Методическая разработка
«Дополнительные требования к психолого-педагогическому сопровождению Адаптированной основной программы для детей с ОВЗ»
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) овладение универсальными учебными действиями:
ставить познавательную задачу на основе задачи практической деятельности;
ставить познавательную задачу, обосновывая ее ссылками на собственные интересы, мотивы, внешние условия;
ставить учебные задачи на основе познавательных проблем;
распределять время на решение учебных задач;
выбирать способ решения задачи из известных или выделять часть известного алгоритма для решения конкретной учебной задачи;
обосновывать выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
планировать и реализовывать способ достижения краткосрочной цели собственного обучения с опорой на собственный опыт достижения аналогичных целей;
преобразовывать известные модели и схемы в соответствии с поставленной задачей;
строить модель\схему на основе условий задачи и (или) способа решения задачи;
создавать элементарные знаковые системы в соответствии с поставленной задачей, договариваться об их использовании в коммуникации и использовать их;
самостоятельно контролировать свои действия по решению учебной задачи, промежуточные и конечные результаты ее решения на основе изученных правил и общих закономерностей;
объяснять\запрашивать объяснения учебного материала и способа решения учебной задачи;
делать оценочные выводы (отбирать алгоритмы и объекты по заданным критериям для применения в конкретной ситуации);
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
2) овладение регулятивными действиями:
выбирать технологию деятельности из известных или выделять часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составлять план деятельности;
планировать ресурсы для решения задачи\достижения цели;
самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и(или) самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям;
вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта\результата;
формулировать отношение к полученному результату деятельности;
оценивать степень освоения примененного способа действия и его применимость для получения других персонально востребованных результатов;
указывать причины успехов и неудач в деятельности;
называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагать пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности.
3) овладение умениями работать с информацией:
указывать, какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи деятельности;
характеризовать\оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;
реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации\способ разрешения противоречий, содержащихся в источниках информации;
считывать информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (в том числе текста), исходя из характера полученного задания, ранжировать основания и извлекать искомую информацию, работая с двумя и более сложносоставными источниками, содержащими прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация;
указывать на обнаруженные противоречия информации из различных источников;
систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры;
самостоятельно задавать простую структуру для систематизации информации в соответствии с целью информационного поиска;
извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы;
проводить мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей;
находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета;
самостоятельно планировать и реализовывать сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью);
излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи;
воспринимать требуемое содержание фактической и оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии, письменном источнике, извлекая необходимую оценочную информацию (позиции, оценки, мнения);
выделять главные и второстепенные признаки, давать определение понятиям;
осуществлять логические операции по установления родовидовых отношений, ограничению понятия, устанавливать отношение понятий по объему и содержанию;
выделять признаки по заданным критериям;
структурировать признаки объектов (явлений) по заданным основаниям;
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
обобщать (резюмировать) полученную информацию;
делать вывод на основе полученной информации\делать вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводить несколько аргументов или данных для его подтверждения\приводить аргументы, подтверждающие вывод;
ссылаться на мнения и позиции иных субъектов в обоснование собственного решения, обосновывая адекватность источника;
сопоставлять объекты по заданным критериям и делать вывод о сходствах и различиях;
проводить сравнительный анализ объектов (явлений) в соответствии с заданной целью, самостоятельно определяя критерии сравнения в соответствии с поставленной задачей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
анализировать художественный текст;
вербализовывать эмоциональное впечатление, полученное от работы с источником (текстом);
резюмировать главную идею текста;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
указывать на информацию, полученную из источника, которая подтверждает, дополняет или противоречит предыдущему опыту обучающегося, объясняя связь полученной информации и предыдущего опыта познавательной и \ или практической деятельности.
4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
следить за соблюдением процедуры обсуждения, обобщать и фиксировать решение и\или оставшиеся нерешенными вопросы в конце работы;
задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга;
сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы;
развивать и уточнять идеи друг друга;
распределять обязанности по решению познавательной задачи в группе;
осуществлять взаимоконтроль и коррекцию деятельности участников группы в процессе решения познавательной задачи;
отбирать содержание и определять жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией;
использовать паузы, интонирование и вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
соблюдать нормы публичной речи и регламент;
адекватно использовать средства речевой выразительности: риторический вопрос, парантеза, риторическое восклицание, умолчание, аппликация, каламбур, аллегория, метафора, синекдоха, анафора, эпифора, градация, оксиморон, ирония, гипербола \ литота;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные \ отобранные под руководством учителя;
работать с вопросами, заданными на понимание, уточнение, в развитие темы и на дискредитацию позиции. Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;
оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации, самостоятельно определяя жанр и структуру письменного документа (из числа известных учащемуся форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.