СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка(интеллектуальная игра)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка применяется для учащихся 8-9 класса, изучающих краеведение Тюменской области.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка(интеллектуальная игра)»

Крымова Татьяна Николаевна, учитель географии МАОУ СОШ №5, город Тюмень

Разработка внеклассного мероприятия (интеллектуальная игра)

«Колумбы сибирских просторов».

Цель: Образовательная: Сформировать знания о родном крае: истории ТО, географической номенклатуры. Развивать познавательный интерес к изучению родного края.

Воспитательная: Способствовать формированию чувства патриотизма к своему краю, расширению кругозора; воспитывать умения работать в коллективе, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.

Развивающая: Развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками исторической и географической информации; устной речи, творческих способностей.

Оборудование:

Настенные карты и атласы Тюменской области, картины,

фото, иллюстрации, рисунки, сообщение учащихся.

Ход игры:

В игре участвуют 2 команды.

Каждый участник имеет свой порядковый номер.

Игру ведёт учитель.

  1. Вступительное слово учителю-ведущему.

  2. Звучат фанфары, игра, открыта.

Сначала выдаются задания болельщикам.

Поединок 1 «Область на карте»

Начинают игроки под номером 1. Проводится жребий, кто будет отвечать первым

  1. Какова площадь Тюменской области? (1.435 тыс. км2)

  2. С каким государством Европы можно сравнить по площади территорию Тюменской области ( Великобритания, Италия, Финляндия, Франция)

  3. Назовите самую северную точку области (м. Скуратова)

  4. Назовите самую южную точку области (в Сладковском районе, у деревне Александровка)

  5. На какой широте расположен город Тюмень? (570 с. ш.)



  1. Какие города России расположены на такой же широте? (г. Иваново, Екатеринбург)

  2. Какое зарубежное государство занимает такое же широтное положение, как и Тюменская область? (Канада)

  3. Назовите самую восточную точку области (исток реки Вах.)

  4. Назовите самую западную точку области? (исток реки Сев. Сосьва)

  5. Как можно найти Географический центр Тюменской области?

Поединок 2 «История Далёкая и близкая»

Эта пара игроков должна без подготовки, быстро ответить на вопросы ( отвечают по очереди)

  1. Когда образовалась Тюменская область? (14 августа 1944г.)

  2. Куда входила её территория до этого? (некоторые её территории входили в состав Свердловской, Курганской областей и Красноярского края)

  3. В каком году был основан г. Тюмень? (1586 г.)

  4. Что означает название Тюмень? («десять тысяч», «достояние»…)

  5. На какой реке стоит город Тюмень? И что означает это название? ( «Тура»- тюркс-«город», «дом»)

  6. Где в нашей области обнаружены самые ранние стоянки первобытных людей? (под Тюменью - на озере Андреевском; близ Салехарда; в Ишимском районе; в Казанском районе)

  7. Жители каких городов Древней Руси первыми проникли в наш край? (новгородцы в 10-11 веках)

  8. Какие народы составили этническую общность сибирских татар? ( Тюркские племена аялы, кудраки, туралы, смешавшиеся с местными жителями и угорским народами)

  9. Как называлась на Руси в 15-16 веках местность, где жили ямальские ненцы (в Обдории).

  10. Что означает топоним Сибирь? (”Ты первый, или главный”-“Сенбирь”; Сибирмак –вычищать, очищать; Сэбэр - заболоченная каша).

11)В1601 г. В нашем крае возник первый в мире заполярный город, прозванный за свои богатства “златокипящей государевой вотчиной”.Сейчас этого города нет. Существовал он 70 лет. В 1672г. из него ушли последние жители. Постепенно город разрушался, пыль веков занесла его улицы. Как назывался этот город и почему люди оставили его ? (г.Мангазея. Трудности с доставкой продуктов.)

12)Сколько декабристов отбывало ссылку в нашем крае? В каком городе Тюменской области создан первый в России музей памяти декабристов?(37 декабристов. Ялуторовск).

ПОЕДИНОК 3 “КОНТИНЕНТ ОТКРЫТИЙ”

1)Наш великий земляк писал: «Нефть- не только топливо, топить можно и ассигнациями» Кто он ?И что получают из нефти ? ( Д.И.Менделеев; бензин, керосин, синтетический каучук, красители, пластмассы)

2) «Континент открытий», – называют нашу область современники. Слава о ней облетела весь мир. Среди её месторождений есть уникальные, самые большие на планете залежи нефти и газа. Назовите их. (газ- Медвежье Уренгой, Ямбург; нефть- Самотлор)
3) Любой школьник знает эти таблицы, пользуясь ими на уроках математики. А известно ли вам, что юность их автора прошла в нашем крае? Кто автор этих таблиц? Где он жил? ((Брадис; г. Тобольск)

4) Изобретатель телевидения родился в Тобольске, он был сыном ссыльного революционера и поэта. Созданный им и его коллегами «телефон» стал прадедушкой наших телевизоров. Телевизионное изображение он получил на два года раньше американцев. Это произошло 26 июня 1928 г. Кто он? (Борис Павлович Грабовский).

5) Знаете ли вы, что в Тюменской области сооружен второй по длине мост в нашей стране? Он уступает только саратовскому на Волге. Длина его 2 км, а возведен он на буровых сваях, забитых под водой на глубину 40м. Назовите точные координаты этого исполина (ж\д мост на Оби у поселка Белый Яр, построен в 1975г.)

6) «Кладовая солнца» - так образно назвал торфяные болота наш земляк, писатель М.М. Пришвин. Занимают болота области 1,3 млн. га, у нас есть богатейшие запасы торфа, самые крупные в мире. Как используют болота и торф в Тюменской области? (в виде удобрения для полей и как топливо для электростанций. Из него делают теплоизоляционные материалы, препараты для борьбы с вредными насекомыми – пестициды, товары бытовой химии. Торф используется для производства некоторых лекарств, применяемых для лечения рака и вирусных заболеваний)

7) На тюменской земле берут старт мощный нефте- и газопроводы. Стальные артерии связали нас с центром страны, Волгой, Дунаем, пересекли государственную границу. Какие из них были самые первые, а какие длинные? ( Самым первым нефтепроводом был Шаим-Тюмень, а самый длинный Уренгой-Помары-Ужгород)
8)В Тюмени 12 ноября 1746 г. умер от горячки верный друг командора Витуса Беринга, бывший его научным ассистентом во время II Камчатской экспедиции. Православная церковь не разрешила хоронить его, как иноверца на городском кладбище. Последним приютом для него стал берег Туры. Одинокая могила была вскоре смыта рекой и память о нем хранили только разлетевшиеся по свету книги да собранная им богатейшая коллекция 11 тыс. видов растений Сибири и Камчатки. Кто он? ( Георг Вильгельм Стеллер 1709-1746гг)
9) Когда и где зародилась астрономия Сибири? ( в 1740г. в г. Тобольск прибыл французский астроном Деллиль, нагруженный сундуками с астрономическими приборами)

10) Когда начала работать Сибирская метеослужба? (с 1734г. приступили к работе 11 метеостанций, в т.ч. тобольская)

ПОЕДИНОК 4 « ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ – ЗА ОДНОГО»

Вопросы задаются по очереди. Если участник команды не знает ответа, команда может ему помочь. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

  1. Где берет начала р. Обь? ( Алтай слияние рек Бия, Катунь)

  2. Какой полуостров говорит о своей величине? (п-ов Ямал)

  3. Из какого таза не выльешь воду (р. Таз)

  4. Какой пим не высушишь(р.Пим)

  5. Какие губы не выветришь? (Губа - морской залив)

  6. Какие кошки мяукают? (Шараповы кошки - песчаные острова?)

  7. Через какие «ворота» ледоколы ходят? ( Карские)

  8. Какой песок в Оби (мокрый)

  9. Самый большой и глубокий залив области? (Обская губа)

  10. Крупнейший приток Оби (р. Иртыш)

ПОЕДИНОК 5 «Олимпийский огонь»

Участник идет вперед, называя субъекты РФ по порядку, с которыми граничит Тюменская область.

  1. Первому участнику необходимо назвать все субъекты РФ, граничащие с Тюменской областью с северо-запада на восток.

  2. Второму участнику – с северо-востока на запад.

ПОЕДИНОК 6 «ЗАГАДОЧНЫЕ ЦИФРЫ»

На листе ватмана записаны цифры, участники одновременно начинают записывать ответы на листок и подают их жюри. Жюри оценивает и выставляет баллы. ( На выполнение 3 минуты)

  1. 1 млн. 435 тыс. км2 (площадь Тюменской области)

  2. 210 км. , 1400 км. ( протяжность Тюменской области С-Ю; З-В)

  3. 1894 м. ( г. Народная - наивысшая точка Тюменской области)

  4. 72м (средняя абсолютная высота)

  5. +200; -200 (средняя t0я; и t0и)

  6. Около 25 тыс. (Рек в области)

  7. Около 450 тыс. (Озер в области)

  8. 37,7 лет (Средний возврат населения области)

  9. 3 млн. 266 тыс. чел. (численность населения Тюменской области)

  10. 564 тыс. чел (Число жителей в г. Тюмени)

ПОЕДИНОК 7 «ЛЕПЕСТКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Участникам завязывают глаза. Ассистент подает им контур объекта области, называет его (п-ов Ямал, ХМАО, …), а участник пристраивает его в нужное место. Побеждает тот, кто быстрее и правильно создаст контур Тюменской области.

Затем жюри анализирует турнирную таблицу, проверяет выполнение заданий болельщиками, объявляет команду-победительницу. Игра закончена.

Вопросы болельщикам

1).Среди всех субъектов РФ по площади ТО занимает:

А) 1 место В) 3 место

Б) 2 место Г) 4 место



2).Какая река занимает 1 место в стране по площади бассейна

А) Иртыш В) Тобол

Б) Тура Г) Обь

3).Самые ценные животные тундры, основа питания большинства Хищников этой зоны

А) Лемминг В) Куропатка

Б) Песец Г) Северный Олень

4). Центр торговли дорогими Сибирскими мехами в 17 веке

А) Тобольск В) Ишим

Б) Тюмень Г) Мангазея

5) .Год основания ТО

А) 1934 В) 1904

Б) 1944 Г) 1940

6). С какой из перечисленных областей ТО не граничит

А) Иркутская В) Курганская

Б) Свердловская Г) Омская

7). Высшая точка ТО в равнинной части

А) 200 м В) 250 м

Б) 285 м Г) 300 м

8). Село Покровское недалеко от Тюмени считается родиной такой исторической личности как :

А) Семен Дежнев В) Витус Беринг

Б) Григорий Распутин Г) Ермак

9) .Чем обусловлена континентальность климата ТО

А) соседством с Северным океаном Б) равнинностью рельефа В) внутриматериковым положением Г) большой площадью

10. Основной особенностью климата можно назвать

А) преобладание антициклональной погоды

Б) высокая испаряемость

В) короткая зима

Г) большие амплитуды температур между зимой и летом


IV этап. Слово о родном крае.

  1. Замечательная страна Сибирь – писал декабрист, который почти 19 лет провел в ссылке в нашем крае и породнился здесь с семьей Менделеевых – Сибирь на своем огромном пространстве представляет собой как много разнообразного, так много любопытного, ее ожидает блестящая будущность. (Басаргин Николай Василевич)

  2. Норвежский полярник ,чье имя известно сейчас каждому школьнику, написал книгу «В стране будущего, Великий северный путь из Европы в Сибирь через Карское море. ( Ф.Нансен )

  3. Это признание знаменитого русского писателя навеяло его путешествием на Сахалин, во время которого он побывал и в Тюмени: « Как богата Сибирь людьми!» ( по профессии врач, Антон Павлович Чехов)

  4. Какой поэт тоболяк в своей сказке писал:



Что за поле! Зелень тут

Словно камень изумруд,

Ветерок над нею веет,

Так вот искорки и сеет,

А по зелени цветы

Несказанной красоты…

(Петр Павлович Ершов)



  1. «Моя родина – это такой край, где есть все-все» ,- сказал наш земляк мансийский поэт.

«И степи и тайга, и тундра. Море есть – Карское… Целый океан даже Северный Ледовитый. А горы … Это Полярный Урал , со снежными папахами круглый год, а реки… Какие широкие реки! Обь с Иртышом. Их надо увидеть, чтобы говорить о них. От Казахстана до Арктики- такой мой край».(Иван Шестаков)



Этапы мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент


Эмоциональный настрой через выразительное чтение поэтических строчек о родном крае

2.Мотивация на совместную деятельность

Обоснование выбора темы.


3.Интеллектуальная игра:

Поединок №1 «Область на карте мира»


Необходимый комментарий(обратить внимание на положение географических объектов)

Деятельность учащихся по заявленной теме

Поединок №2 «История далёкая и близкая».

Направляющая деятельность

Ответы учащихся.

Поединок №3 «Континент открытий»

Корректирующая деятельность

Ответы учащихся

Поединок №4 «Один за всех и все за одного»

Вывод после поединка

Ответы учащихся.

Поединок №5 «Олимпийский огонь»

Вывод после поединка

Ответы учащихся.

Поединок №6 «Загадочные цифры»

Вывод после поединка

Ответы учащихся.

Поединок №7 «Лепестки Тюменской области»

Итог мероприятия




Рефлексия



Жюри подводит итоги, объявляет команду-победительницу.


Эпиграф:

«Страна родимая! Всем сердцем и душой

Я шлю на Новый год Всевышнему моленья,

Чтоб он рассеял мрак, царящий над тобой,

И озарил тебя лучами обновленья.»

Михаил Цейнер


Ответы учащихся









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!