СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока физики . Тема урока "Удельная теплоемкость"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока физики в 8 классе.по ФГОС ООО. На уроке вводится новая фихическая величина  Удельная теплоемкость.  Урок проведе в 2018 году.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока физики . Тема урока "Удельная теплоемкость"»

МКОУ «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области
















Методическая разработка

урока по физике в 8 классе.

Тема урока:

«Удельная теплоемкость».






Учитель физики Бабкова Н.А.
















2018 год





Тема урока «Удельная теплоемкость»


Цели: изучить и выяснить физический смысл удельной теплоемкости вещества.



Планируемые результаты

Личностные результаты

Осознанное, уважительное отношение к ценностям Родины;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;

эмоционально-ценностное видение окружающего мира;

наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, значении удельной теплоемкости при выборе сельскохозяйственного участка, строительства жилища, отопительных печей).
Метапредметные результаты

Межпредметные понятия: овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Обучающиеся смогут: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям. Строить рассуждение на основе сравнения явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты

научится:

соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным оборудованием;

понимать смысл основных физических терминов: физическое явление, физическая величина – удельная теплоемкость, единицы измерения;

распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов проводить опыт и формулировать выводы.

Проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования.

Тип урока: комбинированный урок .

Оборудование

Для презентации: компьютер, проектор, экран, презентация;

Для эксперимента : два штатива с лапкой и муфтой, секундомер, две одинаковые спиртовки, два мерных стакана, два термометра для воды, металлическая подставка.

Таблица: Удельная теплоемкость некоторых веществ.

Компьютер, проектор. Бланки отчетов. Карточки с заданиями.

УМК: Учебник Физика 8 класс. Автор А.В.Перышкин. Москва «Дрофа» 2014г.

Сборник задач по физике. А.И. Лукашик. 2015г.

C введением  ФГОС второго поколения одной из задач учителя является формирование у учащихся  компонентов учебной деятельности,
«Уметь учиться» – это значит знать, хотеть и уметь выполнять все шаги учебной деятельности и их рефлексию. План урока раскрывает этапы формирования учебных действий у обучающихся на уроке физики в 8 классе.


Конспект урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент. Мотивация к работе на уроке.

2 мин.

Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку физики. У всех есть учебник, сборник задач, тетради, ручки, карандаши и линейки.

Слайд 1

Все уроки, как люди, похожи и разные,

Если к ним приглядеться с различных сторон:

Ведь бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они, как мучительный сон.

В. Троицкий

Давайте постараемся, чтобы наш урок прошел интересно, с пользой для каждого.

Готовятся к уроку.

Актуализация знаний

5 мин.

В начале урока ответим на вопросы по прошлой теме (слайды 2,3,4).


Обобщим от чего зависит количество теплоты? (слайд 5)


Запишите в тетради дату и

выполните самостоятельную работу по переводу единиц измерения количества теплоты. (слайд 6)



Проверим и оценим работу соседа (слайд 7) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: (слайд 8)

«5» – 6

«4» – 5

«3» – 4;3

«2» - 2;1

Формулируют ответы на вопросы.

Создают обобщение.


Выполняют в тетрадях самостоятельную работу


Передают тетради по кругу и проверяют

Изучение нового материала

20мин.

Создание проблемы: беседа с учащимися (Слайд 9). Какое время года за окном? Давайте представим, что наступает зима. Каждый из вас замечал, что земля промерзла, ее прикрыл снежок. Вспомните как выглядит наша река Олым?

Постановка проблемного вопроса, Почему в начале зимы река еще не замерзла, а почва замерзла? Вы, желаете выяснить почему так бывает?

Планирование. Все ваши ответы я принимаю. А поможет нам ответить на этот и другие вопросы Эксперимент. Будем его проводить вместе, работая в исследовательских группах. Исследователи воды и исследователи масла. Все возьмите бланки отчетов, которые вы будете заполнять в ходе исследования. Напишите свою фамилию.

Выберите в своей группе хранителя времени. Выдача секундомера.

ТБ при работе со стеклянной посудой и термометром и спиртовкой. Слайд 11. Почему спиртовку накрывать, а не задувать? (Чтобы не было притока воздуха)

Выберите ответственного за измерение массы воды (масла), Измерьте массу веществ в емкостях (мерных стаканах). Запишите в бланк.









Выберите ответственного за измерение температуры воды ( масла). Измерьте начальную температуру жидкостей в емкостях.





Исследуем нагревание воды и растительного масла на одинаковых спиртовках в течение 1, 2, 3, минут. Термометры в жидкостях оставим.

Стакан с водой и стакан маслом одной и той же массой ставим на одну и ту же плиту, и нагреваем 1 минуту(2,3,). Снимите показания термометров в воде (в масле) через1 минуту(2,3,). Сделайте вывод. Процесс нагревания происходит по-разному



Незабываем записывать показания



























Зачем мы делаем эксперимент? На уроке, дома.



Сделайте вывод почему одинаковые емкости с водой и маслом имеют разную температуру. Какие условия нагревания? Емкости, массы – одинаковые и стоят рядом, греют плиту. Обе жидкие. Время нагревания – одинаковое Спиртовки одинаковые. Эти условия не влияют на результат эксперимента. А что разное? Разные вещества, разная плотность, разное строение вещества.



Сделайте вывод, почему емкости воды и масла разной температуры, что определяет способность вещества к поглощению энергии извне?

Вывод: Строение вещества или род вещества определяют способность вещества к поглощению энергии извне.















Чтобы вода нагрелась до температуры масла что необходимо? ( дополнительное количество теплоты).

Делаем заключение, Таким образом, для нагревания одинаковых масс на одну и ту же величину требуется разное количество теплоты.























Это свойство веществ определяется физ величиной удельной теплоемкостью вещества. Запишем тему нашего урока Удельная теплоемкость. Слайд 12. Мы изучаем физическую величину по плану.







Попробуем объяснить, что означает слово теплоемкость.

Определяет, сколько тепла может вобрать в себя емкость.







Откройте учебник §8 . Найдите и прочитайте определение удельной теплоемкости, обозначение, единицы измерения.



Физкультминутка. Слайд 13

Прочитайте определение, как обозначается? В каких единицах измеряется?

Даем определение. Слайд 14.

Физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1 градус, называется удельной теплоемкостью вещества.

Вводим единицу измерения удельной теплоемкости: 1Дж/кг*°С и обозначение с.

Физический смысл термина: удельная теплоемкость показывает, на какую величину изменяется внутренняя энергия 1 кг вещества при нагревании или охлаждении его на 1 градус Цельсия.

Обратить внимание участников на таблицу учебника номер 1

Значение удельной теплоемкости вещества-табличная величина уже измеренная для различных веществ. (слайд 15). И таблица «Удельная теплоемкость некоторых веществ у вас есть в учебнике». Но что же значат эти числа? Ответ на следующем слайде (слайд 16).


Какая удельная теплоемкость воды? Что это означает? Чему равна удельная теплоемкость подсолнечного масла?





У какой жидкости больше? Что это означает?









У какого вещества минимальная теплоемкость? (У золота). Какое вещество имеет наибольшую.


Сравните теплоемкость кирпича и железа.

Где мы можем это применить?


Сравните значение удельной теплоемкости воды и льда. Молекулы воды и льда разные? (Нет). Сделайте вывод Значение удельной теплоемкости вещества зависит не только от рода вещества, но и от его агрегатного состояния, внутреннего строения (слайды 17,18), Таким образом удельная теплоемкость зависит от характера движения и расположения молекул в веществе.




Сравните теплоемкость кирпича и железа.

Где мы можем это применить?

У кого железный гараж? Нагревается воздух и железо.

Железные конструкции легко вбирают тепло и быстро его отдают.






А теперь поработаем с графиками. На листах миллимитровой бумаги.построим графики зависимости температуры от времени. 1 группа строит для воды, 2 группа для масла.

По одному человеку от группы изобразить свои графики.

Где лежат точки? (на прямой, но может быть погрешность).


Скажите какую информацию мы можем получить, извлечь из данных графиков? Нижний график для воды, верхний для масла.





Теперь вы можете ответить на вопрос: Почему в начале зимы река еще не замерзла, а почва замерзла?









Почему садоводы стремятся купить садовый участок у водоема?





Формула для определения количества теплоты поглощенного телом при нагревании или выделяемого телом при охлаждении. Слайд 19

Слушают.



Отвечают на вопросы. Делают предположения.













Распределяют роли.




Определяют массу воды и масла в стаканах. Делают вывод. Массы равные. Емкости равные.


Измеряют температуру. Делают вывод.

Температура воды и масла равные.



Снимают показания термометра через 1, 2, 3, минуту и записывают в тетради.

Через каждую минуту делают вывод.

Температура воды и масла разные. За равные промежутки времени вещества нагрелись по разному. Температура емкости с маслом выше, чем температура емкости с водой.


Доказать что-то, подтвердить гипотезу.сравнить условия, догадаться научную теорию.

Сравнивают и анализируют условия нагревания веществ воды и масла.

Формулируют Вывод: Строение вещества или род вещества определяют способность вещества к поглощению энергии извне.



Формулируют ответ? ( Греют еще, дополнительное количество теплоты).

Делают заключение Таким образом, для нагревания одинаковых масс на одну и ту же величину требуется разное количество теплоты.



Запишем тему нашего урока Удельная теплоемкость

План: 1.Определение.

2. обозначение.

3. Ед. измерения.

Делают разминку.

Состоит из двух слов тепло и емкость. Определяет сколько тепла может вобрать в себя емкость.

Работа с учебником

Выборочное чтение.











Рассматривают таблицу 1.

Находят в таблице и отвечают.



Удельная теплоемкость воды 42001Дж/кг*°С, а масла 17001Дж/кг*°С

У воды больше, чем у масла.

Поэтому для нагревания воды нужно большее количество теплоты.

Поэтому масло нагревается быстрее воды.

У золота минимальна.

У воды максимальна

У железа меньше, у кирпича больше.

Сравнивают, анализируют и делают вывод:

Значение удельной теплоемкости вещества зависит не только от рода вещества, но и от его агрегатного состояния.

У железа меньше, у кирпича больше. Постройки жилища или гаража, печей.











Строят графики на листах.





1 человек от группы чертит график на доску, по очереди.



Чем меньше удельная теплоемкость, тем дольше оно нагревается, тем ниже ее график



Формулируют вывод. Вещества почва и вода имеют различное строение и различную удельную теплоемкость. У воды больше, чем у земли.

У водоемов дольше сохраняется тепло. Теплее на

участке.







Запись в тетради.




Закрепление материала.

5 мин.

Для закрепления материала ответим на вопросы (слайд 20). Решим качественную задачу №991. №996

Читают вслух. Отвечают на вопросы. У спиртовки не хватит энергии для нагревания ведра воды до 100°С,. Спиртовка маленькая, мало спирта. Решают задачу.

На нагрев чугунного горшка тратится меньше энергии, чем на воду.

Дополнительный материал.

3мин.

Теплоемкость — это величина, характеризующая одно из тепловых свойств тел. Она показывает, какое количество теплоты нужно подвести к телу или отвести от него, чтобы изменить его температуру (соответственно, повысить или понизить ее) на 1 градус. Отнесенную к единице массы, ее называют удельной теплоемкостью. Все это хорошо вам знакомо. Но причем тут слово «емкость»? Ведь им обычно пользуются, когда говорят об объеме какого-нибудь сосуда, точнее, — о его вместимости.

Термин «теплоемкость» появился в физике около 200 лет назад, во второй половине XVIII века, и он остался в физике как память о тех кажущихся теперь странными представлениях о тепле, холоде, температуре, которые существовали тогда в науке.

Начиная с XVII века, в физике шла борьба двух представлений о природе теплоты. Борьба эта закончилась сравнительно недавно — в середине прошлого столетия; в результате одна из теорий теплоты была отброшена полностью, а вторая восторжествовала лишь частично.Первая теория (точнее было бы сказать — гипотеза) состояла в том, что теплота — это особое вещество, способное проникать в любое тело. Чем больше этого вещества в теле, тем выше его температура. Опытным фактом, на котором основывалось это представление, служило то, что при контакте двух по-разному нагретых тел более теплое из них охлаждается, а более холодное нагревается. Дело в самом деле выглядит так, как будто бы нечто переливается из более теплого тела в более холодное. Это нечто, своего рода тепловое вещество, называли по-разному, но чаще всего — теплородом. Считалось, что всякое тело представляет собой смесь вещества самого тела с теплородом, а температура, измеряемая термометром, характеризует концентрацию теплорода в теле. Слово «температура» по-латыни как раз и означает смесь. Бронза, например, называлась температурой (смесью) меди и олова.

Вторая теория (гипотеза), впервые предложенная в начале XVII века английским ученым Фрэнсисом Бэконом, утверждала, что теплота — это движение малых частиц внутри тела (молекул, атомов, или, как тогда говорили, нечувствительных частиц). Эта гипотеза тоже основывалась на опытных наблюдениях, показывающих, например, что движением можно вызвать нагревание. У этой теории было много сторонников, и даже очень знаменитых, таких, как Декарт, Бойль, Гук, Ломоносов.

Обе теории при всем их различии имели и кое-что общее. И та, и другая сходились на том, что теплота — это нечто, содержащееся в теле. По первой гипотезе в теле содержится теплород, по второй — частицы с их «живой силой» (так тогда называли кинетическую энергию). Сходились они и в том, что теплота не пропадает и не появляется: если при контакте двух тел одно из них теряет теплоту, то другое получает ее, так что потерянное одним телом приобретается другим. Тем не менее, подавляющее большинство исследователей вплоть до XIX века придерживались первой, так сказать, вещественной теории теплоты, и XVIII век был, безусловно, веком торжества именно этого представления о теплоте.

Введение понятия теплоемкости тесно связано с решением проблемы распределения тепла при соприкосновении различно нагретых тел.

Так какая теория, по-вашему, подтвердилась частично, а какая была полностью опровергнута?

Слушают. Отвечают на вопрос.

Итог.

2 мин.

Выставляются оценки за работу. Подводятся итоги.

Оценивают свою работу. Проанализируйте как вы отвечали на вопросы, выполняли задаия.

Домашнее задание.

1 мин.

Записываем домашнее задание (слайд 21).

Записывают домашнее задание.

Рефлексия

2

Обобщим, что нового мы узнали

Продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я узнал …

  • Теперь я могу …

  • Было интересно …

  • Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся …


Продолжают фразу




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!