СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования "Всемирный день моря"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для педагогов дополнительного образования "Всемирный день моря"»

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования

Всемирный день моря

Всемирный день моря отмечается с 1978 года. Отличный повод в конце сентября, не взирая на погоду за окном, вспомнить шум морского прибоя, песчаный берег и погрузиться ненадолго в мир отпускных грёз. Позитивные воспоминания всегда поднимают настроение и улучшают самочувствие. Поэтому предлагаем устроить дома или в школе праздник — День моря. Тем более и официальный повод есть! А в нашей статье найдёте интересные факты на морскую тематику.

Цель мероприятия:

- создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся посредством воздействия на их информационное пространство.


Задачи:

- развивать интерес к праздникам народов России, развить эрудицию, интеллект, умение логически рассуждать;

- научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории;

- формировать качества активного гражданина.



Знаете ли вы, что…

  • в морской воде можно обнаружить большинство химических элементов — из морской воды выделяют почти половину всего магния в мире и довольно много брома;

  • по подсчётам учёных, в морской воде находится приблизительно 20 млн тонн растворённого в ней золота;

  • воды Балтийского моря насыщены золотом больше, чем воды любого другого моря;

  • поверхность Марса исследована гораздо лучше, чем дно Мирового океана;

  • на морском дне находится около 3 млн затонувших кораблей;

  • 99 % всех живых организмов, находящихся внутри Мирового океана, пока не открыты и не изучены;  

  • 75 % крупнейших городов мира располагаются возле морских побережий; 

  • на дне морей и океанов есть горячие гейзеры, нагревающие воду до 400 °C,  вода там не закипает только по причине огромного давления;

  • Средиземное море омывает наибольшее количество государств;

  • Средиземное и Азовское моря раньше были сушей;

  • в Тихом океане штормы бушуют чаще, чем в любом другом;

  • иногда морские волны достигают высоты около 40 метров (это выше, чем девятиэтажный дом);

  • ежегодно люди сбрасывают в моря и океаны объём мусора, втрое превышающий объём выловленной рыбы. 

Какого цвета море?

Приходилось ли вам выбирать одежду «цвета морской волны»? Удивительно, но каждый под этим названием может представить себе своё море и свой цвет. Как правило, под цветом морской волны мы понимаем бирюзовый, но палитра вариантов смешивания зелёного и синего в разных долях даст нам целый спектр оттенков бирюзового — от светло-зелёного с лёгким оттенком голубого до почти кристального собственно голубого. И, согласитесь, далеко не каждое море нам удавалось увидеть в этой цветовой гамме. 

Кроме того, известны 4 моря с «цветными» названиями: Чёрное, Красное, Белое и Жёлтое. Истории происхождения их названий имеют множество версий. 

  • Белое море, возможно, получило название оттого, что вода имеет белёсый  оттенок; над морем нередко можно увидеть туман или множество облаков; из-за особенностей географического положения и климата море значительную часть года покрыто толстым слоем льда и белого снега. 

  • Чёрное море, предположительно, получило такое название потому, что у некоторых азиатских народов с каждой стороной света был связан свой цвет — север как раз был связан с чёрным. По другой версии, металлические предметы, которые долго находились в водах этого моря, постепенно покрывались чёрным налётом (из-за содержания сероводорода), отсюда и название. 

  • Красное море, по одной из теорий, получило название по цвету, с которым некоторые азиатские народы связывали юг. Другая точка зрения обращает внимание на то, что вблизи поверхности воды этого моря расположено множество водорослей, которые содержат красный пигмент, поэтому в период бурного цветения водорослей вода действительно приобретает красно-коричневый оттенок. 

  • В Жёлтое море впадает множество рек, в том числе Хуанхэ, что с китайского переводится как «жёлтая река». Её воды действительно имеют желтоватый оттенок из-за взвеси, а впадая в море, речной поток немного окрашивает и морскую воду. 

Художники-маринисты

Маринистами (франц. mariniste, от лат. marinus — морской) называют художников, рисующих морские пейзажи, а также поэтов и писателей, которые описывают море и жизнь моряков.   

Конечно, самый известный художник-маринист — Иван Айвазовский. Многие полотна он написал в столь любимой им Феодосии, где сегодня можно посетить Феодосийскую картинную галерею имени И. К. Айвазовского. Самые известные полотна Айвазовского: «Девятый вал», «Море. Коктебель», «Чесменский бой», «Наваринское сражение», «Радуга», «Среди волн», «Хаос», «Чёрное море», «Волна».

Ещё один отечественный маринист — Алексей Боголюбов. Став мичманом Балтийского флота в 17 лет, он плавал через Атлантику, Балтийское и Северное моря. В Англии, Голландии и Португалии познакомился с работами европейских живописцев. Он начал писать ещё во время службы на флоте, а позже поступил в Императорскую Академию художеств, где учился пейзажной и батальной живописи. Был лично знаком с Айвазовским и признавался, что картины этого выдающегося мастера его восхищали. В 1853 г. Боголюбов был назначен художником штаба Военно-Морского Флота. Среди его работ: «Гибель фрегата “Александр Невский”», «Синоп. Турция», «Фрегат “Паллада”», «Закат на берегу моря», «Кронштадтский рейд с кораблями вечером», «Взморье», «Морской бой. Пленение фрегатом “Владимир” турецкого парохода “Перваз-Бахри”».

Лев Лагорио — земляк Айвазовского, окончил Императорскую Академию художеств с золотой медалью и 2 года занимался у самого Ивана Константиновича в Феодосии. Этот маринист много путешествовал по России и Европе, лето проводил в собственной студии в Судаке. Часть своих картин он посвятил российской военно-морской истории. В числе его полотен: «Морской пейзаж с парусниками», «Лунная ночь на море»,  «Морской вид», «Ласточкино гнездо».

Писатели-маринисты

Если картины художников-маринистов предлагают нам всё разнообразие цвета, состояния моря и природы вокруг, то книги писателей помогают нам погрузиться в будни моряков, узнать множество специальных терминов, задуматься, готовы ли мы познакомиться с морем, находясь не на берегу, а на палубе корабля.

Чтение книг на морскую тематику уж точно не станет причиной морской болезни, а кроме того, отправиться в путешествие можно в середине учебного года и с минимальными затратами. 

Предлагаем почитать отечественных авторов:

  • И. Гончаров «Фрегат “Паллада”»;

  • А. Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Бочка пресной воды»;

  • В. Катаев «Белеет парус одинокий»;

  • В. Каверин «Два капитана»; 

  • А. Новиков-Прибой «Цусима», «Капитан первого ранга», «Солёная купель»;

  • К. Станюкович «Морские рассказы», «Беспокойный адмирал»;

  • Н. Задорнов «Большие плавания»;

  • А. Степанов «Порт-Артур»; 

  • В. Пикуль «Океанский патруль», «Крейсера», «Моонзунд», «Три возраста Окини-сан», «Мальчики с бантиками»;

  • А. Щетинина «О морях и за морями»;

  • А. Беляев «Человек-амфибия», «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды»; 

  • Ю. Лисянский «Путешествие вокруг света на корабле “Нева” в 1803–1806 годах»;

  • А. Бестужев-Марлинский «Мореход Никитин»;

  • Н. Трублаини «Шхуна “Колумб”».

Мировая классика: 

  • Ж. Верн «Таинственный остров», «20 000 лье под водой», «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Школа робинзонов», «Плавучий остров», «Братья Кип»;

  • Р. Стивенсон «Остров Сокровищ»;

  • М. Рид «Затерянные в океане», «Морской волчонок»;

  • В. Скотт «Пират»;

  • Ф. Купер «Лоцман», «Красный Корсар», «Два адмирала», «Морские львы», «На суше и на море»;

  • В. Гюго «Труженики моря»;

  • Г. Мелвилл «Моби Дик, или Белый кит»;

  • Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада», «Хроника капитана Блада», «Удача капитана Блада», «Морской ястреб»;

  • Д. Лондон «Рассказы южных морей», «Мятеж на “Эльсиноре”», «Морской волк», «Путешествие на “Ослепительном”», «Путешествие на “Снарке”»;

  • Э. Хемингуэй «Старик и море», «Острова в океане»;

  • Р. Киплинг «Отважные мореплаватели (Отважные капитаны)»;

  • Г. Маркес «Десять дней в море без еды и воды».  

Подарите себе море хотя бы на один день в разгар учебного года — пересмотрите фотографии летнего отдыха, приложите к уху морскую ракушку, полюбуйтесь картинами художников-маринистов, начните читать книгу о морских путешествиях. Пусть морская тема подарит вам хорошее настроение и улыбку во Всемирный день моря!
 

Педагог

МБУ ДО ЦРТДиЮ Первомайского района г. Ростова-на-Дону

Диденко Любовь Евгеньевна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!