Методическая разработка каникулярного мероприятия
на тему «Мы рисуем музыку»
Цели:
1. Способствовать формированию основ художественной культуры, развитию художественно -эстетического отношения детей к музыке и рисованию.
2. Развивать творческое воображение детей в процессе восприятия музыки, предлагая им передавать свои впечатления о музыке в рисунках, в образных движениях под музыку.
3. Обогащать представления детей о способах "изображения" музыки.
4. Формировать способность соотносить эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительностью цвета.
Задачи:
Учебные:
изучение декоративного решения композиции
изучение ритма, динамики
ознакомление с термином «цветовое настроение»
ознакомление с этапами создания композиции
Развивающие:
развивать образное мышление;
развивать фантазию, воображение, художественный вкус;
развивать графические и цветовые умения и навыки, чувство линии и цвета.
Воспитывающие:
воспитывать эстетическое восприятие музыки как объекта воззрений художника;
воспитывать стремление к искусству, к творчеству;
воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость.
Оборудование для учащихся: Карандаш, ластик, гуашь, цветные фломастеры, цветные карандаши.
Тип мероприятия: комбинированный
Методы и приёмы: беседа про музыку и композицию, работа по схеме, эскиз, самостоятельная работа и анализ.
Оборудование для учителя: наглядные пособия, записи
Вводная беседа
- Ребята, сегодня мы познакомимся как можно изображать музыку, как рисовать её, ведь музыка неосязаема, мы её не видим но нам её надо передать изобразительными средствами и не просто передать а выразить настроение в музыке и что, вы от неё чувствуете. Что такое музыка? Набор определённых звуковых волн, проще говоря.Как вы знаете музыка бывает разная: спокойная, быстрая, громкая и т.д. С точки зрения художника, музыку мы можем представить как набор разнообразных элементов (линий и пятен), связанных единой идеей или настроением. В роли пятен могут выступать как воодушевлённые так и невоодушевлённые элементы, например : птицы, лошади, другие животные а также музыкальные инструменты или ещё что-то.Я специально из животных, упомянул про птиц и лошадей, это красивые, изящные объекты , которых хорошо рисовать в движении и динамике, ведь музыка динамична, она двигается по пространству, заполняя собой всё вокруг. Ну и конечно цветовое решение должно быть очень продуманным, ведь цвет выражает определённые чувства а цветовое решение в целом какое-то настроение о музыке: мажорное, лирическое, грустное, таинственное и т.д. Работу делайте в декоративном, стилизованном виде, такое решение будет лучше выражать неосязаемость музыки.Что такое стилизация и декоративность, вы проходили в первом классе. Я только напомню, что вы должны изменять определённые пропорции обьектов так, чтобы это помогало лучше выразить настроение в работе.Обратите внимание на наглядные пособия ,где показаны примеры как можно декорировать музыкальные инструменты и другие обьекты , и как можно их распологать, компоновать.
В своей композиции вы должны показать динамичность музыки, ритмичность, пластику, гармонию и настроение. Если музыка ритмична, значит у вас должно быть чередование элементов. Гармония-это согласованность и единство всех элементов композиции, как по цвету так и по тону и рисунку.
Работа будет идти по этапам:
Прослушивание музыки.
Предварительный эскиз
Завершающая композиция
Просмотр, анализ работ и выводы.
Ход мероприятия
Слушаем музыку Фредерик Шопен «Вальс дождя», Бетховен «Лунная соната», И.С. Бах «Такката» .Когда играет музыка, я объясняю детям, что этим произведениям Шопена свойственна торжественность, величие, пафос и как это можно показать в рисовании, И.С. Бах , оптимистичен а космическая музыка-таинственна, загадочна и как это можно нарисовать.
Во время прослушивания, дети начинают набрасывать эскиз, наиболее приглянувшей им музыки. Я хожу и проверяю как дети ведут поиск выразительного сюжета и по необходимости , даю некоторые указания. Ученики, слушая музыку и глядя на наглядные пособия, используя своё воображение и фантазию , в своих эскизах распологают объекты так, чтобы заполнить всё пространство выбранного формата. После того как эскиз сделан карандашом и одобрен педагогом, дети раскрашивают его гуашью. Во время работы красками, педагог просит следить за силуэтностью в работе, это, если объекты светлые, то фон должен быть тёмным и наоборот. Композиционный центр ,дети выделяют или за счёт размера или за счёт цветового контраста (тёплое пятно на холодном фоне или наоборот).На следующих занятиях, ученики переносят эскиз на формат А-3 и делают завершающую композицию с проработкой деталей.
Итоги мероприятия Выставка работ, выбор лучших рисунков.