СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка экскурсии по школьному музею

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка экскурсии в школьном краеведческом музее МАОУ СОШ № 9 г. Улан-Удэ. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка экскурсии по школьному музею»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Музей средней общеобразовательной школы № 9 «Поиск»









Методическая разработка обзорной экскурсии






Составитель:

Зав. музеем: к.и.н. Цыпышева Н.В.


















Улан-Удэ

2016 г.

Обоснование


Обзорная экскурсия по музею включает в себя разделы по истории и природе нашего микрорайона, города, края и по истории школы. Учитывая специфику школьного музея и разновозрастной состав аудитории, экспозиция имеет учебную направленность и призвана содействовать образовательно-воспитательному процессу в школе.

Цель: Воспитание у учащихся чувства патриотизма, интернационализма и любви к истории своей родины, через ознакомление с памятниками истории и природы нашего края.

Задачи:

  1. Рассказать учащимся об истории школы.

  2. Показать историю нашего микрорайона в истории города.

  3. Осветить этнографию семейских и других этнографически групп края.

  4. Ознакомить с хроникой основных сражений и битв Великой Отечественной войны через участие в ней наших земляков и предприятий микрорайона.

  5. Описать особенности природы Байкальского региона.

Одним из перспективных направлений учебно-воспитательного процесса в школе является обучение и воспитание школьников посредством музейных предметов, наиболее наглядными из которых выступают подлинные памятники военной истории: предметы, документы, награды, газеты и.т.п., обладающие специфическими свойствами музейных предметов: аттрактивность, репрезентативность, коммуникативность и др.

Контрольный текст экскурсии разделен на тематические разделы, согласно внутренней структуре экспозиции.





Технологическая карта



  1. экскурсия по содержанию: тематическая, историческая;

  2. по составу участников: ориентирована на школьников;

  3. по месту проведения: музейная;

  4. по способу передвижения: пешеходная;

  5. по форме проведения: экскурсия-урок.











Контрольный текст


Обзорная экскурсия по музею

Вводная часть.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами посетим все залы нашего школьного музея. Узнаем многое об истории школы, нашего микрорайона, города; об истории, культуре и природе нашего края – Бурятии.

Зал 1. История школы.

Экспозиция этого зала посвящена истории нашей школы, которой в прошлом, 2006 году исполнилось уже 70 лет! Семь десятков лет она распахивает свои двери перед маленькими детьми, которые быстро взрослеют, мужают в этих стенах и покидают ее. За 70 лет в школе сменилось 18 руководителей, сотни преподавателей и тысячи детей. «Девятая» помнит серьезного, умного, человечного директора Чубарова Н.А., после работавшего начальником городского отдела народного образования; молодого, здорового, открытого всем Карнышева А.Д., ставшего доктором психологических наук, заместителем председателя Народного Хурала; хозяйственного и рассудительного Литвинцева Н.И., назначенного позже заведующим районным отделом народного образования. Воистину «девятая» - не только для детей «серьезная» школа.

Успех руководителя складывается не только из его личных и профессиональных качеств, но и трудом и стараниями всего коллектива. В нашей школе в разное время работали талантливые педагоги, любящие свою работу и любимые своими учениками. Это Похосоева Евгения Яковлевна, Ананьина Нина Гавриловна, Беняш Людмила Павловна, Степаненко Вера Тимофеевна, Степаненко Клавдия Тимофеевна, Медведева Елизавета Александровна, Березовская Мария Ивановна. Трудную и ответственную работу выполняли Шустов Павел Андреевич, Жамбалова Зинаида Ивановна, Яныгина Ирина Павловна, Старшикова Надежда Георгиевна, Таряшинова Валентина Нимаевна и многие другие

Наша школа была построена в середине 1930-х годов, когда в республике и в стране велось активное строительство новых учебных заведений. Уже во время строительства в 1934-1936 небольшими группами - по нескольку человек здесь учились 1-4 классы, поэтому она называлась четырехклассной школой № 8. Учащиеся 5-7-х классов ходили в школу № 2, которая находилась в то время напротив Дворца пионеров по улице Ленина. Первым директором школы был Вахмянин Константин Александрович.

По окончании строительства здания в 1936-1937 учебном году школа № 2 в количестве 7 класс-комплектов переводится в новое здание и начальная школа № 8 переименовывается в семилетнюю школу № 2.

Статус средней общеобразовательной был присвоен школе в 1939 году. Первый выпуск сделан в 1940 году. Второй выпуск, военный, в 1941-м. Выпускалось по 3 класса, в каждом по 40-45 человек.

Во время войны средства на отопление и другие расходы были сокращены, поэтому в нашей школе разместились другие предприятия. Левую половину 1-го этажа занимал эвакогоспиталь. В правой половине разместилось профессиональное училище «Трудовые резервы», а в небольшом помещении находился опорный пункт милиции. Левое крыло 2-го этажа занимал детский дом. На 3-м этаже учились старшие классы, а один кабинет был отведен под педагогическое училище.

Весной 1943 года отопительная система вышла из строя и находилась в аварийном состоянии до осени 1947 года, поэтому школу временно расформировали. Ребята учились в школах № 8, 32 и в здании бывшего магазина по ул. Оцимика. Только начальные классы оставались в плохо отапливаемом здании школы и учились в две, и даже в три смены. Трудности были большие, но все понимали, что время военное. Несмотря на это, дети посещали кружки: спортивные, «Ворошиловский стрелок», кройки и шитья, вышивания, музыки, велосипедный. Изучали военное дело, разучивали военные песни, собирали металлолом, ставили платные концерты, а вырученные деньги использовали на нужды класса и школы: покупали чернила, карандаши, бумагу, учебники, пособия. Помогали семьям погибших, дополняли фронтовые посылки спичками, ручками, конвертами, тетрадями. Сами шили, вязали носки, варежки, шарфы, вышивали кисеты, стряпали печенья, крутили папиросы из домашнего самодельного табака.

Летом, весной и осенью работали в колхозах вместе с учителями. В поле на посадке капусты, картофеля, потом на прополке и сборе урожая. Дети собирали для аптек лекарственные травы, заготавливали ветки на корм скоту. Школы большей частью обеспечивали себя самостоятельно к новому учебному году – денег выделяли очень мало. Из 360 выпускников 1940-1945гг, на фронт ушли 150, половина из них не вернулась домой. Из 23 учителей, призванных в действующую армию, вернулось 14.

К началу 1946-1947 учебного года дети вернулись в здание родной школы. Она казалась новой, светлой, красивой. Школа заняла все этажи, кроме одного кабинета на 3-м этаже, где по-прежнему оставалось педучилище, а на 1-м этаже в правом крыле расположилась вечерняя школа. Директор Вахмянин К.А. не вернулся с войны. Директором был назначен фронтовик Иванычев Алексей Тимофеевич. Он отличался требовательностью и умением отстоять свою точку зрения. Он многое сделал в тяжелое время послевоенного восстановления хозяйства.

С 1951, в связи с введением раздельного обучения, наша школа переформировывается в женскую школу № 9. Директором в течение 3-х лет была Мурзина Зоя Владимировна – женщина волевая, деловая, всегда стремилась к новым рубежам, критически относилась к себе и окружающим. Она придавала особое значение эстетическому воспитанию и развитию культуры девочек.

С 1954 по 1966 в системе общего образования произошли изменении: женская школа вновь стала смешанной и получила название «Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением № 9. Директором стал Григорий Ильич Чебаков. Человек ответственный, пунктуальный, доводивший любое дело до конца. В этот период ребята построили теплицу, мастерские, географическую площадку с бассейном, пришкольный участок и спортплощадку. Выращивали яблоки, ранет, ягоды, овощи. На вырученные деньги проводили вечера, покупали инвентарь для сада. Заведующей пришкольным участком была Степаненко Клавдия Тимофеевна. По окончании школы ребята получали документы о приобретении рабочих профессий плотника, строителя, столяра, электрика, швеи, повара и других. За трудовые успехи наша школа была награждена денежной премией и грамотой Верховного Совета РСФСР. В этот же период был открыт школьный краеведческий музей, который долгие годы был гордостью школы, носил звание «Народный».

В 1957 году школа занимает 1-е место среди школ города за лучшую подготовку к учебному году; 2-е место за подготовку и проведение смотра художественной самодеятельности. В 1959-м – коллективу школы вручается грамота Верховного Совета Бурятской АССР за добросовестную и безупречную работу в связи с 300-летием добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. В 1960 г. в связи с завершением строительства здания для учебных мастерских, гаража и теплицы коллектив учителей награждается Почетной грамотой Улан-Удэнского Горкома КПСС и Исполкома Городского совета. В 1960 году школа занимает 3-е место в социалистическом соревновании по подготовке школ к учебному году среди школ республики.

С 1966 по 1980 гг. наступил период частой смены директоров, менялся состав педагогов; каждый этап отличался своими нововведениями.

С большой благодарностью вспоминают учителя и учащиеся директора школы Чубарова Николая Афанасьевича. Большой души человек, он обладал особым талантом организатора. За короткое время сумел поднять на высоту эстетическое воспитание школьников. Работали десятки кружков: детские хоры, струнный оркестр, вокальные группы, кружки бальных танцев, чтецов и другие. Школа занимала призовые места в смотрах художественной самодеятельности.

Особое слово следует сказать о Яныгиной Ирине Павловне. Человек высокой внутренней культуры, принципиальная и требовательная, она продолжила дело, начатое Николаем Афанасьевичем. За 6 лет работы она внесла свою лепту в строительство школы, была улучшена материальная база, модернизировано оснащение кабинетов. Закуплено современное техническое оборудование: киноаппараты, эпидиаскопы, фильмоскопы. Почти во всех кабинетах была заменена мебель, сделаны шкафы-стенки, все технические средства снабжены пультами управления.

В 1976 году педагогический состав школы заметно увеличился: 8-ая и 9-ая школа объединились в одну. Неполная восьмая школа находилась на Батарейке по улице Оцимика. Сегодня здесь межшкольный учебный комбинат №1. Классов стало больше, пришли новые учителя: Казайкина Клавдия Михайловна, Минина Анна Георгиевна, Федорова Людмила Георгиевна, Федорова Любовь Александровна.

В сентябре 1976 года директором был назначен молодой талантливый учитель Александр Дмитриевич Карнышев. Он принес в коллектив комсомольский задор, занялся обновлением учебных кабинетов, созданием творческих лабораторий. Александр Дмитриевич с помощью учащихся провел социальное исследование микрорайона, вскрыл причины роста правонарушений, разработал рекомендации учителям и родителям по воспитанию детей. В школе велась большая работа по профилактике правонарушений. На смену Карнышеву А.Д. пришел Литвинцев Николай Иванович – он провел существенную работу по ремонту здания школы.

В 1980 году, по предложению коллектива учителей, директором стал молодой тогда учитель истории Виталий Васильевич Модогоев, занимавший должность директора почти 25 лет. В годы перестройки, школа находилась в поиске новых решений построения школьного образования. Школы получили право на самоопределение, на эксперимент. Одной из центральных педагогических задач стала задача построения непрерывного образования по системе «сад-школа-вуз». В школе внедряется нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития учащихся. В 1992 году на базе школы были открыты лицейские классы ВСГТУ.

Следующие шаги были направлены на осуществление преемственности в каждом звене. Начиная с начальных классов, вводилась система развивающего обучения, которая в среднем звене должна была обеспечить знания, позволяющие учащимся поступить в лицейские классы. Система развивающего обучения вводится в начальной школе с 1993 года. Параллельно создается система повышения квалификации учителей, готовых работать в классах РО. В этой связи следует отметить творческую работу зам. директора по научно-методической работе Цагадаевой С.Д. Предложенная ею концепция, позволила избежать вероятного разрыва между лицейскими и общеобразовательными классами. С 1996 по 2002 гг. школа именуется «Школа-комплекс № 9».

Виталий Васильевич Модогоев внес большой вклад не только в изменение образовательной политике школы, но и многое сделал для укрепления и расширения материально-технической базы. В декабре 1999 года был, введен в действие пристрой школы, в котором расположены большая столовая, спортивный зал, актовый зал, медицинские кабинеты, хореографический зал, мастерские, хорошо оснащенные кабинеты информатики, химии. Виталий Васильевич пользовался огромным авторитетом среди жителей микрорайона. Неслучайно он дважды избирался в депутаты Городского совета и возглавлял Комитет по социальной политике. скромный, трудолюбивый, добрый, высоконравственный человек. таким будут помнить его ученики, коллеги, избиратели.

В 2002 году на базе школы организован Инновационный центр повышения квалификации педагогов и руководителей образования. С 2003 года школа является Федеральной экспериментальной площадкой Министерства Образования и науки Российской Федерации.

Коллектив школы обновился, но продолжают работать учителя-ветераны, стаж которых составляет 40 и более лет: Ананьина Л.К. – «Заслуженный учитель Бурятии», Баталова Л.И. – «Отличник Народного Просвещения», Еременко Г.И. – «Отличник Народного Просвещения», Афанасьева Л.Н. – «Отличник Народного Просвещения», Загузина С.И. – «Отличник Народного Просвещения», Жигжитова А.Ц., Пальчикова Е.Т., Оганесян Л.А., зав. библиотекой Асеева Т.Л. Молодые талантливые педагоги Тогоноева О.Г. и Алексеева Л.Б. вошли в число победителей конкурса лучших учителей России, получивших денежное поощрение за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.

В сентябре 2005 года полноправным преемником Модогоева В.В. стала Цагадаева Софья Даржаповна, многие годы проработавшая вместе с ним в должности заместителя директора по научно-методической работе. Цагадаева Софья Даржаповна талантливый и знающий руководитель.

Под ее руководством в 2006 году школа № 9 вошла в число школ-победителей, конкурса общеобразова-тельных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В марте 2006 года на базе школы открыт Республиканский Центр развивающего образования. Регулярно проводятся республиканские семинары, для учителей реализующих образовательные программы развивающего обучения (система Эльконина – Давыдова). проведена I Республиканская Олимпиада школ развивающего обучения.

В настоящее время школа реализует инновационный проект «Стандарты педагогической деятельности. Гражданская оценка качества труда учителя» Продолжается активное сотрудничество с Восточно-Сибирским Государственным Техноло-гическим Институтом, Институтом образовательной политики «Эврика», Международной Ассоциацией «Развивающее обучение», Открытым институтом «Развивающее образование» и другими образовательными учреждениями Бурятии и России.

Зал 2.

    1. История города.

В 1666 г. русские казаки, появившиеся за Байкалом, заложили в устье реки Уды, построили Удинское зимовье, которое из осторога превратилось в город. Выбор места был весьма удачен: зарождающийся город находился на главном пути России на Амур по долине реки Уды через Нерчинск и далее, на торговом пути по долине реки Селенги в Монголию и Китай. Известный путешественник Исбрантд Идес, оценивая расположение Удинского острога, сделал очень лаконичную пометку в своем дневнике: «…Оный город почитаетца ключ Даурския провинции».

Наш микрорайон имеет прямое отношение к истории основания города. Крест в честь основания города находится на территории нашего микрорайона.

Улан-Удэ расположен в живописной местности. Город привольно раскинулся причудливым амфитеатром на склонах отрогов хребтов Улан-Бургасы, Хамар-Дабан и Цаган-Дабан, покрытых хвойными лесами, а к западу от него расположена Иволгинская долина. Через город, словно гигантские артерии, величаво несут свои воды забайкальская красавица-река Селенга и стремительная Уда.


Александр Кузьмич Кобылкин был родом из Акши, мещанского происхождения. По одним источникам дата его рождения – 1857 г., по другим – 1856. Работал поначалу водочным мастером на винном заводе купца И.Ф. Голдобина, затем у него же главным бухгалтером и счетоводом. А в 1889 году был приписан в купеческое сословие г. Верхнеудинска.

Начав с бакалейной торговли, А.К. Кобылкин быстро занимает видное место среди верхнеудинского купечества. Уже в июне 1891 г. он входил в число 20-ти именитых граждан города, составляющих почетную охрану проезжавшего через Верхнеудинск цесаревича Николая Александровича. Однако, успешно развивая торговлю, прибавив к бакалейной торговле также и мануфактурную, Александр Кузьмич мечтал о собственном производстве.

И вот, на исходе XIX столетия эта его мечта стала осуществляться. Для того чтобы понять насколько основательно подходил к своему делу А.К. Кобылкин, достаточно взглянуть на старые здания ликероводочного завода, которые сами по себе являются уникальными для Бурятии памятниками промышленной архитектуры.

Предпринимательская деятельность А.К. Кобылкина развивалась не только в Верхнеудинске, но и по всему Забайкалью. Однако, именно в нашем городе были сосредоточены основные его интересы. В 1906 г. Александр Кузьмич открывает собственную типографию в специально выстроенном для этого двухэтажном здании, здесь же была открыта переплетная мастерская и фабрика каучуковых штемпелей.

Александр Кузьмич вел активную общественную жизнь. Он был членом Верхнеудинского городского сиротского суда, почетным блюстителем Верхнеудинского городского 1-го приходского училища, служил почетным попечителем церковно-приходской школы за р. Удой, состоял членом попечительского совета Верхнеудинской женской прогимназии, выполнял другие общественные обязанности.

Остались невыполненными многие его задумки: устройство мыловаренного завода, спичечной и лесопильной фабрик, производство кирпича, «металлические» мастерские, расширение действующего производства искусственных минеральных вод и сладких наливок.

Пережитые в период революций 1917 г. испытания и волнения подорвали здоровье А.К. Кобылкина окончательно. Умер Александр Кузьмич в нестарых годах, лет 60-ти «…от истощения физических сил, при явлениях упадка сердечной деятельности…».

Александр Кузьмич умер бездетным. Два его брата вели скромный образ жизни, один из них, по некоторым данным, работал учителем после революции, возможно, здравствуют их потомки. Один из племянников Александра Кузьмича, акшинский казак, служил в Лейб-гвардии в казачьем полку; дослужился до офицерского звания, эмигрировал, оставил интереснейшие записки о своей жизни, которые хранятся в одном из архивов в США и содержат любопытные сведения о Забайкалье.

Александр Кузьмич многое делал для развития города, участвовал в благотворительных делах, был одним из городских меценатов и очень уважаемым в городе человеком.

Остановимся подробнее на деятельности А.К. Кобылкина как промышленника В 1898 г. А.К. Кобылкин берет в аренду участок городской земли на Батарейной площади для постройки пивоваренного завода «…на срок до 40 лет, мерою в длину по р. Уде 70 саженъ и в ширину 30 саженъ…», каковой и был ему отдан.

Заводские здания А.К. Кобылкина уже существенно отличались от бывших «сараев» Вехнеудинских «заводов» конца XIX в. Опись помещений пивоваренного завода Кобылкина, составленная на 1915 год открывает нам следующую картину: «…Нижний этаж завода каменный (солодовня) на два отделения при каменных полах, с паровым отоплением при одной голландской печи с печными приборами, при 13 окнах… В помещении электрическое освещение с установленными проводами для 4-х 16-ти свечных лампочек… Кухня из теса при 2-х окнах…».

Поначалу варилось пива до 50 ведер в месяц, затем до 250 ведер. Пиво варили в двух больших котлах, брожение шло в деревянных бочках а созревало оно в подвалах, на глубине 7 метров. Затем пиво разливалось в бутылки, закупоривалось бархатной пробкой и засургучивалось. Дело у А.К. Кобылкина процветало. Он имел для торговли собственные питейные заведения в городе (например, лавку на улице Лосевской).

Успешно начатое дело заставляло А.К. Кобылкина расширять производство. Теперь он торгует пивом собственного приготовления, но у него нет посуды для розлива. Тогда-то он и решает строить еще один завод по производству бутылок. Для этой цели в 1900 году им был взят в аренду участок в размере 2100 кв. саженей, рядом с пивоваренным заводом «…для постройки стеклянного завода и других промышленных предприятий…», сроком на 39 лет. Первые годы завод А.К. Кобылкина вырабатывал бутылки темного цвета, предназначенные для розлива пива и кваса. В дальнейшем он стал производить хозяйственную посуду, а затем и оконное стекло.

В 1912 году у А.К. Кобылкина было уже 3 завода: пивоваренный, искусственных фруктовых вод и стеклоделательный. На первых двух работало 42 человека, а на стекольном 53 человека. По числу рабочих он был самым крупным предприятием города. Обороты стекольного завода достигали 50 тыс. рублей.

Еще одно предприятие купца А.К. Кобылкина – водочный завод, построенный также на Батарейной площади в начале XX в. (сегодня ликероводочный завод «Ливона»). Винокуренный завод был рассчитан на «100 ведер зеленого вина в день», которое разливалось в четверти, заливалось сверху горячим сургучом, на него ставилась печать завода, и возчики на двуколках, совершенно без охраны, за сотни километров развозили продукцию завода. Завод «Ливона» отметил в 2004 г. свое 100-летие. Продукция до сих пор производится частично в тех же цехах и на том же оборудовании, что и 100 лет назад, что подтверждает нашу мысль об основательности и практичности первого хозяина этого предприятия.

А.К. Кобылкин строил не только заводы, но и, что было редкостью для того времени, многочисленные дома для рабочих. Любопытно, что некоторые из них до сих пор служат людям, как, например, дома в окрестностях ликеро-водочного завода по ул. Оцимика (приложения 5 - 7).

В 1901 году Кобылкин берет в аренду землю, напротив собственного пивоваренного завода, площадью в 2400 кв. саженей, для устройства в существовавшем здесь хвойном лесу павильона и беседок, т.е. устраивает для своих рабочих парк культуры и отдыха, обязуясь сохранить природный лес в целости.

Вкладывавший все деньги в производство, сам постоянно находившийся на производстве, А.К. Кобылкин пользовался большим уважением у своих сотрудников и рабочих. Кроме обеспечения их жильем, Кобылкин заботился также и о здоровье своих подчиненных, как пишет доктор М.В. Танский, состоявший врачом при заводах, при конторе имелась маленькая амбулатория для приема больных.

Таким образом, в деятельности купца А.К. Кобылкина можно проследить не только прогрессивные экономические тенденции, но и ряд нововведений социального характера. Он строил не просто заводы – он строил целый промышленный район, и как «отец родной» отвечал за жизнь и здоровье всех его жителей, заботясь о процветании своих предприятий и развитии города и края.

С приходом советской власти заводы, как и все имущество А.К. Кобылкина, были реквизированы. После смерти А.К. Кобылкина его предприятия перешли под опекунство его брата учителя Ф.К. Кобылкина и некоего И.А. Сапунова. С окончательным восстановлением советской власти в марте 1920 г. заводы были реквизированы уже окончательно.

На базе самого большого завода – стекольного была организована промартель «Красный Восток» и работал он вплоть до 1960 г. – выпускали бутылки, электроизоляторы, ламповое стекло и др. В декабре 1960 г. из-за аварии на производстве завод был закрыт, на его месте сегодня находится пекарня. Пивоваренный завод работал еще несколько лет назад, сейчас это завод по производству минеральных вод и напитков «Велес», а завод по производству алкогольной продукции («Ливона») работает до сих пор. И по-прежнему работники завода живут в домах, построенных Кобылкиным сто лет назад.




    1. Этнография

Семейские в силу своих религиозно-этических и этнических убеждений сохранили в своей культуре и быту, в образе жизни очень много положительных, привлекательных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитание старших, завидное трудолюбие, добротно срубленные дома, национальную одежду, старорусские обычаи и обряды, книги и иконы дониконианского письма.

Все это позволяет выделить их в своеобразную этноконфессиональную группу русского населения Сибири, вернее, в яркую этническую ветвь русского народа. До наших дней они сохранили золотой фонд русской национальной культуры, которая в значительной степени утрачена в основной части народа. Расселившись в Забайкалье, семейские уже в середине 19 в. Освоили все близлежащие отведенные им земли. В настоящее время они проживают в Бичурском, Мухоршибирском, Тарбагатайском,Заиграевском, Хоринском, Кижингинском, Еравинском и других районах Бурятии и в Читинской области.

Народное искусство семейских – одно из ярких явлений в культуре России. Старообрядцы являются не только хранителями русской старины, но и носителями тех русских традиций, благодаря которым Россия сохраняет свое лицо. Семейские за 240 лет своего проживания в Забайкалье внесли свой весомый вклад в развитие хозяйства и культуры этого региона.

Небезызвестно, что "семейские" - это своеобразная группа русского старообрядческого населения Восточной Сибири. Наши предки в ХVII веке встали на защиту чистоты Православия, против церковной реформы Никона, за что были подвергнуты жестоким преследованиям и гонениям.

Скрываясь от реформы и преследований, староверы (так их окрестили официальные власти) бежали на окраины России и за ее пределы. Так, на Урале появились "кержаки", в Турции - "казаки-некрасовцы", в Румынии -"липоване", в тогдашних пределах Польши - в Стародубье и на Ветке - "поляки". Везде, где бы ни оказывались старообрядцы, они осваивали новые земли, создавали общины, свято хранили Православные каноны, культуру и русский язык. Стародубско-ветковская группа древлеправославных христиан за сто лет добровольной самоизоляции не только сохранила чистоту веры, но и многие черты культуры допетровской Руси, а также создала мощный духовно-административный центр Старой Веры. В 1735 и 1764 годах царское правительство предприняло две "выгонки староверов", громя их центры и изгоняя христиан с насиженных мест в "страшную глушь", за Байкал. Здесь, в Сибири, и назвали христиан "семейскими", потому что те пришли сюда, в отличие от других переселенцев, семьями.

Расселялись "семейские" в основном в южной части Забайкалья, возделывали земли, рубили избы, строили церкви и молитвенные дома. Так на территории Бурятии было основано до 50 крупных и мелких поселений семейских, из которых более 30 существуют и поныне. На рубежах России старообрядцы оказывались невольными пионерами освоения малозаселенных окраин.

До подписания в 1905 году императорского указа об основах веротерпимости, исходя из которого христианам, хранящим древнее Православие, предоставлялась свобода вероисповедания. Однако старообрядцы испытывали огромные затруднения со священством. Появляющихся священников и епископов власти по требованию господствующей церкви выслеживали, арестовывали и ссылали на принудительные работы или в ссылку под надзор пристава. С 1905-го по 1910 год положение в церковной жизни Восточной Сибири начало выправляться. В ряде селений были отстроены новые храмы, появились постоянные священники.

 

Верхнеудинская старообрядческая община г. Улан-Удэ

Верхнеудинская Православная Старообрядческая община г. Улан-Удэ территориально входит в состав Дальневосточной епархии РПСЦ (ранее - Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока, ныне Уссурийской и всего Дальнего Востока). В октябре-декабре 2001 года древлеправославные христиане-старообрядцы (семейские), проживающие на обширной территории Забайкалья, отмечали 90-летие Дальнего Востока епархии.

90 лет назад в 1911 году приверженцы древлеправославия Забайкалья и Приамурья обратились к Освященному Собору Древлеправославной Христовой Церкви (ныне - РПСЦ) с просьбой об учреждении Дальневосточной епархии. Освященный Собор внял голосу христиан и в том же году учредил епархию, которая была названа Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока. В ее состав вошли приходы Забайкалья, Якутии, Трехречья (северо-восточного Китая), Иркутской, Амурской, Магаданской областей, Камчатки, Сахалина и Приморского и Хабаровского краев.

Тогда же в 1911 году на Иркутско-Амурскую епархию был рукоположен первый Забайкальский епископ - преосвященный Иосиф (Антипин), который до 1927 года, до дня своего преставления, руководил этой огромной территорией. После упокоения святителя Иосифа христиане обратились к настоятелю храма селения Тарбагатай отцу Амвросию с просьбой взять на себя ответственность архипастырского окормления Амурско-Иркутской епархии. 6 мая 1929 года священноиерей Амвросий, принявший в иночестве имя Афанасий, был хиротонисан во епископы в Успенской церкви города Томска. Владыка Афанасий (Федотов) духовно окормлял епархию Иркутско-Амурскую с 1929-го по 1937 год. В 1938 году епископ Афанасий был арестован и принял мученическую смерть за веру в застенках ГПУ, место захоронения его неизвестно. Семейские, хранящие память о своем земляке, почитают его в лике святых.

В период с 30-х по 90-е годы дела в Верхнеудинской общине шли трудно, вновь остро ощущалась нехватка духовенства. Это приводило к тому, что христиане утрачивали веру, дети ревнителей древнего благочестия "уходили в мир", забывая свою веру, культуру и вековые традиции. Наиболее стойким христианам приходилось тайно собираясь в своих домах и квартирах, молясь вполголоса, затворяя ставни или вывешивая на окнах "затемнение", как в военное время. Лишь небольшая группа христиан сохранилась в Улан-Удэ. С конца 1940-х по 1990-е гг. община существовала неофициально и окормлялась чрезвычайно редкими тайными приездами духовенства.

Такое печальное состояние Церкви Христовой было до начала 90-х годов. Оживление церковной жизни в Сибири и на Дальнем Востоке началось в 1992 году, когда на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве было принято решение о восстановлении Сибирской епархии. Начали возрождаться общины. В 1993 году была официально зарегистрирована Верхнеудинская Православная Старообрядческая община г. Улан-Удэ и ряд общин во всех областных центрах востока России. Руководил общиной со дня ее возрождения Вячеслав Утенков. В сентябре 2001 года на служение в г. Улан-Удэ назначен постоянный священник - отец Елисей Елисеев.

В сентябре 2001 года общине выделен участок земли в 40 квартале города (в районе бывшей сенобазы) под строительство храма во имя Преображения Господня. Тогда же преосвященный владыка Силуян освятил место под строительство нового храма и установил на том месте поклонный крест.

В октябре 2001 года, когда Освященный Собор РПСЦ принял решение о канонизации (причислению к лику святых) первого Забайкальского архиерея - преосвященного Иосифа, епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока за его святительский подвиг и подвижническую жизнь. На том же Соборе в числе священномучеников, мучеников и исповедников за веру Христову пострадавших причислен к лику святых священномученик Афанасий (Федотов), епископ Дальневосточной епархии.

Христиане-старообрядцы г. Улан-Удэ живут и трудятся ныне на ниве восстановления и созидания общины и храма, вознося свои молитвы к Богу и прося своих святителей о заступничестве.


    1. Великая отечественная война

Трудно переоценить значение этой Победы в судьбах нашей страны и судьбах мира. Победа – это люди. Их были когда-то миллионы, тех, кто вынес войну на своих плечах, на фронте или в тылу. Сегодня их осталось немного. Всему миру известны исторические битвы Великой Отечественной войны: битва за Москву, битва за Ленинград, Курская битва, Сталинградская битва…

Битвы – это исторические события, в которых переплелись судьбы сотен тысяч людей. С каждой из этих битв кровно связаны и жители Бурятии и те, кто до сих пор рядом с нами – ветераны той войны, для которых каждая битва – часть их собственной судьбы – крайне важная и поныне часть.


Герой Советского Союза Григорий Сафронович Асеев

Сегодня к списку кандидатов на почётное звание Героя Советского Союза прибавилось ещё три имени-командира авиационного полка гвардии подполковника

Сыромятникова, штурмана Скнарёва и старшего сержанта Асеева. Об этом сообщал адмирал Головко в дневниках

Григорий Сафронович Асеев родился в 1920 году в селе Петропавловск Артаузского района Казахской ССР в крестьянской семье. С 3-го по 9-ый класс Григорий учился в школе на станции Дивизионная.

В 1939 году окончил 10 классов в школе №65 железнодорожного района города Улан-Удэ.

В1939 году Григорий был призван в ряды военно-морского флота. Службу он проходил во Владивостоке, затем был направлен на Северный флот в матросскую авиацию, где и застала его война.

В январе нашими разведчиками был обнаружен вражеский транспорт. Каждый экипаж стремился вылететь на боевое задание. Лётчики Северного флота вместе с лётчиками Карельского фронта уничтожили сотню вражеских самолётов, пытавшихся бомбить Мурманск. Северный флот не ограничивался одной только защитой Заполярья. Начиная с первых дней войны, североморцы овладевали наступательной тактикой.

Наши подводные лодки, а вслед за ними авиация и торпедные лодки, наносили все более чувствительные удары по немецкому судоходству.

В Баренцевом море по кораблям, транспортам и базам противника (3 сторожевых корабля, 3 транспорта, 1 тральщик и 7 сторожевых катеров).

16 октября, полдень. Наблюдение за конвоем в условиях плохой погоды велось до темноты. Упустить этот конвой, предназначенный для эвакуаций войск противника морем, было нельзя. Самолеты нанесли по нему несколько ударов, которые уничтожили большую часть конвоя. В итоге от четырех ударов конвой можно было считать разгромленным. В третий момент последнего четвертого удара и совершили свой подвиг Сыромятников, Асеев, Скнарев.

Еще на подходе и цели в трех километрах от нее. Снаряд, выпущенный из одного из вражеских кораблей, попал в левый мотор ведущего самолета, и он загорелся, но Сыромятников продолжал вести торпедоносец курсором на конвой. Через некоторое время снаряды попали в правый мотор. Пламя охватило оба крыла самолета. Торпеда, брошенная с торпедоносца, нашла свою цель, транспорт взорвался и затонул. Горящая машина прочертила огненный след и упала в море. Ее экипаж погиб, выполнив свой долг до конца.

Один из членов героического экипажа Григорий Асеев детство и юность провел в Бурятии. Здесь сформировался его мужественный характер, высокие моральные качества, которые так ярко проявились в годы войны.

Этот человек большой сильной воли доброго сердца. Об отваге и храбрости Асеева ярко свидетельствует вся его боевая деятельность. В полку любили этого веселого сибиряка, долго говорили о первом подвиге Григория. Это было в начале 1942 года. Рискуя жизнью, он спас от гибели загоревшийся самолет от разорвавшейся бомбы. Ему было объявлена благодарность, и на погонах появились сержантские нашивки. Самолет, в экипаже, которого был Асеев, атаковали 4 немецкие машины. У штурмана заклинил пулемет, и надежда была только на стрелка – радиста Асеева. Его меткий огонь заставил немецкие самолеты повернуть обратно. А сколько героического рисуют нам скупые слова «Краткого описания боевых заслуг» в наградном листе Асеева, 23 апреля 1944 года произведён групповой торпедный удар по конвою противника. В результате потоплено 2 транспорта водоизмещением в 10-11 тысяч тонн. 17 июня 1944 году произведён групповой удар, в результате которого потоплено каботажное судно. В 1944 году комсомолец Асеев как отличавшийся в боях был принят в ряды Коммунистической партии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года Асееву Григорию Сафроновичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награждён орденом Отечественной войны второй степени, орденом Боевого Красного Знамени. Идя на подвиг, Григорий Сафронович не думал о смерти, он его совершил во имя лучшего будущего. Замечательная жизнь и подвиг советского человека Г.С.Асеева достойны вечной памяти о нём, как о человеке, ценою жизни которого завоёвано наше право на счастье и прекрасное будущее.


Герой Советского Союза Жанаев Дарма Жанаевич

Жанаев Дарма Жанаевич родился в 1907 г. в Ходун-Бильчире Хоринского района, Бурятского АССР.

Окончил Московский институт электрификации рабочий факультет. С 1925 года был членом ВЛКСМ.

Участвовал в Великой Отечественной войне с ноября месяца 1941 года. Был награжден медалью «За отвагу», орденами «Красного Знамени», отечественной войны I и II степени.

С 1938 года работал на авиационном заводе. Уже вначале В.О.В Д.Ж. Жанаев стал лейтенантом 197-го отдельного батальона 26-й гвардейской стрелковой дивизии.

Первое памятное боевое крещение он получил, выполняя боевую задачу по минированию брода южнее деревни Валукова, в районе обороны 129-го гвардейского стрелкового полка. Жанаев знал, что брод находится непосредственной поблизости от передового края обороны противника. Но он хорошо знал своих бойцов и надеялся на них. Вместе со своим взводом уже десятки раз он успешно минировал местность, и пока не было потерь в личном составе. Все понимали важность поставленной задачи. Операция по минированию брода прошла успешно. Дарма Жанаевич Жанаев за июня 1942 года был награжден медалью «За отвагу». Вскоре он был назначен на должность начальника инженерной службы 23-й гвардейской мотострелковой Васильковской Краснознаменной бригады. К этому времени на его груди появились высокие боевые награды: ордена Отечественной Войны I и II степени и «Красного знамени».

Не раз инженерный талант Д. Ж Жанаева помогал выполнять ответственные боевые задачи. Командир 23-й гвардейской мотострелковой бригады гвардии полковник Головачев, представляет капитана Жанаева к ордену Ленина, 30 января 1945 года писал: «Инженерное подразделение, руководимое капитаном Жанаевым при форсировании рек работало самоотверженно, что является исключительной заслугой «преданностью и геройством гвардии Капитана Жанаева»

Любили его в бригаде за находчивость, смелость и инженерный талант. Трудно подсчитать, сколько человеческих жизней спасли минёры. И каждая операция сопровождалась большим риском.

Война шла к концу. После форсирования реки Шпреи войско 3-й гвардейской танковой армии, развивая стремительно наступления в общем направлении Цоссен, Тельтов, к исходу 22 апреля 1945 года основными силами вышли к каналу Кельтов, по Северному берегу которого проходил внутренний оборонительный обвод Берлина. Однако форсировать с ходу им не удалось: здесь наши части встретили сильно укреплённую оборону противника.

Сам канал Тельтов с бетонированными берегами представлял серьёзное препятствие для всех родов войск, особенно для танков. Его ширина достигала 40-50 метров, глубина 3 метра.

«Коммунист капитан Д.Ж. Жанаев, возглавляя инженерную службу 23-йгвардейской Васильковской Краснознамённой мотострелковой бригады с момента выхода к каналу и до конца её форсирования, совместно с инженерно-саперной ротой находился на переднем крае. Под интенсивным огнем противника он руководил устройством переправы и добился быстрой переброски всех подразделений бригады на вражеский берег. После того, как бригада форсировала канал, капитан Жанаев с сапёрами приступил к разминированию местности для прохода мотострелков и артиллерии. При разминировании он, тяжело раненный, продолжал руководить работами сапёров. Только по приказу командования капитан Жанаев оставил свою работу и отправился на лечение. Такой же героизм и бесстрашия он проявлял и раньше, при форсировании других рек.

Капитан Д. Ж. Жанаев был удостоен звания «Героя Советского Союза». Это звание он получил посмертно.

25 апреля 1945 года при разминировании дорог Жанаев был тяжело ранен и умер, не дожив до дня победы.

Народ свято чтит память героя. В городе Улан-Удэ его именем названа одна из улиц, а в селе Хоринск, где он возглавлял первую пионерскую дружину, - Дом пионеров. Рабочие авиационного завода, откуда ушёл воевать парторг Д. Жанаев, навечно занесли его в списки своего коллектива. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 июня 1945 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Воинское звание-гвардия. Капитан-начальник инженерной службы 23 гвардейской мотострелковой бригады.


Герой Советского Союза Константин Владимирович Оцимик

Константин Владимирович родился В 1919 году в селе Карбаиновка Хоринского района Бурятской АССР. В Советской Армии находился c 1939 по 1946 год. Во время войны командовал артиллерийской батареей 641-го армейского истребительного противотанкового артиллерийского Одесского полка. Шли последние месяцы Великой Отечественной войны . Во второй половине марта 1945 года батарея старшего лейтенанта Оцимика отбила 6 контратак пехоты и танков противника, уничтожила до 180 гитлеровцев. А когда противнику удалось близко подойти к орудиям, он поднял батарейцев и повёл их в контратаку, в которой было уничтожено и взято в плен около 90 гитлеровцев. В канун победы советского народа над гитлеровской Германией батарея Оцимика одной из первых форсировала водную преграду и заняла выгодный рубеж. Немцы не раз атаковали советских артиллерийстов, а когда вокруг батареи сомкнулось кольцо врага, Оцимик передал по рации свои координаты и вызвал огонь на себя. Немцы в панике отступили, оставив на поле боя десятки убитых и раненых.

Герой Советского Союза К.В. Оцимика после демабилизации из армии работал мастером на кирпичном заводе в г.Гусинозёрске. Умер герой 21 июня 1963г., похоронен в Улан-Уде.

Одна из улиц нашего микрорайона носит имя Константина Владимировича Оцимика.

Подвиг тыла

Великий подвиг в годы войны совершили труженики тыла. Рабочие, колхозники, учёные, инженеры, конструкторы своим самоотверженным трудом выиграли небывалую битву за металл и хлеб, топливо и сырьё, за создание могучего советского оружия.

Сотни и тысячи граждан республики подавали заявления о добровольном вступлении в армию и отправке на фронт.

Решением Государственного Комитета Обороны было введено обязательное военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до50лет.

Партийные органы Бурятии мобилизовали трудящихся перестройки всех сторон экономической и общественно-политической жизни на военный лад. многие предприятия республики переводились на производство военной продукции, пересматривались производственные программы предприятий, колхозов, совхозов и МТС, подчиняя их нуждам фронта. Успешно справилось с освоением в кратчайший срок военной продукции и увеличением её производства Улан-Удэнский паровозовагонноремонтный завод (ПВРЗ). Значительно улучшилась работа авиационного завода. На производство военной продукции перешёл судоремонтный завод. Увеличил добычу вольфрама Джидинский комбинат. Улан-Удэнский мясокомбинат производил всё больше продукции, необходимой армии, выполнял также специальные задания военных ведомств. Военные заказы выполнял ряд предприятий пищевой промышленности, депо, Тимлюйский цементный завод; предприятия местной промышленности и промкооперации выпускали для армии лыжи. Лесная промышленность поставляла необходимую для тыла продукцию.

Отделение Восточно-Сибирской железной дороги перестроила свою работу в соответствии с требованиями военного времени.

В республику был эвакуирован из Николаевской области Очаковский консервный завод с кадрами рабочих и инженерно-технических работников. Завод был восстановлен в Нижнеангарске под названием Северо-Байкальский рыбоконсервный завод и пущен на полную мощность с 1 марта 1942г. Он успешно освоил производство консервов разного ассортимента.

Было перевезено и установлено на Улан-Удэнском ПВРЗ оборудование Острожского вагоноремонтного завода НКПС и литейно-механического цеха Люблинского завода. Организованного на их базе цехи № 4 и № 5 ПВРЗ начали выпуск военной продукции. На авиационный завод поступила часть оборудования Московского авиационного завода и прибыла тысяча рабочих и служащих.

Труженики сельского хозяйства республики, преодолевая трудности, связанные с уходом в армию мужчин, с мобилизацией лошадей и техники, перестраивали работу колхозов, совхозов и МТС применительно к условиям военного времени. Разрабатывались и проводились в жизнь мероприятия по проведению в короткий срок с хорошим качеством таких хозяйственных кампаний, как заготовка кормов и уборка урожая. В центре внимания находились вопросы развития животноводства и выполнение обязательств перед государством по сдаче сельскохозяйственных продуктов.

За 3,5 года войны местная промышленность Бурятии изготовила и отремонтировала для красной Армии более 300 тыс. штук различного обмундирования и обуви.

Всего же за 1941-1944 гг. республика сдала государству: зёрна – около 15 млн.пудов, мяса- 2 млн. пудов, шерсти- свыше 100тыс. пудов, молоко- свыше 5 млн. пудов, овощей и картофеля – свыше 5млн. пудов, яиц – свыше 5млн. штук, кожевенного сырья – около 1 млн. штук. Таков был вклад тружеников села Бурятии в фонд продовольствия и сельскохозяйственного сырья страны.

Трудящиеся Бурятии с первых же дней войны стали оказывать материальную помощь фронту, вносить свой вклад в создании фонда обороны СССР. Как свидетельствуют справки конторы Госбанка и управления гострудсберкасс и госкредита.


Вишнякова-Гаврилова Ульяна Леонтьевна уроженка города Улан Удэ. Родилась в 1928 году в многодетной семье.

Когда началась война, она училась только в 5-ом классе в школы №67 на ЛВРЗ, ей не было даже 13-ти лет.

Рассказывает Ульяна Леонтьевна: «Жили мы в одной комнате в старом бараке (на Аршане).

В годы Великой Отечественной войны на заводы, фабрики, на заготовку леса, на работу в фермах приходилось брать подростков, так как отцов, братьев забрали на фронт.

Дома решили, что она пойдёт работать. Когда пришла в отдел кадров ЛВРЗ, начальник отказал, так как была ростом маленькая, очень худенькая. Говорили: «Нет, малышка, ни за что, учись! Через год приходи». Так она ходила три дня.

Вспоминает Ульяна Леонтьевна: «Есть почти нечего, было, особенно не хватало хлеба, ибо 200 грамм это ничего. Порой получит кусочек хлеба и пока до дому идёт свою пайку щиплет, щиплет как птичка и долго жуёт и всё равно она вся исчезнет или 100 грамм на целый день останется. Вот и плачет - есть хочется. Каша, картошка и то через 2 дня.

Дом был маленьким, кроме матери спали все на полу, постель была разная: кошма, летом меняли матрацы из соломы и травы, одеяла тонкие, а зимой укрывались сверху одеждой, иногда спали в одежде».

На четвёртый день начальник сжалился и принял временно. Сказал бригадиру стержневого отделения, чугунно – литейного цеха:

- «Вот, привел вам малышку и ту девочку (ее подругу Наурбаеву Зою). Научите, следите за их здоровьем, отвечать будете за них головой!»

Через месяц Ульяна Леонтьевна стала работать самостоятельно, а через год перевыполняла, так как на заводе был девиз: «Работать за себя и за того парня». Стала с первого месяца получать не 200 граммов, а 800 граммов хлеба, больше крупы и другого, и деньги. Семье стало намного легче.

На заводе готовили продукцию на фронт: разрывные снаряды больших размеров, в других цехах бомбы и т.д. Жили в цехах все дружно, помогали друг другу. Готовили концерты и выезжали в села, на вырученные деньги брали все необходимое и отправляли посылки бойцам на фронт. Покупали конфеты, чай, табак, конверты, карандаши т.д. Сами вязали шапки, рукавички, носки, шарфы, шили кисеты. Ульяна Леонтьевна отработала на одном заводе до пенсии. Когда объявили конец войны, ей уже было почти семнадцать лет.

Затем Ульяна Леонтьевна проживала в городе Улан-Удэ, вырастила детей и внуков.

Вот ее слова «Все хорошо, жаль только, то, что мужа убили на фронте. Жить можно, только бы не было войны. Надо беречь мир!»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!