Методическая разработка интегрированного урока
литературы и музыкальной литературы «Гете и русский романтизм» 8 класс
Использование современных педагогических технологий: интегрирование с применением приёмов и методов технологии развития критического мышления с использованием современных средств обучения – мультимедийного оборудования.
Цель урока: закрепить изученное о романтизме как литературном течении и познакомить учащихся с творчеством Гете как представителем западноевропейского романтизма.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить сведения о романтизме как об эпохе и творческом методе; определить проявление основных черт романтизма в литературе и музыке.
Определить черты творчества Гете, которые оказали влияние на формирование русского романтизма.
сравнить баллады Гете и Жуковского «Лесной царь» и знакомство с вокальной балладой Шуберта
Развивающие:
формировать умения работать с текстом, опираться на известные факты и добывая новую информацию, уметь применять эти знания на письме и в устной речи.
совершенствовать навыки идейно-художественного анализа произведения
развивать познавательный интерес учащихся, оперативную память и концентрацию внимания.
Воспитательные:
знакомить с шедеврами мировой литературы и классической музыки, повышать интеллектуальный уровень учащихся и общекультурный кругозор обучающихся
Методы работы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.
Приемы работы: самостоятельно подготовленные сообщения, работа с текстом, заполнение таблицы, перекрёстная дискуссия, ответы на вопросы, работа со статьей учебника, прослушивание музыкального произведения, просмотр слайдов.
Форма работы: коллективная, групповая.
Тип урока: обобщение изученного
Оборудование: презентация с использованием визуального и звукового ряда , компьютер, мультимедиапроектор, аудиозапись.
План – конспект урока
Эпиграф урока:
« На смерть Гете»
С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна …
Е. Баратынский
Приветствие, организационный момент, постановка задач урока, определение темы.
Проверка домашнего задания.
Домашнее задание (на данный урок):
Доклад о романтизме как эпохе в искусстве.
Записать основные черты романтизма как литературного течения.
Доклад о жизни и творчестве Гете.
Имена каких поэтов – романтиков вам известны?
Слово учителя:
Сегодняшний урок мы посвящаем творчеству знаменитого немецкого поэта Гете.
Мы должны определить, какую роль сыграло творчество Гете в русском романтизме.
О Гете нам расскажет …., а ваше должны составить тезисы доклада , записать важные и запоминающиеся моменты.
Проверка задания.
– Какие литературные жанры являются ведущими для романтизма?
Запись на доске
Поэтические:
Элегия
Пастораль
Послание
Баллада
Романтическая поэма
Прозаические:
Любовный роман
Новелла
Романтическая повесть
5.
– Какой литературный жанр становится ведущим для творчества Гете и Шиллера? (Баллада)
Благодаря творчеству какого русского поэта нам известны их баллады? (Жуковского).
Дайте определение баллады как литературного жанра.
Обратимся к эпиграфу. Что хотел отметить в личности поэта Е. Баратынский? Творческие люди особенно хорошо чувствуют и знают природу, ее тайную жизнь. Гете — один из поэтов, который умел "видеть", а для того, чтобы "видеть", нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми его потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрослому человеку. "Лесной царь" — страшная сказка, построенная на видениях, ощущениях, красоте и страхе ребенка.
Давайте познакомимся с дословным переводом баллады Гете «Лесной царь». (Домашняя работа одного из учеников – перевод баллады)
В чем особенности баллады? (сочетание реального (отец) и фантастического (лесной царь); связующее звено - ребенок)
Таблица (заполняется совместно с учениками)
Герои | Характеристики героев баллады И.В. Гете “Лесной царь |
Дитя | Трепетный, приникший к отцу, “издрогнувший” от страха и ужаса оказаться во власти царя |
Отец | Обеспокоенный внезапным безумием родного дитя, “оробелый” |
Лесной царь | Загадочный, щедрый, хитрый, властный, грозный |
Кто является автором этого перевода? В какой работе он был опубликован? (М. Цветаева. Статья «Два «Лесных царя»)
Что вы знаете о творчестве и жизни Цветаевой?
Почему в статье упоминаются два «Лесных царя»?
Почему Цветаева обращается к творчеству Гете?
8. Слово учителя:
В 1815 году это стихотворение произвело необычайное впечатление на тогда еще неизвестного восемнадцатилетнего немецкого композитора Франца Шуберта. Музыка возникла в едином, неслыханно могучем порыве вдохновения. "Однажды, - вспоминает Шпаун, друг композитора, - мы зашли к Шуберту, жившему у своего отца. Мы застали его в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух "Лесного царя". Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда композитор встал, великолепная баллада была готова". Так мастерством двух гениев был создан признанный шедевр.
Звучит запись вокального исполнения «Лесного царя»
Какими музыкальными средствами создаются образы баллады Гете?
С первых же звуков нас поглощает пучина тревоги и смятения. Из бешено мчащегося аккомпанемента возникает топот коня, скачущего во весь опор сквозь ветер и ночь. Эти звуки отождествляются с состоянием всадника. Он и конь воспринимаются как одно целое. Голос отца звучит спокойно, но за спокойствием скрыты тревога и озабоченность: скорей, скорей, вперед, только бы поспеть, только бы спасти ребенка... И в топот, неудержный и беспокойный, врывается зловеще-властная тема лесного царя, звучит таинственный, ласково и коварно манящий. голос Мелодия причудливо извивается, пританцовывает, словно дочери лесного царя при лунном сиянии, призрачном и неверном, затеяли хоровод. Все взволнованнее и возбужденнее речь автора. И, наконец, отрывистые, резкие аккорды. И такие же резкие и отрывистые слова, будто мгновенно нанесенные удары, - ребенок мертв...
Для сравнения характеристик, данных И.Гете своим героям, и музыкальных характеристик Ф. Шуберта можно составить следующую таблицу:
Герои | Характеристики героев баллады И.В. Гете “Лесной царь | Характеристики героев вокальной баллады Ф. Шуберта “Лесной царь” |
Дитя | Трепетный, приникший к отцу, “издрогнувший” от страха и ужаса оказаться во власти царя | Плачущие, резкие, порывистые интонации, постоянное crescendo (увеличение громкости) во фразах |
Отец | Обеспокоенный внезапным безумием родного дитя, “оробелый” | Мягкие, неуверенные интонации на фоне пунктирного ритма в нижнем регистре, изображающего стук копыт; его фразы, наоборот, построены на diminuendo (ослабление силы звучания) он пытается успокоить сына, хотя сам еле сдерживает волнение |
Лесной царь | Загадочный, щедрый, хитрый, властный, грозный | Музыкальные фразы то ласковы и нежны, то обретают гневно-властные интонации, тема царя разрастается в грозный лейтмотив и довлеет над ходом музыкального повествования |
11. - Прочитаем перевод баллады Жуковского.
- Давайте вслед за Цветаевой сравним баллады Гете и Жуковского.
Работа по статье учебника.
За счет чего передается эмоциональное состояние? (Эмоциональное состояние представлено в большей степени посредством глаголов и категории состояния. Дитя: “издрогнув, приник”; “мне душно, мне нечем дышать”; “тоскует, кричит”. Старик: “держит и греет”; “скачет, мчится”; “погоняет, летит”. Царь: “перлы и радость сулит”, “в глаза сверкнул”, “пленился красотой”.
Запись на доске:
Гете – ощущение страха, ужаса, отчаяния
Жуковский – лесной дух, фольклорные традиции, древний славянский дух.
- К какому выводу приходит Цветаева? (лучше перевести Гете, чем это сделал Жуковский нельзя. Баллады Жуковского стали подлинниками, а не переводами)
Какие еще переводы баллады «лесной царь» существуют?(Апполона Григорьева)
(Чтение отрывка)
Чем объясняется такой интерес к балладе Гете?
12. Вывод.
Петроград 1919 г., пламенное выступление русского поэта А.А.Блока.
“Подлинный романтизм вовсе не есть только литературное течение. Он стремился стать и стал на мгновение новой формой чувствования, новым способом переживания жизни. Литературное новаторство есть лишь следствие глубокого перелома, совершившегося в душе, она помолодела, взглянула на мир по – новому, потряслась связью с ним, прониклась трепетом, тревогой, тайным жаром, чувством неизведанной дали, захлестнулась от близости к Душе Мира”. Романтизм умирал и возрождался неоднократно, его знамя в XIX веке несли лучшие поэты России, в XX подхватили поэты Серебряного века, а в XXI об этом говорим мы!
Какую роль сыграло творчество Гете в русском романтизме?
Гете – создатель мистической концепции двух миров.
Сосредоточенность на эмоциях, переживаниях лирического героя.
Обращенность к запредельному, тайному, мистическому.
Обращение к народным верованиям, фольклору.
13. Домашнее задание:
Познакомиться с ранним романтическим творчеством А. С. Пушкина, на примерах стихотворений определить черты романтизма, найти стихи, обращенный к Гете.
14. Выставление оценок.