СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка ^Экономическая характеристика имущества предприятия"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для осуществления своей деятельности предприятие должно располагать определённым набором экономических ресурсов – элементов, используемых для производства экономических благ.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка ^Экономическая характеристика имущества предприятия"»


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4

  1. Имущество предприятия, его состав 7

    1. Внеоборотные активы 7

    2. Оборотные активы 12

  1. Источники формирования имущества предприятия 18

    1. Собственный капитал 18

    2. Заёмный капитал 20

    3. Прочие пассивы 23

Заключение 26

Список литературы 28






























ВВЕДЕНИЕ

Обычно имущество предприятия обособленно от имуществаего учредителей, участников и работников. Предприятие отвечает по своим долгам принадлежащим ему имуществом, на которое могут быть обращены иски хозяйственных партнеров или кредиторов в случае невыполнения предприятием каких-либо обязательств перед ними. При признании предприятия несостоятельным (банкротом) его имущество в соответствии с установленными законами, процедурами может использоваться для удовлетворения требований кредиторов. Оставшееся после этого имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющих вещные права или обязательственные права в отношении предприятий. По российскому законодательству учредители и участники предприятия имеют обязательственные права в отношении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. На имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также дочерних обществ учредители имеют право собственности или иные вещные права.

Имущество предприятия включает все виды имущества, которые необходимы для осуществления хозяйственной деятельности.

Обычно в составе имущества выделяют материально-вещественные и нематериальные элементы.

К числу материально-вещественных элементов относятся земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, полуфабрикаты, готвые изделия, денежные средства.

Нематериальные элементы создаются в процессе жизнедеятельности предприятия. К ним относятся: репутация фирмы и круг постоянных клиентов, название фирмы и используемые товарные знаки, навыки руководства, квалификация персонала, запатентованные способы производства, ноу-хау, авторские права, контракты и т.п., которые могут быть проданы или переданы. Имущество предприятия является предметом изучения различных дисциплин: право исследует правовые аспекты существования, защиты, перехода прав собственности и обязательств; в анализе хозяйственной деятельности рассматривается эффективность использования различных видов имущества предприятия; в курсе экономики имущество предприятия рассматривается как хозяйственный, экономический ресурс, использование которого обеспечивает о деятельность предприятия, в бухгалтерском учете отражается движение имущества и основных источников его формирования. В бухгалтерском учете капитал (имущество) как бы условно подразделяют на активный капитал, т.е. действующий (функционирующий) в виде имущества и обязательств, и пассивный капитал, отражающий источники формирования и оплаты действующего капитала. Несмотря на различный порядок учета активного и пассивного капитала, они представляют собой единство, являются различными характеристиками общего капитала, обеспечивающего хозяйственную деятельность организации. В процессе хозяйственной деятельности происходит постоянный оборот капитала: последовательно капитал меняет денежную форму на материальную, которая в свою очередь изменяется, принимая различные формы (в виде продукции, товара и др.) в соответствии с условиями производственно-коммерческой деятельности организации, наконец, вновь превращается в денежные средства, готовые начать новый кругооборот. В бухгалтерском учете находит отражение кругооборот капитала отдельно взятой организации и формируется информация о состоянии и размещении капитала предприятия на различных фазах его кругооборота, а также приращении (изменении) величины капитала в результате хозяйственной деятельности. Активный капитал состоит из имущества и обязательств организации, т.е. в него входит то, чем владеет данная организация каак обособленный объект хозяйствования. Активный капитал – это стоимость всего имущества организации. По отношению к скорости оборота различают имущество длительного пользования, которое более года находиться в обороте организации и имущество, предназначенное для текущего (одноразового) использования в процессе хозяйственной деятельности или находящееся в обороте организации не более одного года. Таким образом, активный капитал предприятия подразделяется на основной (долгосрочный) капитал, или внеоборотные активы, и оборотный (текущий) капитал, или оборотные активы. Пассивный капитал характеризует источники имущества (активного капитала) обособленной организации и включает собственный и заемный капитал. Собственный капитал организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации; это так называемые чистые активы организации. Они определяются как разность между стоимостью имущества и заемным капиталом. Конечно, собственный капитал имеет сложное строение; его состав зависит от организационно-правовой формы организации.


1. ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕГО СОСТАВ.


1.1. Внеоборотные активы

«Основные средства - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются организацией в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования и иные предметы, устанавливаемые организацией исходя из правил положений по бухгалтерскому учету;

Срок полезного использования - период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта».

Основные средства – это средства труда, имеющие стоимость не менее установленного государством лимита (100 ММОТ) и срок службы не менее одного года. Их используют в различных сферах приложения общественного труда: материального производства, товарного обращения и непроизводственной сфере. Они служат длительное время, не меняют своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, переносят свою стоимость на себестоимость изготавливаемой продукции путём ежемесячного начисления амортизации (износа) по установленным нормам. Также «основные средства (фонды) представляют собой совокупность материально-вещественных объектов и ценностей, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода. Это средства, создающие материально-техническую основу и условия производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта (организации, предприятия)».

Бухгалтерский учёт призван обеспечить получение документально обоснованной информации о наличии и движении основных средств по местам их нахождения (эксплуатации), а в необходимых случаях и в разрезе лиц, ответственных за их сохранность, правильное начисление амортизации (износа), выявление результатов от реализации и другого выбытия объектов из эксплуатации. Важной задачей бухгалтерии является выявление излишних, неиспользуемых и неэффективно используемых объектов основных фондов и производственных площадей.

Единицей учёта основных средств является инвентарный объект, т.е. законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми принадлежностями и приспособлениями. Инвентарные объекты делятся на простые (единичные) и сложные, состоящие из нескольких предметов. Признаком обособления одного вида инвентарных объектов от другого служит выполнение ими самостоятельных функций. Для организации учёта основных средств, отвечающего поставленным выше задачам, важное значение имеет научно обоснованная их классификация. Типовая классификация основных средств установлена Госстандартом России в «Общероссийском классификаторе основных фондов», утвержденном 26 декабря 1994 г. № 359. Из-за разнообразия объектов основных средств они группируются по:

  1. отраслям народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство и т.д.);

  2. видам. Видовая классификация основных средств положена в основу их аналитического учёта. Она включает 10 групп:

  1. Здания (корпуса цехов, мастерских, заводоуправления, жилые здания и другие архитектурно-строительные объекты производственного, административно-хозяйственного и социально-бытового назначения).

  2. Сооружения (нефтяные и газовые скважины, стволы шахт, автомобильные дороги, мосты, водохранилища).

  3. Передаточные устройства (линии электропередачи, трансмиссии, трубопроводы, теплосети, газовые сети и др.).

  4. Машины и оборудование (силовые машины и оборудование (турбины, электродвигатели, генераторы и пр.), рабочие машины и оборудование (металлорежущие станки, литейное и электротехническое оборудование и др.), измерительные и регулирующие приборы и лабораторное оборудование, вычислительная техника).

  5. Транспортные средства (автомобили, автобусы, электрокары, автодрезины и т.п.).

  6. Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь (электродрели, отбойные молотки, верстаки, инвентарная тара, предметы конторского и хозяйственного обзаведения, в том числе и мебель).

  7. Рабочий скот.

  8. Продуктивный скот.

  9. Многолетние насаждения (озеленительные и декоративные насаждения, живые изгороди т.п.).

  10. Другие, не перечисленные выше виды основных средств (библиотечные фонды, капитальные затраты в арендованные основные средства).

  1. назначению: производственные и непроизводственные. Производственные участвуют в производстве продукции или обслуживают его; непроизводственные используются для создания непроизводственной продукции или обслуживания личных нужд работников предприятия (жилые дома, общежития, поликлиники, столовые);

  2. использованию: находящиеся в эксплуатации, в реконструкции и техническом перевооружении, в запасе, на консервации;

  3. принадлежности: собственные и арендованные.

В бухгалтерском учёте основные средства подразделяются также по местам эксплуатации (цехам, отделам) и материально ответственным лицам.

Первоначальное формирование основных средств на предприятии происходит в зависимости от формы его собственности. Акционерные общества формируют основные средства за счёт взносов (акций) учредителей (акционеров). Государственные и муниципальные унитарные предприятия получают основные средства от собственника и учитывают их как часть уставного капитала. Приватизируемые предприятия приобретают основные средства после их выкупа у государства или акционирования.

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной документации.

Учёт поступления основных средств ведется в разрезе перечисленных классификационных групп и инвентарных объектов. При поступлении объекта в эксплуатацию комиссией, назначаемой руководителем организации, оформляется акт приёма-передачи (ф. № ОС-1) на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты под ответственность одного и того же лица. В нем указывается характеристика объекта, его местонахождение, источник финансирования приобретения, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания объекта, его соответствие техническим требованиям и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств. После оформления акт приема-передачи основных средств передают в бухгалтерию. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.). Акт утверждает руководитель организации, При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах – для сдающей и принимающей основные средства организации.

Выбытие основных средств оформляется актом приема-передачи основных средств формы № ОС-1, актом на списание основных средств формы № ОС-4, актом на списание автотранспортных средств формы № ОС-4а. В особом разделе акта приводится расчет результатов ликвидации. При этом сопоставляют балансовую стоимость объектов и затраты по ликвидации – с одной стороны, сумму их износа и стоимость материальных ценностей, полученных от ликвидации, - с другой.

Каждому объекту основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер, Он сохраняется на все время эксплуатации и обозначается на нем путем прикрепления металлического жетона, нанесения краски, насечки и т.п. Объекты основных средств обычно нумеруются по порядково-серийной системе, и номер указывается во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета. Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки учета основных средств (ф. № ОС-6). На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (рождения, закладки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, полную стоимость, нормы износа, сумму износа на дату приемки или переоценки объекта. Оборотная сторона инвентарной карточки предназначена для краткой индивидуальной характеристики объекта (например, если предметом учета является здание, то указывают фундамент, основание, стены, общую полезную и жилую площадь). Для обеспечения сохранности инвентарные карточки каждого объекта регистрируются в описи инвентарных карточек по учету основных средств (ф. № ОС-10) с указанием в них номера карточки, инвентарного номера объекта, его названия и хранятся в картотеке бухгалтерии сгруппированными по отраслевым классификационным группам, а внутри этих групп – по местам эксплуатации и видам объектов. При выбытии основных средств инвентарная карточка изымается.

Нематериальные активы являются одним из новых объектов российского бухгалтерского учета, и методика их учета остается проблематичной, что объясняется несоответствием различных нормативных актов, юридической формы и экономического содержания этих активов. Определение нематериальных активов содержится в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от26 декабря 1994 г., № 170). Согласно Положению, «к нематериальным активам, используемым в течение длительного периода (свыше года) в хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся права, возникающие:

  1. из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

  2. из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения;

  3. из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

  4. из прав на "ноу-хау" и др.


2.2. Оборотные активы

Производственные запасы – различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции. Основные задачи учета производственных запасов – контроль за сохранностью ценностей, соответствием складских запасов нормативам, выполнением планов снабжения материалами, соблюдением норм производственного потребления; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции». Для правильной организации учета производственных запасов важное значение имеют их научно обоснованная классификация, оценка и выбор единицы учета. Различают:

  • средства труда, часть из них представляет особый вид запасов: малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП). К ним относят хозяйственный инвентарь и другие средства труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в составе средств в обороте учитывают предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости и предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного (для бюджетных организаций – 50-кратного), установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу (исходя из стоимости, предусмотренной в договоре), независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственныхмашин и орудий, строительного механизированного инструмента, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости. Руководитель организации имеет право установить на отчетный период меньший предел стоимости предметов для их учета в составе средств в обороте;

  • предметы труда (сырьё, материалы, топливо, тара, запасные части, покупные полуфабрикаты);

  • продукты труда (товары, готовая продукция, полуфабрикаты собственного производства, незавершенное производство).

Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов являются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов. Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, собственного производства. Для выполнения производственной программы предприятия определяют потребность в материальных ресурсах и приобретают или производят их. На поставку предприятие заключает договор с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции. Поступающие на предприятие материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке. Вместе с отгрузкой поставщик высылает расчетные и другие сопроводительные документы. В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. Синтетический учет производственных запасов ведут на синтетических счетах:

«Материалы»

«Животные на выращивании и откорме»

«Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

«Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов»

«Переоценка материальных ценностей»

«Заготовление и приобретение материалов»

«Отклонение в стоимости материалов»

«Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»

«Материалы, принятые в переработку»

На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

Готовой продукцией считаются изделия, которые полностью закончены обработкой на данном предприятии, точно соответствуют обязательным стандартам (ОСТам) и техническим условиям (ТУ), приняты отделом технического контроля (ОТК) предприятия, укомплектованы и сданы на склад предприятия или заказчику по установленным документам. В установленных случаях готовая продукция должна иметь сертификат качества. Как показывает практика, в условиях рыночной экономики и развития малых предприятий подтверждение качества выпущенной продукции приобретает особое значение. В соответствии с законом РФ «О сертификате продукции и услуг», качество продукции подтверждается сертификатом». Учет готовой продукции начинается с составления документов о выпуске готовых изделий. Сдача готовой продукции из цеха на склад предприятия оформляется приемно-сдаточными накладными типовой формы. В накладной указывается цех-сдатчик, склад-получатель, наименование, и номенклатурный номер изделия, дата сдачи и количество сданной продукции. Учет наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете «Готовая продукция». Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают на счете «Товары».

Краткосрочные финансовые вложения – это средства, вложенные на период до 12-ти месяцев, ценные бумаги других предприятий, а также в виде выданных займов. Они учитываются на счете «Краткосрочные финансовые вложения» аналогично долгосрочным финансовым вложениям, которые были рассмотрены в главе 2.1 (Внеоборотные активы).

Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающих абсолютной ликвидностью, то есть немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия.

Денежные средства разделяют по размещению:

  • касса (наличные деньги). Действующая инструкция о порядке ведения кассовых операций принята Центральным Баком 4 октября 1993 года, №18. Вступило в действие также Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 года № 14 П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Основными документами по учету поступления денег в кассу и их выдачи из кассы служат приходные и расходные кассовые ордера. Синтетический учет кассовых операций ведут на счете «Касса» (активный, для учета имущества, основной). По дебету ведутся записи поступления денег в кассу с расчетного, валютного и пр. счетов (кредит счетов «Расчетный счет», «Валютный счет», «Специальные счета»), поступления выручки от реализации продукции (кредит счетов «Реализация продукции (работ, услуг), «Расчеты с покупателями и заказчиками») и др., а по кредиту отражается расход денежных средств из кассы на выплату заработной платы (дебет счета «Расчеты с персоналом по оплате труда»), выдачу под отчет (дебет счета «Расчеты с подотчетными лицами»), покупку ценных бумаг (дебет счета «Долгосрочные финансовые вложения») и т.д. Отражение кассовых операций производиться в бухгалтерии в журналах-ордерах – по кредиту счета «Касса», в ведомостях – по дебету счета «Касса», накопительных ведомостях и машиннограммах.;

  • расчётный счёт. Денежные средства организации, как собственные, так и заемные, за исключением переходящих остатков денег в кассе, организации обязаны хранить на счетах в банке. Расчетный счет предназначен главным образом для расчетов по основной деятельности. Движение средств на расчетном счете оформляется платежными (банковскими) документами. К ним относятся объявления о взносе наличными, чеки, платежные поручения. Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетном счете, учитывают на активном синтетическом счете 51 «Расчетный счет». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами. Аналитический учет ведется по каждой выписке отдельно. Выписку записывают одной строкой в журнал-ордер и ведомость, указывая номер и дату, корреспонденцию счетов по дебету и кредиту и сальдо;

  • валютный счёт. Синтетический учет валютных операций ведется на счете «Валютный счет»;

  • специальные счета необходимы для обособленного хранения некоторых денежных средств, а также для осуществления тех платежей, которые нецелесообразно или затруднительно производить с расчетного счета, либо при совершении специальных хозяйственных операций. Учет операций по специальным счетам ведут на счете «Специальные счета в банках». Этот счет активный, для учета состава имущества, оборотных активов, денежных средств, основной, денежный, инвентарный. К счету может быть открыто несколько субсчетов, исходя из конкретной хозяйственной деятельности;

  • денежные документы. К денежным документам относятся конверты, почтовые марки, знаки госпошлины, транспортные билеты, собственные акции, выкупленные у акционеров. Синтетический учет ведут на счете «Денежные документы». Счет активный, для учета состава оборотных активов, денежных средств, основной денежный. По дебету отражают операции по приобретению денежных документов, а по кредиту списание выбывших денежных документов.;

  • переводы в пути – суммы денежных средств в отечественной и иностранной валюте виде выручки или денежных переводов, не поступивших в кассу или на счет предприятия. Учет ведут на счете «Переводы в пути». Счет активный, для учета состава оборотных активов, денежных средств, основной денежный.

Дебиторская задолженность – средства, находящиеся временно у других предприятий и лиц, которые являются перед предприятием дебиторами.



  1. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ


2.1. Собственный капитал

Группа собственного капитала подразделяется на несколько подгрупп:

  • уставный капитал – это капитал, первоначально инвестированный собственником в деятельность предприятия. Величина этого капитала отражается в уставе предприятия и является неизменной весь период деятельности. При создании организации на установленную сумму вкладов учредителей в уставный капитал дебетуют счет «Расчеты по вкладам в уставный капитал» и кредитуют счет «Уставный капитал». Увеличение уставного капитала отражается по кредиту счета «Уставный капитал» и дебету соответствующих счетов денежных средств и другого имущества, а уменьшение – по дебету счета «Уставный капитал» и кредиту счетов:

  • «Расчеты с учредителями» – на сумму уменьшения номинальной стоимости акций;

  • «Резервный капитал» – вследствие направления части уставного капитала в резервный капитал;

  • резервный капитал образуется, как правило, за счёт прибыли предприятия в виде совокупности страховых фондов. Также остаётся неизменным. Учет резервного капитала ведут на счете «Резервный капитал» (счет учета источников имущества, основной, для учета капитала и фондов, пассивный). Отчисления в резервный капитал отражаются по кредиту счета «Резервный капитал» и дебету счета «Нераспределенная прибыль». Использование отражают по дебету счета «Резервный капитал» и кредиту следующих счетов:

  • «Расчеты с учредителями» - на суммы выплат доходов участникам при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года;

  • «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - на сумму, направляемые на покрытие балансового убытка за отчетный год;

  • добавочный капитал – это капитал, который образуется в случаях:

  1. увеличения стоимости основных средств, оборудования к монтажу, незавершенных капитальных вложений при переоценке;

  2. при формировании эмиссионного дохода от продажи ценных бумаг;

  3. при безвозмездном получении имущества производственного назначения.

Счет «Добавочный капитал» предназначен для обобщения информации о добавочном капитале предприятия (счет учета источников имущества, основной, для учета капитала и фондов, пассивный). К счету «Добавочный капитал» могут быть открыты субсчета :

«Прирост стоимости имущества по переоценке»

«Эмиссионный доход»

«Безвозмездно полученные ценности» и др.

Аналитический учет по счету «Добавочный капитал» организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств.

Фонды специального назначения представляют собой обособившуюся прибыль предприятия, имеющую целевое назначение. К собственному капиталу относятся не все фонды специального назначения, а только те, которые не расходуются в процессе текущей хозяйственной деятельности. К ним относят:

  • фонды накопления, предназначенные для производственного развития предприятия;

  • фонды социальной сферы, предназначенные для социального развития.

Основным источником фондов накопления и социальной сферы является нераспределённая прибыль. Кроме этого источника фонд социальной сферы образуется за счёт безвозмездно полученного имущества непроизводственного назначения.

Нераспределенная прибыль представляет собой разницу между общей (валовой) прибылью за отчётный год и использованной за этот же год прибылью. Этот показатель называется нераспределённой прибылью отчётного периода. Для выявления нераспределённой прибыли в бухгалтерском учёте отражают специальную хозяйственную операцию, которая называется реформация баланса. За счёт нераспределённой прибыли отчётного года выявленной после реформации баланса производят начисление доходов учредителям за отчётный год. Остальная сумма нераспределенной прибыли отчётного года учитывается как нераспределённая прибыль прошлых лет.

Целевое финансирование представляет собой капитал, полученный в собственность предприятия из бюджета, внебюджетных фондов, юридических и физических лиц для осуществления целевых мероприятий (подготовка кадров, содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.).


2.2. Заемный капитал

Заёмный капитал – временно находящийся у предприятия и должен быть возвращён заёмщику. К этому капиталу относят :

  • долги перед учреждениями банков;

  • долги перед бюджетом;

  • доги перед персоналом предприятия.

Заёмный капитал делят на две группы:

  • кредиты и займы;

  • кредиторская задолженность.

«Кредит в широком смысле – это система экономических отношений, возникающая при передаче имущества вденежной или натуральной форме от одних организаций или лиц другим на условиях последующего возврата денежных средств или оплаты стоимости переданного имущества и, как правило, с уплатой процентов за временное пользование перданным имуществом».

Кредиты и займыпредставляют собойзаёмный капитал, образующийся перед кредитными учреждениями по полученным ссудам, а также перед другими организациями при выпуске облигационных займов, получении коммерческого кредита, получении кредита в денежной форме. В зависимости от срока различают долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года). Для учета операций по получению и погашению кредитов используют пассивные счета «Краткосрочные кредиты банков», «Долгосрочные кредиты банков». Полученные ссуды отражают по кредиту этих счетов в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и расчетов, а погашение ссуды – по дебету счетов в корреспонденции по счетам денежных средств.

Начисления и выплаты процентов за пользование кредитом можно осуществлять двумя способами. Если проценты по полученным кредитам отражают по мере их выплаты, то выплаченные суммы списывают с кредита счетов учета денежных средств в дебет счетов учета источников этих выплат («Капитальные вложения», «Общехозяйственные расходы» и др.). Аналитический учет кредитов банка организуют по их видам, банкам, предоставившим кредиты, и отдельным кредитам. На отдельном аналитическом счете ведут учет просроченных ссуд, что позволяет опертивно контролировать их образование и покрытие.

Учет займов осуществляют на счетах «Краткосрочные займы» и «Долгосрочные займы». На первом счете отражают займы, полученные на срок до одного года, а на втором – на срок более одного года. «Краткосрочные кредиты банков», «Долгосрочные кредиты банков», «Краткосрочные займы», «Долгосрочные займы» - счета для учета источников имущества, основные, для учета капитала и фондов, пассивные.

Кредиторская задолженность представляет собой заёмный капитал, полученный предприятием в виде:

  • задолженности за товары, услуги перед поставщиками. К поставщикам и подрядчикам относят, организации, поставляющие сырье и другие ттоварно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и пр.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.). Расчеты осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению. Задолженность отражается на счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (пассивный, для учета источников имущества, основной, для учета расчетов) в пределах сумм акцепта. По кредиту отражается задолженность перед поставщиками, по дебету – ее погашение. Аналитический учет должен обеспечивать получение следующих данных о задолженности поставщикам: по расчетным документам, срок оплаты которых еще не наступил; по неоплаченным в срок расчетным документам: по неотфактурованным поставкам; по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; по просроченным векселям; по полученному коммерческому кредиту;

  • задолженности перед бюджетом по начисленным, но неоплаченным налогам. Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту пассивного счета «Расчеты с бюджетом» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин;

  • задолженности перед персоналом предприятия. Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумага данного предприятия осуществляется на счете «Расчеты с персоналом по оплате труда». Этот счет пассивный, основной, для учета расчетов. Аналитический учет ведут по каждому работнику отдельно.

  • задолженности перед внебюджетными социальными фондами (по социальному страхованию и обеспечению). Учитывают на пассивном счете «Расчеты по внебюджетным платежам». По кредиту этого счета отражают задолженность организации по отчислениям во внебюджетные фонды и другие специальные фонды, а по дебету – перечисление средств в указанные фонды (с кредита денежных счетов);

  • задолженности по полученным авансам. Полученные авансыи учитывают по кредиту счета «Расчеты по авансам полученым» В корреспонденции со счетами учета денежных средств («Касса», «Расчетный счет», «Валютный счет» и др.) с полученных сумм аванса организации начисляют НДС, который подлежит взносу в бюджет. Невостребованные ававнсы списывают с дебета счета «Расчеты по авансам полученным» в кредит счета «Прибыли и убытки»;

  • задолженности по начисленным учредителям доходов. Начисление доходов от участия в организации отражают по кредиту субсчета «Расчеты по выплате доходов» и дебету счетов «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – при начислении дохода за счет прибыли отчетного года или нераспределенной прибыли прошлых лет»; «Резервный капитал» – при начислении.доходов за счет резервного капитала.


2.3. Прочие пассивы

Кроме собственного и заёмного капитала существует такая группа источников формирования имущества, как прочие пассивы. Эти источники в определённый период становятся собственным капиталом, т.к. образуются самим предприятием. К таким источникам относят:

  • доходы будущих периодов. Для учета доходов, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, используютпассивный счет «Доходы будущих периодов». К счету «Доходы будущих периодов» могут быть открыты следующие субсчета:

  • резервы предстоящих расходов и платежей образуются в результате заблаговременного включения некоторых видов расходов в себестоимость продукции или в издержки обращения до того, как они фактически произведены. Порядок создания указанных резервов регулируется соответствующими законодательными и другими нормативными актами. Фактическое расходование соответствующих средств производится в дальнейшем уже за счет образованного резерва. Резервирование предстоящих расходов и платежей имеет целью равномерное включение единовременных затрат в издержки производства и обращения и выравнивание финансовых результатов работы организации в течение года. К числу резервируемых расходов могут относиться суммы на оплату предстоящих отпусков работников, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, расходы на ремонт основных средств, и на другие цели, предусмотренные отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и издержки обращения (в частности, на возможные расходы по устранению дефектов продукции, проданной с гарантией, и др.). Размер каждой из резервируемых сумм должен быть обоснован расчетом. Резервирование тех или иных сумм отражается по кредиту счета «Резервы предстоящих расходов и платежей» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или издержек обращения. Фактические расходы и платежи, для которых был ранее образован резерв, относятся в дебет счета «Резервы предстоящих расходов и платежей» в корреспонденции со счетами «Вспомогательное производство», «Некапитальные работы», «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. Правильность образования и погашения сумм резерва проверяется по данным смет, расчетов и при необходимости в конце года корректируется. Для получения информации о состоянии и движении резервов предстоящих расходов и платежей используют пассивный счет «Резервы предстоящих расходов и платежей».Аналитический учет ведут по отдельным резервам;

  • фонды потребления (дотации на питание, отпуск, проезд и т.п.) представляют собой средства нераспределенной прибыли, направляемые (зарезервированные) согласно учредительным документам или решению учредителей на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работников предприятия и иных аналогичных мероприятий, не приводящих к образованию нового имущества предприятия. Из этих фондов частично покрывают расходы на содержание находящихся на балансе организации учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затраты на эти цели при долевом участии организации. Выплаты из средств фонда потребления непосредственно работникам организации производят при оказании материальной помощи, приобретении проездных билетов, путевок в санатории, единовременном премировании и пр. Учитываются на субсчете «Фонды потребления» счета «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»,


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первичные документы, счета учета, основные хозяйственные операции – все, что ведет к главной цели бухгалтерского учета – к формированию полной и достоверной информации, обеспечению ею внутренних и внешних пользователей, а также к анализу, интерпретации и использованию информации для выявления тенденций развития организации (предприятия), к выбору различных альтернатив, к принятию управленческих решений. По некоторым объектам бухгалтерского учета методика учета проблематична, что объясняется в значительной степени несоответствием различных нормативных актов, юридической формы и экономического содержания этих активов. Это связано, например в случае нематериальных активов, с тем, что они являются одним из новых объектов российского бухгалтерского учета. В настоящее время для документального оформления движения нематериальных активов рекомендуется использовать формы первичных документов, используемых для учета основных средств. Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет в России, является Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», утвержденный Президентом РФ 21 ноября 1996 г. Закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории России для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления. В России планируется провести реформирование бухгалтерского учета. Основной целью реформирования бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи определены следующим образом:

  • формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;

  • обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

  • оказание методологической помощи организации в понимании и внедрении управленческого учета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон № 129-ФЗ. Утвержден Президентом РФ 21.11.96 г. (ред. 23.07.98 г.)

  2. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Россий2ской ФЕДЕРАЦИИ. Утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 года, № 170.

  3. «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств». Приказ Минфина РФ от 20.07.98 г., № 33 н.

  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/97. Утверждено Минфином РФ 3 сентября 1997 г., № 65-н.

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть I и II.

  6. Новый план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению.

  7. Безруких П.С., «Бухгалтерский учет», Москва. 2014 г.

  8. Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. «Бухгалтерский учет», Москва, 2012 г.

  9. Кондраков Н.П., «Бухгалтерский учет», 2-е издание. Москва. 2014г.

  10. Ларионов А.Д., «Бухгалтерский учет», Москва. 2014 г.

  11. Сафронов Н.А. «Экономика предприятия», Москва, 2014 г.

  12. Тишков И.Е. «Бухгалтерский учет», Минск, «Вышэйшая школа», 2013 г.

  13. Максимова Л.Н. «Учет нематериальных активов: на что обратить внимание. Главбух, №8, 2012 г.

  14. Никонов А.А. Актуальные вопросы выбытия материалов. Главбух, №9,2013 г.

  15. Парамонов А. «Учет основных средств». Московский бухгалтер, март 2013.



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей