Дистанционные технологии
в естественнонаучном образовании
Тихонова Л.Я., учитель географии
МКОУ «СОШ с. Прималкинского»
Введение ФГОС предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства России. Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
В системе дистанционного естественнонаучного образования обучается в нашей школе 161 ученик. Из них:
Начальный курс на образовательной платформе learningapps в качестве расширения программ базового уровня - 140 учеников;
Глобальная география на платформе moodle в качестве реализации программ профильного уровня на старшей ступени обучения - 21 ученик.
Цели ДОна ступени начального курса географии 5-6 класса:
обеспечения доступа к образовательным и иным информационным ресурсам
успешная социализация и интеграция детей в общество
развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности
Образовательная платформа learningapps позволяет использовать как задания из обширного международного банка готовых упражнений, так и создавать свои собственные задания на основе 25 готовых алгоритмов (найди пару, классификация, простой порядок, сортировка картинок, аудио/видеоконтент, пазл, найди на карте, где это находится, кроссворд, кто хочет стать миллионером, скачки и др.). Красочная визуализация заданий в игровой форме позволяет поддерживать познавательный интерес учащихся на высоком уровне. Учащиеся даже стремятся сделать на основе алгоритмов свои задания, что тоже приветствуется учителем.
Отслеживание выполнения заданий происходит тоже в интересном для учащихся красочном, наглядном формате. Выполнение заданий не ограничивается во времени и количестве подходов и является добровольным.
Цели ДОна ступени профильного обучения в 10 классе:
получение современного качественного образования;
создания виртуальной среды для организации профильного образования;
обеспечения доступа к образовательным и иным информационным ресурсам
Дистанционный учебный курс «Глобальная география» соответствует профильному учебнику Ю. Н. Гладкий, С Б. Лавров «Глобальная география» 10-11 классы, базируется на платформе moodle и позволяет использовать лекции, вопросы и задания для самопроверки, тесты, сторонние образовательные ресурсы сети Интернет (в частности видеолекции канала «Академия», интерактивные атласы и пр.), служит файлообменником между учителем и учениками.
При организации текущего контроля акцент сделан на выполнении учащимися различных видов заданий, используемых в специальной учебной среде: задания с ответом в виде текста; задания с ответом в виде файла; задания с ответом вне сайта; тесты.
Наибольший интерес вызывают у учащихся такой элемент, как задание. Учащимся предлагаются разноуровневые задания, требующие развернутого ответас возможностью самостоятельного выбора. Выполнение тестов ограничивается во времени и имеет метод оценивания «средняя оценка».
Платформа позволяет формировать внутришкольный реестр цифровых образовательных ресурсов для использования на очных и дистанционных занятиях с учащимися, в том числе для домашней работы.
Специфика проверки работ учащихся в условиях дистанционных технологий обучения – представляет собой одну из существенных составляющих модели мониторинга качества образования. Рецензирование работ осуществляется как в специальном интерфейсе электронной учебной среды (поле «Комментарий учителя»), так и в электронных письмах, в форуме, в чате.
Данный процесс, включающий обратную связь, придаёт законченный вид всей модели как системе дидактической интерактивной асинхронной коммуникации.
Эффективность дистанционного обучения (ДО) определяется сочетанием пяти ключевых факторов, позволяющих обучаемым удержать в памяти больше информации, увеличить эффективность учебного процесса.
К этим факторам относятся:
- интерактивность,
- запоминаемость,
- гибкость в использовании,
- предоставление помощи,
- доступность.
Интерактивность
Внедрение интерактивности в процесс обучения делает участие обучаемого более активным, заставляет его стараться достигнуть максимального результата. Интерактивность помогает также преподавателям включить в курс более сложные материалы.
Запоминаемость
Чтобы лучше запомнить, учащиеся должны ощущать важность изучаемого материала. В этом помогает также структурирование заголовков изучаемых тем, обеспечивающее удержать в памяти необходимой информации. А это в свою очередь делает более вероятным применение ими полученных знаний в будущих реальных условиях.
Гибкость в использовании
В системе предусмотрена возможность обучения учеников с различным уровнем подготовки и различными возможностями.
Предоставление помощи
Поскольку ДО происходит обычно не в группе, важно, чтобы система обучения предоставляла обучаемым помощь. Все это поможет ученикам сосредоточиться на обучении, а не отвлекаться на досадные помехи. Для гибкости работы учеников предусмотрен глоссарий терминов, которые могут быть незнакомы обучаемым.Глоссарий, создаваемый в процессе обучения самими учащимися,становится ценным справочным ресурсом для учеников даже после завершения обучения.
Доступность
Из-за учебной загруженности ученикам часто бывает трудно выбрать время для ДО. Существенной остается проблема невысокой скорости Интернет-соединения в сельской местности. Для решения этой проблемы в практике школы используются различные способы доставки учебного контента. По итогам опроса учащихся, из 161 учащихся пользуются:
Индивидуальными ПК 75 учеников;
Мобильными устройствами55 учеников;
ПК школы 30 учеников.
В результате можно сделать вывод: дистанционные образовательные технологии эффективны в учебном процессе и дают ожидаемый результаты обучения.