Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на занятии. | Наше занятие мы начнём с «Искорки добра». В одном городе люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто. Когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, тёплая искорка. Маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, возьмемся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько её пожмем и передадим друг другу своё внимание, тепло и доброту. Представьте, что пред вами большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Утром солнышко проснулось, всем ребятам улыбнулось. Лучик тёплый, золотой На урок возьмём с собой. (Слайд ) Посмотрите в глаза друг другу и тепло улыбнёмся и скажем такие слова: «Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу». | Дети повторяют движения. Дети повторяют слова. |
2. Активизация деятельности учащихся. Введение в тему. | Загадка. По первым буквам данных слов отгадайте слово (прием «Ребус») Дружба Объясните значение этого слова. Что такое дружба? Вывод. Дружба – это умение сочувствовать, сострадать, сопереживать, проявление заботы, внимания, отзывчивости, желание помочь, защитить в случае необходимости. Работа с поисковой таблицей (в парах). Найдите слова-родственники к слову “дружба”, подчеркните слова простым карандашом (приложение). | Составляют слово Дружба Пробуют дать объяснение. Находят значение в словаре. Находят слова дружба дружный дружить друг |
3. Речевая разминка. 1) Артикуляционная гимнастика. 2)Работа со скороговоркой по карточке. 3) Упражнение на дыхание. 4) Упражнение на развитие интонационной выразительности речи. | – На уроке мы будем много разговаривать, обсуждать, читать. Проведем речевую разминку. Проговорим, пропоем гласные звуки в словах дружба дружный дружить друг - Проговорим скороговорку Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно. Учитель показывает знаки на ступеньках на карточке. - Прыгаем по ступенькам: ОГ - очень громко. НГ – нормальным голосом. ВП – вполголоса. Ш - шепотом. друг Прочитайте слово «ДРУЗЬЯ» с разным настроением: радостно, грустно, удивленно спросите. Друзья! Друзья. Друзья? | Дети повторяют хором, выполняют соответствующие упражнения Дети проговаривают хором скороговорку по схеме. Работают над выразительностью речи. |
4. Работа с новым материалом. 1. Сообщение новой темы урока. Самоопределение целей занятия 2. Просмотр мультфильма 3. Работа над осмыслением просмотренного фильма - песни | - Чему вы хотите научиться сегодня на уроке? - Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать на занятии? – Много сказок и рассказов создано о дружбе. Мы сегодня познакомимся с новым произведением. Первичное восприятие: просмотр https://zeroplus.tv/film/bolshoy-drug Перед просмотром: Остановка кадра на названии мультфильма “Большой друг”. - Как вы понимаете это сочетание слов? Можете предположить, о чем будет мультфильм? - Просмотрите фильм, а после чтения постарайтесь ответить на вопрос: Почему автор так назвал произведение “Большой друг”? После просмотра: - Почему же автор назвал произведение «Большой друг»? - Назовите главных героев. - А почему вы не назвали остальных животных? Характеристика героев. - Что вы можете сказать о Слоне? - А что вы можете сказать о Паучке? | (Дети высказывают предположения по данному вопросу) Я хочу научиться … Дети высказывают свои предположения. Дети высказывают свои мнения. Слон, паучок. Высказывания детей. Большой, выступает в цирке, артист, на его выступления приходят много зрителей. Добрый – помогает паучку, когда у того случается беда. Маленький, заботливый. |
5. Работа в группах. | - Ребята, а можно этих животных назвать друзьями? А какие вы дружные, вы сможете сейчас показать, выполняя задания в группе (прием «Углы»). Выберите слова, которые подходят в данном фильме к слову друг - А какое слово объединяет все эти слова? НАСТОЯЩИЙ - Значит, БОЛЬШОЙ ДРУГ – это НАСТОЯЩИЙ ДРУГ | Дети расходятся по группам (по цвет фишки – шарика на парте). Выбирают слова для характеристики, вывешивают на доску. Объясняют выбор слова. (верный, настоящий, находчивый, внимательный, заботливый, изобретательный) НАСТОЯЩИЙ |
6. Просмотр эпизодов. Беседа по содержанию. | - В тесте есть слова Паучка: «Что тебе могу я дать, друг?». Как вы думаете, что бы мог ответить слон? - Какая беда случилась со Слоном? - Как вы понимаете значение слов: «И друзей как ветром унесло»? - Так можно ли назвать этих животных друзьями? Почему? - Как повел себя в такой ситуации Паучок? - А можем ли мы предположить, что животные, которых Слон считал друзьями, смогут исправиться и на самом деле стать ими? - Давайте попробуем определить тему произведения. - А какова будет главная мысль? | Высказывания детей. В трудной ситуации на помощь некому было придти. КАК НАСТОЯЩИЙ ДРУГ О дружбе, о животных. Надо уметь дорожить дружбой. Даже самый маленький паучок может стать большим другом. Можно дать животным шанс исправиться. |
7. Работа над эпизодами. Озвучивание. Определение тона произведения. | Работа в группах. - О чем этот эпизод? Какое настроение было во время просмотра этого эпизода? Что порадовало/огорчило? Попробем придумать реплики и диалоги. 1. 2. 3. 4. | Высказывания детей. Выводы. (Печальный, скучный) (Удивленный) (Радостный) Человеку горе, беду легче пережить, когда друзья рядом. |
8. Практическая работа. | Задание (пазлы) «Составь пословицу» (приложение). | Составляют пословицы, читают. Человек без друзей, что дерево без корней. Чтение – лучшее учение. Друзья познаются в беде. Другу всегда помогай, друга всегда выручай. Делу время – потехе час. Дети зачитывают пословицы. Подбирают подходящую по смыслу пословицу к теме занятия. |
9.Рефлексия | Встаньте дети, встаньте в круг, Я твой друг и ты мой друг. Влево, вправо повернитесь И друг другу улыбнитесь. - Чему мы учились на занятии? Приём «Цветок». Цвет каждого лепестка имеет своё значение. И в соответствии со значением цвета ребёнок получает своё задание. Красный лепесток – что хорошего в поступках героя. Чёрный лепесток - что плохого в поступке героя. Жёлтый лепесток – что понравилось тебе в произведении. Синий лепесток - какой совет ты можешь дать герою. Белый лепесток - чему научил тебя герой. Зелёный лепесток - придумай продолжение мультфильма. | Дети выполняют движения. Высказывают свои впечатления. Желающие выбирают лепесток, отвечают на вопрос. |
10.Поведение итогов | Вывод: Ребята, настоящий друг познается не только в радости, но и в беде, он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка. Никогда не обижайте, ни словом, ни поступком, заботьтесь о младших, помогайте, защищайте тех, кто слабее вас. – Дети! Я благодарю вас за урок. И если у вас появилось желание быть верным, настоящим другом, я буду рада. Протяните руку к такому дорогому и надёжному так важному в жизни слову «Дружба». По желанию – дети могут нарисовать понравившегося персонажа и рассказать о нем на следующем занятии. | Составляют пожелание другу и записывают, дарят. |