СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для объединений дополнительного образования Страничка истории « 135 лет со дня рождения А. С. Макаренко»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для объединений дополнительного образования Страничка истории « 135 лет со дня рождения А. С. Макаренко»»

Методическая разработка для объединений дополнительного образования



Страничка истории « 135 лет со дня рождения А. С. Макаренко»


Цели: развить у обучающихся патриотизм и чувство гордости за народ через изучение истории России.

Задачи: 1. Привлечь внимание к истории нашей России.

2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям, уважение к великим соотечественникам.

3. Расширить кругозор обучающихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через книги и журналы.


13 марта исполняется 135 лет со дня рождения Антона Макаренко. В нашей статье — советы педагога-новатора, которые будут полезны не только учителям, но и родителям.

Самое известное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма». Великий педагог-новатор описал в ней опыт руководства колонией для несовершеннолетних: сложные, требующие неусыпного внимания отношения с учениками, каждый из которых является яркой личностью. Не меньшей популярностью при жизни педагога пользовались и другие его сочинения: «Книга для родителей», «Флаги на башнях», «Честь».
Антон Семёнович также написал пьесы «Мажор» и «Ньютоновы кольца», рассказы «Гришка», «Доктор», «Преподаватель словесности», «Домой хочу», многочисленные труды по школьному и семейному воспитанию.
По мотивам произведений и биографии педагога снято три фильма: «Педагогическая поэма» (1955), «Флаги на башнях» (1958), «Большие и маленькие» (1965). В 1988 году ЮНЕСКО назвала А. С. Макаренко одним из четырёх педагогов (наряду с Д. Дью, К. Кершенштейнером и М. Монтессори), определивших педагогическое мышление в ХХ веке.
Мы собрали несколько советов от педагога, над которыми могут задуматься как учителя, так и родители.


Совет № 1. В первую очередь, следите за собой

Макаренко говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».


Педагогу
Не бойтесь признавать свои ошибки, чтобы дети тоже не боялись ошибаться; не срывайтесь на ком-то из детей, чтобы его не начали травить; заботьтесь не о том, чтобы завоевать симпатии детей, а о том, чтобы ваши знания были по-настоящему глубокими, потому что любовь начинается с уважения.

Родителям
Не ругайтесь, чтобы ребёнок не считал, что сквернословие — это норма; если дали ребёнку слово — держите его; критикуя детей за то, что они не берут в руки книг, вспомните, когда вы сами в последний раз читали перед сном.


Совет № 2. Ищите коллектив, который даст ребёнку возможность развиваться

Под коллективом Макаренко понимал не просто группу людей, а общность единомышленников, объединённых позитивной целью и заинтересованных в развитии: «Первым признаком коллектива является то, что это не толпа, а целесообразно устроенный, действующий орган, орган, способный действовать».
Таким коллективом могут стать для ребёнка не только семья и школа, но и кружок, секция, читательский клуб, волонтёрская организация — любое объединение людей, понимающих, ради чего они собираются вместе.


Педагогу
Демонстрируйте уважительное отношение ко всем членам школьного коллектива (работникам столовой, техническому персоналу, охранникам, а не только к завучу и директору); не поддерживайте молчаливым одобрением предпосылки травли или просто взаимного неуважения в классе; ставьте перед учениками по-настоящему важные цели (школа — не место для погони за хорошими отметками, школа — место, где мы учимся быть людьми).

Родителям
Положительно отзывайтесь о коллегах, не критикуйте начальство и не насмехайтесь над подчинёнными (дети берут пример с нас); покажите, что семья — это команда, в которой важен каждый; ставьте нетривиальные цели (например, Макаренко советовал тратить дополнительно заработанные деньги не на новый костюм, а на покупку книг для всей семьи). 


Совет № 3. Не старайтесь уберечь ребёнка от физического труда

Великий педагог-новатор приветствовал приобщение ребёнка к труду с возраста 7–8 лет. Например, он предлагал поручать младшим школьникам такие задачи, как уход за цветами, домашними питомцами, чистотой одежды и комнаты. Приучая детей к труду, мы создаём полезный навык: работа руками воспринимается не как наказание, а как позитивная жизненная норма. Но процесс этот не должен проводиться искусственно, «с надрывом»: «Мы решительно не рекомендуем применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и её решение должны сами по себе доставлять ребёнку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд...»

Педагогу
Поговорите с родителями на собрании и заручитесь их поддержкой в приобщении детей к коллективному физическому труду: совместной уборке класса, участии в школьных субботниках, посадке деревьев. Если ваш предмет позволяет, используйте практико-ориентированные задачи, предлагайте писать сочинения и выполнять проекты о помощи взрослым, заботе о доме, саде.


Родителям
Вовлекайте детей во все домашние дела, даже если качество работы при этом страдает; заведите привычку готовить вместе; не стесняйтесь отправлять ребёнка за хлебом, даже если он «с утра до вечера за уроками» (тем более, пусть подышит свежим воздухом!); проводите уборку и отдыхайте всей семьёй (вариант с мамой-уборщицей и папой, ведущим детей в лес на лыжах, откровенно плох), пусть каждый почувствует, как он важен, как приятно вместе отдохнуть после нескольких часов труда; напевайте, шутите, когда работаете, показывайте положительное отношение к труду.


Совет № 4. Признайте за детьми право самостоятельно организовывать их деятельность

«Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть наше воспитание», — говорил Антон Семёнович Макаренко. При постановке задач не следует тут же помогать с их решением. Принципиально важен момент самоорганизации, в процессе которого дети продумывают дальнейшие шаги, распределяют обязанности, учатся брать на себя ответственность. Только так ребёнок сможет вырасти творцом, а не молчаливым исполнителем.


Педагогу
Используйте на уроках работу в группах; поручайте ученикам долгосрочные проекты, требующие нестандартного подхода (театральные постановки, издание газеты, создание тематических видеороликов, разработку викторины…); не спрашивайте о ходе работы каждый день, но будьте на подхвате, ненавязчиво подкидывая «топливо» для возгорания новых идей.


Родителям
Макаренко подчёркивал, что «...родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы». Не предлагайте помощь сами, ждите просьбы. Услышав призыв о помощи, уточните, что именно непонятно ребёнку, при необходимости — объясните, покажите, а затем дайте самостоятельно справиться с задачей.


Совет № 5. Счастливыми должны быть не только дети, но и взрослые

Новаторский подход обнаруживал Макаренко в вопросе «распределения счастья» в семье. Его мысль о ложности лозунга «Всё лучшее — детям» до сих пор звучит актуально. «Отец и мать в глазах детей должны иметь право на счастье в первую очередь. Нет никакого смысла ни для матерей, ни для дочерей, ни тем более для государства воспитывать потребителей материнского счастья. Самая ужасная вещь – воспитывать детей на материнском или отцовском счастье», — говорил педагог. Только счастливые родители могут воспитать счастливого ребёнка.

Педагогу
Часто отношения с детьми губит нарочитая официальность в поведении учителя. Постарайтесь отказаться от методов запугивания в общении с детьми, используйте юмор, позитив, чаще улыбайтесь, не бойтесь показаться просто человеком. Дети тонко чувствуют ваш настрой. В тот день, когда вам плохо, не бойтесь сказать об этом прямо и дать задание для самостоятельной работы. Это лучше, чем делать вид, что всё хорошо, а потом срываться на классе. Так дети научатся сочувствию и поймут, что каждый имеет право испытывать те или иные эмоции, и это абсолютно нормально.
Родителям
Не ставьте себя в положение жертвы, чтобы через годы не упрекать ребёнка тем, что вы отдали ему всё: живите и радуйтесь прямо сейчас; находите время на отдых, не стесняйтесь покупать мороженое не только детям; уходите из отношений, если видите, что ситуацию в семье не изменить, не терпите ради ребёнка. Отношения между матерью и отцом формируют будущую модель семейного поведения детей. Заботьтесь не только о детях, но и друг о друге.









Педагог организатор

МБУ ДО ЦРТДиЮ Первомайского района г. Ростова-на-Дону

Диденко Любовь Евгеньевна




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!