СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Человек читающий-человек думающий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  составлена на осное  высказываний, мыслей, впечатлений учеников по прочитанным произведениям. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Человек читающий-человек думающий"»

II Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.





Гражданское воспитание

Тематическое направление



Человек читающий-человек думающий!

Тема методической разработки















Чич Эмма Шамсудиновна,

Классный руководитель,

учитель русского языка и литературы, зав. библиотеки

МБОУ СОШ № 11 х. Шевченко

(Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 х. Шевченко»)



2021 год



Пояснительная записка

Моя методическая разработка является результатом многолетнего труда в качестве классного руководителя, учителя русского языка и литературы и трехлетней работы в сфере библиотеки. Эти две профессии дают колоссальные возможности для духовного человеческого развития.

Эта разработка создавалась с учащимися 7-11 классов. Работа полностью принадлежит труду классного руководителя и учителя русского языка без копирования каких-либо отрывков с Интернета.

Цель работы – продвижение книги и чтения как средства усвоения русского языка, научить учащихся творчески подходить к прочитанным произведениям, уметь делать выводы и грамотно излагать свои мысли, развивать речь учеников, научить любить книгу как источник жизненных ответов.

Время работы над методической разработкой:

Беседы, библиотечные уроки, внеклассные мероприятия, работа кружка «Художественное слово». Работа велась в тесном сотрудничестве с МБОУ СОШ № 11 х. Шевченко и ДК х. Шевченко.



Моя задача как классного руководителя-воспитать гражданские, патриотические чувства у учащихся, как учителя русского языка и литературы- дать знания, научить учащихся владеть красивой русской речью. Как библиотекарь я хочу развивать полученные в школе знания, научить любить книги как источник ответов на все жизненные вопросы, развивать способность выражать свои мысли на богатом русском языке и через книги воспитывать в детях лучшие человеческие качества. Поэтому свою методическую разработку я назвала так : «Человек читающий- человек думающий».

Прежде всего я продумала свою задумку:

1. Мне надо познакомить моих детей с произведениями, которые затронут их чувства, заставят возмутиться, удивиться, сострадать… Я проводила библиотечные уроки, диспуты, анонсы… иногда рассказывала только самые яркие отрывки, чтобы дети пришли за этим произведением ко мне.. Мною были выбраны такие произведения:

А) А. Фадеев «Молодая гвардия»

Б) В. Закруткин «Матерь человеческая»

Г) М. Шолохов «Судьба человека»

Д)И. Машбаш «Сотвори добро», «Метельные годы»

Е)А. Платонов «Неизвестный цветок»

Ж)Международное гуманитарное право

З)Методическая разработка «Вокруг тебя мир»

2.Первый этап такой работы собрал мне хорошую группу заинтересованных читателей , с которыми мы завели Дневник мыслей. Каждый из них записывал в дневник те мысли и чувства, которые возникли у него после чтения произведения. Я помогала им корректировать эти тексты, грамотно записать их, наводила на правильные формулировки.

(Примеры записей читателей в Дневник мыслей)

- « Неизвестный цветок» Платонова заставил меня задуматься о том , что нравственная чистота начинается с раннего возраста. Такие люди замечают горести не только людей , но и животных, и растений.(Гонзар Анна 8класс)

Из выступления на литературном кружке) Произведение В. Закруткина «Матерь человеческая» сделала меня совсем другим человеком. Я поняла, что только человек с большой чистой нравственной душой , духовно богатая личность способна пройти через ад войны и остаться человеком. (Мамедова Рана 9 класс)

«Сотвори добро» (Из выступления на литературном кружке) И. Машбаша заставила меня задуматься о том, что высшее образование — это не показатель человеческой нравственности. Дед Бирама -бывший председатель колхоза, без образования. Однако он не сказал, что дочь предателя не может стать женой его внука, а сам Бирам, человек с высшим образованием покинул любимую девушку из-за того , что спустя много лет узнали , что ее отец предатель. Бирам перепутал патриотизм и нравственность с чувством страха перед невежественными людьми. А это война, как затерявшаяся бомба, для нашей страны. Горе тому , кто ее случайно найдет. (Сорокотяга Екатерина 8 класс)

3. Третий этап моей работы подводит к основной идее моего проекта. Я предлагаю своим юным читателя собрать воедино свои мысли и составить свой литературный сценарий. Эта идея не дает угаснуть в детях уже разгоревшуюся искорку . Дети любят петь, танцевать. И мы находим возможность воплотить соответствующие их возрасту интересы с развитием их творческого мышления, развитию речи, воспитанию в них через русскую речь, произведения лучших человеческих чувств. В сценарий были включены песни о войне и инсценированные отрывки с танцами.

4. За основу нашего нового произведения я предлагаю им взять образ неизвестного цветочка из рассказа Платонова «Неизвестный цветок». Вот он один в пустыре, среди камней , без воды и хорошего ухода.

Так как у нас в основном произведения о войне, мы решили показать, что война приносит большие несчастья, что ее последствия ощущаются через много лет и способны разрушить человеческие судьбы. После обсуждения произведения В. Закруткина «Матерь человеческая» единогласно принято решение показать о необходимости милосердия во время войны. Я познакомила их с Международными гуманитарными правилами на войне, которые вначале вызвали много споров, но это произведение привело их к выводу, что милосердие и сострадание должны быть всегда.

Я предложила им связать все мысли с современностью. Так родилась у нас мысль о современном бизнесмене и его моральных качествах

----------- Отрывок из выступления на диспуте «Бизнес- не война, она не должна начаться с уничтожения живого на Земле».)

Архитекторы, на мой взгляд,- высокообразованные люди, но я ввел бы в курс их обучения предмет : « Жизнь на моей будущей стройке».Жестокие бизнесмены не сделают жизнь лучше. (Камга Ландри 9 класс).

5. Так сюжет цветка, находящегося на пустыре обрастал всеми высказанными идеями, и мы смогли рассказать свою историю о бедах, принесенных войной, о необходимости сострадания и милосердия на Земле, о том , что бизнес-не война, и бессердечные бизнесмены не сделают мир счастливым. Мы создавали это все по кусочкам , выбирая лучшие идеи , тексты. Роль главного редактора была на заведующей библиотекой..

При работе с детьми надо всегда поддерживать огонек интереса, стараться не превращать работу в однообразие. Поэтому в библиотеке развернулась целая типография.

В создании этой методической разработки появились следующие специалисты из числа читателей:

  1. Бильдредактор (фотоподборщик). Обеспечивает поиск необходимых иллюстраций для нашего произведения (Аня Гонзар)

  2. Брошюровщик. Работник типографии или издательства, осуществляющий соединение отдельных страниц в готовое полиграфическое издание – книгу, журнал, брошюру.(Мамедова Рана)

  3. Верстальщик. Осуществляет компьютерную верстку многостраничных полиграфических изданий – книг, журналов, брошюр.(Учитель информатики Хут Э. А)

  4. Выпускающий редактор. Это корреспондент, отвечающий за выпуск текущего номера периодического издания. Определяет тему номера, составляет его план, формирует редакционные задания, контролирует ход и соблюдение сроков выполнения работы по подготовке номера. (Мамедова Рана)

  5. Главный редактор. Координирует общий ход работ по подготовке информационного наполнения полиграфического издания.(Зав. Библиотекой- Э. Ш. Чич)

  6. Дизайнер шрифта. Осуществляет визуальное оформление печатных шрифтов, специалист в области графического дизайна. .(Учитель информатики Хут Э. А)

  7. Корректор. Осуществляет поиск и исправление орфографических, пунктуационных и логических ошибок в текстах, подготовленных журналистами и редакторами.(Учитель русского языка, библиотекарь- Э. Ш. Чич)

  8. Рерайтер. Редактирует тексты, преобразовывает их в новые с сохранением смысла.(Учитель русского языка, библиотекарь- Э. Ш. Чич)

  9. Фоторедактор. Отвечает за иллюстративное оформление страниц печатного издания.(Камга Ландри)



Из такой 6-ти месячной работы получилась методическая литературно-музыкальная разработка «Человек читающий- человек думающий».

По этой разработке мой класс выступал на районном конкурсе. Она подходит к мероприятиям по воспитанию чувства гражданственности, приуроченным к Дню Победы, мероприятиям по нравственному восприятию. (К тексту прилагается презентация методической разработки





Использованный литературный материал:

Произведения о Великой Отечественной войне. (В. Закруткин «Матерь человеческая», А. Фадеев «Молодая гвардия», И. Машбаш «Метельные годы», И. Машбаш «Сотвори добро», М. Шолохов «Судьба человека»,

«Неизвестный цветок»- А. Платонов

Песни русских композиторов.

Методическое пособие «Вокруг тебя Мир»

Материалы
ученических отзывов , суждений и выводов, на основе которых составлена литературно-драматическая композиция
«Человек читающий-человек-думающий!»

Гонзар Анна(8 класс) « Неизвестный цветок» Платонова заставил меня задуматься о том , что нравственная чистота начинается с раннего возраста. Такие люди замечают горести не только людей , но и животных, и растений.

Камга Ландри.(9 класс) (Отрывок из выступления на диспуте «Бизнес- не война, она не должна начаться с уничтожения живого на Земле».)

Архитекторы, на мой взгляд,- высокообразованные люди, но я ввел бы в курс их обучения предмет : « Жизнь на моей будущей стройке».Жестокие бизнесмены не сделают жизнь лучше.

Мамедова Рана(9 класс) (Из выступления на литературном кружке) Произведение В. Закруткина «Матерь человеческая» сделала меня совсем другим человеком. Я поняла, что только человек с большой чистой нравственной душой , духовно богатая личность способна пройти через ад войны и остаться человеком.

Сорокотяга Екатерина(8 класс) «Сотвори добро» (Из выступления на литературном кружке) И. Машбаша заставила меня задуматься о том, что высшее образование — это не показатель человеческой нравственности. Дед Бирама -бывший председатель колхоза, без образования. Однако он не сказал, что дочь предателя не может стать женой его внука, а сам Бирам, человек с высшим образованием покинул любимую девушку из-за того , что спустя много лет узнали , что ее отец предатель. Бирам перепутал патриотизм и нравственность с чувством страха перед невежественными людьми. А это война, как затерявшаяся бомба, для нашей страны. Горе тому , кто ее случайно найдет.

Бочарникова Снежана (9 класс) (из сочинения по развитию речи) «Молодая гвардия « А. Фадеева внушила мне следующую мысль: мы , молодежь, за мир в ответе, за каждый ее кустик , за каждого человека, за все живое на Земле.

 Сафаров Рафаил -9 класс

После чтения таких произведений я уверен, что мы в ответе за Мир, добытый ценой жизни



































Методическая разработка

Литературно-драматическая композиция
«Человек читающий-человек думающий»
(Составлено на основе ученических выводов по прочитанным книгам, ученических сценариев и сочинений)


Стихи заведующей Шевченковской библиотеки, учителя русского языка и литературы- Чич Эммы Шамсудиновны

Когда твоя душа поет от счастья,

Не забудь, что рядом может оказаться тот,

Кто состраданием твоим согретым может быть.

Когда твоя душа полна огнем войны,

Умерь свой гнев и милосердней будь.

Весной любви охвачены сердца

Пой, веселись, танцуй!

 Весна твоя, но милосердней будь.

Ты глухотой счастливца не болей.

Услышь тоску других,

Звезду добра зажги.



Встреча девочки с цветком на пустыре

(девочка) - Отчего ты грустишь, цветочек? Ах да, мы, растущие в мире любви и тепла, забыли полить тебя, или камушки на этом пустыре совсем обессилили твою жизнь?

(цветочек) - Да нет, добрая девочка, меня всегда согревает и оживляет даже капелька милосердия в этом мире.

Просто в майские дни, когда гремят Парады Побед, я вспоминаю своих родных, которых уничтожила война.

Разве тут был пустырь! Это был цветущий детский парк. Но после фашистских бомб и солдатских сапог уже кроме меня ни один цветочек не смог вылезти из–под обломков.

(девочка) - Значит не только люди, но и вся природа пострадала от этой войны!

(цветочек) - Да, мы беззвучно сносили все тяготы войны, как в музеях храним в наших сердцах миллионы судеб. А знаешь, сколько хороших людей повстречали мы и во время войны.

(девочка) – Разве людям до цветков было в такое время?

(цветочек) – Для доброго, хорошего человека не сделать ближнему плохо, уже хорошо, и неважно – человеку или растению .Я помню, в День Победы вот на этих руинах танцевали кадриль. Знаешь, даже в такой момент ни один из людей не наступил на меня. А одна женщина подскочила ко мне и словно человеку сказала мне: «Победа!». Она поднесла фляжку с водой к губам, а потом передумала и полила мои иссохшие корни. Я часто в своих снах вижу этот танец счастья – Кадриль в честь Дня Победы!

Милосердие на поле брани

(девочка) - Да, война – это горе, разжигаемое людьми друг против друга. Оставаться там человеком не так просто. Вот скажи мне, цветочек, нас учат быть милосердными даже на поле брани. Как же пожалеть врага, который убил твоих родных? Разве милосердие здесь возможно? Послушай, как до сих пор стонут раны войны.

Танец «Зажгите свечи»
(цветочек) – На войне, девочка, не так все просто. Очень мало людей хотят воевать, но любой солдат должен выполнять приказ. А война ожесточает сердца. А потом они враги, пока с орудием в руках. А ты считаешь возможным добивать раненного, больного или издеваться пленным врагом?

(девочка) – Конечно нет, пусть их судит закон. Очень трудно побороть в себе злобу и месть. Но иначе мир погрязнет в пучину зла и мрака.

(цветочек) – Девочка моя, надо бороться за мир. Чем больше состраданья, милосердия и добра, тем меньше разрушенных войной судеб будет в мире.

(девочка) – Правда, о разрушенных судьбах до сих пор поется в песнях, письма идут в разные концы планеты ищут пропавших родных, близких, любимых.

Звучит песня «Письмо»
(девочка) – А сейчас, когда нет войны, как же тебя никто не заметил среди груды камней в пустыре, без воды и еды?

(цветочек) – Вот опять ты согрела меня своей добротой. Я пью росу, земля питает мои корни. Но скоро здесь планируют построить большой развлекательный центр. Вот тогда и сравняют меня с землей. В мире бизнеса вряд ли найдется место милосердию. Ну ничего, пусть здесь веселятся дети, а я полюбуюсь последними лучами солнца, песнями птиц и шелестом ветра. Послушай, в этом тоже есть своя прелесть.

Звучит песня «Маленькая страна»

(девочка) – разве современный бизнесмен не может быть одновременно деловым и добрым? Нет, бизнес не война, и мир жестоких бизнесменов не сделает нас счастливее. Подожди меня, цветок!

(Звучит мелодия. Идет группа архитекторов и бизнесмен. Следом за ними бежит девочка).

Архитектор) - По проекту здесь будет левый блок развлекательного центра для детей. Мы планируем поместить 15 детских аттракционов, оформление сделаем по представленному проекту красочно, дети должны жить в красоте, чтобы были добрее душой.

(2-й Архитектор) – Правый фланг будет организован под магазины. Пока дети играются, родители получат возможность посетить магазины или посидеть в кафе.

(Бизнесмен) - Есть. Подойдите сюда. Видите вот этот цветок? Я хочу, чтобы возле него поставили заграждения, пока идут строительные работы, а затем, ухоженный и хорошо оформленный он должен находится в воплощенном проекте моего бизнес- плана.

(1-й Архитектор) – Зачем вам этот цветок? Вам вырастят сотни лучших цветов.

(Бизнесмен) – Нет, я не хочу, чтобы мое дело начинались с уничтожения живого на Земле. Этот цветок будет в развлекательном центре символом добра и милосердия. Нам нужно строить Мир на основе человеколюбия, добра и сострадания.

Мы за Мир в ответе!Звучит песня «Мы за мир в ответе!»





Скачать

© 2022, 106 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!