СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Использование ИКТ на уроках физики "

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАЗРАБОТКИ 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Использование ИКТ на уроках физики "»


РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УРАЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ГУНИБСКИЙ РАЙОН»





Методическая разработка

на тему:







«Использование современных информационных и коммуникационных технологий в преподавании физики.»






Учитель физики, астрономии информатики

МКОУ «Уралинская СОШ»

Абакарова Патимат Абубакаровна









Гуниб-2019

Содержание.

Введение…………………………………………………………………… ……….3-4


Глава I. Информационные технологии в образовании …………………………...4


1.1. Сущность процесса информатизации образования……………………...4

1.2. Информатизация физического образования……………………………...6


Глава II. Использование информационных технологий в преподавании

физики …………………………………………………...………………..7

2.1. Компьютерная поддержка уроков физики………………………………8

2.1.1. Универсальное программное обеспечение…………………………9

2.1.2. Специальное программное обеспечение……………………………10

2.1.3. Глобальная сеть Интернет…………………………………………...11


2.2. Основные типы электронных ресурсов, применяемых в обучении

физике……………………………………………………………………...12-13

2.2.1. Электронный учебник……………………………………………… 14

2.2.2. Интерактивные компьютерные тренажеры………………………. 15

2.2.3. Компьютерные модели………………………………………………16

2.3. Электронная библиотека кабинета физики и ее использование в работе

учителя……………………………………………………………………..18


2.4. Этапы проектирования уроков с применением информационных

технологий…………………………………………………………………20



Заключение…………………………………………………………………………..21-22


Список литературы………………………………………………………………….23


Приложения















Введение.


В октябре 2004 года взял старт новый государственный образовательный проект ИСО – «Информатизация системы образования» (2005 - 2010 гг.), - в рамках которого предпринимается «…самая масштабная и системная за прошедшие 20 лет попытка решать вопросы информатизации школы в тесной связи с повышением качества учебного процесса, изменением парадигмы образования, обновлением способов педагогической деятельности» [8]. Ключевая задача проекта – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Главную роль в решении этой задачи играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями.

Выпускнику школы необходимо интегрироваться в социальную среду. Формирование компетентностей, происходящее в процессе обучения, включает новые требования в условиях информационного общества, а именно развитие информационно-коммуникационных умений и навыков.

Поэтому основные направления концепции информатизации образования таковы:

  • освоение и внедрение новых информационных технологий в обучение;

  • формирование информационной культуры школьников, то есть информационных знаний, умений учиться с помощью компьютера и других электронных средств, элементарных умений программировать;

  • изменение методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением в

учебный процесс информационных технологий.
Одна из наиболее важных возможностей, открываемых информационными технологиями – существенное повышение уровня индивидуализации образования, как в отношении вариативности содержания, так и в отношении разнообразия форм образовательного процесса, в частности, связанных с индивидуальными для учащихся стилями восприятия и интеллектуальной деятельности. Их применение дает возможность принципиального повышения доступности образования, прежде всего для учащихся со специальными потребностями, проблемами физического и психического развития, одаренных детей.

Информационные технологии (ИТ) осваиваются наиболее эффективно (надежно и быстро) при решении конкретных задач, интересных для учащихся, мотивирующих их. В контексте общеобразовательной школы эти задачи возникают:

  • в ходе обучения различным предметам;

  • в рамках дополнительного образования;

  • в рамках воспитательной работы, школьного самоуправления, взаимодействия с обществом и т. д.

В свою очередь, при обучении различным предметам, информационные технологии осваиваются и используются учащимся и учителем:

  • в классе во время урока;

  • при подготовке к уроку (в частности, при подготовке домашнего задания, раздаточного материала, лекции учителя, выступления учащегося и т. д.);

  • в рамках групповой проектной, исследовательской и аналогичной деятельности.

Однако существует и ряд проблем использования ИТ на уроках. Это: опасность для здоровья учащихся, высокая стоимость программного обеспечения, быстрое устаревание программного обеспечения и компьютеров, неумелое или нецелесообразное применение компьютерных технологий в учебном процессе.

Конечно, вопрос о необходимости внедрения компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс уже не стоит. Сейчас злободневен другой вопрос: «Как использовать имеющееся в школе компьютерное оборудование с наибольшей эффективностью в ходе организации образовательного процесса?»

Таким образом, цель данной работы вытекает из необходимости обеспечить каждому ученику возможность достижения планируемых результатов обучения с учетом его индивидуальных особенностей, используя преимущества ИТ.

Цель методической разработки: систематизация опыта работы по использованию информационных технологий в образовательной практике.

Задачи данной работы:

  • раскрыть возможности компьютерных технологий в образовании на современном этапе;

  • разработать и представить варианты использования компьютерных технологий на уроках физики.




  1. Информационные технологии в образовании.

Процесс информатизации школы – это процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях информационного общества

А. Ю.Уваров


    1. Сущность процесса информатизации образования.


Формирование информационного мировоззрения членов общества рас­сматривается сегодня как основа вхождения России в мировое информацион­ное пространство. Одним из центральных и определяющих направлений ин­форматизации современного общества является информатизация сферы об­разования. В настоящее время стала очевидной невозможность дальнейшего развития этой системы только традиционными путями.

Информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образо­вания методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей образования [3].

Цель информатизации - глобальная рационализация интеллектуальной деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и автономию процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко всем видам, формам и уровням учебных знаний. Под автоформализацией здесь понимается свободное владение и доступ к средствам и инструментариям, составляющим понятийную и операционную основу профессиональной деятельности [12].

Сущность информатизации образования составляют структурирование профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение свободного доступа обучаемых к базам данных, знаний [12].

Процесс информатизации образования инициирует:

во-первых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в совре­менных условиях информатизации общества;

во-вторых, создание методичес­ких систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потен­циала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследова­тельскую, творческую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

в-третьих, создание и использова­ние компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оцен­ки уровня знаний обучаемых [3].

К уникальным возможностям средств ИКТ следует отнести обеспечение незамедлительной обратной связи между обучаемым и средством обучения; возможность обработки больших объемов информации за малые промежутки времени; наглядное представление на экране изучаемых объектов, процессов в виде как моделей, так и геометрических интерпретаций (диаграммы, графи­ки, таблицы и пр.); архивное хранение больших объемов информации (в базах и банках данных), их передачу и обработку; автоматизацию процессов вычис­лительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизацию процессов информационно-методи­ческого обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения.

Перечисленные возможности средств ИКТ позволяют реализовать такие виды учебной деятельности, как: регистрация, сбор, хранение, обработка, передача и тиражирование информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах; ин­формационное взаимодействие обучающегося с программной системой, кото­рое характеризуется возможностью выбора режима учебной деятельности, вы­бора вариантов содержания учебного материала; управление отображением на экране моде­лей изучаемых объектов, процессов; автоматизированный контроль или само­контроль результатов учебной деятельности, а также коррекция этих результатов; тестирование, тренировка, направлен­ная па формирование умений и навыков учебной деятельности.

Становится возможным реализация углубленного индивидуального подхо­да к обучаемому, при котором каждому ученику может быть предоставлена его собственная траектория обучения. Глубокая индивидуализация обучения на базе вышеописанных возможностей средств ИКТ реализуется на основе теории личпостно-ориентированного обучения.

Кроме того, использование ИКТ повышает мотивацию обучения за счет перенесения акцентов на выполнение самостоятельной учебной деятельности, включения игровых ситуаций, возможности многократного повторения учеб­ной ситуации без обращения к учителю, реализации различных режимов учеб­ной деятельности. Тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более мягкими и демократичными.

Можно систематизировать активно используемые компьютерные техноло­гии обучения по дидактическим функциям:

  • повышение интереса учащихся благодаря мультимедийным техно­логиям;

  • активизация мыслительной деятельности и эффективности усвоения материала благодаря интерактивности;

  • возможность моделирования и визуализации процессов, сложных для демонстрации в реальности (от моделирования опасных физических явлений до экономических моделей);

  • индивидуализация обучения не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся;

  • возможность организовывать дистанционное обучение, не только в це­лях заочного или экстернатного обучения, но и для учеников, пропускающих занятия по болезни;

  • предоставление ученикам возможности самостоятельного исследова­тельского поиска материалов, опубликованных в Интернете для подготовки док­ладов и рефератов, помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;

  • компьютерное тестирование и контроль знаний, что позволяет вести кор­рекцию.

Социальный заказ информационного общества определяет потребность в подготовке молодого поколения, способного ориентироваться в выборе ИТ для осуществления той или иной деятельности по сбору, обработке, продуцированию, накоплению, хранению, передаче информации. В связи с этим уже в период получения общего среднего образования необходимо обучать предметно-ориентированному использованию ИТ. Одним из под­ходов к решению этой проблемы можно считать распределенное изучение возможностей применения ИТ в процессе изучения общеобразовательных предметов.

Сегодня, когда компьютерные технологии проникают во все сферы деятель­ности человека, преподаватель любой дисциплины может рассчитывать на ком­пьютер как на электронного ассистента в учебном процессе. Какие функции при этом передать компьютеру, а какие оставить преподавателю, зависит от специфики изучаемой предметной области и от системы методических при­емов конкретного преподавателя.

Методика компьютеризации процесса обучения фундаментальным дисцип­линам сегодня является одной из ключевых проблем организации учебного процесса в школе.

Как отмечается в материалах, обобщающих опыт учителей, наиболее эффективно учителя применяют компьютер при: мо­тивации введения понятия; подаче материала; демонстрации; моделировании; отработке определенных навыков и умений; контроле знаний; организации ис­следовательской деятельности учащихся. Среди наиболее значимых для учите­ля методических целей, реализация которых оправдывает внедрение учебных компьютерных программ в процессе обучения:

  • индивидуализация и дифференциация процесса за счет возможности
    поэтапного продвижения к цели;

  • усиление мотивации обучения за счет изобразительных средств про­граммы;

  • осуществление самоконтроля и самокоррекции;

  • обеспечение возможности исследования;

  • наглядность в демонстрации процессов и объектов.

Успехами в своей работе учителя считают:

  • повышение качества образования;

  • повышение информативной ёмкости учебного содержания;

  • расширение предметной области через интеграцию с информатикой и

другими предметами естественно-математического цикла.


1.2. Информатизация физического образования.


Значение физики, как базовой науки для современного производства, развития техники, создания новых технологий, формирования научного мировоззрения, представлений о единой физической картине мира с каждым годом возрастает. Не случайно международное сообщество ученых и ЮНЕСКО объявили 2005 год годом физики (к 100-летию опубликования Эйнштейном специальной теории относительности). В то же время сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению физики.

При переходе на концентрическую систему обучения произошло значительное увеличение объема учебного материала, подлежащего усвоению на III ступени (в 10-11 классах), вместе с тем количество часов, выделяемых учебным планом школы, сокращено.

Признание факта существования указанных противоречий делает актуальной проблему поиска новых педагогических технологий, которые:

  • с одной стороны способствовали бы формированию устойчивой положительной мотивации;

  • с другой стороны обеспечивали выполнение государственного стандарта физического образования: высокий уровень усвоения физических знаний, формировали общеучебные умения, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.

Решение этой проблемы носит комплексный характер. Одно из них: внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий с целью интенсификации образовательного процесса.

  1. Цель применения компьютера на уроке физики – создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся.

Основные задачи применения ИТ следующие:

  • развитие творческих способностей школьников, умение прогнозировать и анализировать результаты экспериментов, моделировать физические процессы, творчески мыслить;

  • повышение мотивации изучения физики;

  • формирование умений учащихся получать знания самостоятельно, работая с обучающими программами на компьютере;

  • формирование умений учащихся использовать пакет MS Office (Word, Exsel, PowerPoint и др.) для моделирования, исследования физических процессов и оформления результатов работы;

  • осуществление дифференцированного подхода к учащимся при обучении физике.

Содержательно компьютерная поддержка урока физики может быть разнообразной:

  • видео- и анимационные фрагменты-демонстрации физических явлений, классических опытов, технических приложений (их источниками могут служить всевозможные компьютерные программы по физике, сайты Интернет; но они не должны подменять живые демонстрации на уроке!);

  • материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно диагностического);

  • комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;

  • проведение компьютерных лабораторных работ;

  • использование в лабораторных работах встроенных математических программ вычисления результатов, построения графиков, расчёта погрешностей;

  • создание физических моделей технических устройств и процессов в специальных средах, развивающих интуитивное мышление;

  • включение в ход урока исторического, справочного, табличного материала;

  • наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;

  • анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого.

Опыт использования компьютерной поддержки уроков физики позволяет сделать следующие выводы:

  • Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить их любознательность, завоевать их доверие, он может направить их внимание на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить их усилия и т.д.

  • Применение Интернет-технологий и образовательных электронных ресурсов в процессе изучения физики в школе оправдано только в тех случаях, в которых они дают существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.

  • Методика проведения уроков физики зависит от программ, обеспечивающих компьютерную поддержку.

  • Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, так как это приведет к нарушению санитарных норм и повлечет ухудшение здоровья школьников.



Глава II. Использование информационных технологий в преподавании физики.

Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...

М. Поташник, действительный член Российской академии образования


2.1. Компьютерная поддержка уроков физики.


Компьютер может быть применён на любом уроке (лекции, зачете, семинаре, обобщающем, интегрированном, уроке решения задач). Это позволяет успешно сочетать уроки с компьютерной поддержкой и обычные уроки физики, что обеспечивает своевременное выполнение учебного плана.

Используемое на уроках физики программное обеспечение можно разделить на универсальное и специальное.


2.1.1. Универсальное программное обеспечение.


Универсальные программы - это MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.

Microsoft Word содержит большое количество инструментальных средств для подготовки карточек контрольных заданий, методических материалов в помощь учащимся и других учебно-методических документов.

Примеры документов Microsoft Word:
  • инструкции к заданиям;

  • рабочие тетради;

  • конспекты занятий;

  • публикации для дополнительного чтения;

  • обзоры, рефераты: научного доклада; журнала; доклада по разделу книги.

  • резюме;

  • сочинение;

  • шаблоны таблиц;

  • шаблоны для заполнения в исследовательской и лабораторной деятельности учащихся;

  • опросы и тесты;

  • кроссворды по физике.

Электронные таблицы MS Excel позволяют устанавливать аналитические зависимости между различными величинами, строить графики этих зависимостей, быстро производить большое количество сложных расчетов.

Например, изучая баллистическое движение тела, брошенного под углом к горизонту можно, изменяя угол вылета снаряда на 1 градус, рассчитывать дальность полета тела и максимальную высоту подъема при фиксированной начальной скорости. Причем шаг изменения угла наклона может быть любым. Все полученные результаты заносятся в таблицу и по ним строятся графики различных зависимостей.

Сложно переоценить возможности программы PowerPoint для создания учебных презентаций. Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Программа довольно проста в использовании.

Основные цели применения компьютерных слайдов на уроках – наглядность, эмоциональность, эстетичность. При подготовке к уроку сканируются или копируются иллюстрации из самых разных изданий. Компьютерные слайды с лёгкостью изменяются, улучшаются, дополняются..

Анимационные возможности PowerPoint позволяют дозировано выдавать нужный блок информации, что формирует логику перехода от одной смысловой единицы к другой, не перегружая зрительную память. Кроме того, при выводе формул есть возможность актуализировать ранее полученные знания, временно показав на экране используемые аналитические выражения.

В презентации можно использовать: фрагменты видеофильмов (учебных, документальных, художественных); анимацию изучаемых процессов или явлений, работы технических устройств и экспериментальных установок; музыку, речь, фотографии, графики, физические формулы и другие объекты.

Самостоятельное создание учащимися презентаций способствует качественному восприятию материала учащимися, позволяет оживить познавательную деятельность, повышает эмоциональный настрой обучаемых.

Что же нового дает использование мультимедийных презентаций?

Во-первых, удобство демонстрации: соединяются в одной презентации все средства – таблицы, диаграммы, схемы, аудио- и видеоматериалы.

Во-вторых, методические преимущества: возможность остановить, детально рассмотреть зрительный ряд, вернуться к предыдущим слайдам. В этом случае компьютер выступает в роли доброжелательного, терпеливого собеседника.

В-третьих, решение дидактических задач: значительно активизируются мнемонические центры личности, что приводит к прочности и быстроте усвоения материала; повышается заинтересованность; развивается коммуникативный потенциал личности.


2.1.2. Специальное программное обеспечение.


На сегодняшний день создано огромное количество специальных программ, которые могут выполнять различные функции:

  • обучения;

  • контроля;

  • поиска;

  • тренажера.

Основными производителями такой продукции являются компании: «ФИЗИКОН», «1С», «Кирилл и Мефодий», «МедиаХауз»» и другие. Кроме того, существует множество компьютерных программ, разработанных отдельными энтузиастами, многие из которых можно «скачать» из сети Интернет. Существуют также многочисленные сайты, на страницах которых размещены материалы, адресованные как учителям физики, так и учащимся.

Одним словом, образовательных электронных ресурсов (ОЭР) по физике уже достаточно много и их необходимо классифицировать.

А.Ф. Кавтарев [4] предлагает следующую классификацию:

  • Виртуальные уроки или обучающие ОЭР. Предназначены для ознакомления учащихся с изучаемым материалом, для формирования основных понятий, для отработки умений и навыков путем их активного применения в различных учебных ситуациях, а также для самоконтроля и контроля приобретенных знаний.

  • Демонстрационные ОЭР. Позволяют показать на экране компьютера или с использованием мультимедиа проектора результаты компьютерного моделирования физических явлений и опытов, а также видеозаписи или анимации экспериментов и явлений.

  • Контролирующие ОЭР. Позволяют проводить текущий и итоговый контроль знаний и умений, приобретенных учащимися в процессе обучения. Как правило, это интерактивные вопросы с выбором ответа или электронные тесты.

  • Электронные энциклопедии.

  • Мультимедиа лекции. Это лекции, в которых синхронно с дикторским текстом на экране компьютера появляются: текст, основные формулы, графики, а также трехмерные компьютерные анимации, видеофрагменты.

  • Компьютерные модели или апплеты. Позволяют учащимся наблюдать на экране компьютера имитацию сложных и опасных процессов.

  • Виртуальные лаборатории и конструкторы. Представляют собой лаборатории, которые позволяют собирать на экране компьютера различные экспериментальные установки и проводить многочисленные эксперименты и исследования с использованием этих установок.

  • Виртуальные лабораторные работы. Это программы, имитирующие лабораторные работы, которые обычно выполняются на уроках с использованием традиционного оборудования.

  • Электронные задачники. Целью данных ресурсов является обучение учащихся решению задач. Эти программы могут содержать задачи различного уровня сложности, справочные материалы, подсказки, а также полные решения задач.

  • Электронные дидактические материалы. Это электронные базы данных или другие сборники материалов для учителей, которые содержат задачи, упражнения, контрольные работы, тесты, справочные таблицы, рисунки, графики и т.д. Такие ресурсы позволяют учителю легко и быстро подготовить и распечатать материалы к уроку.

Приведенная классификация является условной, так как многие ОЭР включают в себя элементы двух или более видов ресурсов. Тем не менее, она полезна тем, что помогает понять, как оптимально и эффективно использовать тот или иной ресурс.


2.1.3. Глобальная сеть Интернет.


Интернет, сайт, сервер, образовательный портал, телекоммуникации – все это новые слова, которые стали входить в жизнь современного человека, без которых он уже и не может обойтись. XXI век называют «веком электронного общества» и «веком информационной цивилизации». По той роли, с какой входят информационные и телекоммуникационные технологии в историю развития человеческого общества, их можно сравнить только с развитием книгопечатания. Поэтому важным пунктом государственного образовательного стандарта по физике является формирование информационно-коммуникативной компетенции, одним из направлений которой является развитие у учащихся умений получать информацию из различных источников, в том числе и из электронных. Уникальными возможностями в этом плане обладает глобальная компьютерная сеть Интернет. Ее образовательные сайты дают возможность поиска дополнительной информации по изучаемому вопросу, которую они могут использовать для подготовки сообщений, докладов, рефератов, поскольку школьная библиотека практически не содержит современной научно-популярной литературы необходимой для этой цели.

К сожалению, поисковая работа в Интернете занимает много времени. Поэтому во время урока можно использовать небольшие задания. Например:

  • найти в Интернете сайт по теме и написать к нему отзыв;

  • найти иллюстрацию по теме и составить к ней задания;

  • открыть сайт с указанным адресом, изучить теорию по теме и выполнить задание, составленное учителем и т.д.

Цель таких заданий: сформировать у учащихся общеучебные информационные умения поисковой и словарной работы в Сети.

Для самостоятельной работы учащихся можно рекомендовать использование различных образовательных порталов Интернета.

Образовательный портал «Открытый Колледж» (http://www.college.ru/) – проект компании Физикон. В «Открытом Колледже» в свободном доступе размещен полностью мультимедийный курс «Открытая Физика», выпускаемый на компакт-дисках.

Виртуальная школа образовательного портала «Кирилл и Мефодий» ((http://vschool.km.ru/) содержит мультимедийный курс «Уроки физики», который способен помочь учащимся самостоятельно разобраться в отдельных вопросах школьного курса. Имеющиеся в нем интерактивные электронные уроки содержат теоретические вопросы, тестовые задания, вопросы для контроля знаний.

К наиболее часто применяемым на уроке и во внеклассной работе по физике относятся следующие сайты:

  • http://physics.nad.ru, на котором представлены замечательные анимации ряда экспериментов;

  • http://www/rubicon/ru – Интернет-энциклопедия;

  • http://www.college.ru/physics – трехуровневые тесты для отработки основных умений и навыков по физике;

  • http://www.college.ru/laboratory/MainMenu.php3 – виртуальная лаборатория по физике;

  • http://www.edu.delfa.net:8101 – сценарии уроков физики, тесты, задания для подготовки к олимпиаде и т.д.



2.2.. Основные типы электронных ресурсов, применяемых в обучении физике.


2.2..1. Электронный учебник.


Стремительный процесс информатизации школ на основе современных компьютеров, поступающих в учебные заведения страны, открывает в образовании путь электронным учебникам. Этот термин в настоящее время наиболее устойчив, и к этому типу разработок относятся все в большей или меньшей степени целостные компьютерные курсы учебного назначения.

Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Следовательно, учебник как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:

  • учебный материал излагается из определенной области знаний;

  • этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;

  • материал в учебниках излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.

Преимущества электронного учебника перед печатной книгой состоят в следующем:

  • Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. Имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник содержит материал нескольких уровней сложности, размещенный на одном лазерном компакт-диске. Он может включать иллюстрации и анимации к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.

  • Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Наглядность обеспечивается использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.

  • Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Он позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе учащегося программа дает верный ответ с разъяснениями и комментариями.

  • Электронный учебник является мобильным: при его создании и распространении выпадают стадии типографской работы. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации

  • Доступность электронных учебников выше, чем у печатных. При увеличении спроса легко можно увеличить их тираж, или можно переслать по сети.

  • Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронный учебник, поддерживающий школьную программу и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. А можно разработать электронный учебник по принципу вертикального изучения учебного материала. Электронный учебник может объединить весь изучаемый материал по одной теме с 7 по 11 классы. Его можно использовать и для самостоятельных занятий, для подготовки к сдаче экзаменов, на уроках, для подготовки экстерна.

В любом учебнике (электронном и печатном) выделяются две основные части: содержательная и процессуальная. В электронном учебнике к ним добавляются еще две части: управляющая и диагностическая. Содержательная часть учебника включает следующие компоненты: познавательный, демонстрационный; процессуальная часть включает компоненты: моделирующий, контрольный, закрепляющий. Познавательный компонент направлен на передачу знаний обучаемому. Это, как правило, текстовая информация. Демонстрационный компонент поддерживает и раскрывает содержательный; моделирующий компонент позволяет применять знания к решению практических задач, моделировать изучаемые явления, процессы. Контрольно–закрепляющий компонент определяет степень усвоения учащимися изучаемого материала. Управляющая часть представляет собой программную оболочку электронного учебника, способную обеспечить взаимосвязь между его частями и компонентами. Диагностическая часть хранит статистическую информацию о работе с конкретными программами.

Вместе с тем, необходимо отметить, что электронный учебник, никогда не заменит печатной книги. При изучении теоретических основ предмета с экрана очень трудно что-либо усвоить. Серьезно изучать теорию надо с бумагой и карандашом по печатному учебнику. Электронный учебник может лишь освежить в памяти некоторые уже известные факты. Поэтому в образовательном процессе необходимо правильно сочетать все формы подачи учебного материала.1


2.2.2. Интерактивные компьютерные тренажеры.


Компьютер может выполнять не только функции хранилища и инструмента реализации ряда педагогических приемов и методик, но и роль дотошного, идеально аккуратного помощника учителя при выполнении им трудоемких и нетворческих видов работы. Такое применение компьютерных технологий, безусловно, целесообразно на этапах закрепления у школьников основополагающих элементов знания и последующей отработки необходимых для их использования базовых умений, а также при контроле хода этих процессов. Не освоив в полной мере определенную совокупность элементов знания и стандартных процедур, учащиеся чаще всего не готовы к решению более сложных задач. Закрепление предполагает периодическое повторное проведение тех же интеллектуальных процедур, поскольку неизбежна утрата знаний и умений с течение времени. Кроме того, узкие временные рамки школьной программы не позволяют многократно повторять базовый материал с непосредственным участием в этом процессе учителя. И здесь компьютерные технологии, прежде всего в форме интерактивных тренажеров, могут оказать учителю существенную помощь.

Полезность интерактивных тренажеров наиболее очевидна для устранения ошибок учащихся, связанных с нечетким представлением о процедурах использования понятий и законов, приводящих к неверной системе уравнений для решения задачи; пробелами в умении переводить одни единицы измерений в другие, считать без ошибок и т.д. Вместе с тем использование компьютерных технологий способствует улучшению результатов выполнения заданий, требующих понимания физической сути рассматриваемых явлений, правильного использования законов в конкретной ситуации.

Традиционные наборы заданий с выбором ответа при методически выверенной последовательности их подачи на экран могут давать эффект тренинга. Однако упражнения в такой форме достаточно монотонны и потому непривлекательны для учащихся; мотивация к их выполнению быстро падает. Гораздо предпочтительнее давать задания, предполагающие выполнение на экране последовательности разнообразных активных действий. Отдельные тренажеры, как правило, объединяются в обучающие сценарии – тематически связанные, обладающие содержательной преемственностью, шаг за шагом усложняющиеся задания. В рамках сценария учащийся вынужден последовательно и самостоятельно разбирать все ключевые ситуации для некоторого класса задач. Системность рассмотрения, вместе с целенаправленностью и осмысленностью манипуляций с графическими и текстовыми объектами, обеспечивает усвоение и фиксацию действий и связанных с ними знаний и умений, в результате чего в сознании ребенка складывается устойчивая и ассоциативно связанная совокупность представлений и операциональных компетентностей. Экспертная система тренажера осуществляет пошаговый контроль правильности действий ученика, давая контекстные реакции на ошибки, чем обеспечивается формирование индивидуальной траектории обучения. При этом для учителя существенно снижаются объемы рутинной работы – многократных детальных объяснений с контролем освоения каждого элемента.

Тренажеры совмещают в себе черты качественных и количественных задач. Они не позволяют допускать небрежности и оставлять неопределенность в графическом изображении ситуации, требуют от учащегося задумываться при выполнении рисунка, построении картины векторов, записи уравнений, над вопросами, которые при решении задачи на доске или бумаге часто упускаются. Благодаря «эталонной» последовательности анализа ошибок, реализуется обучающая функция тренажера: он навязывает ученику соответствующую условию задачи логику анализа ситуации, позволяет найти первое звено логической цепочки и выстроить порядок рассуждений и умозаключений вплоть до получения полного решения.

Реакции на ошибки образуют иерархию по интенсивности оказываемой помощи. На первом уровне экспертная система не указывает прямо, как исправить ошибку, а только обращает внимание ученика на возникшие противоречия, стимулируя его к более тщательному анализу ситуации, выработке важного навыка самоконтроля. Самостоятельно поняв причину ошибки, ученик с большей вероятностью справится впоследствии как с подобной, так и с новой задачей. Помощь следующих уровней представляет собой все более явные подсказки, призванные обеспечить успех решения задачи пользователем практически любого уровня подготовки.

Положительный эффект при использовании интерактивных тренажеров заметен в большей степени для учащихся со средним и ниже среднего уровнями способностей и подготовки. Для некоторых многократное повторение является, к сожалению, чуть ли не единственным способом получить ненулевой уровень знаний и умений.

С другой стороны, учащиеся с хорошими способностями нередко грешат поверхностностью, и для них компьютерный тренаж имеет свой смысл, позволяя оперативно контролировать полноту усвоения базового материала, отсутствие «белых пятен».


2.2.3. Компьютерные модели.


Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических процессов и явлений.

Компьютерное моделирование - сравнительно новый научный метод. Суть его заключается в следующем: на основе известных законов, уже изученных явлений создается математическая модель - абстрактный объект, подчиняющийся тем же законам. Математическая модель, описанная на языке программирования, получает возможность "ожить".

Компьютерные модели позволяют получать в динамике наглядные запоминающиеся иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизвести их тонкие детали, которые могут ускользать при наблюдении реальных физических опытов. Компьютерное моделирование позволяет изменять временной масштаб, варьировать в широких пределах параметрами и условиями экспериментов, а также моделировать ситуации, недоступные в реальных экспериментах. некоторые модели позволяют выводить на экран графики временной зависимости величин, описывающих явление, причем графики выводятся на экран одновременно с отображением самих экспериментов, что придает им особую наглядность и облегчает понимание общих закономерностей изучаемых процессов. В этом случае графический способ отображения результатов моделирования облегчает усвоение больших объемов получаемой информации.

При использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не реализуемую в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощенной теоретической модели с поэтапным включением в рассмотрение дополнительных усложняющих факторов, постепенно приближающих эту модель к реальному явлению.

При грамотном использовании компьютерных моделей физических явлений можно достигнуть многого из того, что требуется для неформального усвоения курса физики и для формирования физической картины мира.

Компьютер помогает сделать это и в неблагоприятных условиях, таких как:

  • отсутствие интереса к предмету у ученика, когда он считает, что физика в дальнейшем ему не будет нужна;

  • отсутствие способностей к изучению точных наук;

  • нехватка лабораторного оборудования в школе для демонстрации эксперимента.

Метод компьютерного моделирования имеет следующие преимущества перед другими традиционными методами:

  • дает возможность смоделировать эффекты, изучение которых в реальных условиях невозможно(таковы многие эффекты квантовой физики и физики ядра); либо очень затруднительно по технологическим причинам;

  • позволяет моделировать и изучать явления, предсказываемые любыми теориями;

  • является экологически чистым и не представляет опасности для природы и человека;

  • обеспечивает наглядность;

  • доступен в использовании.

  1. Для эффективного вовлечения учащихся в учебную деятельность с использованием компьютерных моделей необходимы индивидуальные раздаточные материалы с заданиями и вопросами различного уровня сложности. Для этого необходимо разрабатывать технологические карты работы с моделью.В них могут содержаться следующие виды заданий:

  • 1. Ознакомительное задание (назначение модели, управление экспериментом, задания и вопросы по управлению моделью).

  • 2. Компьютерные эксперименты (проведение простых экспериментов по данной модели по предложенному плану, вопросы к ним и результаты измерений).

  • 3. Экспериментальное задание (планирование и проведение ряда компьютерных экспериментов).

  • 4. Тестовые задания (выбор правильного ответа, используя модель).

  • 5. Исследовательское задание (проведение эксперимента, доказывающего некоторую предложенную закономерность, или опровергающего ее; самостоятельное формулирование ряда закономерностей и подтверждение их экспериментами).

  • 6. Творческое задание (формулировка учебной задачи, ее решение, постановка эксперимента для проверки полученных ответов)2.

  1. Правила применения компьютерных моделей на уроке таковы:

1. Модель явления необходимо использовать лишь в том случае, когда невозможно провести эксперимент, или когда это явление протекает очень быстро и за ним невозможно проследить детально.

2. Компьютерная модель должна помогать разбираться в деталях изучаемого явления или служить иллюстрацией условия решаемой задачи.

3. В результате работы с моделью ученики должны выявить как качественные, так и количественные зависимости между величинами, характеризующими явление.

4. При работе с моделью необходимо предлагать ученикам задания разного уровня сложности, содержащие элементы самостоятельного творчества.



2.3. Электронная библиотека кабинета физики и методика ее использования.


В 2003 году в школе был создан учебный кабинет, оснащенный современным компьютерным оборудованием (7 компьютеров, сканер, принтер, мультимедиа проектор). Район Заволжье города Рыбинска имеет свою специфику: около 85% населения – люди рабочих специальностей с низким материальным достатком, поэтому многие ученики либо вообще никогда не работали на компьютере, либо их контакты ограничивались играми в компьютерных клубах. Поэтому решение ознакомить ребят с компьютерными программами по физике утвердилось после начала эксплуатации кабинета.3

Применение компьютера на уроке физики началось с приобретения диска 1С: Школа. Физика, 7 – 11 кл. Библиотека наглядных пособий.

Программа демонстрационного вида, прошла экспертизу Федерального экспертного совета и получила гриф «Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия». Создана авторским коллективом под руководством Н.К.Ханнанова. Представляет собой библиотеку мильтимедиа объектов.

Данный образовательный комплекс предназначен для

  • сопровождения уроков;

  • составления рефератов;

  • виртуальных экспериментов;

  • интерактивных докладов;

  • мультимедиа-презентаций.

Образовательный комплекс содержит 63 анимацию, 41 видеофрагмент, 96 моделей (с методическими указаниями к проведению эксперимента), 162 фотографии, 320 рисунков, 465 физических определений, 125 формул. 45 обобщающих таблиц. Всего более 1300 учебных объектов. Большое количество из них имеет звуковое сопровождение.

Из отдельных учебных объектов программа позволяет формировать наборы для сопровождения конкретного урока не только из материалов данного диска, но и собственных материалов учителя.

Библиотека снабжена системой поиска. Поиск можно вести в двух направлениях:

  • по разделам (механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, оптика, специальная теория относительности, квантовая и ядерная физика, методы познания);

  • по объектам .

Объекты этой библиотеки, несмотря на свою простоту, обладают значительным дидактическим потенциалом и вполне эффективны как самостоятельные учебные средства. Они могут быть включены в систему дидактического обеспечения самых разнообразных видов учебной деятельности школьников – от простого восприятия материала на основе экранных медиаформ его представления до активной исследовательской работы с интерактивными виртуальными объектами.

Этот диск можно применить практически на любом уроке: лекции, уроке повторения и обобщения материала, виртуальной экскурсии, лабораторном практикуме, презентации и т.д. Найти необходимый материал достаточно легко, так как подборка объектов привязана к параграфам учебников (21 учебник из Федерального перечня 2004 года) и осуществляется компьютером автоматически.

Поработав с диском «Библиотека наглядных пособий», проанализировав результаты уроков, проведенных с его использованием, начала создавать медиатеку, которая насчитывает в настоящее время более 10 дисков, имеющих различное назначение. Вот некоторые из них:

Обучающие курсы серии «Ваш Репетитор» (TeachPro). Физика 7-11 класс.

Эта программа состоит из двух дисков:

  1. Интерактивные лекции.

  2. Решение задач.

Это электронное издание призвано помочь в изучении школьного курса физики. Содержит все основные разделы этого курса.

  • Для успешного освоения представленного материала в системе TeachPro предусмотрено несколько режимов обучения:
    в режиме «фильм» осуществляется непрерывная демонстрация приемов работы с пояснениями автора;

  • в режиме «шаг» урок разбивается на некоторое количество частей или шагов. Каждый шаг определяет некоторый фрагмент материала, о котором говорит лектор. После прослушивания одного шага лекция прерывается, и обучаемый может по выбору начать слушать следующий шаг либо еще раз прослушать предыдущий;

  • В режиме «контроль» лекция также разбивается на фрагменты. По окончании каждого фрагмента лекции обучаемому предлагается выполнить то или иное действие самостоятельно (при необходимости компьютер подскажет);

  • В режиме «тест» пользователь может оценить накопленные знания. При этом придется самостоятельно решить задачи, которые поставит программа.
    Весь учебный курс разделен на лекции (или главы). Лекции делятся на

уроки. Специальная система поиска позволяет быстро найти любую информацию или нужный урок по введенным символам.

Удобный интерфейс позволяет любому, даже совсем неопытному пользователю быстро научиться работать с программой.

Диск «Решение задач» содержит 1001 задачу с решениями по всем основным разделам школьного курса физики. Основными источника задач являются А.П.Рымкевич и П.А.Рымкевич «Сборник задач по физике» (М.Просвещение.1984г) и Г.А.Бендриков, Б.Б.Буховцев, Г.Я.Мякишев «Задачи по физике для поступающих в ВУЗы» (М.Наука.1984).

Этот программный продукт я использую в следующих случаях:

  • для обучения детей, длительное время находящихся на лечении,

  • для обучения детей на дому;

  • во время урока как аудиовизуальное средство , сопровождающееся звуком, рисунками, моделями, анимациями;

  • при рассмотрении решения отдельных задач.

Для занятий с сильными учащимися, заинтересованными в более глубоком изучении физики, приобретена обучающая программа фирмы «МедиаХауз» «Курс физики XXI века. (Полный курс. 2CD)» (автор Л.Я. Боревский).

Для изучения нового материала эта программа мною не используется. Но освежить в памяти учащихся некоторые уже известные факты с ее помощью можно. Кроме того, при проведении уроков я пользуюсь моделями физических процессов, представленными на диске.

Чаще всего это издание применяю как тренажер для решения задач. Решение задачи происходит по этапам. На каждом этапе нужно правильно ответить на вопрос программы (выбрать либо следующий пункт плана решения, либо указать направление вектора, либо набрать нужную формулу и т.д.) Каждый неудачный выбор увеличивает число попыток и уменьшает общую оценку, а в случае правильного ответа, программа показывает все предыдущее решение и задает следующий вопрос. Успешно завершив решение задачи, можно получить совет по более эффективному ее решению.

Кроме того, в качестве тренажера удобно использование программных продуктов Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Например, «Репетитор по физике Кирилла и Мефодия. 2006». Система предлагает три режима работы с тестовыми заданиями: свободный тренинг, свободный экзамен, ЕГЭ. Включает более 2800 тестовых заданий, тематика которых охватывает программу общеобразовательной школы по физике.

Режим «свободный тренинг» позволяет проходить тестирование по одной или нескольким темам, отложить выполнение теста, при необходимости – получать подсказку и использовать справочный материал, а также провести работу над ошибками.

Режим «свободный экзамен» дает возможность выполнить экзаменационную работу из 20 тестовых заданий по выбранной теме или разделу. Также можно провести работу над ошибками.

Режим «ЕГЭ» предназначен для тестирования по версиям вариантов единого государственного экзамена, что позволяет интеллектуально и психологически подготовиться к новой технологии контроля уровня знаний и получить подробных анализ результатов тестирования.

В качестве тренажера для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ я также использую программы :

  • 1С: Репетитор. Физика + Варианты ЕГЭ. 2006

  • 1С: Школа. Физика 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

Очень удобным изданием для учителя физики является диск «Открытая физика», созданный авторским коллективом под редакцией профессора МФТИ С.М.Козела (фирма «Физикон»). Его содержание совпадает с программой по большинству тем, очень удобен в использовании, содержит множество графических иллюстраций и демонстраций процессов. Изменение параметров в различных процессах позволяет проводить лабораторные работы. Графики можно использовать для проверки графиков, построенных учениками.

Эта программа позволяет реализовать требования к уровню подготовки выпускников:

  • собирать установки для эксперимента по описанию или схеме, проводить наблюдения изучаемых явлений;

  • измерять различные параметры;

  • представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и описывать полученные зависимости, а также воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах.

Компания «Новый диск» выпустила интерактивную мультимедиа энциклопедию науки и техники «От плуга до лазера». Это русская версия энциклопедии «The Way Things Work», которая является одним из самых успешных изданий компании «Дорлинг Киндерсли».

Данная энциклопедия позволяет учащимся познакомиться с историей технического прогресса, основными научными понятиями, а также принципами работы более 150 различных устройств и механизмов. Она содержит 300 анимационных фрагментов, 27 видеофрагментов, 22 мультфильма, 400 страниц текста, 1000 иллюстраций, 1500 экранов.

Энциклопедия «От плуга до лазера» раскрывает перед учащимися дверь в многообразный мир техники. Принципы действия каждого устройства объясняются с помощью наглядных анимаций. Переходя от одного узла к другому, можно разобраться в работе самых сложных механизмов – от тех, которые были изобретены много веков назад, до новейших достижений технического прогресса. В энциклопедии есть «Книга изобретателей», в которой приведены краткие сведения об ученых, изобретателях и их разработках.

Энциклопедия снабжена удобной системой поиска информации, как на основе научных понятий, так и на основе алфавитного каталога и хронологической шкалы. Кроме того, энциклопедия имеет выход в Интернет на страницы клуба юных любителей техники (http://www.nd.ru/dk), которые расположены на сайте компании «Новый диск» или на сайте mammoth.net. На этих страницах можно принять участие в ряде конкурсов, в том числе и на лучшее изобретение месяца.

Энциклопедия позволяет учителю продемонстрировать множество приборов и механизмов, которые изучаются в курсе физики. Например: рычаг и устройства на его основе, четырехтактный двигатель и другие узлы автомобиля, микрофон и динамик, радиолокационная станция, радиотелескоп, лазер и др.

Вносят оживление на уроках и просмотры мультиков с участием Мохнатого Мамонта. В основу сюжетов всех мультфильмов заложены физические явления, поэтому обсуждение приключений Мамонта позволяет лишний раз показать учащимся пользу от знания законов физики.

Энциклопедию «От плуга до лазера» можно также использовать и для организации проектной деятельности учащихся. Она позволяет провести ряд исследований и сделать обзоры технических устройств. Например: история и развитие искусственных источников света – от свечи до лазера; развитие средств связи; где и как используются линзы.

При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Практически по любому разделу физики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. Но эти готовые программы не всегда учитывают индивидуальных особенностей учащихся и уровня обученности класса. Поэтому я использую программу-тестировщик МАМИ Тестинг (разработана для университета МГТУ, распространяется бесплатно). Эта программа очень удобна: вопросы и варианты ответов легко вносить и менять. Обычно по одной теме составляю несколько тестов, разного уровня сложности. В процессе тестирования подсчитывается количество правильных ответов и по завершении работы компьютер выставляет ученику оценку.

Для эффективной работы с электронной библиотекой кабинета физики создаю каталог мультимедийных ресурсов, с помощью которого можно быстро найти необходимые уроку материалы. Затем включаю их в тематическое и поурочное планирование .4



2.422222222.4. Этапы проектирования уроков с применением информационных технологий.

Разработка урока с использование ИТ можно состоит из следующих этапов[17]:

  1. Концептуальный. На данном этапе с позиций макроанализа определяются дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов:

  • формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;

  • формирование умений;

  • контроль усвоения и т.п.

Исходя из контента урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования ИТ или ресурсов Интернет в образовательном процессе. К основным причинам можно о отнести:

  • дефицит источников учебного материала;

  • возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (видеофрагментов, моделей, таблиц, схем и т.п.)

  • визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

  • формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности;

  • необходимость работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью их исследования в интерактивном режиме;

  • создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, игровые и состязательные формы обучения и т.п.);

  • необходимость объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.

В соответствии с указанными аргументами выбирается и методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов

2.Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока: урок-презентация, урок-исследование, виртуальныя экскурсия, практикум, тематический проект и т.п.

Проводится микроанализ и выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся – ОЭР – учебный материал), их функциональные взаимосвязи на каждом из этапов урока.

На данном этапе проводится более детальный анализ (доработка или модернизация) электронных ресурсов с позиций принципа генерализации информации, изучается сопроводительная инстукторско-методическая документация, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.

Именно на этом этапе определяется необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства).

3. Операциональный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и электронным ресурсом и обучающим с другой; осуществляется поэтапное планирование урока.

Для каждого из этапов определяется:

  • цель;

  • длительность этапа;

  • форма организации деятельности учащихся;

  • функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе;

  • форма промежуточного контроля и т.п.

На основании этого заполняется технологическая карта урока.5





Заключение.

Физика – это один их тех школьных предметов, в которых использование информационно-коммуникационных технологий может активизировать все виды учебной деятельности. Использование Интернета, различных компьютерных программ позволяет получать разнообразную текстовую, визуальную, звуковую информацию. Мультимедийные технологии позволяют, объединяя различные формы представления информации, не только выстраивать материал в виде линейной последовательности, но и создавать возможность нелинейного перемещения между частями материала.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Анализ уроков, проведенных с применением ИТ, позволяет мне сделать следующие выводы:

  • на уроках с применением ИТ наблюдается заметное повышение мотивированности обучения;

  • возрастает роль самостоятельных исследований и размышлений;

  • происходит изменение индивидуальных стратегий учебной деятельности и переход от заучивания формулировок к поиску проверяемых фактов через постановку вопросов, выдвижение предположений, их подтверждение или опровержение;

  • вырабатывается алгоритм научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

  • вырабатываются презентативные умения и навыки;

  • смещается акцент в образовательных целях в сторону самостоятельного поиска, сбора, анализа и представления информации, проектирования деятельности.

Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования - выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.












Список литературы


  1. Баяндин Д.В., Медведева Н.Н., Ханнанов Н.К. Интерактивные компьютерные тренажеры в школьном курсе физики.// Физика в школе. – 2004. - №4. - С. 3 – 9.

  2. Винницкий Ю.А., Нурмухамедов Г.М. Компьютерный эксперимент в курсе физики средней школы.// Физика в школе. – 2006. - №6. - С. 42 – 48.

  3. Использование в образовательном процессе учебно-методического комплекта для системы педагогического образования. - М.: Федеральное агентство по образованию, 2004.

  4. Кавтарев А.Ф. Информационные технологии и электронные образовательные ресурсы для учителя физики.// Школьные технологии. -2005. - №4. - С. 207 – 222.

  5. Оспенникова Е.В. Что есть для основной школы? [Электронные издания – на школьный урок].// Физика. [Первое сентября]. - 2006. - №6. – С. 32 – 35.

  6. Оспенникова Е.В. Что есть для основной школы? [Электронные издания – на школьный урок].// Физика. [Первое сентября]. - 2006. - №8. – С. 35 – 37.

  7. Оспенникова Е.В. Подготовка учителей физики к внедрению новых информационных технологий в практику школьного обучения.//Информатика и образование. – 2004. - №12. – С.25 – 30.

  8. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». / И.Д.Фрумин, Е.Н.Соболев, С.М.Авдеева и др. - М.: Локус-Пресс. - 2003.

  9. Степанова Л.Г. Некоторые методические аспекты применения электронных учебников в процессе обучения физике.// Информатика и образование. – 2007. - №1. - С. 116 – 119.

  10. Ханнанов Н.К. Цифровые учебные коллекции: виды и перспективы использования в обучении [Электронные издания – на школьный урок]. //Физика. [Первое сентября]. - 2006. - №12. – С. 29 – 34

  11. Чалимова Р.А. Информационные технологии и Интернет-ресурсы в практике учителя физики.// Физика в школе. – 2006. - №4. - С. 14 – 17.

  12. Васильев В.И. Информационно-методические вопросы информатизации образования. - http://petrsu.karelia.ru/.- 15.06.2007.

1 Приложение 1.

2

3

4

5 Приложение 5.

26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!