Методическая разработка индивидуальной работы по пластилинографии для детей со сложным дефектом
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука. Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Цель:
Развитие ручной умелости у детей посредством пластилинографии.
Задачи:
Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Учить работать на заданном пространстве.
Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Развивать изобразительную деятельность детей.
Развивать сюжетно – игровой замысел.
Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Перспективное планирование индивидуальных занятий по пластилинографии для детей со сложным дефектом
Сентябрь
Цель:
1. Учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики.
2. Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики.
Темы:
«Сладкий виноград», «Вот какой у нас арбуз»
Октябрь
Цель:
1. Продолжать учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики.
2. Продолжать учить самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики.
Темы:
«Картошка в мешке», «Компот из вишни», «Осенние листочки», «Дождик, дождик кап-кап-кап».
Ноябрь
Цель:
1. Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве.
2. Учить самостоятельно, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики.
Темы:
«Ягодки рябины», «Следы в лесу», «Проложим дорожку из камешков», «Пирожки для Машеньки».
Декабрь
Цель:
1. Продолжать учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве.
2. Продолжать учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать из них шарики.
Темы:
«Угостим птичек зёрнышками», «Лепешки большие и маленькие», «Наряжаем ёлочку», «Шарики для новогодней ёлочки».
Январь
Цель:
1. Учить приему – размазывания сверху вниз.
2. Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях.
3. Учить размазывать на ограниченном пространстве.
Темы:
«Снег идёт», «Весёлый снеговик».
Февраль
Цель:
1.Продолжать учить приему – размазывания сверху вниз.
2. Продолжать учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях.
3.Продолжать учить размазывать на ограниченном пространстве.
Темы:
«Орешки для белочки», «Галстук для папы», «Вкусные конфеты для Мишки», «Верба».
Март
Цель:
1. Учить приему – вдавливания.
2. Учить детей использовать в своей работе прием размазывания и вдавливания.
Темы:
«Бусы для мамочки», « Платье в горошек», «Веточка мимозы», «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось».
Апрель
Цель:
1. Продолжать учить детей приему размазывания сверху вниз.
2. Продолжать учить детей использовать в своей работе приём вдавливания.
3. Продолжать учить работать на заданном пространстве.
Темы:
«Клубочки для котёнка», «Весенние сосульки», «Узор на чашке», «Цветик семицветик».
Май
Цель:
1. Закреплять умения детей использовать приём вдавливания, размазывания сверху вниз, работать на заданном пространстве.
2. Закреплять умения детей отщипывать маленький кусочек пластилина от целого куска и скатывать шарики.
Темы:
«Божья коровка», «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик».
Литература:
Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
2.Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей», Москва 2008 г. Издательство «Скрипторий 2003».
3.О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей младшего возвраста», Москва 2007 г. Издательство «Айрис – пресс».
4. Д.Н.Колдина «Лепка и рисование с детьми 3 лет», Мосва 2009 г. Издательство «Мозаика – синтез».