СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интеллектуальной игры «Брейн-ринг» по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интеллектуальной игры «Брейн-ринг» по астрономии»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

интеллектуальной игры «Брейн-ринг» по физике и астрономии


для студентов 1 – 2 курса СПО



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из эффективных путей воспитания у подростков интереса к обучению, является организация их игровой деятельности. Игровой компонент - совокупность приёмов и методов подачи учебного материала, облечённого в занимательную форму. Интеллектуальная игра является ценным средством развития умственной активности учащихся, активизирует психические процессы, вызывает интерес к познанию окружающего мира. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия. Через игру подростки приобретают навыки общения, учатся слушать и слышать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к чужому мнению.

Выбирая из наиболее распространенных интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра», мы остановились на игре «Брейн-ринг». Система игры «Брейн-ринг» позволяет не только оценить знания, общую эрудицию и логическое мышления студентов, но и способствует развитию у учащихся речи, быстроты реакции, а также позволяет провести соревнование между несколькими командами в рамках одного мероприятия.

Наличие разнообразных заданий, предлагаемых студентам в рамках данной интеллектуальной игры, поможет обучающимся полнее раскрыть свои творческие способности, умения проводить исследования предложенной ситуации, способствует развитию любознательности, глубокого познавательного интереса.

Вопросы в конкурсах составлены таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность студентов, развить внимание, наблюдательность, повысить интерес к изучению предметов естественно - научного цикла. Вопросы составлены в соответствии с действующими программами по предметам «Физика» и «Астрономия». Вопросы имеют разный уровень сложности, что примерно учтено балльной оценкой выдаваемого участникам задания.

Данное внеклассное мероприятие проводится с использованием информационно-коммуникационной технологией в форме презентации.

Игра может проводиться в рамках недели отделения или предметной недели физико-математических дисциплин в масштабах учебного заведения. Данное мероприятие ориентировано на студентов первого и второго курсов СПО (16-18 лет). Возможно проведение интеллектуальной игры в одной группе или, как в нашем случае, организовать соревнование команд из нескольких групп.

ЦЕЛИ ИГРЫ:

  • Обучающая: в игровой форме провести мониторинг знаний учащихся по физике и астрономии, расширение кругозора учащихся, нацелить студентов на углубленное изучение предметов естественно - научного цикла.

  • Развивающая: формирование умений обдумывать и принимать решения, развитие мыслительной деятельности, памяти, эрудиции; создание эмоциональных условий для самоутверждения личности.

  • Воспитательная: воспитание чувства взаимопомощи и умения работать в коллективе, развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения, а также воспитание у обучающихся самостоятельности как черты личности.

ЗАДАЧИ ИГРЫ:

  • Повторение и обобщение полученных ранее знаний.

  • Формирование обще-учебных и общекультурных навыков работы с информацией.

УЧАСТНИКИ:

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 80 минут

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:


  • персональный компьютер;

  • мультимедийный проектор и экран;

  • вопросы - задания для игры;

  • система для игры «Брейн-ринг» - кнопки для команд и пульт с секундомером для ведущего.

ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Организационный момент, мотивация – 10 минут.

Приветствие. Объявление темы, целей, задач мероприятия. Объяснение правил игры. Представление участников, членов жюри, помощников.

  1. Состязания команд и болельщиков - 60 минут.

4 раунда игры для команд (1 раунд – устные вопросы по физике, 2 раунд – устные вопросы по астрономии, 3 раунд – вопросы по физике в виде графических схем-ребусов на слайдах презентации, 4 раунд – вопросы по астрономии в виде графических схем-ребусов на слайдах презентации). Задания для команд см. в Приложении 1.

Устная викторина для болельщиков (4 блока блиц-опросов, проводится ведущим в перерывах между раундами). Задания для болельщиков см. в Приложении 2.

  1. Подведение итогов интеллектуальной игры «Брейн-ринг», награждение победителей -7 минут.

Жюри подводит итоги игры, оглашение результатов, награждение победителей.

  1. Рефлексия – 3 минуты

Участники игры и болельщики делятся мнениями о мероприятии, слово победителям.



ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. Приступать к выполнению задания конкурса можно только после слов ведущего «Время!»— после чего звучит сигнал и запускается игровая система.

  2. Команды могут обсуждать ответ, когда ответ найден, участник команды нажимает на кнопку. После этого все обсуждения прекращаются.

  3. Нажимать кнопку можно во временном интервале от начала сигнала сирены (которая звучит после команды ведущего «Время!») и до истечения 20 секунд игрового времени.

  4. Право ответить получает та команда, которая первой нажала на кнопку.

  5. Если команда допустила «фальстарт» — нажала на кнопку до сигнала, то она теряет право ответа на данный вопрос и время для его обсуждения есть только у команды (команд) соперника.

  6. Если команда, нажавшая на первую кнопку, ответила неверно, то другой команде (командам) даётся остаток от общего количества времени на обсуждение вопроса.

  7. За неправильный ответ на 1-й секунде команда получает штраф – 1 балл.

  8. Команда, которая даст правильный ответ, получает 1 балл.

  9. Если обе команды не нашли правильный ответ на вопрос, не разыгранные баллы накапливаются (за ответ на следующий вопрос можно получить два очка).

  10. Во время игры игрокам запрещается: мешать другим командам, пользоваться справочниками и изданиями любого вида, в том числе интернетом. Общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, играющих в данном конкурсе.

  11. За каждое нарушение дисциплинарного порядка или правил игры с команды снимается 1 балл членами жюри.

  12. В случае, если зрители будут выкрикивать ответы или подсказывать, то в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.



СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «БРЕЙН-РИНГ»

Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» сопровождается электронной презентацией и музыкальным оформлением. Для определения команды, получающей право ответа на вопрос, используется специальное устройство «Брейн-система».

1. Организационный момент. Регистрация участников интеллектуальной игры.

2. Открытие интеллектуальной игры «Брейн-ринг». Звучит звуковой файл «Начало игры.mp3».

  • Приветствие, сообщение темы мероприятия, целей и задач, которые предстоит решить в процессе интеллектуальной игры. Настрой на положительную мотивационную основу игровой соревновательной деятельности.

Ведущий: - Итак, мы начинаем интеллектуальную игру «Брейн-ринг»! В «Брейн-ринге» состязаются …. команды по ….. участника в каждой.

  • Приветствие команд участников игры:

Ведущий: - Приветствуем участников интеллектуальной игры «Брейн-ринг».Команда ..., капитан команды - …

Ведущий: - Приветствуем команды поддержки наших участников игры, представление команд болельщиков…

Представление членов жюри интеллектуальной игры: Ведущий: - Оценивать игру будут члены жюри: …

  • Правила игры: - Ведущий озвучивает правила игры.

3.  Состязания команд и болельщиков.

4 раунда игры для команд (1 раунд – устные вопросы по физике, 2 раунд – устные вопросы по астрономии, 3 раунд – вопросы по физике в виде графических схем-ребусов на слайдах презентации, 4 раунд – вопросы по астрономии в виде графических схем-ребусов на слайдах презентации).

Устная викторина для болельщиков (4 блока блиц-опросов, проводится ведущим в перерывах между раундами).

4. Подведение итогов интеллектуальной игры «Брейн-ринг».

Ведущий: - На этом конкурсы интеллектуальной игры «Брейн-ринг» завершились.

Для подведения итогов интеллектуальной игры «Брейн-ринг» слово предоставляется председателю жюри.

Награждение победителей.

Ведущий: - Спасибо всем участникам игры, болельщикам, членам жюри, преподавателям, подготовившим участников игры! До новых встреч!







ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев, В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности/ В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — [Электронный ресурс], URL: https://urait.ru/bcode/475626


2. Зуев П.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе: метод, пособие для учителей / П.В. Зуев, О.П. Мерзлякова. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2012.- 100 с. - [Электронный ресурс], URL: https://docplayer.com/28225723-P-v-zuev-o-p-merzlyakova-formirovanie-klyuchevyh-kompetenciy-uchashchihsya-v-processe-obucheniya-fizike-v-shkole.html


3. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения. Учебник и практикум/ Ю. Н. Лапыгин — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 250 с. 


4. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика/ А. В. Хуторской - Москва: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.


5. Игра как средство самопознания старших школьников [Электронный ресурс], URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/igra-kak-sredstvo-samopoznanija-starshih-shkolnikov.html


6. Особенности игровой деятельности старших школьников [Электронный ресурс], URL: https://studbooks.net/1808339/pedagogika/osobennosti_igrovoy_deyatelnosti_starshih_shkolnikov

7. Современные интеллектуальные игры для старшеклассников: организация и примеры заданий [Электронный ресурс], URL: https://www.eduneo.ru/sovremennye-intellektualnye-igry-dlya-starsheklassnikov-organizaciya-etapy-zadaniya/







1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!