СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Использование художественной литературы в обучении обществознанию в старшей школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка является фрагментом магистерской диссертации Агакеримовой Линары Зайнудиновны на тему

«Использование художественной литературы в обучении обществознанию в старшей школе».

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Использование художественной литературы в обучении обществознанию в старшей школе».»

Агакеримова Линара Зайнудиновна

[email protected]

Аннотация

Данная методическая разработка является фрагментом магистерской диссертации Агакеримовой Линары Зайнудиновны на тему
«Использование художественной литературы в обучении обществознанию в старшей школе».

Методическая разработка

«Использование художественной литературы в обучении обществознанию в старшей школе».





Методическая разработка



Данная методическая разработка является фрагментом магистерской диссертации Агакеримовой Линары Зайнудиновны на тему

«Использование художественной литературы в обучении обществознанию в старшей школе».


Сегодня вопрос всестороннего духовного и гражданского становления личности в воспитании молодого поколения стоит достаточно остро. Воспитание и формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, являются одной из базовых целей современного российского образования. В связи с этим школьный обществоведческий курс представляется одним из важнейших инструментов достижения этих целей, что отражено в базовых и нормативных документах: «Обществоведческое образование – необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я»1; «…Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить никакой другой учебный предмет».2

Действительно, педагогически отобранные знания из области общественных наук, входящие в состав обществоведческого курса, способствуют созданию у учащихся целостной картины мира, освоение ими гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие.3 Исходя из этого, можно говорить о функциях обществоведческого образования:

в сфере самосознания: формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своих социальной принадлежности, социальных ролей, формирование самооценки и саморегуляции;

в сфере деятельности: ориентация в основных видах социальной активности, формирование знаний, необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознание личных и социальных возможностей их осуществления;

в сфере общения: обогащение содержания и форм общения, раскрытие социальных норм, регулирующих взаимодействие людей, развитие коммуникативных умений;

Преподавание обществоведческого курса должно строиться таким образом, чтобы учащиеся постоянно убеждались в практической значимости получаемых ими знаний, что особенно важно для старшеклассников, ведь именно в этот период учащиеся готовятся к выходу в самостоятельную жизнь. Понять себя, общество, свое место в нем, - таковы основные вопросы, стоящие перед старшеклассниками в этот период. Именно поэтому задача активизации познавательного интереса становится приоритетной, в связи с чем можно говорить о возрастающей актуальности использования межпредметных связей обществознания и литературы.

Сегодня актуально возрастание современной тенденции к интеграции социально-гуманитарного знания. Закон «Об образовании в РФ» в числе общих требований предусматривает ориентацию на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации4. Выдвинутая в законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества.5

Существует большое количество исследований, посвященных проблеме использования межпредметных связей в обучении.

Методика использования межпредметных связей в обществознании также достаточно широко освещена в педагогической и методической литературе, однако этот учебный предмет наиболее часто рассматривается в связи с предметами социально-экономического и естественнонаучного профилей – с историей, химией, биологией, географией, физикой, а также математикой. Что касается использования межпредметных связей обществознания и литературы, то мы имеем дело с недостаточной освещенностью этого вопроса в теории и в то же время необходимостью применения данной методики на практике. Это отражено и в базовых, и в нормативных документах: «Литература — одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры в широком смысле, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления»,6 и подтверждается результатами анкетирования учителей и учащихся.7

Использование межпредметных связей обществознания и литературы будет эффективным для достижения учащимися следующих образовательных результатов: метапредметных: способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; результатов освоения предметной области: сформированность умений анализировать и оценивать факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем; предметных: владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.

Кроме того, в условиях современной образовательной практики, когда процесс обучения в школе неразрывно связан с подготовкой к Единому государственному экзамену, использование межпредметных связей обществознания и литературы крайне востребовано для формирования предметных обществоведческих компетенций, проверяемых на Едином государственном экзамене, таких как: раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам.

Кроме того, использование в обучении обществознанию межпредметных связей с литературой может способствовать достижению и других образовательных результатов, а именно – личностных: сформированности основ саморазвития и самовоспитания, нравственному сознанию в соответствии с общечеловеческими ценностями; эстетическому отношению к миру; результатов освоения предметной области – сформированности мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся.

Целью магистерской диссертации была разработка методических рекомендаций для учителя обществознания по использованию межпредметных связей обществознания и литературы в старшей школе. Один из таких результатов предлагается вниманию коллег-педагогов.



Примерное планирование использования межпредметных связей

обществознания и литературы в старшей школе

Модуль

Тема, подтема

Класс

Уровень

Произведение

Вид МПС

Способы реализации МПС

Общество и человек













Из истории русской философской мысли

10

профильный

Произведения З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского, В.С. Соловьева

перспективная

Ссылка на произведение, работа со стихотворениями (анализ); интегрированный урок обществознания и литературы

Что такое общество

10

базовый

«Бесприданница», «Гроза», «Таланты и поклонники», «Горе от ума», «Война и мир»

синхронная, перспективная


Ссылка на произведение, задание межпредметного характера (общество и его влияние на личность)

Общество и общественные отношения

10

профильный

синхронная, перспективная

Происхождение человека и становление общества

10

профильный

«На дне», «Герой нашего времени», «Накануне»; «Обломов»; «Война и мир»; «Живи и помни» (В.Г.Распутин), «Дом» (Абрамов), «Царь-Рыба» В.П.Астафьев

ретроспективна

я, синхронная, перспективная

Ссылка на произведение, анализ фрагментов, образов; написание эссе

Природа человека/ цель и смысл жизни человека; человеческое в человеке, гуманизм

10

базовый

ретроспективна

я, синхронная, перспективная

Ссылка на произведение, анализ фрагментов, образов; написание эссе

Человек как духовное существо/ духовные ориентиры личности/ мировоззрение

10

базовый

«На дне», «Герой нашего времени», «Накануне» «Обломов»; «Война и мир»; «Евгений Онегин»; «Отцы и дети», «Господа Головлевы»


Перспективная, ретроспективна


Ссылка на произведение, анализ фрагментов, образов; написание эссе; просмотр и анализ фрагмента кинофильма «Отцы и дети» (1983 г.)

Сущность человека как проблема философии

10

профильный

ретроспективна

я, синхронная,

Свобода в деятельности человека

11

базовый

«На дне», «Макар Чудра»;

«Демон» (М.Ю. Лермонтов)


Ссылка на произведение, анализ фрагментов, образов; написание эссе; просмотр и анализ кинофильма «Табор уходит в небо»

Типология обществ


10

профильный

«Обломов»; «Отцы и дети»; «Гроза», «Вишневый сад»; «Горе от ума»


ретроспективна

я, синхронная, перспективная

Беседа, приведение примеров традиционных обществ

Исторический процесс

10

профильный

«Вишневый сад», «Господа Головлевы»


ретроспективна

я, синхронная, перспективная

Ссылка на произведение, анализ фрагментов, анализ образов (смена эпох, влияние на людей)

Истина и ее критерии

10

профильный

«На дне», «Мастер и Маргарита»

перспективная

Ссылка на произведение, анализ фрагментов (монолог Луки, монолог Сатина о правде);

Познание и знание

10

базовый

Самопознание и развитие личности

10

базовый

«Накануне»

Синхронная

Анализ фрагмента (образ Стаховой)

Общественное сознание и индивидуальное сознание

10

базовый

«Горе от ума»


ретроспективна

я

анализ фрагментов (монолог Чацкого)

Социология













Социальная структура и социальные отношения


11



Профильный


«Преступление и наказание», «Бедные люди», «Обыкновенная история», «Обломов», «Рудин», «Мертвые души», «Господа Головлевы», «Недоросль», «Ревизор», «Свои люди – сочтемся», «Вишневый сад», «Бесприданница» «Бедная Лиза», «Евгений Онегин»

ретроспективна

я

Ссылка на произведение, анализ фрагментов, анализ образов


ретроспективна

я, синхронная, перспективная



Социальная структура общества


10


базовый

Институт семьи и брака

11

профильный

«Обломов»; «Вишневый сад»; «Бесприданница»; «Отцы и дети»; «Гроза»; «Война и мир»; «Господа Головлевы»; «Недоросль»



Ретроспективная

анализ фрагментов из текста, просмотр

и анализ фрагмента кинофильма «Отцы и дети» (1983 г.)



Семья и быт

10

базовый

Синхронная

Семья как малая группа

10

профильный

Синхронная

Быт и бытовые отношения

11

профильный

Ретроспективная

Возраст и становление личности

10

профильный

«Обломов»; «Накануне»

Синхронная

анализ фрагментов из текста

Направленность личности

10

профильный

«Обломов»; «Накануне»;

Синхронная

анализ фрагментов из текста

Групповая сплоченность и конформное поведение, лидерство

10

профильный

«Гроза»; «Бесприданница»; «Лёгкое дыхание»

Синхронная, перспективная, ретроспективная

анализ фрагментов из текста, ссылка на произведение

Конфликт в межличностных отношениях

10

профильный

«Бесприданница»; «Отцы и дети», «Гроза»; «Лёгкое дыхание»

Синхронная, перспективная

ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, просмотр

и анализ фрагмента кинофильма «Жестокий романс»

Социальные институты

11

профильный

«Гроза»; «Горе от ума»; «Лёгкое дыхание»

перспективная, ретроспективная

ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста

Социальные взаимодействия

10

базовый

«Бесприданница»; «Отцы и дети», «Гроза»

Синхронная,

ретроспективная

ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, анализ образов, эссе

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

11


ретроспективная

Социальные ценности и нормы

11

профильный

«Бесприданница»; «Гроза»; «Горе от ума» «Лёгкое дыхание»

Ретроспективная, перспективная, синхронная

ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

10

базовый

«Преступление и наказание»;

перспективная

ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

11

профильный

Ретроспективная

Нации и межнациональные отношения

10

базовый

«Война и мир»

Синхронная

ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы, эссе на тему национального самосознания

Духовная сфера







Духовное развитие общества

11

профильный

«Котлован»

Перспективная, синхронная

ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, эссе

Духовный мир личности

11

профильный

«Утиная охота»; «Ионыч»; «Палата № 6»

Ретроспективная, перспективная

ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы, эссе

Наука. Образование


10

базовый

«Горе от ума»; «Отцы и дети», «Накануне»





Ретроспективная, перспективная, синхронная

ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы, эссе о роли образования в жизни человека и общества

Наука.

11

профильный

Ретроспективная

Образование

11

профильный

Мораль.

10

базовый

«Накануне» «Обломов»; «Война и мир»; «Леди Макбет Мценского уезда» «Преступление и наказание»; «Мастер и Маргарита»; «Собачье сердце» «Бесприданница»; «Тёмные аллеи»; «На дне», «Герой нашего времени», «Разгром», «Рудин»

Ретроспективная, синхронная, перспективная

ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы, эссе, задания межпредметного характера, просмотр кинофильмов

Мораль и нравственность/ мир моральных категорий/ценности, долг, смысл жизни, счастье, патриотизм

11

профильный

Ретроспективная, синхронная, перспективная

Роль религии в жизни общества


11

профильный

«Гроза»; «Преступление и наказание»; «Чистый понедельник»; «Дворянское гнездо»; «Очарованный странник»; «Реквием»

Ретроспективная, синхронная, перспективная

ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы, эссе, задания межпредметного характера, просмотр кинофильмов

Религия

10

базовый

Ретроспективная, синхронная, перспективная

Искусство и духовная жизнь

10

базовый

«Быть знаменитым некрасиво»; «Как я пишу стихи» (К. Бальмонт); «Мастер и Маргарита»; «Таланты и поклонники»; Пушкин, Лермонтов, Некрасов

Ретроспективная, синхронная, перспективная

ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы, эссе, задания межпредметного характера, просмотр кинофильмов

Место искусства в духовной культуре

11

профильный

Политика

Политика и власть

10

базовый

«Мастер и Маргарита»; «Мы»; «Котлован»

Перспективная


ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста, интегрированный урок обществознания и литературы, эссе, задания межпредметного характера, просмотр кинофильмов

Политическая система

10

базовый

«Котлован»; «Мастер и Маргарита» «Мы»; «Ленинград» (О. Мандельштам); «Реквием»;

Политическая система и политический режим

11

профильный

Ретроспективная, синхронная, перспективная


Человек в политической жизни

11

профильный

«Мастер и Маргарита»

Ретроспективная, синхронная

анализ фрагментов из текста

Экономика

Экономика: наука и хозяйство

11

базовый

«Евгений Онегин»


ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста

Роль экономики в жизни общества

10

базовый

«Преступление и наказание»; «Бедные люди»; «Вишневый сад»; «Бедная Лиза»; «Бесприданница»; «Шинель»

Ретроспективная, синхронная, перспективная

анализ фрагментов из текста, анализ образов, , интегрированный урок обществознания и литературы, эссе, задания межпредметного характера

11

профильный

Экономическая культура

10

базовый

«Мертвые души»; «Преступление и наказание»; «Скупой рыцарь», «Портрет»,

Ретроспективная синхронная, перспективная

анализ фрагментов из текста, анализ образов, задания межпредметного характера

Финансы в экономике

11

базовый

«Свои люди – сочтемся», «Преступление и наказание»

Ретроспективная

ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста,

Право

Право в системе социальных норм

10

базовый

«Преступление и наказание»

синхронная, ретроспективная

ссылка на произведение, анализ фрагментов из текста,


Правоотношения и правонарушения

10

базовый

синхронная, ретроспективная

Интегрированный урок обществознания и литературы

Современный этап мирового развития

Глобальные проблемы современности/ экология

11

Профильный

«Людочка « (В.П.Астафьев)

синхронная,

Интегрированный урок обществознания и литературы




1 Фундаментальное ядро содержания общего образования – М., 2014. – с. 28.

2 Там же, с 30.

3 Там же.

4 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

5 Фундаментальное ядро содержания общего образования – М., 2014. – с.30.

6 Там же, с. 18.

7 Приложения 2, 3.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!