СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Этапы конструирования фразеологического интерактивного словаря в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлено содержание словарно-фразеологической работы в начальной школе. Данный вид деятельности создаёт условия для самостоятельного творческого подхода к оценке языковых средств, что позволит значительно расширить кругозор детей. Конструирование интерактивного фразеологического словаря необходимо совмещать с содержанием учебной программы, т.е. после изучения самостоятельной части речи на уроке обобщения и закрепления изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Этапы конструирования фразеологического интерактивного словаря в начальной школе»»

Методическая разработка «Этапы конструирования фразеологического интерактивного словаря в начальной школе»


Петрова Екатерина Александровна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Луговская основная школа» им. М. П. Хваткова»;

магистрант, ФГБОУ ВО «УлГПУим. И.Н. Ульянова».


Аннотация: В методической разработке представлено содержание словарно-фразеологической работы в начальной школе. Данный вид деятельности создаёт условия для самостоятельного творческого подхода к оценке языковых средств, что позволит значительно расширить кругозор детей. Конструирование интерактивного фразеологического словаря необходимо совмещать с содержанием учебной программы, т.е. после изучения самостоятельной части речи на уроке обобщения и закрепления изученного материала.


Одной из важных задач начального языкового образования является передача национально-культурных ценностей посредством изучения фразеологических и паремиологических единиц. В устойчивых оборотах зафиксирован общественный опыт, значимая для понимания менталитета конкретного этноса информация, которую необходимо передавать от одного поколения к другому. Чем богаче история народа, тем ярче и содержательнее устойчивые обороты.

Эффективное педагогическое средство для овладения младшими школьниками фразеологизмами, пословицами и поговорками как в устной, так и в письменной речи – словари, сконструированные учащимися в процессе самостоятельной исследовательской работы. Данный вид деятельности создаёт условия для самостоятельного творческого подхода к оценке языковых средств, что позволит значительно расширить кругозор детей.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования третьего поколения отражена необходимость цифровизации обучения, которая может быть реализована с помощью организации электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), в связи с чем целесообразно привлекать младших школьников к созданию интерактивных словарей в онлайн режиме, что позволит также повысить их информационную компетентность.

Прежде чем описать техническую составляющую учебной работы по конструированию словарей, необходимо охарактеризовать её методический аспект, т.е. каким образом данная познавательная деятельность может быть введена в курс русского языка в начальной школе.

Фразеологические обороты, функционируя в языке как части речи, соотносятся с существительными, прилагательными, глаголами и т.д.

К фразеологизмам, синонимичным именам существительным, относятся: «садовая голова», «тёртый калач». Фразеологизмы, синонимичные именам прилагательным: «хоть куда» (отличный), «в годах» (пожилой), «из ряда вон» (выдающийся), «с головой» (умный, способный), «не из трусливого десятка» (смелый). Слова в фразеологических оборотах, эквивалентных именам существительным и прилагательным, также могут склоняться по падежам.

Наиболее распространены фразеологизмы, являющиеся эквивалентами наречий и глаголов. Например, фразеологизм «нестись сломя голову» синонимичен глаголу «бежать». Эквивалентность фразеологических единиц глаголу определяется наличием у грамматически независимого компонента глагольных форм вида, времени, лица и наклонения. Например, глагол в фразеологическом обороте «бросать слова на ветер» можно изменить по лицам, числам, временам («бросал на ветер», «бросаю на ветер» и т.д.).

К фразеологическим единицам, эквивалентным наречиям, относятся такие фразеологизмы, как «бок о бок» (рядом, вместе), «вдоль и поперёк» (повсюду, везде), «на глаз» (примерно, приблизительно), «хоть одним глазком» (мельком), «не за горами» (неподалёку, близко). Данные словосочетания отвечают на наречные вопросы, используются для характеристики глаголов.

Следовательно, конструирование интерактивного фразеологического словаря необходимо совмещать с содержанием учебной программы: после изучения самостоятельной части речи на уроке обобщения и закрепления изученного материала учащимся необходимо добавить в свой интерактивный словарь новый фразеологизм. При этом процесс обогащения индивидуального словарного запаса младших школьников реализуется посредством целесообразного подбора учителем дидактического материала для практического усвоения лексики. Подобный подход к обучению – совмещение нескольких смежных учебных тем – называется технологией укрупнения дидактических единиц. Использование данной технологии в начальной школе позволяет развивать у младшего школьника навык самостоятельного поиска и последующего овладения информацией, т.е. «умения учиться».

Конструирование интерактивного фразеологического словаря способствует закреплению и активизации в речи младших школьников устойчивых оборотов. Мультимедийный материал является одним из наиболее эффективных дидактических средств для развития таких мыслительных операций, как проведение аналогии, сравнения и синтеза информации, поэтому педагогу необходимо разместить на персональном сайте список гиперссылок на безопасные для младших школьников ресурсы, с помощью которых они смогут заполнить свой словарь: электронные детские библиотеки, учебные ресурсы.

Фразеологический словарь проектируется с помощью виртуальной доски (Jamboard, Miro, Padlet), где каждый фрейм (страница) – определённая категория фразеологизмов.

Целесообразнее располагать устойчивые обороты не по алфавиту, а по категориям, поскольку педагогической целью данной учебной деятельности является формирование умения у младших школьников использовать в речи устойчивые обороты, а также определить их значение в контексте рассматриваемого текста. Электронный словарь заполняется учащимися после выполнения в дистанционном режиме следующих групп заданий.

Дети младшего школьного возраста испытывают трудности в выявлении устойчивых оборотов, в связи с чем словарно-фразеологическую работу необходимо начинать с определения из массива словосочетаний именно тех, которые являются фразеологизмами. Педагогу необходимо при подготовке дидактического материала выбирать устойчивые обороты, соответствующие следующим критериям:

  • доступность фразеологизмов для понимания детьми младшего школьного возраста;

  • возможность использования фразеологических единиц в различных жизненных ситуациях;

  • соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей фразеологизмов тому грамматическому материалу, который изучается в начальной школе;

  • фразеологизмы должны формировать у детей этические представления, формировать мировоззрение.

Для дистанционного режима обучения необходима разработка рецептивно-аспектных упражнений на базе программного обеспечения Windows (редакторов Microsoft Word, Microsoft PowerPoint) или сервиса Google (Google Docs, Google Slides). Разработанный дидактический материал необходимо показывать учащимся в режиме «демонстрация» во время дистанционных видеосессий.

Упражнения, обучающие категоризации, могут содержать до 20% незнакомых (из содержания учебной программы) фразеологических оборотов, значение которых младшие школьники могут определить по контексту . Суть задания заключается в выполнении учащимися следующих учебных действий:

  • подчёркивание фразеологических единиц с помощью инструмента «маркировка / выделение» (рис. 1);

  • объяснение лексического значения фразеологических оборотов:

  • составление предложений и словосочетаний с помощью фразеологизмов.



Рис. 1. Упражнение «маркировка фразеологических оборотов»

Целью данной учебной деятельности является создание условий для осознанного понимания учащимися того, что это сочетание слов, которые по отдельности имеют один прямой смысл, а в сочетании друг с другом – переносный.

Таким образом, первый этап подготовительной работы заключается в активизации словарного запаса младших школьников с помощью анализа содержания учебных текстов, сознательного употребления устойчивых оборотов в процессе решения коммуникативных задач. Изученные в результате данной учебной деятельности фразеологизмы помещаются в макет будущего словаря (рис. 2). На данном этапе учащимся необходимо написать их значение и проиллюстрировать: самостоятельно подготовить рисунок и преобразовать его в JPG-файл с помощью фото или сканера; подобрать готовое изображение.



Рис. 2. Макет фразеологического словаря в Google Jamboard


Следующим этапом работы является классификация фразеологических оборотов, которую учащиеся смогут выполнить на виртуальной доске Jamboard в процессе совместного обсуждения (рис. 3).



Рис. 3. Классификационная таблица, разработанная с помощью сервиса Google Jamboard


Данный вид учебной деятельности позволяет развивать логическое мышление младших школьников, формировать умение синтезировать и обобщать учебную информацию. Необходимо отметить, что параметры для отнесения фразеологизма к той или иной категории могут быть следующие:

  • вид деятельности («без труда не вытащишь и рыбку из пруда»; «сделал дело − гуляй смело»; «делу время − потехе час»);

  • характер эмоционального состояния («метать гром и молнии», «лопнуть со смеху»);

  • оценочное суждение («хозяин своему слову», «шут гороховый»);

  • процесс или явление («спать без задних ног», «витать в облаках», «льёт как из ведра»).

Задание на классификацию устойчивых оборотов позволяет учащимся определить разделы своего будущего словаря.

Третий этап подготовительной работы заключается в закреплении изученных фразеологических единиц с помощью выполнения учащимися заданий на конструирование. Младшим школьникам предлагается дополнить предложения изученными фразеологизмами или заменить словосочетания на фразеологические обороты, синонимичные по значению. Данные условно-коммуникативные упражнения могут быть разработаны учителем с помощью сервиса LearningApps.org (рис. 4).



Рис. 4. Задание на конструирование, разработанное с помощью сервиса LearningApps.org


Поскольку фразеологизмы, являясь коммуникативно-значимыми единицами языка, не только называют элементы действительности, но и воздействуют на собеседника, то заключительный этап работы состоит в практическом применении устойчивых оборотов. В дистанционном режиме учебное задание заключается в ознакомлении учащихся с небольшим по объёму художественным текстом. После обсуждения персонажей младшим школьникам предлагается охарактеризовать героев и их поступки с помощью фразеологических оборотов, которые могут быть размещены на слайде с текстом в виде справочной информации (рис. 5).



Рис. 5. Интерактивное задание «Характеристики героев сказки с помощью фразеологизмов», разработанное с помощью сервиса Google Jamboard


Применение наглядности и последующая работа по лингвистическому комментированию стимулирует развитие речи учащихся. Для того чтобы изученный материал не был забыт младшими школьниками, процесс освоения и применения в речи фразеологизмов должен сопровождаться заполнением интерактивного словаря. Данная деятельность является эффективным средством формирования одного из важнейших коммуникативных компонентов речи выразительности, ввиду того, что фразеологические единицы придают речи эмоциональность и экспрессивность.

Необходимо отметить, что при подготовке данного задания педагогу следует выбирать художественные произведения, исходя из лексико-фразеологических возможностей учащихся, т.е. значение незнакомых устойчивых оборотов можно определить из контекста. При отборе фразеологизмов, которые будут использованы для характеристики персонажей, необходимо использовать устойчивые обороты не только в положительном и отрицательном значении, но и в нейтральном. Необходимо также выделить фразеологические единицы, над которыми следует поработать основательно для того, чтобы они вошли в активный фразеологический запас. Словарно-фразеологическая работа неотделима от анализа идейного содержания произведения. Она обеспечивает не только единство урока, но и глубокое понимание самих фразеологизмов.

Таким образом, конструирование фразеологического интерактивного словаря позволяет учащимся начальной школы приблизиться к пониманию смыслового пространства языка, тонкостям функционирования слова в тексте и в речи, в результате чего формируется умение пользоваться языком во всём его функциональном многообразии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!