СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка фестиваля народных культур, приуроченного у празднованию дня народного единства

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка фестиваля народных культур, приуроченного у празднованию дня народного единства»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Московский областной политехнический колледж –
филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
(МОПК НИЯУ МИФИ)








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ФЕСТИВАЛЯ НАРОДНЫХ КУЛЬТУР, ПРИУРОЧЕННОГО У ПРАЗДНОВАНИЮ ДНЯ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
для специальностей
15.02.08 «Технология машиностроения», 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 22.02.06 «Сварочное производство», 18.02.03 «Химическая технология неорганических веществ», 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям)
среднего профессионального образования




















Электросталь, 2022 г.


Пояснительная записка:
В условиях национального возрождения Российской Федерации приоритетной задачей в сфере воспитания обучающихся является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Другими словами, важно национальное самосознание, которое рассматривается как высший уровень духовного проявления личности.

Сегодняшняя молодежь находится в крайне экстремальных условиях: переворот в социальном укладе, экономический кризис сопровождаются кризисом национального сознания. Нередко подрастающее поколение воспитывается на основе множества негативных субкультур, разрушающих национально-культурную самоидентификацию молодого поколения.

Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания у подрастающего поколения национального самосознания.

Необходимо создать условия для воспитания:

  • активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

  • способствовать развитию культуры межнационального общения;

  • формировать приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

  • воспитывать уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

Не только в нашей стране, нашем крае и нашем городе проживают представители разных народов. В нашем колледже учатся студенты более 10 разных национальностей- это русские, молдаване, немцы, татары, армяне, и многие другие. Фестиваль национальных культур предусматривает сближение народов разных национальностей, укрепление дружеских отношений между ними.

Цель фестиваля национальных культур: формирование уважения к истории и культуре народов России через знакомство с народами, проживающими на территории Российской Федерации, с их традициями и обычаями.

Задачи фестиваля:

- знакомство с культурами народов, населяющих территорию Российской Федерации;

- способствовать развитию ответственности и принципов коллективизма, что способствует формированию чувства гражданственности.

- поднятие престижа национальной культуры населения;

- популяризация лучших образцов национальных культур;

- формирование национально — этнической толерантности, как одного из инструментов борьбы с экстремизмом;

- содействие укреплению межнациональных культурных связей народов, к которым принадлежат студенты колледжа;

В эпоху реформ российской экономики, политики, культуры следует помочь молодому поколению сформировать такой уровень национального самосознания, который позволит ему найти свое достойное место в жизни, преобразовывать национальную и гражданскую действительность, управляя позитивным развитием общества.


Информационная карта программы

Полное название мероприятия

Фестиваль народной культуры, приуроченный к празднованию Дня народного единства.

Ответственный

Преподаватель социально- экономических дисциплин МОПК НИЯУ МИФИ Урянская Ю.О.

Место проведения

МОПК НИЯУ МИФИ аудитория №219

Цель программы

Формирование уважения к истории и культуре народов России через знакомство с народами, проживающими на территории Российской Федерации, с их традициями и обычаями.

Задачи программы

- знакомство с культурами народов, населяющих территорию Российской Федерации;

- способствовать развитию ответственности и принципов коллективизма, что способствует формированию чувства гражданственности.

- поднятие престижа национальной культуры населения;

- популяризация лучших образцов национальных культур;

- формирование национально — этнической толерантности, как одного из инструментов борьбы с экстремизмом;

- содействие укреплению межнациональных культурных связей народов, к которым принадлежат студенты колледжа;

Краткое содержание

Тематическая выставка книг, предметов быта, народных костюмов Русского Севера. Идейной доминантой фестиваля является мысль о том, что истинный патриот, гражданин страны – это человек, которой, с одной стороны, знает историю, обычаи, традиции родного народа и народов, проживающих на территории страны, а с другой – «деятельный» человек, способный созидать на благо своего Отечества.

Срок реализации

01 ноября 2022- 03 ноября 2022

Количество

участников

120

 





Использованная литература:

1. Русские обычаи и обряды : Семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники. - М. : Вече, 2005. - 320с. - (Наши традиции). - ЧЗ

2. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец ХУ111-нач.ХХ вв. / А. Ф. Некрылова. - Л. : Искусство, 1984. - 191с.:ил. - ЧЗ

3. Лазарев А.И. Народоведение: о русском народе, его обычаях и художественном творчестве: Учеб. для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев/ А. И. Лазарев. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997. - 256с.:ил. – Аб; ЧЗ

4. Русский народ : Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: собр.М.Забелиным : Репринт.воспроиз.изд.1880 года. - М. : Автор, 1992. - 618с. - ЧЗ

Наглядные средства обучения: презентация.

Праздничный костюм девушки Вологодской губернии Яренского уезда (XIX век)

Состоит костюм из рубахи, набивного сарафана, косынки и пояса. Слово "сарафан" происходит от иранского "сарапа", что означает "с ног до головы".





На Русском Севере слово «сарафан» и «рубаха» употреблялись редко, чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности свои названия этих видов одежды. Сарафан называли в Яренском уезде «косоклинник» — это старинный сарафан, сшитый из клиньев домотканой ткани. Домоткань — это домотканое полотно, ткань вытканная в домашних условиях из льна. Она шириной 35-40см- по размеру ткацкого станка. После того, как ткань была соткана, ее красили в темно-синий цвет.. Узор "рябинки" наносили оранжевой масляной краской с помощью валика, поэтому сарафан еще называют «набивным». По низу сарафан украшали полосками кумача- яркой красной ткани.

В книге Кислуха Людмилы Федоровны «Народный костюм Русского Севера XIX - начала XX века в собрании Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" есть описание рубашки: «Основой комплекса женской одежды с сарафаном была рубаха. Так же, как и сарафаны, женские рубахи различались по конструкции, материалу, из которого были сшиты, характеру декора. По конструкции они подразделялись на цельнокроеные и составные. Цельные рубахи шились по всей длине из целых полотен ткани, а составные — из двух частей: верхней, которая называлась «рукава», «воротушка», и нижней — «стана».

В этом комплекте рубаха- «воротушка». Неразлучная с телом человека, рубашка в глазах наших предков обладала магической силой. Если кто-либо хотел принести зло своему недругу, то стоило ему овладеть на время рубашкой врага, произнести несколько заклинаний, и хозяин рубашки был уже обречен, на него «напускали порчу». Значит, нужно было охранять рубашку, сделать её неуязвимой, даже если она попадёт в руки плохих, злобных людей. Для этого ворот, подол, рукава рубашки украшали затейливой вышивкой. Первоначально, в глубокие- глубокие времена, рисунки вышивки имели прямой магический смысл. Но шло время, исчезала из рисунков колдовская сила, и оставалась только красота. Бережно хранили её женщины, передавали из поколения в поколение.

К костюму так же относится косынка, она так же изо льна, элементы украшения на ней сотканы вручную.

В народном костюме особенным предметом был пояс: «Обязательной принадлежностью женского и мужского костюма были пояса. В основном пользовались поясами собственного изготовления, ткали девушки зимними вечерами и подпоясывали - мужчины завязывали их на любой стороне, женщины – на левой. Пояса имели сложные рельефные узоры. Узор геометрический, в виде крестов с крючками. На концах — кисти. Спокойная красота геометрических фигур- здесь мы находим и знак солнца с его сложными загнутыми концами, и знак поля в виде ромбов с точкой посередине, и знак человека.» (Власова И.В. «Дорогами земли Вологодской»).

Крестьяне 19 века носили кожаную, валяную, плетеную обувь. Из плетеной обуви здесь были известны лапти из бересты, реже – из липы. Северные лапти привязывались оборами – шнурками. Лапти служили рабочей обувью





















Фотоотчет мероприятия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!