СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час разработан к 100-летию Петрова Д.Д. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа»













Методическая разработка классного часа



История Якутии в годы ВОВ

(о жизни и деятельности Д. Д. Петрова)



















с. Борогонцы 2021г.

Жизнь и деятельность Дмитрия Дмитриевича Петрова.


Цель: Рассказать о жизни выдающегося ученого - историка Дмитрия Дмитриевича Петрова;


Задачи:

Образовательные:

  • Погрузить детей в историю Якутии в годы Великой отечественной войны;

  • Расширить знания обучающихся о жизни и деятельности Дмитрия Дмитриевича Петрова

  • Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

  • Ознакомиться с его трудами, монографиями.


Воспитательные:

  • Воспитание у обучающихся благодарной памяти об известном человеке Дмитрию Дмитриевичу Петрове;

  • Воспитывать уважение и повышать интерес к выдающимся личностям страны и к её истории;

  • Воспитание честности, благородства, сострадания.

  • Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.


Развивающие

  • Развивать интерес к изучению истории Якутии.

  • Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.



Форма организации деятельности классный час в виде лекции – семинара, викторины.

Оборудование: презентация, проектор.















Содержание классного часа:


  1. Введение.

  2. Организационный момент

  3. Вступительное слово

  4. Биография

  • Детство

  • Начало трудовой деятельности.

  • Семья Петровых

  1. Научные труды. Вклад народов Якутии в дело Победы (1941‒1945 гг.)

  2. Закрепление

  3. Заключение

  4. Источники.


Ход занятия:


  1. Организационный момент:


Куратор: Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами проведем классный час об выдающемуся человеку. В 2021 году отмечается 100 лет со дня рождения кандидата исторических наук, заслуженного работника науки Якутии, за­служенного ветерана Сибирского отделения АН СССР, уроженца Батагайского наслега и почетного гражданина Усть-Алданского улуса, крупного специалиста по истории Якутии периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Дмитрия Дмитриевича Петрова.

- А знаете ли вы, кто такой Дмитрий Дмитриевич Петров?

- Что бы вы хотели узнать о нем сегодня? (учащиеся задают свои вопросы)


  1. Вступительное слово: (куратор)


  Рано осиротев, будущий ученый-историк Дмитрий вырос среди чужих людей, но сумел благодаря своему природному упорству и неимоверной тяги к знаниям добиться окончания в 1940 г. Якутского педагогического училища, а в 1946 г. – Пединститута. В течение 1940–1948 гг. он успешно работал в школах Усть - Алданского района в качестве учителя, завуча и директора. Открытие Якутской базы (далее филиала) АН СССР в г. Якутске открыло ему путь в науку, учиться и окончить без научного руководителя аспирантуру. В 1958 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Колхозное крестьянство Якутии в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945 гг.)». Профессиональная деятельность Петрова пришлась в сложный период противостояний научных группировок в Институте языка, литературы и истории по вопросу о политической биографии и культурного наследия классика якутской литературы А.Е. Кулаковского, борьбе с так называемым «якутским национализмом». Если с 1953 по 1969 гг. он прошел с младшего научного сотрудника до ученого секретаря и старшего научного сотрудника, то в 1969–1972 гг. ему, многодетному отцу из-за необоснованных гонений руководителя сектора истории пришлось трудиться в качестве младшего научного сотрудника с мизерной зарплатой. С 1972 г., казалось справедливость восторжествовала, и он вновь стал старшим научным сотрудником, но свое грубое увольнение в 1993 г. историк не смог уже пережить.


II. Биография Дмитрия Дмитриевича Петрова (презентация)


Детство. (слайд )

Дмитрий Дмитриевич Петров родился 8 ноября 1921 года в Батагайском наслеге Усть-Алданского улуса. Его отец скоропостижно умер перед его рождением. Мать, потерявшей мужа-кормильца, вынуждает выйти замуж и переехать в другой улус. Родственники отца не отдали ей сына, и Дмитрий с ранних лет остался сиротой при живой матери без прав, без средств, на услужении у родственников и чужих людей. Без пригляда и ухода, в изможденном труде, в пустых ожиданиях доброты и теплоты со стороны сородичей прошло беззащитное детство Дмитрия. Когда поступил в школу, также не имел определенного места жительства, зимовал у разных людей и поэтому часто переходил из одной школу в другую.


Начало трудовой деятельности. (слайд ) (Доклад учащегося)

В 1937 году после окончания семи классов поступил в Якутское педагогическое училище. За отличную учебу был награжден дирекцией училища сатиновым отрезом, из которого была сшита его первая самостоятельно заработанная рубашка. В предвоенном 1940 году успешно окончил педагогическое училище и получил диплом учителя. По государственному распределению был направлен учителем начальных классов в родную Чаранайскую неполную школу и в 19 лет начал свою трудовую деятельность. После его назначают заведующим учебной частью, а вскоре и директором Курбусахской школы Усть-Алданского улуса.

В годы войны, а именно в 1941‒1943 гг. окончил экстерном историческое отделение Якутского учительского педагогического института, а в 1946 г успешно окончил Якутский педагогический институт и получил специальность историка. Молодой дипломированный специалист с 1946 по 1948 гг. работал завучем Мюрюнской средней школы в своем родном улусе. Его ученики до сих пор тепло отзываются о нем. Из их числа вышло немало ученых – докторов и кандидатов наук, видных государственных и партийных работников.


Семья Петровых (Доклад учащегося)

Дмитрий Дмитриевич Петров был главой большой дружной семьи. В канун нового 1941 года, когда работал в Курбусахской школе, женился на Евдокии Адамовне Скрябиной. Она – единственная дочь первого якутского композитора Адама Васильевича Скрябина, видного деятеля в истории музыкальной культуры народа саха. Евдокия Адамовна Петрова (Скрябина) трудилась в детских дошкольных учреждениях, а когда переехали в город, работала архивариусом в партийном архиве. Она родила семерых детей и стала полным кавалером ордена «Материнская слава».

Основные научные труды (куратор)

Дмитрий Дмитриевич ввел в научный оборот целый пласт документов о воинах - якутянах и тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны. Следует особо оговорится, что во многом благодаря именно его уникальным изысканиям на протяжении всей жизни, удалось воссоздать и сохранить правдивую, героическую картину участия народа саха в Великой Отечественной войне.

В 1979 г. опубликована монография «Якутия в годы Великой Отечественной войны. Часть 1 Якутяне в боях с немецко-фашистскими захватчиками» объемом 22,2 печатных листа

В 1992 г. издана его же монография «Якутия в годы Великой Отечественной войны. Часть 11 Трудящиеся Якутии в тылу» объемом 21,4 печатных листа.

Первая часть монографии. Многие документы не подлежали огласке, тем более публикации. И надо было иметь мужество со стороны ученого опубликовать их. По этой причине рукописи ученого подвергались жесткой цензуре, многие интересные моменты были вырезаны или запрещены для публикации.

Дмитрий Дмитриевич собрал полный пакет документов, повествующих об участии якутян на всех фронтах Великой Отечественной войны с первых до последних ее дней. Ученый в своей монографии уточнил и определил количество призванных из Якутии воинов. По его данным с момента начала войны по 1 января 1945 года в армию из Якутии было призвано 62243 человека. В начальный период войны с 22 июня 1941 года по 15 мая 1942 года призвано в армию 22688 человек. Летом 1942 года в Якутии снова проводилась массовая военная мобилизация. Она проходила во всех центральных и южных районах республики.

Так, только с июня до середины июля было призвано 10896 человек, в том числе 7232 якута и 3664 русских и представителей других национальностей.

Осенью 1942 года проводилась еще одна военная мобилизация. Всего в 1942 году призвано из республики в армию 21499 человек, 1943 г. – 13894 человека, 1944 г. – 4681 человек, в том числе 2568 якутов. Количество, призванных на трудовой фронт, составляет 3042 человека. Эти цифры в таком обобщенном виде ранее никем и нигде раньше не обнародовались и официально не озвучивались. В этом заключается одно из открытий ученого. По сравнению с другими национальными районами из Якутии, как видим, был очень большой процент призыва на фронт. Выходит, почти каждый второй здоровый мужчина, который стоял на ногах,

был призван на войну. Вернулись с фронта 15754 человек, в том числе 3754 бойцы, комиссованные по ранению ранее. В итоге безвозвратные потери воинов-якутян на фронтах Великой Отечественной войны составили 49632 воинов.

Благодаря статистическим данным призванных на фронт воинов-якутян и вернувшихся живыми можно сделать следующий вывод: количество воинов-якутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны составляет 38415 человек; количество пропавших без вести, попавших в плен и не вернувшихся по разным причинам на родину воинов-якутян составляет 11217 человек.

Вторая часть монографии Дмитрий Дмитриевич касается истории тыла. Автор монографии наглядно показал состояние народного хозяйства и культуры Якутии периода войны и самоотверженный труд ее рабочих, колхозников и интеллигенции в помощь фронту. Освещая работу трудящихся в тылу, он подчеркивал: «Многие умерли в тылу из-за тяжелых условий военного времени и от голода. Особенно пострадало крестьянство. Если в 1939 году проживало в сельских местностях 301,4 тыс. человек, то к концу 1945 года их осталось

212,7 тыс., т.е. сельское население сократилось почти на одну треть. Это были потери не только на фронтах, но и в тылу.

В 1968 г. увидел свет другой сборник документов ‒ «Вклад народов Якутии в дело Победы. Том первый. Якутяне на фронтах Великой Отечественной войны Советского Союза». Сборник был посвящен подъему народов на защиту Отечества, показу боевых действий и героических подвигов сынов Якутии в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Выявление документов для тома производилось главным образом в архиве МО СССР. В первый том был включен 261 документ, из которых больше 150-ти повествуют о героическом участии якутян в боях за Родину. И все это сделано было одним человеком. Таким образом, была проделана работа, которая посильна коллективу авторов или даже целому научно-исследовательскому институту. Тираж первого тома сборника документов и материалов составлял 7000 экземпляров, он сразу же очень быстро разошелся и стал библиографической редкостью. Этот сборник документов имел большую практическую ценность.

В 1983 г. Д.Д. Петровым издан третий том документов и материалов «Вклад народов Якутии в дело Победы (1941-1945 гг.). Всенародная помощь фронту». В него включено 266 документов, показывающих патриотизм народов Якутии, проявленный в годы суровых военных испытаний. Тематически эти документы показывают участие населения в создании фонда обороны, финансовую и материальную помощь народа республики фронту и другие проблемы военного тыла. Этот том также уникален по-своему, он посвящен истории тыла. Многие

документы также выявлены и опубликованы впервые.

В 1985 г. опубликован второй том книги «Вклад народов Якутии в дело Победы (1941‒1945 гг.).

Дмитрий Дмитриевич Петров в 1982 г. издал книгу «Фронтовая печать о воинах из Якутии. Сборник статей, очерков, корреспонденций, заметок, сообщений». На фронте широко были известны наши прославленные снайперы Ф.М. Охлопков, А.А. Миронов, И.Н. Кульбертинов, Д.А. Гуляев, Г.К. Федоров и другие, о которых не раз писала фронтовая печать.

В 1985 г. в Агентстве печати «Новости» (АПН) Д.Д. Петров опубликовал статью, посвященную вкладу народов Якутии в дело Победы, с переводом на основные европейские языки.

В 1968 г. Якутским книжным издательством была опубликована книга «Саллааттар суруктара». В них многие воины-якутяне писали о боевых делах. Солдаты на фронте понимали, что нелегко и оставшимся в тылу. В их письмах – забота о родных, даже в суровые годы войны люди не переставали любить, мечтать и надеяться на лучшее. В этих письмах родным и близким они высказывали свои сокровенные чувства, готовность идти на смерть ради свободы и независимости своей Родины. В 1970 г. по просьбе читателей «Саллааттар суруктара» были переизданы в расширенном и дополненном варианте тиражом в 15000 экземпляров. Это был редкий случай переиздания научной работы.

К этой же категории работ Д.Д. Петрова относится его книга «Вспоминают ветераны. Сборник воспоминаний», изданная в 1985 г. Он обнаружил наградные листы на А.А. Миронова, Н.С. Степанова, Н.А. Кондакова, М.М. Стрекаловского, В.Н. Захарова, представленных за боевые подвиги к высокому званию Героя Советского Союза. Но эти звания по разным причинам были заменены боевыми орденами. Часть этих людей о факте представления их к этому высокому званию даже не знали, в частности об этом говорил сам Н.С. Степанов на торжественном собрании общественности, посвященном вручению ему золотой Звезды Героя. А.А. Миронов был представлен к званию Героя Советского Союза 26 июня 1943 года, звание заменено орденом «Отечественной войны 1 степени», Н.С. Степанов – 22 марта 1944 года, звание не заменено, осталось просто не врученным, Н.А. Кондаков – 27 августа 1944 года, но награжден орденом Красной Звезды, М.М. Стрекаловский – 8 сентября 1944 года, звание заменено орденом Красной Звезды, В.Н. Захаров – 18 октября 1944 года, но награжден орденом «Отечественной войны 1 степени». Вскоре справедливость восторжествовала: А.А. Миронов, Н.С. Степанов, Н.А. Кондаков были удостоены указом Президента СССР звания Героя Советского Союза, а М.М. Стрекаловский указом Президента РФ стал первым из народа саха Героем России. Радость и гордость народа саха была безмерна. Герой Советского Союза Николай Саввич Степанов при вручении этого высокого звания назвал Дмитрия Дмитриевича Петрова «солнцем, давшим ему новое дыхание». От имени граждан Вилюйского улуса Д.Д. Петрову была вручена Благодарственная грамота, в которой отмечалось, что только благодаря его усилиям и упорству народ саха получил новые имена Героев Советского Союза и высоко оценил высокий гражданский подвиг ученого.


III. Закрепление:


Сейчас ответьте, пожалуйста на несколько вопросов: (отвечают)

- Где родился Дмитрий Дмитриевич Петров?

- Где и как учился?

- Почему не пошел на фронт?

- Как звали его жену? Сколько у них было детей?

- Как назывался первый труд Дмитрия Дмитриевича Петрова?

- На чем основаны его труды?

- Давайте перечислим самые важные труды - монографии, сборники, книги из событий истории Якутии во времена Великой Отечественной войны


IV. Заключение


4 января 1994 года в возрасте 72 лет перестало биться сердце самоотверженного труженика науки Дмитрия Дмитриевича Петрова, сделавшего немало в воссоздании полной истории республики в годы Великой Отечественной войны. Они с женой прожили вместе рука об руку 53 года.

Как и любой патриот, Дмитрий Дмитриевич Петров оставил огромный вклад в историю Якутии в годы Великой Отечественной войны. Благодаря ему мы узнали вклад народов Якутии в дело Победы (1941‒1945 гг.), навечно увековечил своих земляков, участников Великой Отечественной войны. Мы всегда должны помнить о таких выдающихся людях, как Дмитрий Дмитриевич Петров.

Я желаю вам, ребята, чтобы вы научились также горячо любить свою Родину. Дмитрий Дмитриевич


V. Источники:

  • https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/dnii/vestnik-svfu/pv/numbers-4-84-article-view-123-125.pdf

  • https://e.uacbs.ru/cbselib/kraeved/Statii/IstorikDPetrov

  • https://e.uacbs.ru/cbselib/kraeved/scientists/Yielerge_elbeedyibet

  • https://youtu.be/g2R0MVzWWL4

  • Петров Ю.Д. Судьбоносный историк народа саха. К 100-летию со дня рождения ученого-историка Д.Д. Петрова // Вестник СВФУ. – 2021. – №3. – С. 49–66.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!