СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Маленький город с большой судьбой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час проводится с целью привития любви к нашему краю, чувства патриотизма к своей малой Родине.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Маленький город с большой судьбой"»

Методическая разработка классного часа

Класс: 2 б.

Тема: «Маленький город с большой судьбой».

Форма занятия: проходит в форме классного часа.

Место и время проведения: МБОУ «СОШ №8», май 2018 год.

Автор разработки: Щербакова Ольга Валерьевна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8»

г. Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра, Тюменская область

Цель: повторить природные ресурсы ХМАО - Югры, полезные ископаемые, вспомнить рельеф Западно-Сибирской равнины, богатства северного края; достопримечательности города Ханты-Мансийска.

Воспитательно – образовательные задачи: прививать любовь детей к нашему краю, воспитывать чувство патриотизма к своей Родине, формирование этнического самосознания у учащихся, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Оборудование: конверты: №1 – «рыболовецкие сети»; №2 – ребусы; физическая карта России; физическая карта Тюменской области; образцы полезных ископаемых; выставка книг; CD – диск «Гимн ХМАО - Югры» музыка и слова А. Радченко.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

«… Земля, моя земля!

Тебя увижу я –

И новую струну

Нежданно шевельну.

И в дрожи той струны,

Как в глубине глубин,

Услышу шум волны

Разлившейся Оби,

И, солнца золотей,

Сверкнет далекий плес!

И лепет лебедей,

И звонкий смех берез!

И этою струной

Звенит весь край родной! »..

Юван Шесталов.


Учитель: Мы собрались сегодня на праздник, посвященный дню рождения Ханты-Мансийского автономного округа. А так как это день рождения, то и должны быть и поздравления, и конкурсы, и игры, и, конечно, сюрпризные моменты. 10 декабря наш округ будет отмечать 84-ю годовщину своего основания.

- Ребята, скажите, в каком году был образован наш Ханты-Мансийский автономный округ? (1930 г.)

- Назовите центр автономного округа? (г. Ханты-Мансийск)

(Чтение стихотворения «Пою столицу края…» Андрея Тарханова)

Пою столицу края.

Я славлю волны Иртыша,

Пою столицу края,

Ханты-Мансийск, твоя душа –

От кедров и от мая.

Твои зеленые холмы,

Твои долины, плесы

И в снегопад, и в грозы.

Пусть вечно воды Иртыша

Бегут, твой взгляд лаская.

Ханты-Мансийск, твоя душа –

От кедров и от мая.

Андрей Тарханов.

Учитель: Ханты-Мансийск является административным центром ХМАО, который был образован 10 декабря 1930 года, тогда он назывался Остяко-Вогульский национальный округ.

Город исторически делится как бы на две части: южную и северную. Южная – это бывшее село Самарово, которое ведет свое летоисчисление с 1637 года, когда был издан Указ царя Михаила Федоровича «Об образовании так называемого Самаровского яма - ямщинского поселения».

Северная часть начала застраиваться в 30-х годов нынешнего века – именно здесь, в труднопроходимой тайге, в пяти километрах от села Самарово, и было решено построить центр округа – поселок Остяко-Вогульск, впоследствии переименованный в Ханты-Мансийск.

«Я люблю сосновый бор.

Им лесные звери живы.

Наши реки, наши нивы.

Бережет он с давних пор».

Учитель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть, но сначала вы должны отгадать загадку:

Весной веселит,

Голосами птиц говорит,

Летом холодит,

Комарами звенит,

Осенью дарами одарит,

Грибами ягодами угощает. (лес)

Игра «Кто вперед наберет кузовок».

Учитель: - Я загадку загадываю, а вы должны собрать кузовок отгадок. И тогда мы узнаем кем и чем богат наш лес.

1, 2, 3 – ребусы (Приложение 1)

4. Большущий, толстущий, косолапый,

Ходит растяпой.

Глаза, как щелки,

Хвоста нет только. (медведь)

5. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Но вот вспорхнули яблоки,

Ведь это _ _ _ (снегири)

6. С цветочка на травинку,

С листочка на былинку,

Отталкиваясь ножками,

Летает над дорожками. (кузнечик)

7. Самое распространенное лиственное дерево (Приложение 1.).

8. Как называется дерево с шишками со съедобными орехами? (Приложение 1.)

- Молодцы, справились с заданием, собрали кузовок.

- Чем же богат наш лес? (Грибами, ягодами, лекарственными растениями, деревьями, птицами, зверями, насекомыми.)

- Но не только природными богатствами кормится наш округ.

Бежала – шумела,

Стихла – заблестела.

Что это? (река)

- На протяжении более 100000 километров простирается вода. Наш округ насчитывает более 30 рек и речушек, более 25000 озер и болот.

- На слиянии каких двух великих рек расположен г. Ханты-Мансийск? (Обь и Иртыш.)

- Иртыш является самым большим притоком Оби. В бассейнах Оби и Иртыша, в многочисленных водоемах обитает более сорока видов рыб, четырнадцать из них имеют промысловое значение.

- Сейчас вам такое задание – работать будете в микрогруппах по шесть человек. У вас на столах лежат конверты с «рыболовными сетями», по моему сигналу вы должны «поймать» в сети за две минуты как можно больше рыб, которые обитают в наших реках и озерах, т.е. записать их.

(Осётр, нельма, стерлядь, муксун, пелядь, сосьвинская сельдь, язь, щука, чебак, карась, хариус, окунь, судак, щёкурь, лещ, налим, ерш, сырок, минога, сырога и др.)

- Вода – рыба, вода – жизнь, вода – дорога. Как вы понимаете эту фразу? (Реки – это не только промысел, но и дороги, связывающие наш край с другими регионами.)

- По рекам идут баржи с различными грузами, быстроходные суда летом могут доставить в самые глухие места.

- Оказывается, наш край богат водоемами. А чем ещё богат наш край?

- Отгадайте загадки, которые для вас приготовили ребята. (Дети загадывают загадки.)

Волшебная вода бежит в железных берегах.

Железные берега лежат в белых снегах.

Бежит та вода, горит та вода…

Скажи-ка, дружок, что за вода

В железных берегах течёт? (Чёрное золото - нефть)


Тёмный, как ночь,

В земле рождается,

По трубе бежит в доме моем,

Ясным днем загорается. ( природный газ)

- Нефть и природный газ – горючие полезные ископаемые. Наиболее крупными районами месторождений является Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский, всего 413 месторождений.

- Какие виды полезных ископаемых вы знаете? (Минерально-строительное сырье: песок, глина; торф, уголь, ценные камни, руда, цветные металлы, золотые пески.)

- Мы с вами понаблюдали, на сколько развита промышленность ХМАО.

- Но что я вижу, ребята, с вами творится что-то неладное. Да вас лихорадит. Неужели и вы, когда подрастете, хотите добывать чёрное золото?

- Вот я вас сейчас и проверю.

Игра «Северная лихорадка». Мы с вами отправимся путешествовать по городу Ханты-Мансийску. Игра состоит из трёх туров:

  1. участие принимают все учащиеся;

  2. в полуфинал выходят два человека;

  3. в финале участвует один человек.

В первом туре вы должны будете перечислить названия улиц нашего города, их насчитывается больше 120. Во втором туре – перечислить известные здания города. В третьем – писатели и поэты нашего округа.

- Молодцы! Отлично справились с заданием!

- Наш город в последнее десятилетие стремительно развивается и обновляется: появляются новые дома, административные здания, мосты.

- Ханты-Мансийск по праву сегодня называется Центром Российского биатлона. Наш город не похож ни на какой другой северный город с вечнозеленым нарядом елей, кедров, сосен, пихт, составляющих памятник природы «Ханты-Мансийские холмы», о которых так прекрасно пишет поэт Андрей Тарханов:

«Ханты-Мансийские холмы

Всегда в почете у зимы.

Из красно-огненной лисицы

У кедров утром рукавицы.

И как задумчивы лога!

Как синева в логах ярка!

На каланчу февраль-чудак

Повесил свой мятежный флаг,

Всю ночь он бьется на ветру…

Холмы прекрасны поутру.

Надели кедры рукавицы,

Горят снега, ликуют птицы.

Ханты-Мансийские холмы

Всегда в почете у зимы.»

- Только три города в мире расположились на семи холмах – это Москва, Рим и Ханты-Мансийск.

- Я от всей души поздравляю с наступающим Днем рождения нашего округа. (Дети слушают гимн ХМАО – Югры.)










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бугаева А. Л., Зуева У. Н. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 190 с.

  2. Гаврилова О. Н. Край родной. Азбука краеведения. – Екатеринбург: ООО «СВ - 96», 2001. – 392 с.

  3. Горбунова М. Б. Природа Югры. Азбука первоклассника – Екатеринбург: Маггелан, 2008. – 64 с.

  4. Куриков В. М. Югра – энергетическое сердце России. – ООО «Алфавит», 2001. – 224 с.



























ПРИЛОЖЕНИЕ 1.












ПРИЛОЖЕНИЕ 1.









ОСИНО

ВИК




ПРИЛОЖЕНИЕ 1.











ХЩ





ПРИЛОЖЕНИЕ 1.





,,,

БЕРЁ






ПРИЛОЖЕНИЕ 1.










ЕДРК





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!