СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интеллектуальной экологической конкурсной игры "РЕКИ - ЧУДЕСНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка интеллектуальной экологической конкурсной  игры «Реки – чудесный дар природы» адресована любителям речной гидрологи (потамологии).

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интеллектуальной экологической конкурсной игры "РЕКИ - ЧУДЕСНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ".»

54


Управление образования

администрации Богородского городского округа

Московской области


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Городская станция юных туристов»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНКУРСНОЙ ИГРЫ




«РЕКИ –


ЧУДЕСНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ»






Автор - составитель: Коровин Олег Алексеевич – педагог-организатор экологического отдела МБУ ДО СЮТур


Ногинск - 2021

Методическая разработка: интеллектуальная экологическая конкурсная игра «Реки – чудесный дар природы».

Ногинск, 2021 г.

Количество страниц издания – 33 стр.









































Содержание:


1 Аннотация – 4стр.

2. Пояснительная записка – 5 стр.

3. Цели и задачи – 6 стр.

4.Ход игры – 7 – 16 стр.

5. Используемые термины – 17 - 18 стр.

6. Список использованных источников – 19 стр.

7. Приложение – 20 - 33 стр.




































Аннотация


Данная методическая разработка интеллектуальной экологической конкурсной игры «Реки – чудесный дар природы» адресована любителям речной гидрологи (потамологии).








































Пояснительная записка


В предложенной методической разработке интеллектуальной экологической конкурсной игры «Реки – чудесный дар природы» обучающиеся знакомятся с азами речной гидрологи (потамологии).

Речная гидрология (потамология) - буквально переводится с древне – греческого языка как «наука о реках») — один из крупнейших разделов гидрологии суши. Предмет изучения — гидрологические процессы рек, морфометрия речных бассейнов, строение речных сетей; русловые процессы, режим устьевых областей рек; испарение и инфильтрация воды в речном бассейне; водный, термический, ледовый режим рек; режим наносов; источники и виды питания рек, различные химические и физические процессы в реках.

Эта наука о воде, которая есть на земле: моря, реки, озера, пруды, а учёных, которые занимаются изучением водных ресурсов Земли, их состава и процессов, протекающих в морях, реках и океанах – называют гидрологами.

Предложенная разработка интеллектуальной экологической конкурсной игры «Реки – чудесный дар природы» является частью экологической работы естественнонаучного отдела, проводимой в МБУ ДО СЮТур, предназначена для географов, экологов, краеведов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов.

Проводить конкурсную игру рекомендую:

- 14 марта - Международный день рек.

- 22 марта – Всемирный день воды.

Предложенная разработка интеллектуальной экологической конкурсной игры позволит педагогам сделать свой вариант её проведения, ориентируясь на уровень подготовки учащихся. Организуя подобные игры в УДО и школах, педагоги смогут расширить кругозор обучающихся на краеведческом материале Богородского городского округа, повысить их экологическую культуру.















Цели и задачи:


Образовательная: систематизация и закрепление знаний учащихся о речной гидрологии.

Развивающая: коммуникативные умения учащихся, мышление, память.

Воспитательная: развитие любознательности, настойчивости в приобретении знаний.


Задачи:


- Расширение кругозора учащихся;

- Заинтересованность в познании нового;

- Развитие находчивости, смекалки;

- Выявление уровня знаний по речной гидрологии (потамологии) родного края.


Форма проведения: конкурсная игра.


Продолжительность: 45 мин.


Участники: учащиеся 7-х классов.


Оборудование:

судейский лист (приложение № 1), секундомер, карандаши (ручки), раздаточный материал для конкурсов по числу команд, столы (парты) для команд, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.


Подготовка к игре:

беседы о реках, озёрах, формирования команд (3 чел.), названия команд, выбор капитанов.


Оформление:

музыкальное сопровождение, выставка книг, рисунков о реках и озёрах.


Судьи конкурса: педагоги УДО.


Итоги игры:

подведение итогов и награждение победителей (1,2,3 место) происходит сразу после окончания игры.






Х од игры: «Реки – чудесный дар природы».


Ведущий:


Добрый день дорогие друзья! Мы рады Вас приветствовать у нас на Станции юных туристов!

Интеллектуальная экологическая конкурсная игра, на которую Вы приехали, называется «Реки – чудесный дар природы» проводится она в связи с Международным днём рек.

Инициатором праздника стала экологическая организация под названием «Международная сеть рек». Ее предложение поддержали на первой международной конференции против строительства крупных плотин, которая прошла в марте 1997 года в Бразилии в городе Куритиба.

Впервые эта дата стала отмечаться в 1998 году. Именно 14 марта 1998 года в более чем 20 странах мира, в том числе в Бразилии, Индии, Таиланде, Австралии, России, Японии, США небезразличные к судьбе рек люди приняли участие в субботниках по очистке рек. Вот такая краткая история возникновения этого праздника.


А теперь немного об игре «Реки – чудесный дар природы»


Проводить интеллектуальную конкурсную игру буду я, педагог-организатор экологического отдела МБУ ДО СЮТур Коровин О.А.

В игре оценивать Вас будет жюри это наши ПДО ФИО (представление жюри):____________________________________________________________


За компьютером мне будет помогать ПДО: __________________________________________________________________


Игра состоит из семи конкурсов:

1.Конкурс «Два в одном» (1.река: основные понятия (тест), 2.схема реки).

2.Конкурс «Реки – голубые меридианы» (кроссворд).

3.Конкурс «Урок на будущее» (файндворд).

4.Конкурс «Водная артерия» (пересечения). таб. Пифагора.

5.Конкурс «Реки детства» (ребусы).

6.Конкурс «Озёра - земные хранилища влаги» (телефон).

7.Конкурс «Реки – посланцы неба» (пословица и поговорка).


В каждом конкурсе свои правила, о них я буду рассказывать по ходу игры.

Команды проходят все этапы игры, набирая максимальное количество баллов в каждом конкурсе.

Победитель определяется по наибольшему количеству набранных баллов во всех 7 конкурсах. 109 это максимальное количество баллов, которое может набрать команда в игре.

Итак, все организационные вопросы мы решили, теперь переходим непосредственно к игре.

Ведущий:


Своё начало реки берут с едва заметных маленьких родников, подземных вод, в озёрах или болотах, расположенных высоко в горах ледников.

Исток реки образовывается с маленькой струйки, к которой присоединяются другие небольшие струйки, формируя сначала ручеёк, затем – речные потоки.

Некоторые из них через некоторое время превращаются в крупные реки, а другие оказываются их притоками.


Берут начало реки
От ливней проливных,
Вниз, из «варяги в греки»,
Не зная рулевых

Стремятся и стекают
В безбрежные моря,
Моря не высыхают
Дождям благодаря.

Задорно и беспечно
Ручей бежит к реке,

По камушкам проворно,
Как пёс на поводке.

Вода его прозрачна,
А песня коротка,
Но речка благодарна,
Вбирает рукава.

Несутся вместе к морю,
То плёс, то перекат,
С ветрами дружно споря,
Им нет пути назад.



Первый конкурс игры называется:

«Два в одном».

(приложение № 2)


Правило конкурса:

В этом конкурсе командам даны два задания: 1. «Реки: основные понятия», 2.«Схема реки».

В первом задании командам надо ответить на вопросы теста. Даны 7 вопросов и к ним по три ответа, задача команд подчеркнуть правильный ответ.

Во втором задании командам надо подписать на схеме части реки, определить правый берег, левый берег.

Время выполнение: 5 мин.

Оценка: от 1 до 13 баллов.

Ответ:

1. Река: основные понятия:

1.Исток. 2.Устье. 3.Русло. 4.Дельта. 5.Пойма. 6.Приток. 7.Речной бассейн.

2.Схема реки:

1.Исток. 2.Правый берег. 3.Левый берег. 4.Правый приток. 5.Левый приток. 6.Устье.

Ведущий:


Гидрология (от др.-греч. гидро - «вода» + логос -  «слово, учение») - наука, изучающая природные воды, их взаимодействие с атмосферой (газовая оболочка небесного тела) и литосферой (твёрдая земная оболочка), а также явления и процессы, протекающие в водах (испарение, замерзание и т. п.).

Гидрология изучает все виды вод гидросферы в океанах, морях, реках, озёрах, водохранилищах, болотах, почвенные и подземные воды.

Гидрология занимается исследованием круговорота воды в природе, влияние на него деятельности человека и управление режимом водных объектов и водным режимом отдельных территорий;

проводит анализ гидрологических элементов для отдельных территорий и Земли в целом;

даёт оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов.


В гидрологии есть много разделов, вот некоторые из них:

Лимнология или озероведение — раздел гидрологии, наука о физических, химических и биологических аспектах озёр и других пресных водоёмов, в том числе и водохранилищ. 

Океанология изучает характеристики больших масс воды.

Гидрология болот (болотоведение) - раз­дел гид­ро­ло­гии су­ши, за­ни­маю­щий­ся изу­че­ни­ем бо­лот и за­бо­ло­чен­ных, по­кры­тых тор­фя­ны­ми от­ло­же­ния­ми, зе­мель. 

Гидрогеология изучает происхождение, условия залегания, состав и закономерности движений подземных вод.

Гляциология изучает природные льды на поверхности Земли, в атмосфере и литосфере.



Второй конкурс игры называется:

«Реки – голубые меридианы».

(приложение № 3)



Правило конкурса:

В этом конкурсе командам надо прочитать вопросы, а ответы вписать в сетку кроссворда, если все ответы будут правильные, то в выделенной строке команды прочтут ключевое слово - название науки о реках.

Время выполнение: 3 мин.

Оценка: от 1 до 12 баллов.

Ответ: 1. Лимпопо. 2. По. 3. Тигр. 4.Амазонка. 5.Темза. 6.Ориноко. 7. Висла. 8. Одер. 9. Ганг. 10.Нил. 11.Янцзы.

Название науки о реках: Потамология (речная гидрология).

Ведущий:


Есть в мире много всяких рек,

Великих, сильных, полноводных,

Коварных, тихих, благородных,

Воспел их в песнях человек.


Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,

Есть Волга матушка-река.

Меконг, Янцзы

и Хуанхэ, где жёлтый берег вдалеке.


Амур, Даугава

и Миссури, рассветы там синей лазури.

Я слышал Конго, есть река,

Темна, опасна, глубока.


Есть Амазонка, Ориноко,

Текут они в дали далёкой,

Есть Нил великий, Ганг огромный,

Есть множество - больших и скромных…




Третий конкурс игры называется:

«Урок на будущее».

(приложение № 4)


Правило конкурса:

В этом файндворде, командам надо найти название 10 российских рек. Каждая из этих рек, спряталась в тексте. Для того чтобы их отыскать, надо знать, что название рек может состоять из окончания одного слова и начала следующего. А иной раз между ними вставляют предлоги или союзы, которые тоже могут входить в состав слова. Все буквы в этих словах идут подряд.

Время выполнение задания: 4 мин.

Оценка: от 1 до 10 баллов.

Ответ: 1.Лена. 2.Дон. 3.Волга. 4.Нева. 5.Урал. 6.Уфа.7.Москва. 8.Ока. 9.Енисей. 10.Амур.


Ведущий:


Если посмотреть на карту мира. Мы увидим на ней множество голубых нитей, покрывающих Землю сложным узором. Это реки нашей планеты, её жизненные артерии, по которым, словно кровь в живом организме, пульсируя, движется вода.

Через горы, равнины, леса несут они свои воды – чистые и мутные, студёные и тёплые, быстрые и величаво – медленные.

Одни реки – могучи и полноводны, другие - скромны и незаметны, а есть и такие, которые, словно мотыльки, недолговечны и после короткого прилива сил надолго угасают.

У каждой реки свой характер и только ей одной присущие особенности. Ибо каждая река – оригинальное, неповторимое дитя природы со своими причудами и со своей удивительной судьбой.


Четвёртый конкурс игры называется:

«Водная артерия».

(приложение № 5)


Правило конкурса:

В этом конкурсе команды должны найти для каждой реки свою страну. Тогда из букв на пересечении пар сложится ключевое слово - название реки. Затем заполнить пропуски в тексте характеристики реки, которую вы разгадали.

Время выполнение: 3 мин.

Оценка: от 1 до 28 баллов.

Ответ:

1.Ганг – Индия (К).

2.Енисей – Россия (Л).

3.Рейн – Германия (Я).

4.Темза – Великобритания (З).

5.Миссисипи – США (Ь).

6.Сена – Франция (М).

7.Лимпопо – Африка (А).

Ключевое слово: Клязьма.


Пересекает Богородский городской округ (БГО) с запада на восток.

Длина реки: 686 км. Левый приток реки Ока.

Исток реки: у села Кочергино Солнечногорского района Мос. обл.

Устье реки: в Нижегородской области.

Протекает по территории 4-х областей: Московская, Владимирская, Ивановская, Нижегородская.

Протяжённость реки по территории Московской обл.228км.

В неё впадает 222 реки и речки.

Притоками её на территории БГО являются Воря, Шаловка, Васса, Черноголовка, Лавровка, Загрёбка, Шерна.





Ведущий:


Река! Как много говорит это слово сердцу каждого человека! У одних оно вызывает в памяти воспоминания о широкой водной глади, по которой ходят пароходы и буксиры тянут бесконечные караваны барж и плотов.

Другим вспоминается шумный, говорливый поток, вечно куда-то спешащий, или равнинная река, с омутами, заводями и песчаными пляжами, в чьих тихих водах так хорошо купаться и ловить рыбу.

Свою единственную милую реку далеко не всегда найдешь на карте, но зато на ее берегах прошли годы детства и юности…


П ятый конкурс игры называется:

«Реки детства».

(приложение № 6)


Правило конкурса:

Ребус в переводе с латинского языка означает: «не словами, а при помощи вещей». Это загадка, в которой искомое слово или фраза даны комбинацией изображения различных предметов, букв, цифр, нот и других знаков. В этом конкурсе команды должны разгадать ребусы о реках Богородского городского округа.

Время выполнение: 4 мин.

Оценка: от 1 до 20 баллов.

Ответ: 1.Солонога. 2.Лаврушка. 3.Вохна. 4.Клязьма. 5.Шерна. 6.Дубёнка. 7.Мелёжа. 8.Гвоздёнка. 9.Воря. 10.Жмучка. 11.Пружёнка. 12.Загрёбка. 13.Лавровка. 14.Васса. 15.Марьинка. 16.Шаловка. 17.Плотня. 18.Кудиновка. 19.Черноголовка. 20.Ретёмушка.


Ведущий:


Озеро лесное,
Дивной красоты,
Нежно голубое
Зеркало воды.
Сосны -великаны,
Смотрят сверху вниз.
Запах листьев пряный,
В воздухе повис.
Ветерок ласкает
Голубую гладь,

Липу украшает
Золотая прядь.
Глади отражают
Синеву небес,
Росы умывают
Утром чудо-лес.
Озеро лесное,
Тишь да благодать,
Счастье-то какое,
Это созерцать!


Озеро — компонент гидросферы, представляющий собой, естественно возникший водоём, заполненный в пределах озёрной чаши (озёрного ложа) водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном).


Озера - это важнейший источник пресной воды. Человек активно использует озера в хозяйственной деятельности: самые большие озера являются судоходными - по ним перевозят разные грузы. Если озеро соленое, из него добывают пищевую соль. Ряд таких водоемов используют для разведения рыбы.

Озера оказывают большое эстетическое значение, они увлажняют воздух и делают климат в регионе намного мягче. У берегов таких водоемов люди любят отдыхать, строят пансионаты для оздоровления. 


Шестой конкурс игры называется:

«Озёра - земные хранилища влаги».

(приложение № 7)


Правило конкурса:

В этом конкурсе на кнопках телефона написаны не только цифры, но и буквы. Каждой цифре соответствует несколько букв. Например, чтобы получить слово «звон» нужно нажать кнопки 3, 1, 5, 5. Задача команды разгадать, какие названия озёр БГО были записаны путём нажатия следующих кнопок, после того как вы разгадаете все озёра вам надо отметить, озеро - памятник природы областного значения, который располагается на территории Богородского городского округа.

Время выполнение: 4 мин.

Оценка: от 1 до 13 баллов.

Ответ: 1.Белое. 2.Серое. 3.Луково. 4.Чистое. 5.Лесное. 6.Круглое. 7.Светлое. 8.Коверши. 9.Боровое. 10.Бисерово. 11.Шишовское. 12.Ямкинское.

Памятник природы областного значения – озеро Бисерово.


Ведущий:


Русские пословицы, поговорки, крылатые выражения имеют силу удивительную. Они не только не стареют, но и молодеют. Остроумный и смекалистый русский народ переживал всякие времена, и лихие, и добрые, и сочиненные народом мудрости передавались из уст в уста. Неизвестно, кто первым на Руси придумал меткое словцо или остроумную фразу, облекая ее в народную мудрость. Но до сих пор мы употребляем хлесткие мудрые изречения, которые помогают нам жить, выжить и пережить.

Вот такие мудрые изречения есть и о реках (Маленькие потоки образуют реки), которые выступают основным источником пресной воды в хозяйственной деятельности человека.

Часто под образом реки в таких изречениях скрываются люди (Ручьи сольются — реки, люди соединятся - сила). Народные мудрые мысли о реках помогают воспитать в нас положительные качества, призывают нас меняться в лучшую сторону. Некоторые из них заставляют задуматься над быстротечностью жизни. (Жизнь проходит, как вода в реке).


С едьмой конкурс игры называется:

«Реки – посланцы неба».

(приложение № 8)


Правило конкурса:

В этом конкурсе команде надо подобрать к началу каждой пословицы и поговорки её продолжение. Если всё сделаете правильно, то из букв, расположенных возле вторых частей пословиц и поговорок, сможете составить ёще одну пословицу.

Время выполнение: 3 мин.

Оценка: от 1 до 13 баллов.

Ответ:

1.Маленькие потоки образуют реки. (КА).

2.Река начинается с ручейка. (Ж).

3.Вода с гор, так и речки мутны. (ДА). 

4.Река не бывает без притоков. (Я).

5.Мелка река, да круты берега. (РЕ).

6.Куда река пошла, туда и русло будет. (КА).

7.Река широка – волны большие. (К).

8.Которой рекой плыть, ту и воду пить. (МО).

9.Где река глубже, там меньше шумит. (РЮ).

10.Заковал мороз реки, но не навеки. (ТЕ).

11.Нельзя перейти реку в половодье. (ЧЁ).

12.Река высохнет, а русло останется. (Т).


Пословица: Каждая река к морю течёт.


Ведущий:


Реки бывают разные -
Бурные и прекрасные, 

Мелкие и полноводные,

Горные и свободные.


И все это - вены планеты, 
Несущие жизнь в каждой капле!

Давайте помнить об этом
Не только в такие даты.


Итак, игра сыграна, и мы ждём результатов игры. А пока жюри подводит итоги, я хочу поблагодарить все команды за участие в интеллектуальной экологической конкурсной игре, а педагогов за подготовку команд к экологической игре «Реки – чудесный дар природы» и вручить грамоты командам победителям и благодарности командам участникам игры.(Приложение № 9).

Используемые термины:


Игра - Занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п. Какой-либо вид, способ такого занятия, основанный на определенных условиях, подчиненный определенным правилам. 

Интеллектуальная игра - это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.

Речная гидрология или потамология (от др.-греч. ποταμός — река, λόγος — учение; буквально «наука о реках») — один из крупнейших разделовгидрологии суши. Предмет изучения — гидрологические процессы рек, морфометрия речных бассейнов, строение речных сетей; русловые процессы, режим устьевых областей рек; испарение и инфильтрация воды в речном бассейне; водный, термический, ледовый режим рек; режим наносов; источники и виды питания рек, различные химические и физические процессы в реках. Учёных, изучающих речную гидрологию, называют гидрологами.

Река — природный водный поток (водоток) значительных размеров с естественным течением по руслу (выработанному им естественному углублению) от истока вниз до устья и питающийся за счёт поверхностногои подземного стока с его бассейна.

Озеро — компонент гидросферы, представляющий собой естественно возникший водоём, заполненный в пределах озёрной чаши (озёрного ложа)водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном). Озёра являются предметом изучения науки лимнологии.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах.

Пословицы, поговорки - пословицы это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и посло­вица, — остроумное, меткое народное суждение, крат­кое по форме.

Пословицы отличаются от поговорок своей закон­ченностью. Пословица — законченная мысль, поговор­ка — только часть суждения.

Головоломка - специально подобранная загадка, задача и т.п., для решения которой требуются сообразительность и знания в соответствующей области.

Файндворд означает "найди слово". Задача — найти в тексте "спрятанные" слова.

Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов) — головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем — по вертикали.

Ребус - (от лат. «rebus» - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знака


Список использованных источников


Популярная энциклопедия рек и озёр. Составитель Ю.И.Смирнов.
Серия: Хочу всё знать. 315 стр. 1998 год. ИД МиМ. Санкт- Петербург.

Справочный материал по краеведению Ногинского района «Природа родного края» (издание второе, дополненное и переработанное) И.А. Кудинова. Ногинск. 2011. 192 с.


Электронный ресурс:


https://my-calend.ru/holidays/mezhdunarodnyy-den-rek

https://vodasila.ru/o-vode/otkuda-beryotsya-voda-v-rekah

https://infoselection.ru/infokatalog/obuchenie-i-znaniya/geografiya/item/765-rossiya-reki-i-ozera

https://awesomeworld.ru/nezhivaya-priroda/reka.html

http://veravverav.blogspot.com/2013/04/blog-post_6950.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гидрология

http://veravverav.blogspot.com/2015/03/blog-post_41.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Река

https://ru.wikipedia.org/wiki/Озеро

https://ru.wikipedia.org/wiki/Озеро

https://ru.wikipedia.org/wiki/Головоломка

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ребус

http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кроссворд




















Приложение № 1.












































П риложение № 2.





























































































Приложение № 3.





























































































Приложение № 4.





























































































Приложение № 5.





























































































Приложение № 6.





























































































Приложение № 7.





























































































Приложение № 8.






























































































Приложение № 9.
























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!