«Как узнать зиму?»
(Воспитательское мероприятие, 5 класс)
Автор: БратерскаяНадежда Александровна, г. Бутурлиновка, Воронежская область, воспитатель 5 группы КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат с ограниченными возможностями здоровья»
Цель:
- обобщение представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.
Задачи:
- закрепить знания детей об особенностях существования растений зимой;
- обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой;
- формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Оборудование: картины на зимнюю тематику, подборка стихов (А,С, Пушкина, И,С, Никитина, В,И, Сурикова, Н,А, Некрасова и др.) о зиме, запись произведений П, И, Чайковского из цикла «Времена года» («Декабрь», «Январь», «Февраль»), бумага, кисти, краски для рисования
Ход мероприятия.
Воспитатель читает стихотворение «Вы узнаёте зиму?»
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метёт и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли, недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаёте зиму?
Мы принесли густую ель
На праздник наш любимый.
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаёте зиму?
- По каким признакам вы узнали зиму?
- Назовите зимние месяцы.
- Как изменилась природа зимой?
- Сравните с природой осенью.
- Какая бывает погода осенью, а какая зимой?
Обобщаются знания о природе зимой: зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо частосерое, на нём облака, тучи, из которых идёт снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, то снежинки слипаются в хлопья, и на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает позёмка, метель, вьюга. Реки, озёра покрываются льдом. Мороз рисует на окнах причудливые узоры.
- Как зимуют растения?
Кусты и деревья стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов.
- Почему мы не встречаем насекомых?
Они спят, запрятавшись в трещины коры, под листья и в землю.Некоторые бабочки улетели в тёплые края, как перелётные птицы.
- Почему мало птиц?
С похолоданием исчезли насекомые, мало другого корма для птиц, поэтому часть птиц улетела, а те, какие остались, перебрались к жилью человека. Люди подкармливают птиц, помогают выжить в холодное время года.
- Как живут звери в лесу?
По – разному. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается своими осенними запасами. Лиса в это время мышкует. Барсук, медведь, накопив за лето и осень в своём теле толстый слой жира, спят в норах и берлогах. Ёжик тоже спит.
О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовья, дают корм.
- Как изменился труд людей зимой?
Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины. На полях делают снегозадержание.
- Нравится ли вам зима? Чем?
- Придумайте красивые слова – определения к слову «зима».
(Волшебница, кружевница, кудесница, красавица).
Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов – сочинять музыку, поэтов – стихи..
Воспитатель предлагает детям «посетить выставку зимнего пейзажа». Вместе с детьми любуется красотой зимнего пейзажа, читает стихи о зиме.
Психологическая разгрузка.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть, закрыв глаза, послушать музыку. Читает стихотворение С,Д, Дрожжина:
Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса заколыхаются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
Воспитатель предлагает ребятам самим на некоторое время стать художниками и изобразить в рисунке радостные зимние впечатления.
(Звучит запись П.И. Чайковского «Времена года»).
Подведение итога.