СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Историко бытовой танец.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Историко бытовой танец.»

Методическая разработка по Историко бытовому танцу

  1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

    1. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

  • Годовые требования по классам;

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  2. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

  1. Списки учебно-методической литературы







I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Историко-бытовой танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Учебный предмет «Историко-бытовой танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения историко-бытового танца.

Историко-бытовой танец, наряду с классическим и народно–сценическим, является частью мировой хореографической культуры. Этому виду танца суждено было сыграть великую культурно-историческую роль, став связующим звеном между народной пляской и профессиональной сценической хореографией, заложить основу формирования классического танца.

Особенности изучения данной дисциплины заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. В программе предусматривается ознакомление учащихся с наиболее важными событиями из жизни данной эпохи, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Наиболее подробно программе уделено внимание изучению танцевальной культуры XIX века. XIX век – век массовых бальных танцев, ритмически живых и естественных. Именно в это время начинается его совершенствование и подлинная слава. Он определяет структуру и характер бальных танцев, непринужденную манеру исполнения, основанную на свободном подчинении музыкальному ритму.

Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией.

Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.

2. Срок реализации учебного предмета «Историко-бытовой танец»

Срок реализации данной программы составляет 4 года (при 5-летней образовательной программе «Хореографическое творчество) и 5 лет (при 8- летней образовательной программе «Хореографическое творчество). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (6 класс, 9 класс).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Историко-бытовой танец».





Срок реализации образовательной программы «Хореографическое творчество»

8 (9)лет Таблица 2

  • развитие интереса к историко-бытовому танцу и хореографическому творчеству;

  • овладение учащимися основными исполнительскими навыками историко-бытового танца;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности в ансамбле;

  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства), двигательно- танцевальных способностей, артистизма;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ);

  • наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);

  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;

- наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна) в балетном классе;

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);

- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для

учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

- раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.



II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Историко-бытовой танец», на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:





Срок реализации образовательной программы «Хореографическое творчество»

8 (9) лет Таблица 4

Распределение по годам обучения

1

2

3

4

5

6

4

5

6

7

8

9

33

33

33

33

33

33

2

2

2

1

1

1


264

33

2

2

2

1

1

1

66

66

66

33

33

33

264

33

-

-

-


-

-


--

-

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

2. Требования по годам обучения

В содержание программы входят следующие виды учебной работы:

- изучение учебной терминологии;

- ознакомление с элементами и основными элементами танцев, стилем и манерой исполнения поклонов и реверансов, а также примерами композиции танцев XVI – XIX вв;

- ознакомлением с музыкой прошлых эпох, представленную ее лучшими образцами;

- ознакомление с особенностями взаимодействия партнеров на сцене;

- ознакомление со средствами создания образа в хореографии.

В данной программе предложены требования по годам обучения для 5 (6)-летнего срока реализации предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество» (2-5 (6) классы). А также для 8 (9)-летнего срока реализации программы «Хореографическое творчество» (4-8 (9) классы).

2 год

Введение в дисциплину:
Понятия «исторический», «бытовой», «бальный», «историко-бытовой» танец.

  1. Исторический бальный танец:
    Народные празднества – источник бытовой танцевальной культуры. Эволюция бытовой танцевальной культуры от Средневековья до наших дней. Основные источники изучения историко-бытовых танцев. Социальная природа бального и историко-бытового танца. Образ в бальном и историко-бытовом танце.

  2. Методика первого года изучения историко-бытового танца:

- Постановка корпуса, головы, рук, ног.

- Позиции рук и ног (в применении к историко-бытового танцу).


- Шаги: бытовые, танцевальные, легкие, скользящие.

- Изучение шагов на различные музыкальные размеры, темпы и ритмы.

- Виды port de bras соло и в паре (4/4 и 3/4)

- Поклоны и реверансы для мальчиков и девочек на 4/4, 2/4 и 3/4.

- Скользящий шаг pas glissé по I и III позициям на 2/4.

- Двойной скользящий шаг pas chassé.

- Галоп.

- Боковой подъемный шаг (pas elevé).

- I, II, III, IV формы pas chassé (с поворотом вправо и влево) и double chassé.

- Pas balancé:

а) на месте;
б) с небольшим продвижением вперед и назад;
в) с поворотом на 90° и 180°.

-Pas balancé –– менуэт.

- Pas dégagé.

- Полонез:

а) pas полонеза;
б) парами по кругу;
в) элементарные рисунки танцевальных этюдов по заданиям педагога.

Полька:

а) pas польки на месте вперед и назад;
б) pas польки на месте и с поворотом на 90° и 180° (в правую и левую стороны);
в) pas польки с продвижением вперед и назад;
г) боковое pas польки;
д) боковое pas польки с вращением по кругу соло;

е) простейшие комбинации польки.

- Вальс:

а) pas вальса вперед и назад по линиям;
б) pas вальса вперед и назад в комбинации с pas balancé;
в) pas вальса вперед с применением port de bras;
г) pas вальса с вращением по кругу соло;
д) вальс с продвижением вперед и назад –– вальсовая дорожка;
ж) простейшие комбинации вальса по заданию педагога.

- Белорусская полька.

- Русский танец:

а) русский переменный ход по кругу вперед и назад;
б) боковой русский ход (припадание);
в) русский pas de basque

3 год


- Вальс в три pas с вращением вправо по кругу в паре.

- Вальс в три pas с вращением влево (au rebours):

а) по линиям и по кругу соло;
б) по кругу в паре в сочетании с pas balancé;
в) pas вальса на месте;
г) контрольные усложненные вальсовые рисунки.

- Вальс-миньон.

- Pas balancé вперед и назад (с различными port de bras).

- Полька:

а) боковое pas польки с вращением в паре по кругу;
б) усложненная композиция польки с использованием pas glissé, галопа, шагов, поклонов, различных port de bras.
- Миньон.
- Французская кадриль (1, 2, 3 фигуры). Поклоны и реверансы на 2/4 для французской кадрили.

- Полонез. Усложненная композиция.

- Мазурка:

а) основной женский ход –– pas couru;
б) основной мужской ход –– pas gala;
в) простое заключение (ключ);
г) pas balancé в характере мазурки;
д) простейшие комбинации в стиле мазурки.

- Изучение рисунка chaîne и использование его в композициях.


4 класс (третий год обучения).


- Повторение ранее изученных танцев: полька, вальс в три па, вальс-миньон и др..

- Гавот XVIII века:

а) поклоны;
б) легкие шаги с остановкой в различных позах;
в) pas de zephir;
г) pas de bourrée (название условное) с продвижением вперед;
д) различные положения рук соло и в паре.

- Французская кадриль (IV, V, VI фигуры).

- Комбинированный вальс в усложненной форме.

- Полонез. Усложненная форма.

- Мазурка:

а) pas boiteux (хромое па) вперед и назад;
б) pas coupé (режущий шаг);
в) «голубец (coup de talon) с продвижением в сторону;
г) открытый и закрытый повороты;
д) pas de bourrée –– balancé;

е) dos a dos с перекрещенными руками на уровне груди (движением вальса);
ж) pas chassé.
- Вальс-мазурка.

- Вальс-гавот.

5 класс (четвёртый год обучения).


- XVI век. Реверанс дамы и салют-поклон кавалера.

- Бранль: простой, двойной, с репризой.

- Веселый (крестьянский) бранль.

- Фарандола.

- Бурре.

- Павана.
- Вольта.

- Историко-бытовой танец в балетах классического наследия (видео):
«Танец с подушечками» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии Л. Лавровского; сюита историко-бытовых танцев из балета «Спящая красавица» (постановка Ф. В. Лопухова), романеска из балета «Раймонда» (постановка М. Петипа).

- XVII век. Реверанс и поклоны.

- Алеманда (конец XVI –– начало XVII веков).

- Менуэт.

- Романеска.

- Историко-бытовой танец в балетах классического наследия (видео):
Романеска из балета «Раймонда» (музыка А. Глазунова, хореография М. Петипа).

6 класс (пятый год обучения).



- XVIII век. Реверанс и поклоны.

- Менуэт скорый.

- Гавот.

- Сарабанда.

- XIX век. Реверанс и поклоны.
- Бальная мазурка.

- Вальс.

- Лансье.

- Экосез.
- XX век. Танго.

- Чарльстон.

- Фокстрот.

- Вальс-бостон.

Срок обучения 8 (9) лет.

4 класс (первый год обучения).


  1. Введение в дисциплину:
    Понятия «исторический», «бытовой», «бальный», «историко-бытовой» танец.

  2. Исторический бальный танец:
    Народные празднества – источник бытовой танцевальной культуры. Эволюция бытовой танцевальной культуры от Средневековья до наших дней. Основные источники изучения историко-бытовых танцев. Социальная природа бального и историко-бытового танца. Образ в бальном и историко-бытовом танце.

  3. Методика первого года изучения историко-бытового танца:

- Постановка корпуса, головы, рук, ног.

- Позиции рук и ног (в применении к историко-бытового танцу).


- Шаги: бытовые, танцевальные, легкие, скользящие.

- Изучение шагов на различные музыкальные размеры, темпы и ритмы.

- Виды port de bras соло и в паре (4/4 и 3/4)

- Поклоны и реверансы для мальчиков и девочек на 4/4, 2/4 и 3/4.

- Скользящий шаг pas glissé по I и III позициям на 2/4.

- Двойной скользящий шаг pas chassé.

- Галоп.

- Боковой подъемный шаг (pas elevé).

- I, II, III, IV формы pas chassé (с поворотом вправо и влево) и double chassé.

- Pas balancé:

а) на месте;
б) с небольшим продвижением вперед и назад;
в) с поворотом на 90° и 180°.

-Pas balancé –– менуэт.

- Pas dégagé.

- Полонез:

а) pas полонеза;
б) парами по кругу;
в) элементарные рисунки танцевальных этюдов по заданиям педагога.

Полька:

а) pas польки на месте вперед и назад;
б) pas польки на месте и с поворотом на 90° и 180° (в правую и левую стороны);
в) pas польки с продвижением вперед и назад;
г) боковое pas польки;
д) боковое pas польки с вращением по кругу соло;

е) простейшие комбинации польки.







5 класс (второй год обучения).

- Вальс:

а) pas вальса вперед и назад по линиям;
б) pas вальса вперед и назад в комбинации с pas balancé;
в) pas вальса вперед с применением port de bras;
г) pas вальса с вращением по кругу соло;
д) вальс с продвижением вперед и назад –– вальсовая дорожка;
ж) простейшие комбинации вальса по заданию педагога.

- Белорусская полька.

- Русский танец:

а) русский переменный ход по кругу вперед и назад;
б) боковой русский ход (припадание);
в) русский pas de basque

- Вальс в три pas с вращением вправо по кругу в паре.

- Вальс в три pas с вращением влево (au rebours):

а) по линиям и по кругу соло;
б) по кругу в паре в сочетании с pas balancé;
в) pas вальса на месте;
г) контрольные усложненные вальсовые рисунки.

- Вальс-миньон.

- Pas balancé вперед и назад (с различными port de bras).

- Полька:

а) боковое pas польки с вращением в паре по кругу;
б) усложненная композиция польки с использованием pas glissé, галопа, шагов, поклонов, различных port de bras.
- Миньон.
- Французская кадриль (1, 2, 3 фигуры). Поклоны и реверансы на 2/4 для французской кадрили.



6 класс (третий год обучения).

- Полонез. Усложненная композиция.

- Мазурка:

а) основной женский ход –– pas couru;
б) основной мужской ход –– pas gala;
в) простое заключение (ключ);
г) pas balancé в характере мазурки;
д) простейшие комбинации в стиле мазурки.

- Изучение рисунка chaîne и использование его в композициях.

- Повторение ранее изученных танцев: полька, вальс в три па, вальс-миньон и др..

- Гавот XVIII века:

а) поклоны;
б) легкие шаги с остановкой в различных позах;
в) pas de zephir;
г) pas de bourrée (название условное) с продвижением вперед;
д) различные положения рук соло и в паре.

- Французская кадриль (IV, V, VI фигуры).

- Комбинированный вальс в усложненной форме.

- Полонез. Усложненная форма.

7 класс (четвёртый год обучения).

- Мазурка:

а) pas boiteux (хромое па) вперед и назад;
б) pas coupé (режущий шаг);
в) «голубец (coup de talon) с продвижением в сторону;
г) открытый и закрытый повороты;
д) pas de bourrée –– balancé;
е) dos a dos с перекрещенными руками на уровне груди (движением вальса);
ж) pas chassé.
- Вальс-мазурка.

- Вальс-гавот.

- XVI век. Реверанс дамы и салют-поклон кавалера.

- Бранль: простой, двойной, с репризой.

- Веселый (крестьянский) бранль.

- Фарандола.

- Бурре.

- Павана.
- Вольта.

- Историко-бытовой танец в балетах классического наследия (видео):
«Танец с подушечками» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии Л. Лавровского; сюита историко-бытовых танцев из балета «Спящая красавица» (постановка Ф. В. Лопухова), романеска из балета «Раймонда» (постановка М. Петипа).

8 класс (пятый год обучения).

- XVII век. Реверанс и поклоны.

- Алеманда (конец XVI –– начало XVII веков).

- Менуэт.

- XVIII век. Реверанс и поклоны.

- Гавот.

- Сарабанда.

- XIX век. Реверанс и поклоны.

- Вальс.

- Лансье.

- XX век. Танго.

- Чарльстон.

- Фокстрот.

- Вальс-бостон.

9 класс (шестой год обучения).

- XVII век. Романеска.

- Историко-бытовой танец в балетах классического наследия (видео):
Романеска из балета «Раймонда» (музыка А. Глазунова, хореография М. Петипа).

- XVIII век. Менуэт скорый.

- XIX век. Реверанс и поклоны.
- Бальная мазурка.

- Экосез.

- XX век. Современный бальный танец.

- Латиноамериканские танцы (квадратная румба, ча-ча-ча, кубинская румба, самба, пасодобль).

-Твист.

-Рок-н-ролл.

- Буги-вуги.

- Квикстеп.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Историко-бытовой танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

- знания профессиональной терминологии;

- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;

- умения осваивать и преодолевать трудности танца при разучивании хореографического произведения;

- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;

- навыков публичных выступлений;

-знание элементов историко-бытового танца;

-знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

-знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выра­зительных средств;

-умение исполнять элементы и основные комбинации историко-бытового танца;

-умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, со­хранять рисунок танца.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Историко-бытовой танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.

Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

Таблица 5

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

методически правильное исполнение учебно-танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала.

4 («хорошо»)

возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техническое

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой

«зачёт» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:





Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и

«-», что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;

  • оценка на экзамене;

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:

  • целенаправленность учебного процесса;

  • систематичность и регулярность занятий;

  • постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;

  • строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.

Преподавание историко-бытового танца заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники историко-бытового танца, практической работой на середине зала, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.



  1. Список рекомендуемой учебной литературы

1. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 1993.

2.Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв.-Л. – М.: Искусство, 1948.

3.Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. – М.: Просвещение, 1985. – 454 с.

4.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – XIX вв.). – 2-е изд., доп. – СПб.: Искусство-СПб, 1999. – 412 с.

5.Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Минск: Современная литература, 2000. – 494 с.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!