Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 с. Приволжье
муниципального района Приволжский Самарской области
Методическая разработка дистанционного урока по теме:
«Числовые неравенства»
(математика, 8 класс)
Разработал:
Тряпочкина Н.В.,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 1 с. Приволжье
с. Приволжье - 2021
Паспорт урока
Учитель: Тряпочкина Наталья Викторовна
Школа: ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье Самарской области
Класс: 8
Тема урока: Числовые неравенства
Программное содержание: Числовые неравенства. Сравнение чисел и числовых выражений. Доказательство истинности числовых неравенств.
Цель урока: формирование навыков построения логических умозаключений на примере сравнения числовых выражений.
Задачи | Планируемые результаты |
Изучить понятие «числовое неравенство». Изучить метод сравнения чисел. Использовать метод сравнения чисел для решения задач на доказательство истинности числовых выражений. | Уметь отличать числовые неравенства от других математических выражений. Уметь сравнивать числа (натуральные, рациональные), числовые выражения с помощью определения сравнения чисел. Уметь делать умозаключения на основе метода сравнения чисел. Метапредметные результаты: Личностные УУД: - адекватное оценивание себя; - уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно организовывать свою деятельность на всех её этапах: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний, анализ объектов; - построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. |
Используемая педагогическая технология: «Перевернутый класс», индивидуальная ротация.
Форма организации урока: дистанционная.
Используемые цифровые платформы: «Учи.ру»
Ход урока
I этап. На предыдущем уроке дается домашнее задание: изучить структуру темы «Числовые неравенства», которая размещается на платформе «Учи.ру» (Приложение 1).
II этап. Организация урока на платформе «Учи.ру».
2.1. Оргмомент (1 мин.) Все входят в виртуальный класс. (О готовности к уроку дети сообщают значком «поднятая рука»)
2.2. Проверка домашнего задания (7 мин). Фронтальная беседа, целью которой является выявить уровень понимания предложенного для самостоятельного изучения понятия.
- Вы изучили структуру темы «Числовые неравенства», попробовали решить ключевые задачи.
Как вы поняли смысл слов Рене Декарта, выбранных в качестве эпиграфа к теме урока? (Обучающиеся высказывают свое мнение).
- Спасибо, давайте обратимся к ключевым задачам. Какие методы решения вы использовали при решении задачи №1? (Обучающиеся говорят об используемых методах, вместе с учителем приходят к выводу, что можно было использовать уже известные правила сравнения представленных множеств чисел, а можно было ко всем числам применить предложенный в новой теме алгоритм. Вопрос заключается только в том, что будет наиболее удобно в каждой конкретной ситуации).
- Какие методы использовали для решения задачи №2? (Обучающиеся говорят об используемых методах, вместе с учителем приходят к выводу, что решение данной задачи сводится к предыдущей. То есть используется метод «сведения к предыдущему». Сначала нужно найти значение выражения, а потом их сравнить удобным методом).
- Какие методы использовали для решения задачи №3? (В совместном обсуждении с учителем обучающиеся (и те, у кого получилось решить задачу, и те, кто не понял, как решить задачу №3) приходят к выводу, что до изучения новой темы у них не было метода решения задач такого типа. И при ее решении нужно было использовать предложенный в новой теме алгоритм. Кто-то из обучающихся, справившихся с ее решением, демонстрирует ее решение и объясняет по алгоритму).
3(а + 1) + а - 4(2 + а)= 3а +3 + а – 8 – 4а= - 5 ˂ 0, значит,
3(а + 1) + а ˂ 4(2 + а).
Обучающийся показывает решение на электронной доске. Для этого учитель включает бегунок у обучающегося и выводит его в эфир. Включает ему микрофон и дает право писать на доске.
- У кого остались какие-то вопросы по изученному материалу? Всем понятно, что такое числовое неравенство? В чем заключается метод сравнения чисел? И как он работает? (учитель отвечает на вопросы, если они остались по сущности изученных понятий)
- Приступим к решению задач с использованием нового знания, для этого сначала выполним самостоятельную работу по непосредственному применению изученного в стандартных ситуациях.
2.3. Отработка навыков использования изученных понятий для решения задач (28 мин).
2.3.1. Выполнение заданий на онлайн-платформе (8 мин.) (Учитель загрузил файл со своими заданиями. Обучающиеся выполняют предложенные задания и отправляют учителю в чат только ответы).
1. Из представленных выражений выберете «числовые неравенства»:
а) 5 -31; г) x – 19 = 36; д) 7y + 5 -40. В ответе укажите букву.
2. Сравните числа а и b, если а – b= 0,04; а – b = -0,01; а – b =0.
3. Каков знак числа а, если известно, что а) 5а а; б) – 3а а.
4. Сравните b с 0
Дано | b-a˃0 | ≥ 0 |
Дано | a˃0 | a˂0 |
Сравнить b | | |
5. Сравните выражения: a(a+b) и ab
6. Докажите неравенство: (х – 7)(х + 3) х + 4)2
2.3.2. Работа в зонах «самостоятельной» и «совместной» деятельности (10 мин).
По результатам выполнения работы обучающиеся делятся на две группы.
1 группа. Обучающиеся, которые допустили не более 2 ошибок, переходят к выполнению заданий на онлайн-платформе (учитель выбрал упражнения из списка тем, установил срок и время выполнения, количество попыток, просмотр учениками своих ошибок).
Задания на онлайн-платформе:
Какое выполняется условие, если известно, что разность чисел a и b положительна?
Сравните m и n, если m – n = - 12/9
Сравните числа а) 3/5 и 1/2; б) 0,631 и 0,613; в) -7,121 и -7,112
Какие из чисел удовлетворяют неравенству х
Найди неравенство, верное при любом значении переменной: а) а2 – 8а ≤ 16; б) а2 ˂ 8а – 16; в) а2 – 8а ≥ 16; г) а2 ≥ 8а – 16.
Сравни с нулем выражение −(a−1)2 – 3.
Сравни выражения, 6с(с – 3) и 2с(1 +3с), зная, что c0 .
Не проводя вычислений, сравни значения выражений: 18,682 : 0,41 и 18,682 ⋅ 0,41.
Докажите неравенство: (а + 6)2 12а
2 группа. Обучающиеся, которые допустили более 2 ошибок, продолжают работу с учителем в совместной деятельности. (Учитель загрузил файл со своими заданиями. Обучающиеся выполняют задание, заносят ответы в чат, затем кто-то комментирует решение вслух).
Задания для совместной деятельности
1. На числовой прямой отмечены числа k, l, m, p, t.
l 0 t p m k
во второй строке таблицы поставьте «+», если число первой строки положительное, «-», если отрицательное.
2. Каков знак числа а, если известно, что а) 7а 3а; б) – 12а - 2а?
3. Сравните b с 0
Дано | b-a˃0 | b-a˃b | a2 + b2=0 |
Дано | a˂0 | a˃0 | a=0 |
Сравнить b | | | |
4. Сравните выражения: а)m2 – mn + n2 и mn; б) 2bc и b2 + c2
5. Докажите неравенство: а(а + 10) а + 5)2
2.3.3. Работа в зоне «самостоятельной» деятельности по разным уровням (10 мин).
Обучающиеся продолжают работу самостоятельно на онлайн-платформе по группам.
1 группа. Обучающиеся, которые работали совместно с учителем, приступают к выполнению заданий на онлайн-платформе (учитель выбрал упражнения из списка тем, подобные тем, которые выполняла 2 группа на предыдущем этапе урока, установил срок и время выполнения, количество попыток, просмотр учениками своих ошибок).
Здания для 1 и 2 групп
Задания на онлайн-платформе:
1. Какое выполняется условие, если известно, что разность чисел a и b отрицательна?
2. Сравните m и n, если m – n = 1/17
3. Сравните числа а) 3/8 и 2/3; б) 0,913 и 0,931; в) -21,121 и -21,112
4. Какие из чисел удовлетворяют неравенству х
5. Найди неравенство, верное при любом значении переменной: а) х2 – 12х ≤ 36; б) х2 ˂ 12х – 36; в) х2 – 12х ≥ 36; г) х2 ≥ 12х – 36.
6. Сравни с нулем выражение −(х−3)2 – 1.
7. Сравни выражения, 6с(с – 3) и 2с(1 +3с), зная, что c˂0 .
8. Не проводя вычислений, сравни значения выражений: 15,682 : 0,14 и 15,682 ⋅ 0,14.
9. Докажите неравенство: х(х – 4) ≥ - 4.
2 группа. Обучающиеся, которые допустили более 1 ошибки, работая самостоятельно, в совместной деятельности с учителем анализируют допущенные ошибки, а затем, присоединяются к первой группе и выполняют задания подобные тем, которые уже выполняли.
3 группа. Обучающиеся, которые допустили не более 1 ошибки при самостоятельной работе на онлайн-платформе, выполняют задания более высокого уровня сложности.
Задания для 3 группы
1. Докажите неравенство: (c +d)2 ≥ 4cd.
2. Сравните числа а и b, если их разность равна:
а) а – b = ( - )2006
б) а – b = ( - )101
3. К каждому из чисел 0, 1, 2, 3 прибавили одно и то же число k. Сравните произведение крайних членов получившейся последовательности чисел с произведением средних ее членов.
4. Увеличится или уменьшится дробь , где n и k- натуральные числа и n ˂ k, если к ее числителю и знаменателю прибавить по 1?
2.4. Рефлексия (4 мин).
Учитель сначала обсуждает результаты работы с группами 1 и 2. В совместной деятельности проговаривают решение тех заданий, которые вызвали наибольшие трудности.
Затем группы 1 и 2 подключаются к совместному обсуждению результатов работы группы 3.
Д/з: № 726, 731 Ю.Н.Макарычев «Алгебра 8 класс».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Уж лучше совсем не помышлять
об отыскании каких бы то ни было истин,
чем делать это без всякого метода
Рене Декарт
Числовые неравенства
Числовое неравенство – это неравенство, в котором по обе стороны от знака неравенства содержатся числа или числовые выражения. Результат сравнения записывают с помощью знаков =, .
а b, а а = b
С
Алгоритм сравнения чисел и числовых выражений:
1) Найти разность чисел (выражений).
2) Сравнить результат с 0.
3) Сделать вывод.
равнение чисел
а b, если а – b 0; а а – b а = b, если а – b = 0. |
Ключевые задачи:
1. Сравните: 3 и 10; 5,7659 и 5,768; и ; - 21 и – 35.
2. Сравните значения числовых выражений:
а) 12 ∙(5,23 + 73,5)2 ˸ 6,5 и (6,237 – 12, 701)3 ∙ 7,579;
б) ˸ ( + )3 и (- + ) ∙ ( )2.
3. Сравните значения выражений: 3(а + 1) + а и 4(2 + а).