СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка"Экологический час"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка"Экологический час"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Начальная общеобразовательная школа № 28»





ПЛАН-КОНСПЕКТ

занятия внеурочной деятельности во 2 классе

Экологический час «Берегите лес, люди!»







Исполнитель:

учитель начальных классов

МАОУ НОШ № 28 Г.О. Балашиха

Антимонова Ольга Алексеевна











Г. О. Балашиха, 2020

Экологический час «Берегите лес, люди!»

ТЕМА: «Берегите лес, люди!»

ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры у учащихся.

1. Помочь учащимся понять, что человек – это часть природы, понять современные проблемы экологии и сознания их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности; способствовать принятию личного участия в решении экологических проблем.

2. Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека; развитию исследовательских навыков, умений; развитию речи, памяти, кругозора учащихся.

3. Содействовать воспитанию начальных навыков экологической культуры, воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни и к себе.

ТИП: Тематическое учебно-воспитательное мероприятие для использования во внеурочной и кружковой деятельности.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: устно-словесный (беседа, рассказ, объяснение), метод проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов, иллюстраций),

НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: слайды с изображением картин родной природы, с Правилами друзей природы; плакаты с изображенными на них схемами правил поведения в лесу; плакат «Береги лес!»

ТСО: мультимедиа-проектор, компьютер



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели мероприятия.

Учитель: Вот он - лес! Создание природы, которое не перестаёт нас удивлять. Здесь много деревьев, кустарников, цветов. А какой чистый воздух! Так легко дышится. Всюду слышны песни птиц, жужжание пчёл и шмелей. Летом поспевает много ягод, а после дождя полным-полно грибов. Лес - настоящая аптека! Вокруг много лекарственных трав. Красивы бесконечные просторы! Приятно летом отдохнуть в тени деревьев.

Слайд №1 Лес

Звуки природы, пение птиц, аудиозапись:

Выходит 1 й чтец

Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это лес!

Или рама, двери, пол? Лес!

А пенал красивый наш? Лес!

Или этот карандаш? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!

А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!

Оглянись, все вокруг -

Это наш зелёный друг!



Учитель:Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.

Выходит 1 й чтец:

Посмотри, юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Все, что нужно, год от года

Нам дает сама природа,



И потому все мы

Жить не можем без воды.

Без растений и животных,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережем

Наш зеленый природный дом!

Учитель: Ребята, попробуйте догадаться, на какую тему мы будем беседовать сегодня? (Ответы учащихся).

Ребята, мы уже много знаем с вами о том, что природу нужно беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе ? Все ли помнят эти правила?

(Ответы детей)

Вы все молодцы, предлагаю повторить.

ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ. Итак, начнем!

(Правила появляются на экране мультимедиа).

Правило № 1 -Не ломайте ветви деревьев и кустарников!1. Не срывайте цветов!

Пусть красивые растения остаются в природе. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Сбор дикорастущих растений на букеты – очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако, именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах , часто посещаемых людьми ( сон- трава, венерин башмачок , стародубка и другие ). Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то в полнее обычные, даже массовые виды, такие как ландыш. Вот почему было бы не верно ориентировать детей на сбор маленьких, скромных букетиков, противопоставляя их «огромным букетам-веникам». Важно показать какой вред природе могут нанести люди, если сорвут даже по одному- единственному цветку. Ведь от красоты луга не останется и следа, если там побывают любители «скромных букетиков». Важно, чтобы ребята осознали простые истины: выросший на лугу цветок находиться здесь « у себя дома», он связан с другими обитателями луга. Например, к цветку прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения. Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого специально выращивают красивые растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

( Чтение наизусть стихотворения уч-ся)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если все сорвут цветы,-

Опустеют все поляны-

И не будет красоты.

Правило № 2. Не оставляйте костры и мусор в лесах, лес дает нам кислород!

Кострища - это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления понадобится 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар. Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров. А из 100 пожаров 97 возникает по вине человека.

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

( Чтение наизусть стихотворения уч-ся.)

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…



А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.



Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.



И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

В. Шефнер

Правило № 3. Не режь кору деревьев!

Стоят деревья-великаны…

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве — «на память!»

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут –

Добро и красоту несут…

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут -

Добро и красоту несут:

Правило № 4. Не сбивайте ногой в лесу грибы, которые не знаете (или знаете, что они ядовитые). Помни, что грибы - очень нужны в природе.

Известно, что грибы, в том числе и не съедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью – грибницей - они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор, как известно, является одним из самых красивых наших грибов.

В лесу грибов различных много…

Ты несъедобные — не трогай!

В корзинку их не собирай,

Но и ногами не сбивай…

Они нужны лесным зверятам:

Лисичкам, ежикам, зайчатам…

Их только люди не едят:

В поганках, мухоморах — яд!

Но для зверья лесного все ж

Тот гриб полезен и хорош.

Правило № 5..Не обижайте животных в лесу: не ловите бабочек, стрекоз, других насекомых, не ловите и не уносите домой из леса животных. Насекомые могут быть занесены в Красную книгу и может быть именно эта, пойманная тобой бабочка, последня.

Правило № 6. Не шумите в лесу, иначе вы можете побеспокоить птиц на гнездах и других лесных обитателей.

У леса музыка своя…

Ее послушайте, друзья!

Вот птичьи трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

Правило № 7. Ходите только по тропинкам, не нужно вытаптывать траву!

Ходить в лесу и в парке можно только по тропинкам, потому что можно потревожить лесных жителей - птиц, других мелких животных. Кроме этого, можно затоптать грибы, лечебные травы, ягоды и цветы. Еще ходить нужно только по тропинкам, так как это не позволит заблудиться в незнакомом лесу. Известны случаи, когда люди сходили с лесной тропы и терялись в лесу. В парках тоже нужно ходить только по тропинкам, чтобы не испортить газон. Также в парках часто высаживают цветы, редкие кустарники и декоративные растения. Чтобы их не сломать и не затоптать, нужно строго соблюдать правило и ходить только по тропинкам.

Правило № 8 Не разоряй птичьи гнезда. Не разоряй муравейники. Не разоряй гнезда шмелей!

Не разоряйте птичьи гнёзда!

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

Если в траве

Увидали яйцо

Или услышали

Крики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

Муравьи — лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь:

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!



Будь человеком

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник - дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:



С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

(С. Михалков.)

Учитель. В конце нашего занятия я предлагаю вам сыграть в интересные игры на знание природы. (Работа в группах)

1.Знаешь ли ты деревья и кустарники нашего края? (Раздаются букеты, листья, цветы, за 3 минуты должны угадать названия растений.)

2.Эстафета. На каждый шаг представитель одной команды называет птицу, другой - растения.

3.Веселые художники. С закрытыми глазами нарисовать хорошо знакомое животное.

Молодцы, ребята все справились с заданиями. (Побеждает та группа, которая набрала больше очков.)

Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.

Учитель. Вот и подошла к концу наша встреча.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она - твой давний добрый лекарь,

Она - союзница души.

Не жги ее напропалую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она - одна.

(В. Шефнер)

А теперь, ребята, возьмемся за руки и споем вместе песню «Это называется природа», музыка Ю.Чичков на стихи М. Пляцковского.

На слайде заставка с изображением природы и фразой «Охранять природу -значит охранять Родину» (М.М. Пришвин)

Итог

Ребята, что вы узнали из нашего мероприятия?

Какие правила поведения в природе мы знаем?

Как нужно охранять природу?

Рефлексия

Соберем осеннее дерево из листьев:

красные – очень интересно, все понятно, я хорошо работал)

желтые – (интересно, я работал, но недостаточно)

зеленые – ( я что-то не понял, работал слабо)



































Информационные источники

1. Обучение по учебнику «Окружающий мир» 2 класс Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин. - М.: АСТ: Астрель, 2009.- 159, - (Планета знаний);

2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс. О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова. – ВАКО, 2010.- 400 с. – (В помощь школьному учителю);

3. Книга: Ласкина Л., Николаева Н., Варламова С.и др. «Экологическое образование младших школьников Рекомендации конспекты уроков занимательные материалы»/авт.-сост. Л.Д. Ласкина,(и др.).- Изд.2-е.- Волгоград: Учитель.-170 с.

4. «Юный эколог» для 1-4 классов, авторы-составители Ю.Н. Александрова,

Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. –.).- Изд.2-е.- Волгоград: Учитель, 2010.-331с.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!