Пояснительная записка
Танец безграничен. А классический танец – основа всех основ хореографического искусства. Прочный фундамент для всего комплекса танцевальных дисциплин.
В хореографическом коллективе «Магия» согласно ДООП базового уровня «Искусство танца» классический танец является одним из основных предметов.
В процессе обучения, выявляются учащиеся, проявивших отличительные способности по данной дисциплине, соответственно это требует педагогического наблюдения, анализа, а также возникает необходимость развивать имеющийся потенциал и талант. Для этого необходимо обращаться к индивидуальной работе, а именно к постановкам малых форм. Сольные номера, дуэты, трио. Именно это и привело к созданию данного проекта.
Данный проект отличителен именно тем, что разрабатываться будет балетная вариация (сольная партия), адаптированная под возрастные особенности учащегося.
Название проекта: «Классический танец»
Хореографическая постановка: Вариация Редисочки из балета Чиполлино
ФИО разработчика проекта: Чекурина Елизавета Николаевна
Название образовательного учреждения: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Хабаровска Центр эстетического воспитания детей «Отрада».
Продолжительность проекта: 6 месяцев (1 полугодие уч. года)
Участники проекта:
- педагог дополнительного образования;
- учащаяся хореографической студии «Магия» (МАУ ДО ЦЭВД «Отрада») – Днепровская Анна, 8 лет
Актуальность проблемы:
Методом наблюдения и анализа, сегодня постановка классического танца в хореографической студии довольно редкое явление. С каждым годом все больше и больше коллективов тянется к более современным направлениям. Классика трудна и тем, что она академична, требует соблюдения четких канонов и правил, имеет определенные рамки.
Этим и обусловлена актуальность данной темы проекта.
Педагог, выступая в роли наставника – исследователя, предлагает сольную постановку – одаренному учащемуся.
Цель проекта: углубление приобретенных умений и навыков, развитие и поддержка одаренности учащегося, посредством постановки сольного хореографического номера.
Задачи проекта:
- подбор темы, хореографического (образа) и музыкального материала;
- сочинение лексики номера (адаптация хореографической лексики под возраст учащегося);
- организация репетиторства (индивидуальная работа);
- разработка костюма, совместно с мастером – швеей;
- реализация постановочного номера на сценических площадках;
Для учащегося (в последствии солиста) учить:
- исполнять хореографический номер на высоком техническом уровне;
- танцевальной выразительности;
- свободно ориентироваться в сценическом пространстве в рамках исполнения сольного номера;
- передавать идею, сценический образ;
Формировать:
- эмоционально – ценностное отношение к хореографическому искусству;
- терпение, трудолюбие, самодисциплину;
- базовые компетенции в области классического танца;
Развивать:
- волевые качества, навыки самоконтроля, образное мышление внимание;
- мотивацию к познанию, творчеству;
- приобретенные навыки и умения;
Тип проекта: творческий
Оборудование и материалы, необходимые для реализации проекта:
- танцевальный класс;
- музыкальная аппаратура;
- костюм;
Основные этапы реализации проекта:
1 этап – организационный: |
1 | Создание проектной группы |
2 | Вводные беседы с учащимся и родителями по теме проекта, его реализации |
3 | Просмотр видео – материалов из балетных спектаклей; |
4 | Ознакомление учащегося с особенностями индивидуальной работы, погружение в творческую деятельность |
2 этап – практический |
1 | Погружение в тему проекта |
2 | Сочинение лексики номера, разучивание комбинаций, рисунков танца |
3 | КПТ (композиция постановка танца) |
4 | Организация и проведение репетиций, отработка отдельных танцевальных частей номера |
5 | Работа над актерским мастерством, эмоциональной выразительностью |
8 | Разработка костюма (совместно с мастером – швеей) |
3 этап - итоговый |
1 | демонстрация номера на открытых занятиях коллектива, мероприятиях учреждения |
2 | выступления с данной постановкой на конкурсных и концертных мероприятиях (район, город, регион, край) |
3 | анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив |
Рефлексия:
- беседы с учащимся о проделанной работе (чувства, эмоции, проживаемые во время реализации проекта;
- проведение самоанализа участниками проекта;
- анкетирование, опрос учащегося для выявления сильных и слабых сторон проекта, определение путей решения проблемных моментов.
Прогнозируемые результаты:
- реализация хореографической постановки;
- приобретение навыка индивидуальной работы;
У учащегося сформированы:
- высокий уровень исполнительского мастерства;
- навык ориентации в пространстве;
- самоконтроль, ответственность;
- базовые компетенции в области классического танца;
- навык передачи сценического образа;
- умение демонстрировать на практике завершенное произведение;
- навык сольного выступления;
Оценка эффективности проекта:
Результатом реализации данного проекта является балетная вариация, поставленная педагогом - балетмейстером. Проект был разработан с целью сохранения классического (академического) танца в самодеятельных коллективах. А также для поддержки и развития талантливых детей.
Данная постановка была представлена на мероприятиях различных уровней и получила высокую оценку зрителей, экспертов (жюри конкурсных мероприятий). Участник проекта улучшил свои навыки и умения в дисциплине – классический танец, получил возможность для творческой самореализации и первостепенный опыт в демонстрации сольного номера.
Оценка рисков
Определенно, существуют и риски в реализации данного проекта. Академический танец - это изначально тяжелый труд, не имеющий быстрого результата. Есть риски не достичь желаемого результата, обусловлено это сложными целями и задачами проекта.
Это педагогическое исследование, метод «проба» - для личностного роста не только учащихся, но и педагога.
Чтобы снизить данные риски, необходимо кропотливо анализировать, диагностировать деятельность учащихся в ансамбле. А так как хореография сама по себе очень разнообразна, уметь выбрать то, что соответствует интересам и возможностям учащихся.
Перспектива дальнейшего развития проекта
Постановка – номер сохраняется в основном репертуаре студии. После реализации данного проекта планируется создание новых подобных проектов. А также для проф. ориентированных выпускников коллектива, кому необходимы данные проекты для поступления в хореографические училища, ВУЗы.