СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. «Формы и методы обучения на современном учебном занятии» Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала». 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование целостного видения мира искусства как отражения человеческой жизни, закономерностей его создания через метапредметный подход и междисциплинарные связи, развитие культурологической, ценностно-смысловой и коммуникативной компетенций.

Тип урока: применение предметных умений (изучение нового материала).

 Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

 Формы организации учебной деятельности: работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения.

Технологии: элементы дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, модульной технологии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. «Формы и методы обучения на современном учебном занятии» Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала». 8 класс»

Методическая разработка.

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии»


Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого

«После бала». 8 класс

Цель: формирование целостного видения мира искусства как отражения человеческой жизни, закономерностей его создания через метапредметный подход и междисциплинарные связи, развитие культурологической, ценностно-смысловой и коммуникативной компетенций.

Личностные:

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные:

-умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;

- умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

- умение видеть культурологические связи.

Предметные:

-понимание литературы как особого способа познания жизни;

-воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях в жанре рассуждения аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

- формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия.

Тип урока: применение предметных умений (изучение нового материала).

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения.

Технологии: элементы дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, модульной технологии.


Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, репродукция картины В. Кандинского «Красное пятно» («Черное пятно»), Ф. Шопен. Мазурка ХХ

1. Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Вступительное слово учителя. (Метод учебного диалога).

-Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. В начале урока мне хотелось задать вам необычный вопрос: какое у вас сейчас душевное состояние?

- У меня тоже в душе волнение и радость от встречи с вами.

- Что влияет на душевное состояния человека?

(Примерные ответы: ситуация, в которую попадает человек. Ситуации разные, а значит, и мы испытываем разные чувства, порой совершенно противоположные).

- Посмотрите на картину Василия Кандинского «Черное пятно»(«Красное пятно». Какое состояние пытаются передать Кандинский? А как вы это почувствовали? (Художник используют цвет, чтобы показать противоречивые чувства).







- Прослушайте фрагмент музыкального произведения Мазурки Шопена, оцените эмоциональное состояние, полученное от музыки. (В звучании можно уловить контрастные настроения с помощью звука. Так чувствовал себя композитор, передавая это настроение).

Слово учителя. Мы живем в мире, полном звуков, красок, полутонов, а они, в свою очередь, влияют на наши чувства, на наше душевное состояние. Цвет и звук сопровождают человека повсюду на протяжении всей жизни. Душевное состояние человека – это то, что он чувствует в определенный момент, а чувства бывают противоречивы, противоположны, контрастны.

Эту работу мы проделали не зря. Мы продолжаем изучение рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Сегодня – итоговый урок. Предлагаю прослушать два отрывка из рассказа Л.Н. Толстого. Первый окунет нас в атмосферу бала середины XIX века. (Звучит отрывок из рассказа в исполнении учителя или подготовленного ученика )

А вот другой отрывок (Звучит отрывок из рассказа «Я стал смотреть туда же…»).

- Что вы заметили? (Примерные ответы: изображенные картины в произведении Толстого резко противоположны, контрастны)

2. Формулирование темы самими учениками. Целеполагание.

Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Важно, чтобы ученики вышли на ключевые слова темы: контраст, идея (главная мысль произведения)).

Тема урока: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала».

Сформулируйте цели с помощью опорных глаголов. (Прием целеполагания.)

Вспомнить содержание произведения, жанр, что такое композиция, идея

Узнать, что такое контраст, как литературный прием, какова идея произведения Л.Н. Толстого

Понять, какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Уметь анализировать произведения, исследовать художественный текст,

Учиться построению текстов – ответов, аргументации своих суждений, работать в команде, уметь слушать и слышать позицию другого.

3. Этап актуализации знаний.

Слово учителя. Приготовьте листы - карточки «Словарь урока».

Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы, обретя изящную форму, они с наибольшей силой воздействовали на читателя.

Художественное произведение не хаотичное собрание эпизодов, описаний, монологов и диалогов.

Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствует раскрытию идей писателя, и помогают воспринять произведение как единое целое.

Попробуем это доказать знанием теории литературы.

  1. Что такое композиция произведения?

  2. Работа с таблицей. Сравните 1 и 2 части таблицы. Восстановите пропущенные слова в 5 строке Что вы заметили? (Части противоположны, контрастны. Герой испытывает противоречивые чувства)


I часть «На балу»

II часть «После бала»

1.

Залитая огнями бальная зала (языковые средства)

Черный, грязный плац (языковые средства)

2.

Обаятельная Варенька (образ)

Истерзанный экзекуцией солдат (образ)

3.

Веселые танцы

(композиция)

Избиение солдата шпицрутенами (композиция)

4.

Внешняя красота и благородство полковника

Внутренняя непривлекательность, даже безобразие героя

5.

Чувство ….

Чувство….

Такая резкая противоположность называется контрастом

Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить сегодня на уроке. Исследуем на конкретных примерах роль контраста в рассказе, обратимся к тексту. Для этого обратите внимание на строки таблицы с 1 по 3. В чем противоположность? В чем проявляется контраст у Толстого? (Дети выходят на направления работы групп). Верно, исследовать роль контраста мы будем в системе образов, в композиции и языковых средствах.

4. Работа в группах.

Для этого работаем в группах. У вас на столах конверты с заданиями для групп. Исследовать роль контраста мы будем в системе образов, в композиции и языковых средствах. Результатом работы будут ваши заполненные таблицы, выводы, которые вы представите в виде готовых текстов и самопрезентации группы. Каждая группа выбирает специалиста для выразительного чтения отрывка текста.

Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. В раскрытии контраста, проясняя и усиливая его, участвует точка зрения рассказчика, которая приводит читателя к постижению художественной идеи произведения. Эта схема поможет каждой группе увидеть свою часть в общей работе: (схема в конвертах для групп и на слайде). (Приложение 5). Время работы группы – 5-6 минут.

Выступление групп.

Время истекло. Вложите в конверты свои работы. Во время ответа одной группы две другие думают над заданием: «На какой вопрос вы получили ответ, слушая выступление группы»

Отвечает 1 группа «Композиция».

Примерный ответ: нашей группе было дано задание сопоставить две части рассказа «На балу» и «после бала». Кого мы видим на балу? Беззаботное веселье, радость, много света и белого цвета. Все это так воспринимает герой-рассказчик Иван Васильевич. Сопоставляемые части контрастны. Душевное состояние героя резко меняется во второй части рассказа.

Вопрос к слушающим: : «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?» (Примерный ответ: «Контрастны ли обе части рассказа по композиции?»).

Отвечает 2 группа «Система образов»

Примерный ответ: нашей группе необходимо было сравнить образы Полковника и Наказываемого по внешнему виду, походке и лицу. Соотнеся поля таблицы, мы пришли к следующим выводам. Изображение героев контрастно. Во-первых, контраст подчеркивает их социальное неравенство. Во-вторых, помогает понять, что полковник внешне не изменился, но проявляет злобу и жестокость по отношению к другому человеку. И это понимает читатель через восприятие героя-рассказчика.

Вопрос к слушающим: «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?» (Примерный ответ: « Контрастно ли изображение героев рассказа и в чем оно проявляется?»).

Отвечает 3 группа «Языковые средства»

Примерный ответ: наша группа сопоставляла языковые средства через сравнение цвета и звука в рассказе «на балу» и «после бала». Мы пришли к следующим выводам. Во – первых, отмечаем полную противоположность двух частей по «цвету и звуку» (доказывают примерами из таблицы); Авто использует лексические средства (какие? Антонимы, … примеры)

Во-вторых, звуки и краски в рассказе даны через восприятие героя-рассказчика – Ивана Васильевича, значит контраст и в душевном состоянии героя рассказа.

Вопрос к слушающим: «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?» (Примерный ответ: «Контрастны ли языковые средства в рассказе?»).

Вывод по работе групп. Все группы, работая над своим заданием, пришли к общему выводу. Какому? Какой художественный прием лежит в основе рассказа? (Толстой использует прием контраста).

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье в первой части резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа

Общее в ответах всех групп – это изображение психологического, душевного состояния героя – рассказчика. Именно через понимание его образа мы выходим на художественную идею произведения.

5. Образ рассказчика и его нравственный выбор. Выход на идею рассказа.

- Какую из двух частей вы считаете главной в рассказе?

(вторая часть – именно после бала изменилась вся жизнь человека)

-Как изменилась жизнь героя после бала?

- Почему Иван Васильевич отказывается от службы? Какова его нравственная позиция?

(Примерный ответ. Он выбирает для себя единственно верный путь – отказаться от зла. Если ты не в силах изменить мир, однако можешь не участвовать во всеобщем зле. Приняв решение не служить нигде, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. В концовке рассказа выражена позиция писателя: человек должен самосовершенствоваться – тогда изменится и мир вокруг тебя). Иван Васильевич, чтобы сохранить душу, делает свой выбор.
Не участие во зле – нравственный выбор героя

-Какова причина событий, изображенных в рассказе? (вспомните сравнение образов полковника и татарина?) Социальные противоречия.

Назовите нужные слова из данных: самодержавие, власть, карьерные устремления, произвол, строй, государство. (Самодержавие, власть)

Дополните недостающее соответствие в таблице

«По закону» (принятому в обществе)


Полковник

Иван Васильевич

Социальное (общественное)

Нравственное (общечеловеческое)

(По закону нравственному, божескому)

-В чем проявляется контраст?

Сформулируйте художественную идею произведения.

В основе рассказа идея единства нравственной и социальной справедливости. Неучастия во зле. Ответственность человека за все, что случается в мире

Слово учителя

Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события внутренней жизни, изучал свое поведение. Целью его жизни было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Толстой пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда в человеке берется любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Это не значит, что он был идеальным человеком. Наоборот, наблюдая за собой, стремясь понять себя, он учился понимать и других.

6. Работа с логической цепочкой.

Восстановите логическую цепочку.

- события, изображённые в рассказе, относятся к 40 годам 19 века – время царствования Николая 1, прозванного в народе за особую жестокость Николаем Палкиным;

- конец 19 века – современная автору рассказа эпоха;

- начало 21 века – современная читателю эпоха.

- Чем актуален рассказ сегодня?

7. Подведения итогов урока на рефлексивной основе.

Работа с высказываниями Л.Н. Толстого

У Вас на столах цитаты - слова великого Толстого.

Выберите ту, которая соответствует вашему душевному состоянию, возникшему сегодня на уроке.







Приложения к уроку:

1) Словарь урока по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

  1. Композиция – построение произведения

  2. Рассказчик – тот, кто рассказывает (Иван Васильевич)

  3. Автор – тот, кто написал рассказ (Л.Н. Толстой)

  1. Работа с моделью композиции рассказа. Используя модель, ответьте, в чем особенность композиции?

Опора ответа:

Повествование ведется от лица …………, ……….., вспоминающего ….

Рассказ заключен в «……», такой прием называется ……

Обо всех событиях мы узнаем от ……..

Это событие произошло в один день, а точнее ночь, и включает два эпизода:………….. и ……………..

В данной модели не все фигуры одинаковые, потому что……

Какая из частей называется как рассказ, почему?


3) Задания для групп.


1 группа. Контраст в композиции.

Соотнесите поля таблицы, дополните их 1-2 примерами из текста рассказа. Сделайте выводы. Дайте ответ в виде связного текста (в слабом классе можно использовать опору для ответа). Выразительное чтение отрывка, наиболее ярко иллюстрирующего контраст в композиции.

На балу

После бала

Хозяева бала

добродушный старичок, богач-хлебосол

Улица

Что-то большое, чёрное, жёсткое





Варенька

в белом платье, в белых перчатках,

Солдаты

Много чёрных людей, в чёрных мундирах





Иван

Васильевич

Счастье моё всё росло

Иван

Васильевич

Было стыдно, опустил глаза,



Выводы

Душевная состояние героя…..

Выводы

Душевное остояние героя ….


2 группа. Контраст в «Системе образов».

Соотнесите поля таблицы, дополните их 1-2 примерами из текста рассказа (стр. 358). Сделайте выводы. Дайте ответ в виде связного текста. Выразительное чтение отрывка, наиболее ярко иллюстрирующего

После бала

ПОЛКОВНИК

ТАТАРИН

Выводы

Внешний вид

Высокий военный

Оголённый по пояс спина его - что-то пёстрое, …

неестественное

Полковник…



Наказываемый

Замшевая перчатка





Походка

шёл твёрдой подрагивающей походкой

То опрокидываясь назад…то падая наперёд

Полковник (Уверенный в своей правоте человек); Наказываемый







Лицо

Румяное лицо

Сморщенное от страдания лицо…оскаливая белые зубы…

Татарин испытывает… лицо полковника..

Раздувая щёки…

Грозно и злобно нахмурившись…




3 группа. Контраст в языковых средствах.

Соотнесите поля таблицы, дополните 1-2 примерами из текста рассказа. Сделайте выводы. Дайте ответ в виде связного текста, используя опору для ответа. Выразительное чтение отрывка, наиболее ярко иллюстрирующего


На балу

После бала

Выводы

Цвета

Варенька в белом платье …….

Много чёрных людей, в чёрных мундирах (о солдатах)

Контраст цвета:

Белое –

Черное –

Красное -


Спина…





Звуки

Кадрили, вальсы, польки…

Били барабаны, свистела флейта

Контраст звука.

Флейтщик (почему не флейтист) барабанщик

Мелодия – не музыка? а что?

Мазурочный мотив…


Нежно, плавно…

Неприятную, визгливую мелодию




Высказывания Л.Н. Толстого о смысле жизни

« Смысл жизни в служении людям. Жить для одного себя нельзя. Это духовная смерть. Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе любви, и добра»

«Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит целью изменить самого себя».


«Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе»


«Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя»


«Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира»


«Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой».


«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»


«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»


«Есть только одно важное для всех дело в жизни - улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно»


«Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть»


«Из всякого трудного положения сейчас же выйдешь, если только вспомнишь, что живешь не телом, а душою, вспомнишь, что в тебе есть то, что сильнее всего на свете».


«Прошлой ночью я подумал во сне, что кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача - внести вклад в то движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним»


«Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви».


«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».


«Из всякого трудного положения сейчас же выйдешь, если только вспомнишь, что живешь не телом, а душою, вспомнишь, что в тебе есть то, что сильнее всего на свете».


«Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех похлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения».














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!