СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для преподавателя. Семинарское занятие по теме: Иммуномодуляторы и иммунодепрессанты. Н-2 гистаминоблокаторы и стабилизаторы тучных клеток.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит варианты тестового контроля знаний, ситуационные задачи, задания по рецептуре и вопросы для опроса на занятии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для преподавателя. Семинарское занятие по теме: Иммуномодуляторы и иммунодепрессанты. Н-2 гистаминоблокаторы и стабилизаторы тучных клеток.»

Департамент здравоохранения Брянской области

ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателя









Специальность: 33.02.01 Фармация (базовая подготовка)



ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, МДК.01.01.1 Лекарствоведение. Фармакология.

Тема: Иммуномодуляторы и иммунодепрессанты. Н2-гистаминоблокаторы и стабилизаторы тучных клеток.

Курс: 2

Вид занятия: семинарское



Кол-во времени: 90 мин.









Брянск, 2022



Рассмотрена

на заседании методической комиссии

по специальности 33.02.01 Фармация

«______ » _______ 2021г.

Протокол № __

Председатель ___________ /Алексеева С.Н.

Рекомендована

методическим советом

«_______» __________ 2022г.

Протокол № __


Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

ГАПОУ «Брянский

базовый медицинский колледж»

___________________М.А. Захарова

«_______ » ________________2022г.









Методическая разработка семинарского занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО, примерной программой и рабочей программой по ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента по теме «Иммуномодуляторы и иммунодепрессанты. Н2-гистаминоблокаторы и стабилизаторы тучных клеток» для специальности 33.02.01. Фармация.

Авторы: Мирмова Д.М., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый

медицинский колледж»

Храменок Я.Б., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый

медицинский колледж»

Рецензент: Богданова Е.В., методист ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж».









Цели занятия:


Образовательная: проверить усвоение студентами классификации, особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных иммуномодуляторов и иммунодепрессантов; Н2-гистаминоблокаторов и стабилизаторов тучных клеток.

После изучения темы студент должен:


Знать:

- современный ассортимент иммуномодуляторов и иммунодепрессантов; Н2-гистаминоблокаторов и стабилизаторов тучных клеток;

- характеристику отдельных препаратов, синонимы и аналоги, показания и способ применения, противопоказания, побочные действия.


Уметь:

- применять современные технологии и давать обоснованные рекомендации при отпуске иммуномодуляторов и иммунодепрессантов; антигистаминных препаратов и стабилизаторов тучных клеток;

- оказывать консультативную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения.


Воспитательная: воспитывать положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес, воспитывать любовь к будущей профессии.


Развивающая: развитие общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала.

ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

Место проведения: аудитория ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»

Время проведения: 90 минут

Оснащение:

- методическая разработка

- дидактические материалы

- контрольно-оценочные средства (вопросы, задания по рецептуре, задания в тестовой форме с эталоном ответов и критериями оценивания, ситуационные задачи).


Внутридисциплинарные (внутримодульные) связи:

Гормональные средства.

Междисциплинарные (межмодульные) связи:

ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;

ОП.07 Ботаника;

ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента Фармакогнозия.



Литература

Основная:

1. Лекарствоведение. Учебник для фармацевтических училищ и колледжей/ Аляутдин Р.Н. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017

2. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 702 с.

Дополнительная:

1. Фармакология под редакцией Харкевича Д.А.– М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

2. Аляутдин Р.Н. и др. Фармакология. Руководство к лабораторным занятиям – учебное пособие. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009.
















Технологическая карта семинарского занятия:


Содержание этапа занятия

Методическое обоснование

Количество

минут

1.

Организационный момент

Оценить внешний вид студентов.

Нацелить на активную работу на практическом

занятии.

Учёт посещаемости, регистрация «нб» в журнале.


Организует и дисциплинирует студентов, создает рабочую обстановку, воспитывает аккуратность и ответственность студентов.

2 мин

2.

Тема семинарского занятия: Иммуномодуляторы и иммунодепрессанты. Н2-гистаминоблокаторы и стабилизаторы тучных клеток.

Цель занятия (см.3 стр.)

Практическая значимость, актуальность темы:

Тема является очень важной, так как возрастающее количество медикаментов, необоснованное применение лекарственных средств, химизация производственной и бытовой сферы способствуют увеличению частоты аллергических заболеваний.

Имеется большое количество препаратов для лечения данных заболеваний, в которых фармацевт должен хорошо ориентироваться.

План семинарского занятия:

1. Фронтальный опрос

2. Выполнение заданий в тестовой форме

3. Выполнение заданий по рецептуре

4. Решение ситуационных задач

5. Анализ и оценивание работы каждого студента, выставление отметок

Формирует познавательный интерес к учебной деятельности по теме, определяет степень подготовленности студентов группы по заданному материалу.

5 мин

3.

Фронтальный опрос (Приложение 1)

Контроль исходного уровня знаний студентов

10 мин

4.

Тест-контроль (с эталоном ответов и критериями оценивания) (Приложение 2)

Взаимопроверка, анализ ответов

Контроль исходного уровня знаний студентов по заданной теме.


10 мин


5 мин

5.

Выполнение заданий по рецептуре (Приложение 3)


С целью закрепления навыков по выписыванию рецептов.

25 мин

6.

Решение ситуационных задач (Приложение 4)

Развитие логического мышления, применение теоретических знаний.

25 мин

7.

Подведение итогов, выводы, обобщение, ответы на вопросы студентов, анализ достижения поставленных в начале занятия целей.

Анализ результативности занятия, анализ успешности достижения цели занятия.

3 мин

8.

Анализ и оценивание работы каждого студента, выставление отметок.

С целью указания на имеющиеся недостатки в усвоении материала. Выставляются итоговые оценки каждому студенту.

2 мин

9.

Домашнее задание:

Тема: Противомикробные средства.

Учебник:

Федюкович Н.И. Фармакология стр. 515-547

Подготовить сообщение по теме: Антибиотик ванкомицин.

Активизирует самоподготовку, отрабатывает навыки самостоятельной работы со справочной литературой и интернет-ресурсами.

3 мин

10.

Уборка учебной аудитории

Прививает любовь к чистоте и порядку.


























Приложение 1

Вопросы для фронтального опроса



  1. Перечислите препараты глюкокортикостероидных гормонов.

  2. Назовите побочные эффекты глюкокортикостероидов.

  3. Почему препараты глюкокортикостероидных гормонов необходимо отменять постепенно?

  4. Назовите виды гистаминорецепторов. За какие процессы в организме они отвечают?

  5. Какие процессы в организме развиваются при высвобождении гистамина?

  6. Фармакологические эффекты димедрола.

  7. Назовите антигистаминные препараты 1 поколения.

  8. Назовите особенности антигистаминных препаратов 1 поколения.

  9. Назовите антигистаминные препараты 2 поколения.

  10. В чем особенности препаратов 2 поколения.

  11. Назовите антигистаминные препараты 3 поколения.

  12. В чем отличия препаратов 3 поколения.

  13. Могут ли стабилизаторы тучных клеток применяться для купирования приступов бронхиальной астмы?

  14. Дайте классификацию иммуностимуляторов.

  15. Дайте классификацию эндогенных иммуностимуляторов.

  16. Дайте классификацию экзогенных иммуностимуляторов.

  17. Перечислить бактериальные иммуномодуляторы.



























Приложение 2



Тест-контроль по теме: «Иммуномодуляторы и иммунодепрессанты. Н2-гистаминоблокаторы и стабилизаторы тучных клеток».

1 вариант.



  1. Группы препаратов, применяемые при аллергии замедленного типа:

-

-

  1. При анафилактическом шоке обязательно введение препаратов:

-

-

-

-

  1. Антигистаминное средство без снотворного эффекта в виде таблеток и драже:

-

  1. Иммуномодулятор, применяемый в виде капель в нос:

-

  1. Синоним левамизола:

-

  1. Общие показания к применению иммунодепресантов:

-

-

-

  1. Синоним азатиоприна:

-

  1. Применение иммунала:

-

-







Тест-контроль по теме: «Иммуномодуляторы и иммунодепрессанты. Н2-гистаминоблокаторы и стабилизаторы тучных клеток».

2 вариант.



  1. Антигистаминные средства, не обладающие снотворным эффектом:

-

-

  1. Левомизол может применяться как средство:

-

-

  1. Лекарственные формы супрастина:

-

-

  1. Международное название интала:

-

  1. Противопоказания к применению диазолина:

-

-

  1. Недостатки цитостатиков:

-

-

-

  1. Побочные явления азатиоприна:

-

-

-













Тест-контроль по теме: «Иммуномодуляторы и иммунодепрессанты. Н2-гистаминоблокаторы и стабилизаторы тучных клеток».

3вариант



  1. Классификация эндогенных иммуностимуляторов:

-

-

-

2. «Большие» иммунодепрессанты- цитостатики:

-

-

3. Требования к антигистаминным средствам:

-

-

-

4. Перечислить бактериальные иммуномодуляторы:

-

-

-

-

5. Синонимы лоратадина:

-

-

-

-

6. МНН глюкокортикостероидов для интраназального введения и

их синонимы:

-

-

-

-

Тест-контроль по теме: «Иммуномодуляторы и иммунодепрессанты. Н2-гистаминоблокаторы и стабилизаторы тучных клеток».

4 вариант

  1. Классификация экзогенных иммуностимуляторов:

-

-

-

2. Симптомы холинолитического действия:

-

-

-

-

-

3. Иммуностимулятор для интраназального введения:

-

4. Антигистаминные средства 3 поколения:

-

-

-

5. Синонимы дезлоратадина:

-

-

6. Показания к применению ИРС-19:

-

-

-

7. Недостатки антигистаминных средств 2 поколения:

-

-

Эталон к тест-контролю по теме: «Иммуномодуляторы и иммунодепрессанты. Н2-гистаминоблокаторы и стабилизаторы тучных клеток».

1вариант



1. Группы препаратов, применяемые при аллергии замедленного типа:

- иммуностимуляторы

- иммунодепрессанты

  1. При анафилактическом шоке обязательно введение препаратов:

- адреналин

- димедрол, супрастин, дипразин

- преднизолон

- кордиамин или кофеин

  1. Антигистаминное средство без снотворного эффекта в виде таблеток и драже:

- диазолин

  1. Иммуномодулятор, применяемый в виде капель в нос:

- ИРС -19

  1. Синоним левамизола:

- декарис

  1. Общие показания к применению иммунодепрессантов:

- лечение коллагенозов

- лечение иммунных поражений ЦНС, почек

- для профилактики отторжения трансплантата

  1. Синоним азатиоприна:

- имуран

  1. Применение иммунала:

- профилактика и лечение ОРЗ и гриппа

- лечение антибактериальными препаратами инфекций дыхательных путей, мочевыводящих путей и кожи








Критерии оценки:

«5» - 18-20 правильных ответов

«4» - 16-17 правильный ответов

«3» - 14-15 правильных ответов














Эталон к тест-контролю по теме: «Иммуномодуляторы и иммунодепрессанты. Н2-гистаминоблокаторы и стабилизаторы тучных клеток».

2 вариант

1. Антигистаминные средства, не обладающие снотворным эффектом:

- диазолин, фенкарол

- лоратадин, цетиризин, дезлоратадин, левоцетиризин

  1. Левомизол может применяться как средство:

- противоглистное

- иммуностимулятор

  1. Лекарственные формы супрастина:

- таблетки

- ампулы

  1. Международное название интала:

- кромоглициевая кислота

  1. Противопоказания к применению диазолина:

- язвенная болезнь

- воспалительные заболевания ЖКТ

  1. Недостатки цитостатиков:

- общий цитотоксический эффект (подавление кроветворения, изъязвление ЖКТ)

- подавление иммунитета

- токсическое действие на печень и почки

  1. Побочные явления азатиоприна:

- тошнота, рвота, потеря аппетита

- токсический гепатит

- аллергические реакции








Критерии оценки:

«5» - 18-20 правильных ответов

«4» - 16-17 правильный ответов

«3» - 14-15 правильных ответов



















Эталон к тест-контролю по теме: «Иммуномодуляторы и иммунодепрессанты. Н2-гистаминоблокаторы и стабилизаторы тучных клеток».



3 вариант



1Классификация эндогенных иммуностимуляторов:

- препараты вилочковой железы

- интерфероны и индукторы интерферонов

- препараты нуклеиновых кислот


2. «Большие» иммунодепрессанты- цитостатики:

- азатиоприн

- метотрексат


3. Требования к антигистаминным средствам:

- не должны оказывать седативного и снотворного действия

- не должны оказывать холинолитического действия

- должны действовать длительно


4. Перечислить бактериальные иммуномодуляторы:

- продигиозан

- рибомунил

- бронхо-мунал

- ИРС-19, имудон


5. Синонимы лоратадина:

- кларитин

- ломилан

- кларотадин

- кларисенс, лоридин, кларотадин


6. МНН глюкокортикостероидов для интраназального введения и

их синонимы:

- мометазон

- назонекс

- флутиказон

- назарел, фликсоназе, авамис




Критерии оценки:

«5» - 18-20 правильных ответов

«4» - 16-17 правильный ответов

«3» - 14-15 правильных ответов





Эталон к тест-контролю по теме: «Иммуномодуляторы и иммунодепрессанты. Н2-гистаминоблокаторы и стабилизаторы тучных клеток».


4 вариант

1. Классификация экзогенных иммуностимуляторов:

- бактериальные

- растительные

- синтетические


2. Симптомы холинолитического действия:

- сухость во рту

- тахикардия, повышение АД

- расширение зрачка, спазм аккомодации

- нарушение координации движений,

- задержка мочи


3. Иммуностимулятор для интраназального введения:

- ИРС-19


4. Антигистаминные средства 3 поколения:

- фексофенадин

- дезлоратадин

- левоцетиризин


5. Синонимы дезлоратадина:

- эриус

- лордестин


6. Показания к применению ИРС-19:

- лечение и профилактика острых и хронических заболеваний верхних дыхательных путей и бронхов

- восстановление местного иммунитета после перенесенных гриппа и других вирусных инфекций;

- подготовка к плановому оперативному вмешательству на лор-органах и в послеоперационном периоде.


7. Недостатки антигистаминных средств 2 поколения:

- нарушение ритма сердца

- отсутствие парентеральных форм






Критерии оценки:

«5» - 18-20 правильных ответов

«4» - 16-17 правильный ответов

«3» - 14-15 правильных ответов



Приложение 3

Задание по рецептуре

Выписать в рецептах:

  1. Противоаллергическое средство со снотворным эффектом.

  2. Стабилизатор тучных клеток в таблетках.

  3. Иммуномодулятор, обладающий противоглистным действием.

  4. Глюкокортикостероидный препарат при анафилактическом шоке.

  5. «Большой» иммунодепрессант.

  6. Антигистаминный препарат 1 поколения короткого действия, не оказывающий седативного действия.

  7. Антигистаминный препарат для наружного применения.

  8. Основной препарат при анафилактическом шоке.

  9. Антигистаминный препарат – активный метаболит лоратадина.

  10. Антигистаминный препарат – активный метаболит терфенадина.

  11. Левовращающий изомер цетиризина.

  12. Глюкокортикостероидный препарат при сезонном аллергическом рините.

  13. Глюкокортикостероидный препарат для купирования приступа бронхиальной астмы.

  14. Стабилизатор тучных клеток в глазных каплях.

  15. Иммунодепрессант для лечения ревматоидного артрита.



































Приложение 4



Ситуационные задачи

Задача 1

При анафилактическом шоке больному сделана инъекция преднизолона. К какой фармакологической группе относится данный препарат. Объясните его эффективность при шоке.



Задача 2

Посетитель обратился в аптеку с рецептом на лекарственный препарат цетиризин. Попросил рассказать о механизме действия препарата, побочных эффектах, о возможных аналогах, об особенностях применения.

Задача 3

В аптеку поступили лекарственные препараты:

Супрастин

Диазолин

Лоратадин

Левоцетиризин

Задание:

1. Укажите принадлежность ЛС к фармакологической группе.

2 Отметьте показания к применению и побочные эффекты.

Задача 4

У больного имеется аллергическая реакция на аминазин. Какое антигистаминное средство противопоказано данному больному и почему?

Задача 5

Больной язвенной болезнью в стадии ремиссии для лечения аллергии стал самостоятельно принимать антигистаминный препарат. Через некоторое время больной был госпитализирован с диагнозом «желудочное кровотечение». Какой препарат принимал больной? В чем причина возникшего обострения? Порекомендуйте клиентам с язвенной болезнью в анамнезе антигистаминный препарат. Обоснуйте свой выбор.

Задача 6

Больному с зудящим дерматозом выписан псило-бальзам. Какого побочного эффекта можно ожидать? Расскажите об особенностях действия основного компонента данного препарата.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!