СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Формы работы на уроках сольфеджио в 1 классе духового и ударного отделения в ДМШ и ДШИ»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной методической разработки — рассказать о формах работы, которые проходят на уроках сольфеджио в 1 классе духового и ударного отделений ДМШ. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Формы работы на уроках сольфеджио в 1 классе духового и ударного отделения в ДМШ и ДШИ»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская Музыкальная Школа №1 Кировского района» г. Казани









Методическая разработка на тему:

«Формы работы на уроках сольфеджио в 1 классе духового и ударного отделения в ДМШ и ДШИ»






Преподаватель теоретических дисциплин

Ляшко Евгения Александровна

















Казань 2023


В процессе обучения музыке начальный период имеет особое значение. Здесь закладываются основные навыки, которые должны обеспечить развитие юного музыканта. Программа по сольфеджио предполагает использование основных видов музыкальной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, анализ на слух, интонационные упражнения, пение, чтение с листа, изучение нотной грамоты, музыкально – ритмические упражнения.

Однако на сегодняшний день этот список расширен и включает: размышления по поводу услышанной музыки, импровизации (вокальные, ритмические), творческие задания, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений – все эти формы способствуют развитию ученика, формированию его как творческой и музыкальной личности. На некоторых из вышеперечисленных форм можно остановиться подробнее. 

Занятия с начинающими обычно включают в себя пение простейших песен на одном звуке. Эти попевки дают возможность поставить сразу несколько задач.  Песню на одном звуке можно спеть и сыграть forte, piano, в разных регистрах и октавах, на любой черной и белой клавише, медленно, быстро, окрашивая гармоническим сопровождением педагога, любым количеством исполнителей, в октаву, в квинту и другие интервалы (вводя понятия «консонанс» и «диссонанс»), staccato, legato и т.п. Расширяя диапазон предлагаемых песен, можно воспитывать в детях ощущение устойчивости и неустойчивости звуков, а также умение распознавать на слух интонацию: движение гаммообразное, скачкообразное, опевание, движение по звукам трезвучия и т.п. Таким образом, круг узнаваемых интонационных оборотов расширяется, составляя своеобразный «музыкальный словарь».

Возможны также следующие задания:

1. На доске записаны 5 мелодических оборотов, включающих опевание, движение по звукам трезвучия, поступенное движение и т.п. Педагог играет один из них, дети должны услышать и выбрать его. Следующий этап: записать подобный оборот на слух; следующий – самостоятельно сочинить подобный оборот.

2. «Упрямцы». Короткий мелодический оборот повторяется с учащимися до уверенного запоминания. Далее педагог импровизирует короткие попевки в тональности, заканчивая на разных ступенях. Учащиеся в ответ «упрямо» поют заданную попевку.

3. Импровизация мелодии на заданные ступени, например: I – V – VI – V – III – II – I

Интересные игры, позволяющие закрепить отдельные интонационные обороты, предложены в работе Т. Стокликцой «100 уроков сольфеджио для самых маленьких».

Для того, чтобы стимулировать  творческую фантазию учащихся, им предлагается  на уроке сочинить мелодии на заданный ритм и затем пропеть её с названием нот, не записывая. Также важно использовать как можно больше разных форм чтения с листа. Формы эти весьма разнообразны:

                     пение мелодии с одновременным проигрыванием её на фортепиано; 

                     пение мелодии с одновременным проигрыванием её на фортепиано в другой октаве; 

                     пение с тактированием под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент; 

1.                 пение в различных темпах выученного примера; 

2.                 пение с транспонированием; 

3.                 пение «цепочкой»;

4.                 пение индивидуально;

5.                 пение на слоги и с текстом. 

Широко распространено в педагогической практике интонирование аккордов. Для усвоения трезвучий в тональности следует петь их по группам: Т5/3, S5/3, D5/3. От звука в младших классах поются трезвучия по видам: Б5/3, М5/3, Ув 5/3, Ум 5/3. При пении аккордов от звука учащиеся должны направлять внимание не только на интервальный состав аккордов, но и представлять его целиком.

Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.

 Интервалы на слух дети воспринимают в самом раннем возрасте. Отличные результаты дает методика педагога Т. Е. Первозванской, предложившей следующую систему, которая позволяет охватить сразу все интервалы.

∆ треугольники – злые, резкие, острые, колючие. Секунды, септимы, тритон.

 О кружочки – теплые, гладкие, мягкие. Терции и сексты.

 квадраты – пустые, холодные, кубики льда, царство Снежной Королевы. Прима, октава, кварта, квинта.

 При использовании этого метода у детей быстро складываются и закрепляются устойчивые слуховые представления, и дальнейшая работа по освоению интервалов идет очень быстро. Тема «Интервалы» является центральной во 2 классе, и все формы работы вращаются вокруг этой темы. Цепочки интервалов на слух можно подать нетрадиционно. Например, ставится задача, концентрирующая внимание: сколько раз в прозвучавшей последовательности встретилась секунда или квинта? (причем, возможно и отсутствие в последовательности названного интервала).

Сольфеджирование - основная форма работы в классе на протяжении всех лет обучения. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитываются чувства лада, ритма, ансамбля.

        Все виды работ в классе «Сольфеджио» - сольфеджирование, чтение с листа, слуховой анализ, музыкальный диктант - дают возможность для развития чувства метроритма. Для более успешного результата развития этого чувства необходимо отдельно прорабатывать и осмысливать метроритмические трудности, применяя специальные ритмические упражнения.

В заключении можно сказать, что освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и навыков возможно при условии  всех форм работы на уроке «Сольфеджио».

Важная задача на уроках сольфеджио – в условиях групповых занятий найти индивидуальный подход к каждому ребенку и максимально раскрыть его потенциал. Следует выбирать доступные для учащихся задания и формы их исполнения.

 

Список используемой литературы:

1.Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975

2.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986

3.Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь.1-7 классы. - М., 2003

4.Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002

5.Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. С - Пб, 2007

6.Столицкая Т. Сто уроков по сольфеджио для самых маленьких. – М., 1998

7.Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1974

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!