СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к Республиканскому конкурсу исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет» в направлении "История малой родины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке идет описание поисковой работы из истории малой родины

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к Республиканскому конкурсу исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет» в направлении "История малой родины"»



Министерство образования и науки Республики Дагестан

Республиканский конкурс исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет»











ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

секция «История малой Родины»









Выполнила:

Фейзуллаева Хадижа Омаровна,

ученица 4 класса МКОУ СОШ № 2

с.Белиджи

Руководитель:

Азизова Бесханум Шахбановна,

учитель начальных классов МКОУ «СОШ№2»с.Белиджи







Махачкала

2019



Аннотация

Цель исследования: исследовать историю возникновения села, провести краеведческое ознакомление и исследование важнейших событий произошедших в с Куркак, проанализировать архивные документы подтверждающие достоверную фактическую значимость полученных сведений о селе.

Задачи:

  1. выяснение особенности развития материальной и духовной культуры Куркакцев, их многообразной общественной жизни;

  2. описание важных исторических событий произошедших в селе или связанные с селом;

  3. ознакомиться с историей , природой и культурой села;

  4. расширение кругозора в изучении родного края;

  5. .сохранение богатого традиционного, культурно-исторического прошлого сельчан.

Методы исследования:

Метод опроса-беседы, описательный метод, анализ информации первоисточников, маршрутный.

Вывод:

С. Куркак хоть и молодое село, но в то же время с довольно богатым и насыщенным историческим прошлым. С селом связанно довольно много исторических событий общедагестанского, а в некоторые периоды и даже общероссийского масштабов.

В нашем селе есть все, что нужно человеку для того, чтобы отдохнуть от суетливой городской жизни – жемчужный берег моря ,густой ,тенистый лес, тишина, пение птиц, речка. А какие удивительные песчаные барханы и чистый воздух! В с. Куркак очень много красивых мест. Природа щедро наградила село.

В разные времена село прославляли такие известные личности, как известный гениальный селекционер Вавилов.

Село Куркак с очень богатым традиционным, культурно-историческим прошлым .

















Содержание

Введение………………………………………………………………..................

Основная часть………………………...…………………..…………………

1. Физико-географическое положение. ……...……………………

2. Происхождение названия села... ..……………………………………….

3. Хозяйство и материальная культура....……………………………

4. Духовная культура …......…………………………………….………….........

4.1. Образование……………………………………………………………………

4.2. Медицина………………………………………………………………………

4.3. Традиции…………………………………………………………………………

Заключение..…………………………………………………………………….








































Введение

Кто связан и счастьем с тобой, и бедой

Тому и во тьме

Ты сияешь звездой,

О Родина!..

(Расул Гамзатов.)

Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама

«Жизнь начинается с малой Родины»- так гласит старая мудрость. Ничто на земле не может быть ближе, милее ,чем малая Родина .У каждого человека есть родина .У одних –это большая страна, город, у других –маленькое село ,но все люди любят ее одинаково. Моя Родина-Дагестан – край, где царят старые обычаи и суровые законы предков; где суровая природа, крутые скалы и огромные горы, густые и зеленые леса, цветущие и благоухающие сады, бурные и быстротечные реки; где на прекрасной благодатной земле всегда царит мир, дружба, справедливость.

Моей малой Родиной является небольшое село в Дербентском районе с гордым названием Куркак.

Мне всегда хотелось рассказать о любимом, родном селе , откуда я родом. Куркак— моя малая родина, которую я очень люблю. В нашем селе есть все, что нужно человеку для того, чтобы отдохнуть от суетливой городской жизни – море, лес, тишина, пение птиц, речка. А какие причудливые песчаные барханы, горячие источники и чистый воздух!

Самое большое богатство села Куркак – это люди, болеющие за свой край, за свою малую родину,  всю свою жизнь посвящающие упорному и нелёгкому труду. 

Но не только природной красотой примечательно наше село. Есть еще много исторически важных и примечательных моментов в жизни села, о которых я подробнее расскажу в моей работе.

Цель моей работы: исследовать историю возникновения нового села Куркак, провести краеведческое ознакомление и исследование важнейших событий произошедших в с Куркак.

Актуальность темы: интерес к прошлому, к истории всегда был присущ людям. Люди, естественно, хотят, чтобы те, кто будет жить, после них знали, как жили они и хотят оставить после себя память, хотят, чтобы их жизнь не была забыта. Вместе с тем их интересует и то, как жили люди раньше. Так всегда было, так и создавалась история.

Основная часть

  1. Физико-географическое положение

Новое село Куркак(переселенцы в с.Белиджи) находится в Дербентском районе. Дербентский район расположен в южной части Дагестана, вытянут вдоль побережья Каспийского моря. Площадь его территории составляет 821 км. На севере граничит с Каякентским, на западе — с Кайтагским, на юго-западе — с Табасаранским, на юге — с Сулейман-Стальским, на юго-востоке — с Магарамкентским районами Дагестана.(Приложение 1)
Жители села Куркак ,о котором я веду рассказ ,переселенцы табасаранского района, поселились в с.Белиджи в 1965году.Они расположились ближе к берегу Каспийского моря, рядом с Самурским лесом , в дельте реки Самур, в 38 км к юго-востоку от г. Дербент. Национальный состав: азербайджанцы,табасаранцы,лезгины.Площадь:35,8 км². Часовой пояс UTC+4. Конфессиональный : мусульмане(сунниты и шииты). Население -4282[1] человек (2010)(Приложение 2)
Происхождение названия села
Нет одной единой версии по поводу происхождения названия Куркак. В переводе с тюркского это слово обозначает «трусливый».
Хозяйство и материальная культура
В 66-70 годы в Дагестане началось переселение горцев на низменности. Массовые переселения были связаны с двумя крупными землетрясениями, произошедшими в 1966 и 1970 гг. в Дагестане. (Приложение 3 Село Куркак в горах и последствия землятресения )Весной 1966 г. от землетрясения пострадали многие районы Южного Дагестана. Значительная часть жилых построек Курахского, Табасаранского, Хивского, Касумкентского, Агульского, Магарамкентского и Ахтынского районов была разрушена. Вопросы об оказании помощи населению пострадавших от землетрясения оперативно были рассмотрены партийными и советскими органами республики. Табасаранский район.28 апреля 1966 г. бюро Дагестанского Обкома партии и Советом Министров ДАССР приняли постановление «О неотложных мерах помощи населению по ликвидации последствий землетрясения в республике». В нем были намечены срочные меры по ликвидации последствий землетрясения, восстановлению разрушенных домов, переселению на равнину около 5600 хозяйств из разрушенных аулов Касумкентского, Агульского, Табасаранского, Хивского и Дахадаевского районов [1]. Переселение жителей разрушенных районов проводилось в основном в Дербентский и Каякентский районы.Переселение жителей села Куркак затронуло многие стороны хозяйственных отношений и сопровождалось интернационализацией общественной жизни. Пока строились их дома они жили в домах у местного населения годами. В каждой семье переселенца было по 8-10 детей. И всех их радушно приняли у себя в домах коренные жители с.Белиджи Дербентского района.   Коренные жители с.Белиджи : лезгины и азербайджанцы , а переселенцы –табасаранцы, жители горного села Куркак Табасаранского района. (Приложение 4 Куркак сегодня)Куркакцы учили местных жителей ткать ковры, резьбе по дереву, плотницкому мастерству, а азербайджанцы и лезгины учили их выращивать виноград и другую сельскохозяйственную культуру. Народ наш во все века был творцом. Наши предки были настоящими художниками, вкладывали в свои изделия душу и красоту родного края. До наших дней сохранилось очень много старинной домашней утвари, ювелирных изделий, предметов резьбы по камню, по дереву. Сегодня возрождаются забытые ремёсла и художественные промыслы. Это помогает нам изучить и продолжить традиции и культуру нашего народа. Из глубины веков пришли к нам такие ремёсла и промыслы, как узорное вязание – «кишра», приготовление натуральных красителей, изготовление домотканого сукна из разного сырья, кузнечное, гончарное, плотницкое дело, обработка кожи, искусство резьбы по дереву. Обработка дерева. Обилие леса, в том числе ценных пород деревьев, нужда в домашней утвари, наличие мастеров деревообработки привели жителей села к изготовлению деревянных изделий и их художественной обработке Из дерева изготавливались балки для подпорки потолков – «хам-храр», лари – «танхар», сани – «мярхяр», лопаты для зерна – «йирфар», грабли – «кьюршар», корыто– «кьяб», ложки – «муччвур», веретено – «личIан», стойки ковровых станков – «дуркьар». Ковроткачество – известное на весь мир искусство табасаранской культуры. Табасаранцы всегда славились своими коврами .В наших коврах была особая гармония. Они отличались красотой, яркостью, самобытным орнаментом. У мастериц было врождённое чувство цвета. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение – от матери к дочери. Ткать ковры имели все табасаранки.
Моя мама с шести лет сидела за станком со своей старшей сестрой. Её мама была известной мастерицей и постоянно учила их секретам ковроткачества. Она часто поговаривала, что никто их замуж не возьмёт, если они не научатся ткать красивые ковры. Для натяжения основы на станок приглашались соседки-мастерицы. Хозяика готовила вкусную еду и устраивала настоящий праздник. Наличие большого количества ковров в семье всегда считалось богатством.Сегодня многие табасаранки продолжают заниматься ковроткачеством. Ковры наших мастериц можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио, Измира. Табасаранские ковры выставляются на Международных и Российских выставках, удостоены многих Почетных дипломов и Золотых медалей .Ковры отправляли на ВДНХ, а ковровщиц награждали орденами и медалями .(Приложение 5 Так мы ткём ковры)
Духовная культура
Духовная культура любого народа связана с верой. Люди должны служить вере, независимо от национальности и места проживания. Один из крупных мусульманских учёных писал: «Нам следовало бы взять пример с перелетных птиц, не знающих границ». В служении своей вере нет границ. Табасаранцы – мусульмане суннитского толка. Исповедуют ислам.

В Куркаке , как и у всех народов Дагестана, отмечают религиозные праздники, общие для всех мусульман мира.
Образование
В 1964 году в селе была открыта 8-ми летняя школа . Директором был Сабир Ибрагимович, а завуч школы Ася Мамедовна. (Приложение 6 Старая школа, Директор школы Сабир Ибрагимович , завуч Ася Мамедовна) Они и по сей день живут и здравствуют и дарят нам свою душевную доброту и тепло.Сельчане во все времена почти поголовно были грамотными, многие умеют читать и писать на арабском языке. В настоящее время функционируют в селе две школы, где дают прекрасное образование. (Приложение 7 Моя любимая школа сегодня )Наши выпускники успешно учатся в высших учебных заведениях. В селе есть библиотека)
Медицина
С 1965 года функционирует мед.пункт в селе, где начинали работать прекрасные врачи В.Дорошенко и Тимур Физулиевич.(Приложение8)И поныне работает ФАП.(Приложение9) Здесь работают врачи от бога: Сагбетов Размет Шахларович (врач-терапевт) и Сагбетова Эмма Шахбановна(врач-педиатр) Это врачи от бога. Размет Шахларович автор многочисленных медицинских рецептов, лечит травами, любую боль снимает словом и своими золотыми руками. Врачи постоянно работают над собой.
Есть у нас в селе и признанный народный целитель Темирханова Гюрият. В народе её ласково называли Гана-бав, знают её и за пределами села. И сегодня она уважаема жителями села.
На терриртории нашего села расположен горячий источник или как называют жители «Мани шар» богат 36 видами минеральных солей, йодом и сероводородом. Механизм действия сероводородной воды обусловлен как общими для всех лечебных ванн факторами (температурный режим, механическое воздействие, гидростатическое давление), так и присутствием свободного сульфида водорода и гидросульфидных ионов. Данные вещества, проникая в организм через кожу и легкие, оказывают следующее действие: противовоспалительное; метаболическое; эпителизируюшее; дезинтоксикационное; иммуномодулирующее; секреторное; седативное.Сероводородные ванны способствуют нормализации состояния нервной системы и кровообращения, снижению артериального давления, повышению периферического сопротивления сердца. Происходит расширение капилляров, ускоряется скорость кровотока, нормализуются процессы метаболизма, повышается двигательная функция суставов и т.д. (Приложение10)
Традиции
Сельчане богаты своими традициями и обычаями. Особой популярностью в селе Куркак остаётся «Мюль», где соседи и родственники собираются, чтобы помочь в строительстве дома или любых сельскохозяйственных работ. В скором будущем «Мюль» останется в воспоминаниях народа.Долгими скучными зимними вечерами мужчины проводили время тем, что гостили друг у друга, беседовали на полезные темы. При этом они брали с собой маленькие подарки, а то иногда и часть от ужина (хинкал, чуду, чурек и т.д.). Взрослые мужчины собирались на игру « уЬзюг». Под свет керосинки они садились в круг, ставили папахи на пол ,а под папаху какой-нибудь предмет. Они делились на две команды и каждая команда по очереди отгадывала ,что под папахой. Если команда проигрывала, ход переходил другой команде. А если угадывала ,то забирала выигрыш. А на кон мужчины ставили индюка, барана ,мешок орехов или даже быка. В дом, где проходила игра приглашались в гости соседи, родственники. Выигрыш делили между всеми присутствующими . К сожалению, с появлением интернета телевидения и радио такие посиделки вытесняются из жизни сельчан.Женщины же занимались ковроткачеством, вязанием, вышиванием и так далее. С ковроткачеством у табасаранцев связаны различные обычаи, обряды и поверья. Расскажу вам одно поверье…После завершения работы ковёр вырезали и снимали со станка, на него обязательно сразу же накидывали ткань или одежду. Станок не принято было оставлять пустым, чтобы избежать неудачи, беды.Своими традициями интересны и наши свадьбы. Хозяйка свадьбы должна выйти навстречу молодым, посадив мужа на спину и станцевав так один круг. Потом ,пока родные танцуют по кругу, она заходит в круг с подносом ,полным сладостями угощает всех.
Заключение
Изучив весь собранный материал о своей малой Родине, я сделала следующие выводы.Село моё, хоть и молодое, но в то же время – это край незабываемой природы, незыблемых традиций,богатой и насыщенной событиями истории. С селом связанно довольно много исторических событий общедагестанского, а в некоторые периоды и даже общероссийского масштабов. После переселения куркакцы жили дружно, одной семьёй с местным населением. Табасаранцы учили азербайжданцев ткать ковры, а азербайджанцы –выращивать виноград и другие сельскохозяйственные культуры. Вместе ели, вместе пахали, сеяли ,обрабатывали земли, несмотря на то ,что поначалу , даже не понимали друг друга т.к.. были разных национальностей .И по сей день соседи живут одной семьёй. Вместе играют свадьбы ,провожают в армию сыновей и вместе встречают .Вместе и в горе и в радости. Куркакцы гордятся своими земляками, известными не только в Дагестане, но и за его пределами. В наших школах дают прекрасное образование. В нашем медпункте работают замечательные врачи. 50% юношей служат по контракту в разных уголках России. Много молодых людей учится в высших военных, медицинских, правовых академиях. Сельчане во все времена стремились к знаниям и всегда славились своими сыновьями. Я ни на минуту не пожалела, что родилась и живу в этом прекрасном селе .
А это стихотворение (Приложение11)сочинила мой руководитель Азизова Бесханум Шахбановна о своей соседке, моей односельчанке-переселенке с.Куркак.
Список литературы. Лысенко Ю.М., Гаджиева З.Н. ПОЛИТИКА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГОРЦЕВ НА РАВНИНУ – ОСОБЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАГЕСТАНА. 1960–1970-Е ГГ. // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4-3. – С. 734-738;

Алпания. Города и сёла-2013г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!