СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интегрированного урока Гете и русский романтизм

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование современных педагогических технологий: интегрирование с применением приёмов и методов технологии развития критического мышления с использованием современных средств обучения – мультимедийного оборудования. Цель урока: закрепить изученное о романтизме как литературном течении и познакомить учащихся с творчеством Гете как представителем западноевропейского романтизма.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока Гете и русский романтизм»

Методическая разработка интегрированного урока

литературы и музыкальной литературы «Гете и русский романтизм» 8 класс







Использование современных педагогических технологий: интегрирование с применением приёмов и методов технологии развития критического мышления с использованием современных средств обучения – мультимедийного оборудования.



Цель урока: закрепить изученное о романтизме как литературном течении и познакомить учащихся с творчеством Гете как представителем западноевропейского романтизма.



Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить сведения о романтизме как об эпохе и творческом методе; определить проявление основных черт романтизма в литературе и музыке.

  • Определить черты творчества Гете, которые оказали влияние на формирование русского романтизма.

  • сравнить баллады Гете и Жуковского «Лесной царь» и знакомство с вокальной балладой Шуберта

Развивающие:

  • формировать умения работать с текстом, опираться на известные факты и добывая новую информацию, уметь применять эти знания на письме и в устной речи.

  • совершенствовать  навыки   идейно-художественного  анализа произведения

  • развивать познавательный интерес учащихся, оперативную память и концентрацию внимания.


Воспитательные:

  • знакомить  с  шедеврами  мировой  литературы и классической музыки, повышать интеллектуальный уровень учащихся и общекультурный кругозор обучающихся


Методы работы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.


Приемы работы: самостоятельно подготовленные сообщения, работа с текстом, заполнение таблицы, перекрёстная дискуссия, ответы на вопросы, работа со статьей учебника, прослушивание музыкального произведения, просмотр слайдов.


Форма работы: коллективная, групповая.


Тип урока: обобщение изученного


Оборудование: презентация с использованием визуального и звукового ряда , компьютер, мультимедиапроектор, аудиозапись.



План – конспект урока


Эпиграф урока:

« На смерть Гете»

С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна …

Е. Баратынский



  1. Приветствие, организационный момент, постановка задач урока, определение темы.

  2. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание (на данный урок):

    1. Доклад о романтизме как эпохе в искусстве.

    2. Записать основные черты романтизма как литературного течения.

    3. Доклад о жизни и творчестве Гете.

    4. Имена каких поэтов – романтиков вам известны?



  1. Слово учителя:

Сегодняшний урок мы посвящаем творчеству знаменитого немецкого поэта Гете.

Мы должны определить, какую роль сыграло творчество Гете в русском романтизме.

О Гете нам расскажет …., а ваше должны составить тезисы доклада , записать важные и запоминающиеся моменты.

Проверка задания.

Какие литературные жанры являются ведущими для романтизма?

Запись на доске

Поэтические:

Элегия

Пастораль

Послание

Баллада

Романтическая поэма



Прозаические:

Любовный роман

Новелла

Романтическая повесть



5.

Какой литературный жанр становится ведущим для творчества Гете и Шиллера? (Баллада)

Благодаря творчеству какого русского поэта нам известны их баллады? (Жуковского).

  1. Дайте определение баллады как литературного жанра.

Обратимся к эпиграфу. Что хотел отметить в личности поэта Е. Баратынский? Творческие люди особенно хорошо чувствуют и знают природу, ее тайную жизнь. Гете — один из поэтов, который умел "видеть", а для того, чтобы "видеть", нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми его потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрослому человеку. "Лесной царь" — страшная сказка, построенная на видениях, ощущениях, красоте и страхе ребенка.

  1. Давайте познакомимся с дословным переводом баллады Гете «Лесной царь». (Домашняя работа одного из учеников – перевод баллады)

В чем особенности баллады? (сочетание реального (отец) и фантастического (лесной царь); связующее звено - ребенок)

Таблица (заполняется совместно с учениками)

Герои

Характеристики героев баллады И.В. Гете “Лесной царь

Дитя

Трепетный, приникший к отцу, “издрогнувший” от страха и ужаса оказаться во власти царя

Отец

Обеспокоенный внезапным безумием родного дитя, “оробелый

Лесной царь

Загадочный, щедрый, хитрый, властный, грозный



  • Кто является автором этого перевода? В какой работе он был опубликован? (М. Цветаева. Статья «Два «Лесных царя»)

  • Что вы знаете о творчестве и жизни Цветаевой?

  • Почему в статье упоминаются два «Лесных царя»?

  • Почему Цветаева обращается к творчеству Гете?

8. Слово учителя:

В 1815 году это стихотворение произвело необычайное впечатление на тогда еще неизвестного восемнадцатилетнего немецкого композитора Франца Шуберта. Музыка возникла в едином, неслыханно могучем порыве вдохновения. "Однажды, - вспоминает Шпаун, друг композитора, - мы зашли к Шуберту, жившему у своего отца. Мы застали его в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух "Лесного царя". Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда композитор встал, великолепная баллада была готова". Так мастерством двух гениев был создан признанный шедевр.

Звучит запись вокального исполнения «Лесного царя»

  1. Какими музыкальными средствами создаются образы баллады Гете?

С первых же звуков нас поглощает пучина тревоги и смятения. Из бешено мчащегося аккомпанемента возникает топот коня, скачущего во весь опор сквозь ветер и ночь. Эти звуки отождествляются с состоянием всадника. Он и конь воспринимаются как одно целое. Голос отца звучит спокойно, но за спокойствием скрыты тревога и озабоченность: скорей, скорей, вперед, только бы поспеть, только бы спасти ребенка... И в топот, неудержный и беспокойный, врывается зловеще-властная тема лесного царя, звучит таинственный, ласково и коварно манящий. голос Мелодия причудливо извивается, пританцовывает, словно дочери лесного царя при лунном сиянии, призрачном и неверном, затеяли хоровод. Все взволнованнее и возбужденнее речь автора. И, наконец, отрывистые, резкие аккорды. И такие же резкие и отрывистые слова, будто мгновенно нанесенные удары, - ребенок мертв...

  1. Для сравнения характеристик, данных И.Гете своим героям, и музыкальных характеристик Ф. Шуберта можно составить следующую таблицу:

Герои

Характеристики героев баллады И.В. Гете “Лесной царь

Характеристики героев вокальной баллады Ф. Шуберта “Лесной царь”

Дитя

Трепетный, приникший к отцу, “издрогнувший” от страха и ужаса оказаться во власти царя

Плачущие, резкие, порывистые интонации, постоянное crescendo (увеличение громкости) во фразах

Отец

Обеспокоенный внезапным безумием родного дитя, “оробелый

Мягкие, неуверенные интонации на фоне пунктирного ритма в нижнем регистре, изображающего стук копыт; его фразы, наоборот, построены на diminuendo (ослабление силы звучания) он пытается успокоить сына, хотя сам еле сдерживает волнение

Лесной царь

Загадочный, щедрый, хитрый, властный, грозный

Музыкальные фразы то ласковы и нежны, то обретают гневно-властные интонации, тема царя разрастается в грозный лейтмотив и довлеет над ходом музыкального повествования



11. - Прочитаем перевод баллады Жуковского.

- Давайте вслед за Цветаевой сравним баллады Гете и Жуковского.

Работа по статье учебника.

За счет чего передается эмоциональное состояние? (Эмоциональное состояние представлено в большей степени посредством глаголов и категории состояния. Дитя: “издрогнув, приник”; “мне душно, мне нечем дышать”; “тоскует, кричит”. Старик: “держит и греет”; “скачет, мчится”; “погоняет, летит”. Царь: “перлы и радость сулит”, “в глаза сверкнул”, “пленился красотой”.

Запись на доске:

Гете – ощущение страха, ужаса, отчаяния

Жуковский – лесной дух, фольклорные традиции, древний славянский дух.

- К какому выводу приходит Цветаева? (лучше перевести Гете, чем это сделал Жуковский нельзя. Баллады Жуковского стали подлинниками, а не переводами)

Какие еще переводы баллады «лесной царь» существуют?(Апполона Григорьева)

(Чтение отрывка)

Чем объясняется такой интерес к балладе Гете?

12. Вывод.

Петроград 1919 г., пламенное выступление русского поэта А.А.Блока.

Подлинный романтизм вовсе не есть только литературное течение. Он стремился стать и стал на мгновение новой формой чувствования, новым способом переживания жизни. Литературное новаторство есть лишь следствие глубокого перелома, совершившегося в душе, она помолодела, взглянула на мир по – новому, потряслась связью с ним, прониклась трепетом, тревогой, тайным жаром, чувством неизведанной дали, захлестнулась от близости к Душе Мира”. Романтизм умирал и возрождался неоднократно, его знамя в XIX веке несли лучшие поэты России, в XX подхватили поэты Серебряного века, а в XXI об этом говорим мы!



Какую роль сыграло творчество Гете в русском романтизме?

  • Гете – создатель мистической концепции двух миров.

  • Сосредоточенность на эмоциях, переживаниях лирического героя.

  • Обращенность к запредельному, тайному, мистическому.

  • Обращение к народным верованиям, фольклору.

13. Домашнее задание:

Познакомиться с ранним романтическим творчеством А. С. Пушкина, на примерах стихотворений определить черты романтизма, найти стихи, обращенный к Гете.

14. Выставление оценок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!