Данная методическая разработка является фрагментом магистерской диссертации Агакеримовой Линары Зайнудиновны на тему
«Использование художественной литературы в обучении обществознанию в старшей школе».
«Использование художественной литературы в обучении обществознанию в старшей школе».
Сегодня вопрос всестороннего духовного и гражданского становления личности в воспитании молодого поколения стоит достаточно остро. Воспитание и формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, являются одной из базовых целей современного российского образования. В связи с этим школьный обществоведческий курс представляется одним из важнейших инструментов достижения этих целей, что отражено в базовых и нормативных документах: «Обществоведческое образование – необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я»1; «…Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить никакой другой учебный предмет».2
Действительно, педагогически отобранные знания из области общественных наук, входящие в состав обществоведческого курса, способствуют созданию у учащихся целостной картины мира, освоение ими гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие.3 Исходя из этого, можно говорить о функциях обществоведческого образования:
в сфере самосознания: формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своих социальной принадлежности, социальных ролей, формирование самооценки и саморегуляции;
в сфере деятельности: ориентация в основных видах социальной активности, формирование знаний, необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознание личных и социальных возможностей их осуществления;
в сфере общения: обогащение содержания и форм общения, раскрытие социальных норм, регулирующих взаимодействие людей, развитие коммуникативных умений;
Преподавание обществоведческого курса должно строиться таким образом, чтобы учащиеся постоянно убеждались в практической значимости получаемых ими знаний, что особенно важно для старшеклассников, ведь именно в этот период учащиеся готовятся к выходу в самостоятельную жизнь. Понять себя, общество, свое место в нем, - таковы основные вопросы, стоящие перед старшеклассниками в этот период. Именно поэтому задача активизации познавательного интереса становится приоритетной, в связи с чем можно говорить о возрастающей актуальности использования межпредметных связей обществознания и литературы.
Существует большое количество исследований, посвященных проблеме использования межпредметных связей в обучении.
Методика использования межпредметных связей в обществознании также достаточно широко освещена в педагогической и методической литературе, однако этот учебный предмет наиболее часто рассматривается в связи с предметами социально-экономического и естественнонаучного профилей – с историей, химией, биологией, географией, физикой, а также математикой. Что касается использования межпредметных связей обществознания и литературы, то мы имеем дело с недостаточной освещенностью этого вопроса в теории и в то же время необходимостью применения данной методики на практике. Это отражено и в базовых, и в нормативных документах: «Литература — одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры в широком смысле, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления»,6 и подтверждается результатами анкетирования учителей и учащихся.7
Использование межпредметных связей обществознания и литературы будет эффективным для достижения учащимися следующих образовательных результатов: метапредметных: способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; результатов освоения предметной области: сформированность умений анализировать и оценивать факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем; предметных: владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.
Кроме того, в условиях современной образовательной практики, когда процесс обучения в школе неразрывно связан с подготовкой к Единому государственному экзамену, использование межпредметных связей обществознания и литературы крайне востребовано для формирования предметных обществоведческих компетенций, проверяемых на Едином государственном экзамене, таких как: раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам.
Кроме того, использование в обучении обществознанию межпредметных связей с литературой может способствовать достижению и других образовательных результатов, а именно – личностных: сформированности основ саморазвития и самовоспитания, нравственному сознанию в соответствии с общечеловеческими ценностями; эстетическому отношению к миру; результатов освоения предметной области – сформированности мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся.
Модуль | Тема, подтема | Класс | Уровень | Произведение | Вид МПС | Способы реализации МПС |
Общество и человек | Из истории русской философской мысли | 10 | профильный | Произведения З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского, В.С. Соловьева | перспективная | Ссылка на произведение, работа со стихотворениями (анализ); интегрированный урок обществознания и литературы |
Что такое общество | 10 | базовый | «Бесприданница», «Гроза», «Таланты и поклонники», «Горе от ума», «Война и мир» | синхронная, перспективная | Ссылка на произведение, задание межпредметного характера (общество и его влияние на личность) |
Общество и общественные отношения | 10 | профильный | синхронная, перспективная |
Происхождение человека и становление общества | 10 | профильный | «На дне», «Герой нашего времени», «Накануне»; «Обломов»; «Война и мир»; «Живи и помни» (В.Г.Распутин), «Дом» (Абрамов), «Царь-Рыба» В.П.Астафьев | ретроспективна я, синхронная, перспективная | Ссылка на произведение, анализ фрагментов, образов; написание эссе |
Природа человека/ цель и смысл жизни человека; человеческое в человеке, гуманизм | 10 | базовый | ретроспективна я, синхронная, перспективная | Ссылка на произведение, анализ фрагментов, образов; написание эссе |
Человек как духовное существо/ духовные ориентиры личности/ мировоззрение | 10 | базовый | «На дне», «Герой нашего времени», «Накануне» «Обломов»; «Война и мир»; «Евгений Онегин»; «Отцы и дети», «Господа Головлевы» | Перспективная, ретроспективна | Ссылка на произведение, анализ фрагментов, образов; написание эссе; просмотр и анализ фрагмента кинофильма «Отцы и дети» (1983 г.) |
Сущность человека как проблема философии | 10 | профильный | ретроспективна я, синхронная, |
Свобода в деятельности человека | 11 | базовый | «На дне», «Макар Чудра»; «Демон» (М.Ю. Лермонтов) | | Ссылка на произведение, анализ фрагментов, образов; написание эссе; просмотр и анализ кинофильма «Табор уходит в небо» |
Типология обществ | 10 | профильный | «Обломов»; «Отцы и дети»; «Гроза», «Вишневый сад»; «Горе от ума» | ретроспективна я, синхронная, перспективная | Беседа, приведение примеров традиционных обществ |
Исторический процесс | 10 | профильный | «Вишневый сад», «Господа Головлевы» | ретроспективна я, синхронная, перспективная | Ссылка на произведение, анализ фрагментов, анализ образов (смена эпох, влияние на людей) |
Истина и ее критерии | 10 | профильный | «На дне», «Мастер и Маргарита» | перспективная | Ссылка на произведение, анализ фрагментов (монолог Луки, монолог Сатина о правде); |
Познание и знание | 10 | базовый |
Самопознание и развитие личности | 10 | базовый | «Накануне» | Синхронная | Анализ фрагмента (образ Стаховой) |
Общественное сознание и индивидуальное сознание | 10 | базовый | «Горе от ума» | ретроспективна я | анализ фрагментов (монолог Чацкого) |
Социология | Социальная структура и социальные отношения | 11 | Профильный | «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Обыкновенная история», «Обломов», «Рудин», «Мертвые души», «Господа Головлевы», «Недоросль», «Ревизор», «Свои люди – сочтемся», «Вишневый сад», «Бесприданница» «Бедная Лиза», «Евгений Онегин» | ретроспективна я | Ссылка на произведение, анализ фрагментов, анализ образов |
ретроспективна я, синхронная, перспективная |
Социальная структура общества | 10 | базовый |
Институт семьи и брака | 11 | профильный | «Обломов»; «Вишневый сад»; «Бесприданница»; «Отцы и дети»; «Гроза»; «Война и мир»; «Господа Головлевы»; «Недоросль» | Ретроспективная | анализ фрагментов из текста, просмотр и анализ фрагмента кинофильма «Отцы и дети» (1983 г.) |
Семья и быт | 10 | базовый | Синхронная |
Семья как малая группа | 10 | профильный | Синхронная |
Быт и бытовые отношения | 11 | профильный | Ретроспективная |
Возраст и становление личности | 10 | профильный | «Обломов»; «Накануне» | Синхронная | анализ фрагментов из текста |
Направленность личности | 10 | профильный | «Обломов»; «Накануне»; | Синхронная | анализ фрагментов из текста |
Групповая сплоченность и конформное поведение, лидерство | 10 | профильный | «Гроза»; «Бесприданница»; «Лёгкое дыхание» | Синхронная, перспективная, ретроспективная | анализ фрагментов из текста, ссылка на произведение |
Конфликт в межличностных отношениях | 10 | профильный | «Бесприданница»; «Отцы и дети», «Гроза»; «Лёгкое дыхание» | Синхронная, перспективная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, просмотр и анализ фрагмента кинофильма «Жестокий романс» |
Социальные институты | 11 | профильный | «Гроза»; «Горе от ума»; «Лёгкое дыхание» | перспективная, ретроспективная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста |
Социальные взаимодействия | 10 | базовый | «Бесприданница»; «Отцы и дети», «Гроза» | Синхронная, ретроспективная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, анализ образов, эссе |
Социальные интересы и формы социального взаимодействия | 11 | | ретроспективная |
Социальные ценности и нормы | 11 | профильный | «Бесприданница»; «Гроза»; «Горе от ума» «Лёгкое дыхание» | Ретроспективная, перспективная, синхронная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы |
Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 10 | базовый | «Преступление и наказание»; | перспективная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы |
Отклоняющееся поведение и социальный контроль | 11 | профильный | Ретроспективная |
Нации и межнациональные отношения | 10 | базовый | «Война и мир» | Синхронная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы, эссе на тему национального самосознания |
Духовная сфера | Духовное развитие общества | 11 | профильный | «Котлован» | Перспективная, синхронная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, эссе |
Духовный мир личности | 11 | профильный | «Утиная охота»; «Ионыч»; «Палата № 6» | Ретроспективная, перспективная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы, эссе |
Наука. Образование | 10 | базовый | «Горе от ума»; «Отцы и дети», «Накануне» | Ретроспективная, перспективная, синхронная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы, эссе о роли образования в жизни человека и общества |
Наука. | 11 | профильный | Ретроспективная |
Образование | 11 | профильный |
Мораль. | 10 | базовый | «Накануне» «Обломов»; «Война и мир»; «Леди Макбет Мценского уезда» «Преступление и наказание»; «Мастер и Маргарита»; «Собачье сердце» «Бесприданница»; «Тёмные аллеи»; «На дне», «Герой нашего времени», «Разгром», «Рудин» | Ретроспективная, синхронная, перспективная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы, эссе, задания межпредметного характера, просмотр кинофильмов |
Мораль и нравственность/ мир моральных категорий/ценности, долг, смысл жизни, счастье, патриотизм | 11 | профильный | Ретроспективная, синхронная, перспективная |
Роль религии в жизни общества | 11 | профильный | «Гроза»; «Преступление и наказание»; «Чистый понедельник»; «Дворянское гнездо»; «Очарованный странник»; «Реквием» | Ретроспективная, синхронная, перспективная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы, эссе, задания межпредметного характера, просмотр кинофильмов |
Религия | 10 | базовый | Ретроспективная, синхронная, перспективная |
Искусство и духовная жизнь | 10 | базовый | «Быть знаменитым некрасиво»; «Как я пишу стихи» (К. Бальмонт); «Мастер и Маргарита»; «Таланты и поклонники»; Пушкин, Лермонтов, Некрасов | Ретроспективная, синхронная, перспективная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы, эссе, задания межпредметного характера, просмотр кинофильмов |
Место искусства в духовной культуре | 11 | профильный |
Политика | Политика и власть | 10 | базовый | «Мастер и Маргарита»; «Мы»; «Котлован» | Перспективная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы, эссе, задания межпредметного характера, просмотр кинофильмов |
Политическая система | 10 | базовый | «Котлован»; «Мастер и Маргарита» «Мы»; «Ленинград» (О. Мандельштам); «Реквием»; |
Политическая система и политический режим | 11 | профильный | Ретроспективная, синхронная, перспективная |
| Человек в политической жизни | 11 | профильный | «Мастер и Маргарита» | Ретроспективная, синхронная | анализ фрагментов из текста |
Экономика | Экономика: наука и хозяйство | 11 | базовый | «Евгений Онегин» | | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста |
Роль экономики в жизни общества | 10 | базовый | «Преступление и наказание»; «Бедные люди»; «Вишневый сад»; «Бедная Лиза»; «Бесприданница»; «Шинель» | Ретроспективная, синхронная, перспективная | анализ фрагментов из текста, анализ образов, , интегрированный урок обществознания и литературы, эссе, задания межпредметного характера |
11 | профильный |
Экономическая культура | 10 | базовый | «Мертвые души»; «Преступление и наказание»; «Скупой рыцарь», «Портрет», | Ретроспективная синхронная, перспективная | анализ фрагментов из текста, анализ образов, задания межпредметного характера |
Финансы в экономике | 11 | базовый | «Свои люди – сочтемся», «Преступление и наказание» | Ретроспективная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, |
Право | Право в системе социальных норм | 10 | базовый | «Преступление и наказание» | синхронная, ретроспективная | ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, |
| Правоотношения и правонарушения | 10 | базовый | синхронная, ретроспективная | Интегрированный урок обществознания и литературы |
Современный этап мирового развития | Глобальные проблемы современности/ экология | 11 | Профильный | «Людочка « (В.П.Астафьев) | синхронная, | Интегрированный урок обществознания и литературы |