СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "День пожилого человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для 8 - 11 классов, посвящена Дню пожилого человека

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "День пожилого человека"»

Учитель: Пеплова Елена Павловна


Пояснительная записка

Тематическое направление: Духовно – нравственное направление

Тема (название) воспитательного мероприятия: «День пожилого человека»

Актуальность и обоснование выбора темы

В настоящее время духовно-нравственное воспитание школьника является актуальной проблемой не только в системе образования, но и в повседневной жизни. С каждым днем эта проблема становится все острее. Сегодня среди подрастающего поколения ощутимо заметно отсутствие тесного контакта пожилыми людьми. Вследствие этого и становится актуальным поиск путей и средств, направленных на формирование ценностей, которые будут направлены на проявление уважительного отношения к старшему поколению.

Эта тема чрезвычайно важна, поскольку способствует объединению и сплочению нашего многонационального и многоконфессионального государства. Формирование у нынешнего и будущего поколений активной жизненной позиции и готовности всегда прийти на помощь пожилому человеку, проявить заботу по отношению к ним, позволит нам создать более лучшее и гуманное общество.

Актуальность этой методической разработки заключена в стремлении напомнить о необходимости почитать пожилых, уважать их жизненный опыт, ценить их советы и поддержку, и в свою очередь оказывать им внимание и помощь, дарить им свое тепло и доброту.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы по духовно-нравственному и патриотическому направлениям, а также популяризации традиционных российских нравственных и семейных ценностей;

Целевая аудитория: 8-11 класс, 14-17 лет

Цель: напомнить о необходимости почитать пожилых, уважать их жизненный опыт, ценить их советы и поддержку, и в свою очередь оказывать им внимание и помощь, дарить им свое тепло и доброту.

Задачи:

Образовательные: формирование умения анализировать, высказывать мнение; познакомить с примерами успеха представителей старшего поколения;

Развивающие: развитие мотивации к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей; развитие и обогащение речи, повышение эрудиции и интеллекта.

Воспитательные: воспитание у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям; воспитание нравственную культуру учащихся, уважительное отношения к собственным бабушкам и дедушкам, их памяти, взаимопонимание, уважения и терпимость; воспитание чувство прочной связи поколений; патриотическое воспитание

Планируемые результаты:

Личностные УУД: понимать ценность добра, добрых поступков, воспитание чувства сопереживания, сострадания и милосердия. Формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; личностное, профессиональное, жизненное самоопреде­ление;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов); уважение к другой точке зрения; умение доказывать свою позицию;

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке, способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий); способность принимать, сохранять и следовать учебным целям; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задания, определение типа задания).

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение строить речевое высказывание, структурирование знаний, установление причинно-следственных связей, формулирование проблемы, создание способов решения проблемы, выделение существенной информации.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: фронтальная, потому что взаимодействие педагога и учащихся в процессе обучения носит сотруднический характер. Педагог не выделяет отдельных учащихся или группу, а взаимодействует одновременно со всем коллективом. Такой подход максимально развивает в учащихся коммуникативные навыки, формирует чувство коллективного взаимодействия и ответственности.

Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов.

Методы: метод положительного примера, метод осуждения и одобрения, метод убеждения, словесные методы.

Приемы: устный, наглядный

Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия. Для проведения мероприятия требуется участие классного руководителя. Для успешного проведения внеклассного мероприятия важное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет.

Материально-технические, информационные ресурсы

Для классного руководителя: ноутбук, экран, проектор, листы а4.

Для обучающихся: ручки.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Классные руководители 8-11 классов могут использовать методическую разработку для проведения мероприятий, посвящённых духовно-нравственному направлению. Данная разработка является готовым материалом, не требующим длительной подготовки. По своему желанию классные руководители могут внести дополнения и изменения.


Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия

Организация классного часа начинается с психологической подготовки обучающихся к серьезному разговору. Место проведения классного часа, должно быть чисто убранным, проветренным. За несколько дней до классного часа раздать ученикам (желающим или на выбор классного руководителя) сообщения и попросить их не говорить другим детям, о чем сообщения.

Описание проведения воспитательного мероприятия.



Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать. Сегодня мы затронем одну из важнейших и серьезных тем. Начнем наше занятие с притчи.

Введение (Эмоциональный настрой обучающихся)

Просмотр видеофрагмента «Мудрейшая Японская Притча «Гора Обасутэ»» https://www.youtube.com/watch?v=2_6aZzpYpH4

Дикторский текст. (В старину у японцев был обычай, основанный на указе князя. Он велел всех стариков старше шестидесяти лет отправлять в дальние горы на верную погибель, так как считал, что незачем содержать лишние рты. Однажды два брата несли своего престарелого отца по тропинке на высокую гору Обасутэ. Пока они шли старик ломал ветки и бросал их на дорогу. А на вопрос сыновей, зачем он это делает, отец ответил, что заботится о своих любимых детях.

Обасутэ спряталась в самой глубине горной гряды, и мужчины добрались к ее вершине только к вечеру. Сыновья оставили родителя под раскидистым деревом и стали думать, по какой тропинке им лучше вернуться домой. И решили возвращаться иным путем, чтобы не скучать и успеть полюбоваться новыми видами. Ведь рано или поздно спуск приведет их к родной деревне. Так и поступили, однако вскоре пожалели об этом. Незнакомая тропинка начала петлять, сперва она шла вниз, но вдруг стала вновь подниматься вверх. Наступила темнота. Послышался вой волков и уханье сов. Братья поначалу храбрились, но все же страх взял верх. Тогда братья решили вернуться к месту, где оставили старика, чтобы найти верный путь, ведь отец оставил на нем заметки при помощи сломанных веток. И тогда молодые люди вдруг поняли, что на самом дел они были любимы отцом, какую заботу он о них проявил. Взошедшая луна осветила заросли, и мужчины увидели старца, неподвижно сидевшего под деревом. Они поведали отцу о своих мытарствах и попросили помочь им найти верную дорогу. Отец сразу же отыскал нужную тропинку и указал на нее своим сыновьям, предложив вернуться по ней к дому.

Однако братья, устыдившись своего прежнего равнодушия к родному человеку, стали умолять родителя, чтобы он вернулся назад с ними. Они решили ослушаться приказа князя и впредь более не покидать отца, чем бы это им ни грозило. На что пожилой человек стал возражать им, назвав их порыв неразумным. Он призывал детей бросить его в горах, поскольку боялся, что за ослушание им грозит суровая кара. Но братья были непреклонны, они подхватили отца на руки и против его воли понесли вниз. Придя домой, они вырыли глубокий подпол и разместили там старика. Каждый день они носили ему еду и беседовали с ним, чтобы он не чувствовал себя одиноким.

Через год князь издал указ - сплести веревку из пепла. Жители его владений с утра до вечера бились над решением этой нелегкой задачи, но никто не добился успеха. Но нашелся один человек, который оказался умнее других. И это был старик, прятавшийся в подполье. Когда сыновья рассказали ему о проблеме, он сказал, что это дело нехитрое. По его указанию сыновья вымочили в соленой воде солому и скрутили из нее жгут, а затем подожгли его и получили веревку из пепла. Похвалив мужчин, князь поставил перед ними другую задачу: продернуть сквозь морскую раковину нитку таким образом, чтобы она протянулась по всем завиткам. Братья вновь обратились за советом к отцу. Призадумавшись, пожилой человек снова нашел выход. Сыновья принесли ему муравья, длинную нить и несколько зернышек вареного риса. Привязав нить к насекомому, старик запустил его в глубь витой раковины, предварительно сделав в ее верхушке дырочку. Возле открытой стороны панциря он положил рис. В скором времени муравей показался возле приманки, а нить оказалось пропущенной через каждый из завитков.

Князь был весьма доволен результатом, сказав, что теперь он спокоен, поскольку знает, что на его земле живут столь умные люди. Тогда братья сознались, кто на самом деле является этим умным человеком. И тогда правитель воскликнул: "Пожилые люди, поистине являются настоящим кладезем премудрости!" После чего приказал отменил свой указ и повелел впредь больше не отводить стариков на погибель в горы, а братьев наградил за их смелость и любовь к отцу.)


-Какие чувства у вас вызвала эта история? (ответы учеников)

-Как вы думаете какова мораль этой притчи? (ответы учеников)

Методическая подсказка для учителя: (Эта японская притча учит молодых людей не проявлять высокомерие к старикам, считая их ни на что не годными по причине их физической немощности. Ведь пожилые люди, обладая обширными знаниями, многочисленными умениями и навыками и большим жизненным опытом, могут дать фору иным юношам и девушкам. А воспитывать уважение к старшим нужно с ранних лет в семье, показывая детям личный пример. Чтобы внуки любили и почитали дедушек и бабушек, они должны увидеть это со стороны своих родителей.)

-Как вы думаете почему сегодня мы затронули эту тему? (ответы учеников)


Основная часть

- Давайте вспомним историю возникновения этого праздника с помощью небольшого блиц-опроса: (слайды)

  1. День пожилого человека в России отмечается?

  1. 1 февраля

  2. 1 августа

  3. 1 октября

  4. 1 ноября

- Кто помнит почему выбрана эта дата? (ответы учащихся)





  1. В каком году начали отмечать День пожилых людей в России?

  1. 1992 г.

  2. 1999 г.

  3. 2004 г.

  4. 2010 г.

  1. Какая страна считается основателем Дня пожилого человека?

  1. Норвегия

  2. США

  3. Россия

  4. Япония


  1. Когда был учрежден международный день престарелых?

  1. в 1970 г.

  2. в 1980 г.

  3. в 1990 г.

  4. в 2000 г.


  1. Закончите пословицу "Красна старость не годами, а ........"

  1. внуками

  2. делами

  3. словами

  4. деньгами


  1. Назовите неофициальное название праздника пожилого человека?

  1. День согласия и примирения

  2. День почитания и терпимости

  3. День добра и уважения

  4. День спокойствия и умиротворения


  1. Кто написал рассказ "Старый дед и внучек"?

  1. И.А. Крылов

  2. Л.Н. Толстой

  3. С.Я. Маршак

  4. А.С. Пушкин


  1. Вставьте правильное слово в изречение: Один мудрец сказал: «Молодость подобна жаворонку, который имеет свои утренние песни. Старость же подобна _________, у нее свои вечерние песни». Поэтому каждый возраст хорош по-своему!

  1. сове

  2. синице

  3. соловью

  4. воробью


  1. Долгожители — это люди в возрасте?

  1. от 70 до 80 лет

  2. от 80 до 90 лет

  3. от 75 до 90 лет

  4. от 90 лет


  1. Какой символ (эмблема) символизирует День пожилого человека в России?

  1. земной шар на чистом белом фоне

  2. бабушка и дедушка обнимают друг друга

  3. протянутая ладонь, на фоне которой видно сердце человека

  4. трость




-Молодцы!

-Давайте представим, что мы уже с вами пожилые люди, как вы думаете, какими вы будете? (ответы учащихся)

-Что нужно делать, чтобы оставаться активным и бодрым? (ответы учащихся)


-Ребята, как вы думаете можно ли добиться известности и успеха в пожилом возрасте? (ответы учащихся)


-Многие из нас уверены, что главных успехов люди добиваются, когда они молоды и энергичны, а после 40 ‒ 50 ‒ 60 лет уже поздно что-то менять. Так и живут миллионы людей, не понимая, что еще вполне способны оставить свой след в истории, как это и сделали следующие герои

Слайды с фотографиями (рассказ учеников (раздать сообщения заранее))


Гавриил Троепольский

Гавриил Троепольский, автор знаменитого рассказа "Белый Бим Черное ухо", когда-то трудился сельским учителем, а по совместительству занимался селекцией проса. Сделав карьеру в области земледелия, он был совершенно недоволен жизнью, так как просто не любил то, чем занимался. Отдушину Троепольский находил лишь в писательской работе, ставшей его хобби. Тем не менее небольшие рассказы, публиковавшиеся агрономом, не приносили ему ни успеха, ни денег. Только в 66 лет он обрел известность благодаря повести "Белый Бим Черное ухо".

– Я сейчас на собачьем корму! – шутил Троепольский про свои гонорары, когда повесть напечатали все издательства СССР.

На вопрос, как ему пришла в голову идея написать про собаку, автор отвечал, что ему хотелось, чтобы каждый из читателей, проведших время с "его Бимом", заглянул внутрь себя и стал добрее и чище. Ведь повесть не о собаке. Собака – лакмусовая бумажка.


Дарья Донцова

Конечно же, немало примеров и среди наших соотечественников. Имя Дарьи Донцовой уже давно у всех на слуху – она, пожалуй, самый плодовитый автор среди российских писателей в жанре детектива. Тираж ее книг давно превысил сотни миллионов, ее можно увидеть на полке в каждом книжном магазине страны. Относиться к ее творчеству можно по-разному, но факт остается фактом – ее книги охотно раскупают и с удовольствием читают. Ее творчество началось очень трагично: Дарья серьезно заболела, но, к счастью, успешно вылечилась, и после этого решила круто изменить свою жизнь. Первый детективный роман она написала в 47 лет.


Евгения Степанова

В юности Евгения увлекалась прыжками в воду и даже как-то выиграла первенство СССР, а потом всю жизнь проработала инженером. Ушла на пенсию, отметила с мужем золотую свадьбу, а через полгода осталась одна. И тогда Евгения вспомнила о прыжках в воду. Отправилась в бассейн, забралась на вышку и прыгнула и начала тренироваться. Сразу поставила цель профессиональный спорт. Только внучка поддерживала бабушку, помогала искать спонсоров. На первом же чемпионате Европы Евгения выиграла. Теперь ей 75, но она продолжает ездить по миру, выступает и выигрывает медали.

Людмила Воронова

Людмила всю свою жизнь была со спортом на «ты». Бегала по утрам, участвовала в школьных соревнованиях, занималась спортом, поступив в политехнический институт. И даже попав по распределению на завод, продолжала тренироваться. Тогда же случились и первые победы, прежде всего в рамках Спартакиады. В 45 лет Людмила ушла с завода и стала преподавателем физической культуры, открыла для себя такой тяжелый спорт, как триатлон. В 56 лет она впервые преодолела классическую дистанцию, которая называется Ironman – 4 км проплыть, 180 км проехать на велосипеде, 42 км пробежать. И это было 12 лет назад. Людмила ездит по всему миру, участвует в соревнованиях и побеждает.



Борис Александров

Президент «Ростагроэкспорта» (бренд «Б.Ю. Александров») Борис Юрьевич закончил мединститут и работал терапевтом. В 36 лет сел в тюрьму за нелегальное производство и продажу водки. Освободившись через три года, занялся продажей книг и ковров из Китая. Потом переключился на конфеты и кукурузные палочки. В 48 лет занялся производством своих знаменитых сырков.

Татьяна Пельтцер

Татьяна Пельтцер родилась в 1904 г. и увлекалась театром с детства. И даже работала в театре, откуда однажды была уволена в связи с профессиональной актерской негодностью. Выходила замуж, уезжала из страны, работала даже на заводе, но театр тянул ее неудержимо. И она сделала второй заход в актерскую профессию, начав с провинциального театра. Долго исполняла роли второго плана и начала получать интересную работу уже ближе к 40 годам. Известность пришла к актрисе только в 1951 г. после ее работы в фильме «Солдат Иван Бровкин». Затем актриса уже не страдала от беспамятства публики. Множество фильмов, неофициальный титул — бабушка советского кинематографа, ведущие роли в Ленкоме (все после 70 лет).



-И это только малая часть успешных людей почтенного возраста. Чья история вам понравилась больше всего? Кем вдохновились? (ответы учащихся)

Заключительная часть

-Итак, дети, какие выводы мы можем сформулировать в конце нашей беседы? (ответы учащихся)

- Вы большие молодцы! День пожилых людей это возможность оглянуться вокруг и подумать об отношении к тем, кто прожил долгую жизнь. Давайте же стараться беречь близких, уважительно относиться к старшему поколению. Не забывайте: то, как общество относится к пожилым людям и обращается с ними, тесно связано с их высшими ценностями, и является показателем его цивилизованности. Я очень надеюсь, наш «Час добра и уважения» Вы провели с пользой.

- Повторяйте за мной:

  • «Я хочу видеть своих пожилых родственников всегда счастливыми. (дети повторяют)

  • Они ухаживали за мной с самого детства. (дети повторяют)

  • Они всегда бескорыстно дарили мне свою любовь. (дети повторяют)

  • Они прошли через горы и равнины, не замечая бури и жары, (дети повторяют)

  • чтобы сделать из меня достойного члена общества». (дети повторяют)



Постразговор.

Предложить детям на листах а4 обвести свою ладошку и написать в ней пожелание в будущее для себя или своим старшим родственникам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!