиктограмма. (видеоролик «Не забывайте тех, кто любит вас и ждет»)

Т.О. семейное счастье ассоциируется с радужными цветами, домом, уютом. Счастья всем!



Использованные источники

1 Басова Е.А. Методическая разработка классного часа в 10-11 классе «Семейные ценности в современном обществе» МКОУ Нежитинская средняя общеобразовательная школа, 2013 год – режим доступа [http://psihdocs.ru/semejnie-cennosti-v-sovremennom-obshestve.html]

2 Ивонина Г.Ф. Методическая разработка классного часа в 9 классе Тема: «Судьба семьи – судьба отечества» – режим доступа [https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/klassnij_chas__beseda_temasudba_semi__sudba_otech_054636.html]

3 Видеоклип "Родительский дом" (слова М. Рябинина, музыка В. Шаинского)

4 Видеоролик «Семейные ценности» (Важность сохранения семейных традиций, объединяющих поколения) инициативная группа «К-11 Единство». Центр развития «Стиль жизни».

5 Видеоклип "Не забывайте тех, кто любит вас и ждет…" (слова Т. Запорожец, музыка Т. Русавук)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!