СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Этапы обучения интерпретации текстов для написания сочинения в формате ЕГЭ в дистанционном режиме»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система дистанционного обучения интерпретации художественных и публицистических произведений для подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Автором описаны приёмы герменевтического анализа текста, которые адаптированы для занятий в онлайн-формате.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Этапы обучения интерпретации текстов для написания сочинения в формате ЕГЭ в дистанционном режиме»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТОВ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ»


Алферьева Марина Борисовна,

учитель русского языка и литературы, учитель-методист,

МБОУ СШ №74 имени В.А. Глазунова г. Ульяновска


Аннотация: Система дистанционного обучения интерпретации художественных и публицистических произведений для подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Автором описаны приёмы герменевтического анализа текста, которые адаптированы для занятий в онлайн-формате.

Ключевые слова: текст, композиция текста, интерпретация, интерпретация содержания текста, художественное произведение, герменевтический анализ, герменевтический приём, герменевтический круг, метафора, web-квеста, виртуальная доска.


DISTANCE LEARNING SYSTEM OF TEXT INTERPRETATION FOR WRITING ESSAYS IN USE FORMAT


Alfer'yeva Marina Borisovna


Abstract: The article describes the distance learning system for the interpretation of fiction and journalistic works to prepare for writing an essay in the USE format. The author describes the techniques of hermeneutic text analysis, which are adapted for classes in the online format.

Keywords: text, text composition, interpretation, interpretation of text content, fiction, hermeneutic analysis, hermeneutic technique, hermeneutic circle, metaphor, web-quest, virtual board.


В процессе подготовки учащихся 11 классов к написанию сочинения в формате ЕГЭ наиболее сложной педагогической задачей является обучение интерпретации текста, т.е. раскрытия его смысла. Согласно герменевтическому подходу формирование умения раскрытия смысла отрывка художественного или публицистического произведения необходимо осуществлять посредством анализа его частей. Данная учебная работа наиболее эффективна в дистанционном режиме, поскольку иллюстрирование методических приёмов по разбору содержания и авторского замысла способствуют развитию познавательного восприятия в большей степени, чем в процессе словесного объяснения педагога.

Учебная работа над интерпретацией произведения предполагает моделирование педагогом коммуникативной ситуации, в результате разбора которой учащиеся смогут создать вторичный текст (сочинение). Толкование смысла, заложенного в том или ином художественном тексте, основывается на определении композиционной структуры, выявлении логических связей между событиями и поступками персонажей.

В лингвистике интерпретация – одновременно и процесс определения смысла произведения, и результат, представляющий собой особый тип высказывания, разъясняющего умозаключения автора. Понимание смысла, заложенного писателем в тексте, зависит от определения контекстного значения используемых слов и словосочетаний. Интерпретация зависит от глобального контекста: от эпохи, литературного направления, социально-политической ситуации, специфики культуры, философского мировоззрения и многих других экстралингвистических факторов [4, с. 8].

Система дистанционного обучения написанию сочинений в формате ЕГЭ представляет собой педагогический процесс поэтапного применения приёмов герменевтического анализа текста, которые адаптированы для онлайн-формата. Герменевтический анализ, результатом которого является интерпретация и осмысление смыслов текста, подразумевает «включение» учащихся в систему исторических и культурных и ориентиров [2, с. 92].

Охарактеризованное условие предполагает разработку интерактивного дидактического материала (презентаций, интеллект-карт, персонализированного сайта и т.д.), содержащего информацию и визуальный материал об особенностях эпохи, описанной в произведении. Для наибольшего «погружения» в атмосферу произведения возможна разработка виртуального web-квеста, который учащийся смогут пройти в составе команд. Квест является новым средством использования технологий в целях создания урока, ориентированного на учеников, вовлеченных в учебный процесс и поощряющего их критическое мышление [3, с. 95]. Спроектировать квесты возможно на платформе Google Сайты, а также с помощью инструментария сервисов Learnis, QuizWhizzer, Urban Quest. В качестве заданий учащимся может быть предложено определить значение терминов, охарактеризовать определённую ситуацию (например, спор, конфликт и т.д.) с точки зрения норм поведения в обществе XVIII − XIX вв. Данный подготовительный этап необязателен, но, тем не менее, способствует формированию интереса подростков к такому сложному учебному процессу как герменевтический анализ текста.

Наибольшую сложность в начале обучения написанию сочинений для школьников представляет уяснение конечного результата: как правило, большинство учащихся воспринимает значение терминов «осмысление текста», «авторский замысел» как «пересказ содержания», в лучшем случае как «выявление причин поступков героев». Поэтому прежде чем, приступать к интерпретации отрывков художественных произведений, на подготовительном этапе педагогу необходимо разъяснить ученикам трактовку понятий «смысл» и «идея» автора, которая легче воспринимается в процессе анализа небольших по объёму метафорических текстов.

В качестве анализируемого материала учащимся могут быть предложены притчи, басни, хокку, стихотворения в прозе. Анализ авторской метафорической модели основывается на выявлении символической образности, определении лексического значения слов и словосочетаний.

В рамках дистанционного занятия учитель на виртуальной доске демонстрирует приём «маркировка метафоры» (рис. 1): подчёркивание / выделение цветом понятий в переносном значении, которые характеризуют объект описания посредством сравнения его с другим объектом или явлением, наделяя его специфическими признаками, по которым можно определить отношение автора к данному объекту. С помощью сервиса myefe.ru можно создать онлайн-словарь метафор (гиперссылку на него можно разместить на персональном сайте), который заполняется коллективно после выполнения маркировки.


Рис. 1. Приём «маркировка метафоры»

(хокку Э. Кикаку «Я – светлячок полуночный»)


Поскольку любое понимание текста зависит не только от смысла слов в их связях и от содержания всего текста, а преимущественно от активности интерпретирующего субъекта, т.е. от изучающего этот текст − интерпретатора. Поэтому для процесса понимания актуально не просто постижение прежних смыслов текста, а производство новых [8, с. 103] После того как учащееся смогут определять и трактовать метафоры в предложенных произведениях, им необходимо самостоятельно создать авторский текст, содержащий метафорические характеристики, данное практическое задание может быть выполнено как индивидуально, так и в группе. В качестве объектов для описания с помощью метафор предлагаются как явления природы, объекты физического мира, так и персонажи из произведений, изученных ранее.

Основной этап работы по интерпретации смысла отрывков художественных или публицистических заключается в реализации приёма «герменевтический круг» − определении смысла произведения посредством анализа его смысловых частей. Как правило, осмысление нового происходит наиболее эффективно, если ученик находит какие-либо связи с предыдущим материалом [6, с. 58]. Поэтому на начальном этапе предпочтительно рассматривать небольшие по объёмы тексты со схожей тематикой или произведения одного автора, исторического периода.

Первичное ознакомление с текстом включает чтение, выделение его структуры. К структуре повествования относится как идейные микротемы, так и пространственно-временная организация произведения. Для определения структуры в режиме «демонстрация экрана» во время видеоконференции учащиеся знакомятся с художественным или публицистическим текстом, который скопирован на несколько фреймов (страниц) виртуальной доски Jamboard (также можно использовать сервисы Miro, Padlet).

Предварительно учителем должен быть подготовлен «эталонный» вариант деления данного текста (доступ к нему закрыт), который будет показан в после завершения выполнения данного задания. Класс делится на группы, после учитель открывает доступ к редактированию текста для того, чтобы ученики в качестве самостоятельного задания разделили его на смысловые абзацы, определили тему выделенных эпизодов, сформулировали к ним тезисы (рис. 2).



Рис. 2. Работа с текстом на виртуальной доске Jamboard

(стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей»)


После определения смысловых частей текста, необходимо выполнение следующих учебных действий, обеспечивающих его восприятие:

  • выделение «сильных позиций», т.е. ключевых слов и словосочетаний;

  • определение позиции автора (оценочной информации);

  • формулировка тезисов к каждой смысловой части текста.

В процессе определения ключевых словосочетаний ученики сталкиваются с трудностями в их толковании. Установить значение, которое имеет понятие в данном тексте, возможно только при использовании метода контекстуального анализа – сравнивая контекстуальное и словарное значение конкретного слова, так как значение контекстуальное может сильно отличаться от значения, зафиксированного в толковом словаре [5, с. 118-119].

Для обучения пониманию смысла произведения на данном этапе возможно применение следующих педагогических техник.

1. Описание «внешнего словаря» − структурирование описанных в произведении реальных образов и событий повествования; анализ по «тематической сетке», т.е. выделение повторяющихся «ключевых» событий, объектов. Признаками ключевых слов и словосочетаний являются концептуальная, композиционная и образная значимость, семантическая многозначность, сохраняемая в контексте, связь с важнейшими категориями мироощущения писателя [9, с. 370]. Таким образом, учащиеся, выделяя составляющие идейное содержание текста лексические единицы, смогут интерпретировать текст по «опорным», «обобщающим» словосочетаниям (рис. 3).


Рис. 3. Выделение ключевых словосочетаний в тексте на виртуальной доске Jamboard (стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей»)

2. «Наращивание смысла микротекстов» − определение тематики выделенных структурных абзацев, на основе которой происходит целостное осмысление содержания. Центральная единица для анализа, согласно, данному приёму понимания текста, − лежащие в основе деятельности персонажей мотивы. После определения причины поступка персонажа, учащимся необходимо выявить отношение автора к описываемым событиям, которое может выражено, например, с помощью вводных оборотов, прямой речи. Интерактивная работа с текстом на данном этапе также осуществляется в группах: одни учащиеся определяют мотивы поведения героев, другие – авторскую позицию (рис. 4), после чего учитель обобщает выделенную информацию, помогает сформулировать мысль произведения.



Рис. 4. Выделение мотивов поведения персонажей и авторской позиции в тексте на виртуальной доске Jamboard (стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей»)



Интерпретация текста обладает следующими особенностями:

  • постижение заложенных в тексте нравственных смыслов;

  • определение авторской эстетической концепции видения окружающего мира, его системы ценностей;

  • необходимость логической аргументации выявленного смысла произведения.

Таким образом, в процессе написания сочинения на основе интерпретации текста учащимся необходимо представить трактовку ключевых слов, мотивов поведения персонажей, авторскую позицию по отношению к описанной ситуации (героям или явлениям), после чего сформулировать на основе обобщения выявленной информации центральный тезис, который представляет собой проблему, обозначенную писателем в анализируемом произведении.

Поскольку в итоговом сочинении в формате ЕГЭ главным предметом речи является проблема, которую затрагивает автор, а не содержание, то учебная работа на дистанционных занятиях направлена на развитие текстовосприятия. Для чего в процессе анализа смыслового содержания произведения учащиеся параллельно выполняют следующие задания, способствующие формированию (интерпретационных) коммуникативных умений, необходимых для написания сочинения:

  • выбор цитат из текста с последующим их комментированием;

  • пересказ содержания текста по ключевым цитатам;

  • установление причинно-следственных связей между описываемыми событиями;

  • определение системы ценностей в произведении, формулировка и аргументация собственного отношения к обозначенным в тексте нравственным ценностям;

  • составление аннотаций и отзывов к художественным произведениям.

Подводя итоги, необходимо отметить, что герменевтический подход к процессу обучения интерпретации художественных и публицистических произведений при подготовке к написанию сочинения в формате ЕГЭ позволяет, с одной стороны, более полно использовать нравственный потенциал учебных текстов для духовного развития личности учащегося [7, с. 327], а с другой – способствует формированию умения формулировать тезисы, продуцировать письменные высказывания.


Список литературы


1. Агиенко М.И. Теоретические вопросы методики анализа авторской метафоры // Семантика и прагматика языковых единиц в синхронии и диахронии: норма и вариант: VI Международная научная конференция (17-20 октября 2017 г.): сборник научных статей, Симферополь, 17–20 октября 2017 года / Материалы публикуются в авторской редакции. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2017. – С. 3-11.

2. Алферьева М.Б. Методика обучения интертекстуальному анализу художественных произведений в рамках подготовки к написанию итогового сочинения в 11 классе // Педагогическое призвание: Сборник статей III Международного профессионально-методического конкурса. В 6-ти частях, Петрозаводск, 28 февраля 2021 года. – Петрозаводск: МЦНП «Новая Наука», 2021. – С. 89-100.

3. Бритвина С.О. Web-квест как средство формирования у обучающихся умения учиться // Педагогический форум. – 2018. – № 1(1). – С. 95-97.

4. Горожанов А.И., Гусейнова А.И.Прикладные аспекты анализа и интерпретации текстов (на материале немецкого и русского языков): монография. − Казань: Бук, 2021. − 208 с.

5. Козловская Е.С. Значимость метода герменевтического круга для объективной интерпретации текста // II Фирсовские чтения. Современная филология и методика преподавания иностранных языков: основные тенденции и перспективы развития: Материалы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции, Москва, 26–27 апреля 2016 года / койносов. – Москва: Российский университет дружбы народов, 2016. – С. 118-120.

6. Маланичева С.А. Герменевтический круг и пути его преодоления в процессе изучения нового материала // Развитие человека: философские и психолого-педагогические аспекты, Белгород, 01 октября 2016 года / Белгородский центр развития резервных способностей человека; Под редакцией О.А. Зимина. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2016. – С. 58-59.

7. Неверова Т.А. Терминологический круг герменевтического подхода в педагогике // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – № 2(5). – С. 326-328.

8. Пичкуренко Е.А., Архипова А.И., Аракелов А.В. Дидактические аспекты герменевтического круга и проектирование технологий освоения учебного текста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2018. – № 2(218). – С. 101-109.

9. Тарасова И.А. Ключевые слова как инструмент интерпретации художественного текста // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. – 2020. – Т. 20. – № 4. – С. 370-374.


© М.Б. Алферьева, 2021.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!