Как стать личностью? Духовная сфера жизни общества
- Индивид – единичный представитель человечества
- Индивидуальность – используется для обозначения биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других.
- Индивидуальность – своеобразие человека.
- Личность – человек как носитель сознания, наделенный рядом важнейших социальных качеств: самосознанием, совестью, жизненными принципами и идеалами, способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества
- Личность формируется в процессе социализации (усвоение социальных норм и образцов, культуры данного общества)
Личность формируется на протяжении всей жизни
Человек, индивид, личность
Вопрос: что может влиять на становление личности?
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и на свое место в нем
Обыденное
- Возникает на основе житейского опыта, наших наблюдений и здравого смысла
- Наличие суеверий и стереотипов
Мифологическое
- Исторически самый первый вид
- В основе лежат мифы, легенды, предания и фантастическое отношение к миру
- Примеры: анимизм, тотемизм, фетишизм, древнегреческая, славянская мифология
Научное
- Основано на объективных знаниях
- Требует точности, логичности, доказательств и возможности проверки
- Видит мир через призму цифр, формул и теорий
- Ученые описывают факты, не принимая во внимание личные взгляды, мнения и симпатии
Религиозное
- В основе лежит вера в Бога или богов, который сотворил мир, и сверхъестественные силы
- Наличие кодекса моральных правил
- Центр мира для человека с таким мировоззрением - Бог
Кто помогает человеку в социализации? Работаем с учебником
Первичная социализация – начинается с момента рождения и
связана с усвоением самых общих и важных навыков и знаний
1.
2.
3.
4.
Вторичная социализация – связана с карьерой, профессией, семьей; индивид получает узконаправленные знания
1.
2.
3.
4.
Закрепляем!
Отец великого Моцарта был отличным скрипачом и органистом. К нему часто приходили друзья-музыканты, и в доме звучала музыка. Музыкой очень увлёкся сын и уже в раннем возрасте стал на путь музыканта и композитора. Назовите фактор, повлиявший на развитие личности юного Моцарта. Укажите любые два других фактора, определяющих развитие личности.
Экономика
Деньги; банки; производство; спрос; предложение; товары; услуги; бизнес; обмен; распределение, производство
Политика
Власть; государство ; парламент; правительство; выборы; СМИ; политические партии; суды; полиция
Общество
Социальная сфера
Семья; брак; сословия; народы; касты; классы; социальные группы; здравоохранение; образование
Духовная сфера
???
Понятие культуры
Происходит от латинского «cultura» - возделывание почвы
«Вторая природа»
- Совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя
Способствует духовному совершенствованию человека, этим она отличается от антикультуры (концентрационные лагеря, орудия пыток)
Культура
Материальная – все, что можем пощупать, потрогать
Духовная – область идей, выраженная в эмоциях и связанная с интеллектом
- Знания
- Идеология
- Законы
- Теории
- Мифы
- Религия
- Искусство
- философия
Развитие культуры в современной России: составляющие???
Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало сокровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По всей равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы — все говорило о титанической цивилизации, на тысячу лет опередившей земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевавших на этой планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было ни одного разумного существа, не осталось даже животных.
Вопросы к тексту
— Является ли найденное оружие элементом культурного наследия?
— К какой культуре — материальной или духовной — оно принадлежит?
Отрывок из рассказа Р. Шекли «Абсолютное оружие»
Что представляет собой культурный человек?
Домашнее задание
1. Прочитать § 5 учебника
2. Выполнить задания 3 или 4 рубрики «В классе и дома» после параграфа (на выбор)
3. Написать эссе на тему: «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может» (Ж. Дюамель)