Барсукова Валентина Васильевна
учитель немецкого языка
Лобанихинский филиал
МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа»
Новичихинский район Алтайский край
Мастер-класс: направление: «Эффективные образовательные технологии в работе учителя ОУ». Тема: «Проектная деятельность на уроке немецкого языка». Защита проекта по теме «В зоопарке» 4 класс.
Эпиграф к работе.
Е. И. Пассов: «Иностранный язык – блестящий тренажер для развития способностей. Если перечислять, что он дает в плане развития, получится длинный перечень. Способность восприятия и дифференциации на слух, зрительное восприятие, оперативная память, способность к имитации, обобщению, трансформации – те способности, которые работают вообще на развитие речевого механизма и интеллекта в целом…»
Современный процесс развития школы характеризуется изменением традиционных форм, методов, подходов к обучению. Современные тенденции модернизации образования требуют необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому школьнику, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.
Цель мастер - класса:
Обучить участников мастер-класса построению образовательного процесса с учетом проектной деятельности.
Задачи:
• познакомить участников мастер - класса с основными этапами проектной деятельности и компонентами методического пособия;
• провести оценивание результатов совместной деятельности учащихся над проектом по методике Пинской М.А;
• сформировать ситуацию успеха, рефлексии, установить духовный контакт между мастером и участниками мастер - класса.
Ход мастер – класса:
1. Знакомство с участниками.
- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и представить свих коллег: (Представление участников)
- Ich heiße W.W.
- Mein 1. Kollege heißt E.T.
- Mein 2. Kollege heißt N.O. u.s.w. (Такое знакомство можно использовать в классе с детьми с целью предстоящего совместного сотрудничества на уроке и одновременного повторения грамматической темы: «Порядковые числительные).
2. Теоретический аспект.
Требования к коммуникативному аспекту владения иностранным языком повышаются. Как любого учителя это стимулировало меня искать новые приёмы и формы обучения для повышения мотивации учащихся, развития их творчества, инициативности, а также вовлечения и школьников в активный познавательный процесс.
Так как технология проектов характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет создать творческую исследовательскую атмосферу, я выбрала методику проектов.
Проект необходимо осуществлять целостно и последовательно. Например, появилась у нас идея создать дополнительное учебное методическое пособие в начальных классах по теме «В зоопарке», «Моя семья» или «Моё любимое животное».
Первым этапом проекта является беседа с обучающимися, далее - анкетирование. После чего выходим на проблему.
Создаю творческую группу учащихся. Вместе с учащимися определяем идеи, задачи, пути решения проблемы. Выбираю методику, и планируем работу над проектом.
Предъявляя участникам проекта проблемы, подвожу их к пониманию того, чтобы они смогли сформулировать её самостоятельно, без моей помощи. А также дети должны определить сами цели, задачи и составить план работы.
Следующим этапом работы над проектом является организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Здесь школьники используют различные источники: библиотечную литературу, интернет, дополнительную справочную литературу. Дети посещают библиотеку, школьный музей. Межпредмнтные связи играют в данной ситуации важную роль. Беседы и встречи с людьми разных профессий также необходимы.
Сбор информации может проходить краткосрочно. Творческие группы обмениваются собранной информацией и оформляют малые проекты. На выставку отбираем лучшие работы. Это могут быть доклады или рефераты, переводы стихов, загадки, пословицы, рассказы, кроссворды, лексические и грамматические игры по теме, а также рисунки и фотографии. Вся информация анализируется и отбирается для будущего методического пособия, стенгазеты, презентации или фильма.
Важным этапом в проекте является ознакомление с немецкой лексикой по теме, над которой собирается работать творческая группа. Возможен и перевод с русского на немецкий язык.
Оформление результата проекта-стенгазеты, презентации или фильма требует корректировки. Используя собранную информацию и творчески оформленный материал, провожу уроки в нетрадиционной форме: урок-игра, урок – викторина, телемост и другие.
Работая над созданием дополнительного учебного пособия на основе стенгазеты или презентации, а может и фильма, дополняем его различными заданиями. Увеличиваем запас лексики учащимися, создаём Web- страничку. Учащиеся готовятся к защите проекта. Учитель рецензирует собранный материал.
Защита созданного проекта, презентация стенгазеты или фильма, готового методического учебного пособия проходит в форме творческого отчёта.
Последний этап проекта – это обсуждение результатов работы.
Подготовка и презентация стенгазеты, презентации «В зоопарке» в 4 классе на немецком языке проходила с участием всех членов творческой группы, которые работали над проектом.
Результатом работы над проектом стала иллюстрированная стенгазета «В зоопарке», презентации «В зоопарке», кроссворд «Животные», загадки и рифмовки о животных, лексические и грамматические задания с использованием информационно коммуникативной технологии.
Не менее важную роль имеет оценивание результатов совместной деятельности учащихся по методике Пинской М.А.: «Карта самоотчёта», «Самооценка совместной работы», «Отзыв о презентации» или «Карта оценки групповой презентации». Всё это может использоваться учителями немецкого языка на уроках или во внеурочной деятельности.
Главным компонентом методического пособия для учителей немецкого языка, желающих использовать его, является стенгазета и презентации, которые имеют следующую структуру:
- общая информация о животных зоопарка;
- описание животных;
- место обитания;
- что едят?;
- какую пользу приносят?
- «Красная книга»;
- стихи, загадки, пословицы, кроссворд, лексические и грамматические задания с использованием ИК технологии.
Все тексты сопровождаются рисунками.
Приведённые в проекте задания помогают решить образовательные, воспитательные и развивающие задачи при обучении немецкому языку. Например, послетекстовые задания:
Работа с компьютером:
I.1. Скопируй и вставь в ячейки столбцов таблицы названия животных.
wilde Tiere | Haustiere |
1 | der Fuchs | 1 | das Schwein |
2 | | 2 | |
3 | | 3 | |
4 | | 4 | |
5 | | 5 | |
6 | | 6 | |
7 | | 7 | |
8 | | 8 | |
9 | | 9 | |
10 | | 10 | |
11 | | 11 | |
12 | | 12 | |
der Affe | die Katze | die Kuh | das Schaf |
die Antilope | der Hund | der Elefant | das Zebra |
das Schwein | der Esel | der Tiger | das Eichhörnchen |
der Hase | der Igel | der Bär | der Löwe |
die Schlange | die Giraffe | die Ziege | der Fuchs |
die Schildkröte | der Wolf | das Krokodil | das Pferd |
I.2. Выдели красным цветом названия травоядных животных
der Fisch | die Maus | der Bär |
der Esel | der Elefant | der Wolf |
I.3. Выдели жирным курсивом тех животных, которые умеют летать.
der Fuchs | der Krokodil | der Vogel |
der Affe | die Ente | das Eichhörnchen |
I.4. Найди в таблице 10 спрятавшихся животных и выдели их названия зелёным фоном
A | M | T | I | G | E | L | N | B | F |
G | V | Ö | G | E | L | A | X | Z | L |
P | A | P | A | G | E | I | V | W | A |
G | I | R | A | F | F | E | N | D | M |
J | S | C | H | L | A | N | G | E | I |
K | Y | Z | A | G | N | A | P | I | N |
W | O | L | F | D | T | N | O | S | G |
R | X | X | F | U | T | B | A | B | O |
S | E | Z | E | B | R | A | O | Ä | T |
N | Z | X | N | A | S | H | O | R | N |
II.1. Игра „Die Sprache der Tiere" ( «Язык животных»).
Учитель | Ученики |
Wer sagt „miau, miau"? | die Katze |
Wer sagt „wau, wau"? | der Hund |
Wer ruft „muh, muh"? | die Kuh |
Wer schreit „ia. ia"? | der Esel |
Wie ruft die Kuh? | muh-muh-muh |
Was sagt das Schaf? | me-me-me |
Wie ruft der Hahn? | ki-ke-ri-ki |
Wie ruft der Kuckuck? | ku-ku, ku-ku |
II.2. Игра: Rate mal «Wer was macht?» (Угадай – ка «Кто, что делает»).
die Hasen | schwimmen |
die Katzen | laufen |
die Schlangen | springen |
die Vögel | kriechen |
die Pinguine | fliegen |
III. Лексические задания.
III.1. Составить предложения из данных слов
1. leben im Zoo viele Tiere
2. den Affen den Tiger den Hasen im Zoo fotografieren der Krokodil und wir III.2. Прочитать слова и подбери животное (по рисункам):
der Affe | |
der Elefant | |
der Hase | |
die Schlange | |
der Bär | |
der Löwe | |
der Fuchs | |
die Giraffe | |
Der Tiger | |
IV. Reime (Рифмовки)
Lange Ohren, kleine Nase
Hat das Tierchen namens… (Hase).
In dem großen breiten Nil
Lebt das grüne…( Krokodil).
Der Himmel ist blau,
der Fuchs ist…. (schlau)
V. Die Rätsel.
Der Fuchs | Sie ist als alle Tiere schlauer, Rotes Pelzchen hat sie. Der prächtige Schwanz - ihre Schönheit. Dieses Tier ist im Wald. | Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост - ее краса. Этот зверь лесной. |
die Giraffe | In heißem Afrika spaziert, Vom langen Hals verwundert, Hoch, als ob der Schrank, Gelb, in den Fleckchen … | В жаркой Африке гуляет, длинной шеей удивляет, сам высокий, будто шкаф, жёлтый, в пятнышках … |
der Affe | Im Zoo, im blauen Käfig Geschickt springt nach dem Netz, Schneidet die Fratzen, isst die Bananen Wer ist das? | В зоопарке, в синей клетке. Ловко прыгает по сетке, корчит «рожи», ест бананы. Кто? Конечно |
der Elefant | Er hat große Ohren, Wie ein Berg, er ist riesig. | У него большие уши Он огромный как гора. |
VI. Тексты:
Die Schlangen.
Wer sind die Schlangen? Die Schlangen sind verschieden: lang, schwarz, gelb, grün, grau und phantastisch. Es gibt mehr als 2.500 (zweitausend fünfhundert) Arten. Sie leben in den meisten warmen Gebieten der Welt. Die Schlangen sind Reptilien. Sie sind enge Verwandte der Drachen, Schildkröten und Krokodile. Reptilien erschienen vor 310 (dreihundert) Millionen Jahren auf der Erde.
Wie ist Länge?
Der Körper der Schlange ist klein oder groß. Die kleinen Schlangen haben nur 15 cm lang, die größten bis zu 10 M. Viele Schlangen, alle europäischen und Nord-amerikanischen haben eine Länge von 1 bis 2 M. Einige Leute glauben, dass Schlangen aus einem Schwanz bestehen. Aber eigentlich ist der Schwanz beträgt nur einen kleinen Teil des Körpers der Schlange. Sie leben auf der Erde, unter dem Boden, im Wasser, an den Bäumen, in den Bergen, in den Wüsten, in dem tropischen Wald. Die Schlangen essen Pflanzen, Frösche und Fleisch.
Sie können gut schwimmen und schnell klettern.
Giftige-Schlangen.
Nur ein kleiner Teil der Schlangen (etwa 400 vierhundert Arten) ist giftig und davon 100 (einhundert) Schlangen sind gefährlich für den Menschen. Giftschlangen leben in Australien, wo sie sehr selten giftig sind. Giftige Schlangen greifen selten den ersten. Die Schlangen haben keine Aggression. Teipan - das giftige Ober-Schlange. Davon Zeugen nicht nur Laborversuche Schlangengift, sondern auch traurige Statistik: 50-80 Prozent der gebissen Schlangen Menschen, sterben, wenn Sie nicht rechtzeitig medizinische Hilfe bekommen.
Wie hilft Gift der Schlange dem Mеnschen?
Die Schlange ist Symbol für die therapeutische Kunst. Die Menschen wissen, dass das Schlangengift nicht nur töten kann, sondern auch eine heilende Eigenschaft hat. Der Mensch verwendet Gift für Ihre eigenen Zwecke. Das Gift wird ein Medikament, das bei vielen Erkrankungen hilft.
Die Schlangen messen Temperatur.
Auf dem Kopf hat die Schlange 2 Punkte mit Thermorezeptor. Sie fühlen Temperatur.
Die Bären.
Die Bären sind verschieden: braun, schwarz und weiß. Sie sind gut, böse und stark.
Die Bären leben in Himalaja, in den Bergen, an den Bäumen, in den Wüsten, im Wald, in der Primorje und Chabarowsk Krai, in Arktika. Die Bären essen Pflanzen, Pilze, Beeren, Nüsse, Fisch und Fleisch. Im Winter schlafen die Bären 7 Monate.
Sie können gut schwimmen, springen, fischen. Amerikanische Bären können schnell laufen und an dem Baum klettern.
Die Hasen
Der Hase - das kleine Waldtier. Er hat lange Ohren und Hinterbeine, sowie der Schwanz ganz kurz. Der Hase ist sehr schlau. Im Sommer ist Mantel des Hasen grau und im Winter ist weiß. Der Hasen hat ein schönes, glänzendes Fell wie beim Fisch.
Der Elefant
Wie ist der Elefant? – Der Elefant ist ein großes Tier. Der Elefant wiegt 7t (Tonnen), und der Hase 4 kg (Kilogrammen). Auf dem Elefanten wächst Wolle. Die Elefantenohren sind wie Kartoffeln. Die Familie der Elefanten ist freundlich. Die Elefanteneltern lieben ihre Kinder. Sie sind lustig. Sie spielen zusammen gern.
Was frisst der Elefant? – Der Elefant ernährt sich mit Gras.
Er liebt das Wasser, am Tag kann er mehr als 190 (einhundert neunzig) Liter trinken. Wie lange lebt der Elefant? - Der Elefant lebt 60 Jahre.
Der Fuchs
Der Fuchs ist ein Tier, das in verschiedenen Wäldern wohnt. Sie ist rot mit der weißen Spitze auf dem Schwanz. Der Fuchs ist auch sehr populärer märchenhafter Held der russischen Märchen. Der Fuchs interessiert sich sehr für alle. Sie wird gut maskiert, hört scharf, die Sehkraft und den Spürsinn.
Лиса - это животное, которое обитает в различных лесах. Она рыжая с белым кончиком на хвосте Лиса ещё и очень популярный сказочный герой русских сказок. Лиса очень любопытна - все ей интересно. Она хорошо маскируется, имеет острый слух, зрение и нюх.
Die Giraffen
Die Giraffen sind die höchsten Tiere auf der Erde. Der Hals der Giraffe ist lang. Die Farbe des Körpers ist gelb mit den dunklen-braunen Flecken verschiedener Form. Auf dem Kopf sind die kleinen Hörner. Die Giraffen wohnen in Afrika. Die Giraffen fressen die Blätter, die Knospen und die Zweigen. Sehr gern haben sie die Blätter verschiedener Arten der Akazien zu essen.
Жирафы самые высокие животные на земле. Шея жирафа длинная. Окраска тела желтая с темно-коричневыми пятнами разной формы. На голове есть маленькие рожки. Обитают жирафы в Африке. Питаются жирафы листьями, почками и ветками. Очень любят поедать листья различных видов акаций.
die Affen
In verschiedenen Zoo sind die Affen sehr populär. Die Affen können groß und klein sein. Die Affen leben auf den Bäumen. Sie sind aktiv am Tage. Sie können gut springen und klettern.
В различных зоопарках обезьяны очень популярны. Обезьяны могут быть крупные и мелкие. Обезьяны живут на деревьях. Они активны днём. Они могут хорошо прыгать и лазить.
Der Löwe
Der König der Tiere - so genannt der Löwe. Leo - die zweitgrößte unter allen Katzen, die Masse des Männchens ist 200-225 kg und eine Länge von 2-2.5 Meter Plus Schwanz, eine Länge von 1 Meter. Der König der Tiere - so genannt der Löwe. Leo - die zweitgrößte unter allen Katzen, die Masse des Männchens ist 200-225 kg und eine Länge von 2-2.5 Meter Plus Schwanz, eine Länge von 1 Meter. Löwen Leben in den Familien. Die Satzung ist stolz genug interessant.
In der Zusammensetzung der Familien 15 Personen umfasst in der Regel, unter denen wählen ein oder zwei größten - die stärksten Löwen, die tragen die ganze Verantwortung für die Sicherheit einer Persönlichkeit des öffentlichen Lebens und der kleinen Jungtiere. Gefahr ausgeht als von anderen Raubtieren wie Hyänen. Wenn einem starken Löwen gelingt, den Anführer erledigen, dann ist es sicherlich zerstören und alle seine Kinder. Löwinnen bleiben in der Familie Leben, aber die Jungen Löwen im Alter von 3 Jahren verbannt man. Durch das besiegt eines solchen Führers, der junge Löwe gewinnt seine eigene Familie.
Перевод:
Царь зверей - именно так называют льва. Лев - второй по величине среди всех кошек, масса взрослого самца 200-225 кг, а длина - 2-2.5 метра плюс хвост, длиной в 1 метр. Царь зверей - именно так называют льва. Лев - второй по величине среди всех кошек, масса взрослого самца 200-225 кг, а длина - 2-2.5 метра плюс хвост, длиной в 1 метр. Львы живут семьями, семейный устав достаточно интересен.
В состав семей обычно входит 15 особей, среди которых выбирают одного или двух главных - самых сильных львов, которые несут всю ответственность за безопасность львиц и маленьких детенышей. Опасность исходит как от других хищников, таких как гиены. Если сильному льву удастся убить вожака, то он непременно уничтожит и всех его детей. Львицы остаются в своей семье на всю жизнь, а вот молодых львов в возрасте 3-х лет прогоняют. Победив такого главаря, молодой лев приобретает свою собственную семью.
3. Практическая работа учащихся мастер - класса.
Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра) участники выбирают сами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Методическая разработка «Защита проекта «Im Zoo» 4 класс».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оценка выполненного проекта.
При оценке результатов совместной деятельности учащихся можно использовать методику Пинской М.А.: «Карта самоотчёта», «Самооценка совместной работы», «Отзыв о презентации» или «Карта оценки групповой презентации»4. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Оценивание проекта.
Ученикам предлагается заполнить определённую форму, после того как они защитят проект. Ученикам нужно посмотреть на приведённые ниже
характеристики и дать свой отзыв на работу группы. При оценке результатов
предлагается использовать любой вариант оценивания.
5. Немного о видах проектов.
В обучении и воспитании используют многие виды проектов: информационные, исследовательские, творческие, ролево-игровые, практико-ориентировочные, интернет - проекты.
Многие учителя занимаются интернет - проектами через I*EARN, International Education and Resource Network – «Международное образование и ресурсы компьютерной сети» (http://www.iearn.org). В данную организацию входят более 4000 школ из 75 стран. Ежемесячно по электронной почте учителя получают новости на английском языке, там указано, кто и в какой стране заявляет проект, кому нужны партнёры, а также сроки подачи и объём работ учащихся. Можно участвовать либо через Интернет, предоставляя труды учащихся на сайте, либо по электронной почте.
Опытом работы по использованию интернет - проекта делится учитель школы №130, г. Новосибирска Евгения Коптюг: «В процессе работы над любым проектом школьники не только осваивают компьютер и пишут сочинения по-английски. Они приобретают навыки международного общения. Общаясь со сверстниками любого цвета кожи, вероисповедания, из любых уголков планеты, дети усваивают главное: «другой» не означает «плохой». Поначалу и мы получаем отклики такого содержания: «Разве в Сибири есть ещё что-либо, кроме лагерей, вечной зимы и белых медведей?!». Постепенно во время совместной работы ребята привыкают к мысли о том, что можно найти взаимопонимание, прийти к согласию»3.
Многие сайты, которые создаются в процессе работы над проектом, являются закрытыми, т.е. не войти в них без пароля. Это делается с целью охраны детей от праздного и нездорового любопытства. Но любой учитель, который имеет доступ к всемирной сети знаний Интернет, может стать членом I*EARN. В мире много отзывчивых людей, готовых помочь учителю.
Возможные проблемы.
При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем, на которые указывает учитель Т.В. Душеина МОУ «Английская школа», г. Выборг, Ленинградская область и даёт советы, с которыми я согласна:
а) тщательно подготовьтесь к выполнению задания. Убедитесь в том, что каждый ученик понимает, какое конкретно задание ему предстоит выполнить;
б) не спешите. Подробно объясните, что и как следует делать;
в) терпимо отнеситесь к шуму, связанный с выполнением задания;
г) внимательно наблюдайте за тем, что делают ребята;
мониторинг. Необходимо знать, что делает ученик за пределами класса, но не нужен слишком строгий контроль;
личностные проблемы. Отсутствие интереса или мотивации у школьника, но работа над проектом даёт ребятам возможность проявить таланты, например, оформительские;
трудности в создании успешно действующих групп. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала»2.
Рефлексия.
Поиск нового является неотъемлемой частью профессии учителя, и в этом, прежде всего, проявляется его творческий характер. Л. С. Выготский писал: «Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным, гениям человечества. Но и в каждодневной окружающей нас жизни творчество - есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека»1.
8. Использованные ресурсы:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: 1967.-с.7
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе.-2003.-№5, стр. 39.
Коптюг М.Н. Интернет – проект как дополнительный источник мотивации учащихся. Иностранные языки в школе.-2003.-№3, стр. 62.
Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013, стр.39-42.
Интернет: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki
11